Напоминание

Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся в системе дополнительного образования. «Если Родиной память зовется»


Автор: Савина Ольга Георгиевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ"Промышленновская СОШ №56"
Населённый пункт: пгт.Промышленный Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся в системе дополнительного образования. «Если Родиной память зовется»
Раздел: полное образование





Назад




Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания

учащихся в системе дополнительного образования.

«Если Родиной память зовется»

Нельзя только призывать к

патриотизму, его нужно

воспитывать.

Д.С.Лихачев

В Концепции сформулирована высшая цель образования –

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в

духовных и культурных традициях российского народа.

Актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического

воспитания детей и подростков продиктованы временем. Сегодня

коренным

образом

меняются

отношения

гражданина

России

с

государством

и

обществом.

Он

получил

большие

возможности

реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях

жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу

других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей

ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-

нравственный,

идеологический,

культурно-исторический,

военно-

патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового

государства

необходимо

осуществлять

воспитание

принципиально

нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к

управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества,

готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом

обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой

гражданской

личности,

сочетающей

в

себе

развитую

духовно-

нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад

должна внести современная школа.

От педагогов всех образовательных организаций требуется не только

научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те науки,

которыми ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Огромную

возможность

приобретает

вопрос

о

том,

что

назрела

«необходимость

с раннего возраста знакомить ребенка со своим

Отечеством, с родным ему языком, литературой, историей, географией».

Известный педагог К.Д.Ушинский писал: «Самое редкое, наиболее

бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего, состоит в

том, что человек западный, не

только образованный, но и даже

полуобразованный, всегда более всего знаком со своим Отечеством, с

родным его языком, культурой, а русский человек всего менее знаком

именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем тем, что к

ней относится». Любовь к Родине, чувство национальной гордости не

возникает у людей сами по себе. С раннего возраста необходимо

целенаправленное воздействие на человека. При этом надо понимать, что

любовь к Родине начинается с ощущения родного края, с земли, на

которой родился и рос. В связи с этим перед педагогами встала насущная

проблема воспитания к Родине у учащихся, гордость за её прошлое и

настоящее.

В современной жизни человек существует не сам по себе, а как

органическая часть окружающего мира. Учащиеся имеют возможность не

только усваивать знания, но и приобретают умения связывать эти знания

в целостную картину мира.

Поэтому все преподаватели нашей школы ставят перед собой цель –

формировать у учащихся любовь к «малой родине», не только во время

учебной деятельности, но и через воспитательную работу, через

включение учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность,

дополнительную краеведческую работу. Другими словами, данная цель,

направленная на реализацию духовно-нравственного и патриотического

воспитания, охватывает весь педагогический процесс в нашем учебном

заведении, пронизывает всю структуру, интегрируя учебные занятия и

внеурочную (дополнительную) деятельность учащихся, разнообразные

виды деятельности.

С этой целью продиктована программа «Я – гражданин России»,

составленная преподавателями начальной школы и среднего звена на

основе Концепции духовно – нравственного воспитания российских

школьников.

Программа

включает

мероприятия

по

усилению

противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать

ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в

целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых

традиций»,

проводить

встречи

с

интересными

людьми,

своими

земляками,

воспевающими

свою

«малую»

Родину:

поэтами,

художниками,

музыкантами;

экскурсии

в

краеведческие

музеи;

дискуссии,

инсценированные

представления,

устные

журналы,

викторины, принимать участие в социальных проектах (вахта памяти,

акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка

«Операция

Поиск»;

а

также

организовывать

теоретические

и

практические занятия для детей и родителей.

Программа «Я – гражданин России» разработана, дополнена и

используется

и

в

среднем,

и

в

старшем

звене

в

различных

дополнительных мероприятиях. Она включает шесть направлений,

связанных между собой логикой: «Я и Я», «Я и семья», «Я и культура»,

«Я и школа», «Я и моё Отечество», «Я и планета».

В соответствии с возрастными особенностями учителями русского

языка и литературы разработана программа для дополнительных занятий

по литературе с региональным компонентом. «Местный опыт,- как считал

один из ведущих критиков кузбасской литературы А.П.Казаркин, -

стократно

дороже

отвлеченного

знания».

Программа

«Изучение

художественного

и

публицистического

слова

поэтов

и

писателей

Кузбасса» осуществляется на дополнительных занятиях и во внеурочное

время. Все произведения подобраны авторами программы с учетом

художественных достоинств, разнообразия тематик и жанров. Предложив

активные формы и методы, рассчитанные на заинтересованное изучение,

на осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,

формируется

гордость

за

причастность

к

деяниям

предыдущих

поколений.

Вся программа «Изучение художественного и публицистического

слова

поэтов

и

писателей

Кузбасса»

рассчитана

на

два

года.

Проблематичность, злободневность самих тем, произведений актуальны

сегодня. Вот некоторые из них:

1.

«В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата!» (По повести В.Рудина «Три года

дьявольщины»)

2.

Нравственные истоки подвига героев В.Мазаева( По рассказу «Жив

останусь -свидимся»)

3.

«Дом, семья – это постоянство, это главное»(Проблемы женского

счастья в произведениях современных писательниц Е.Дубро,

Ю.Лавряшиной, Г.Устиновой, Л.Петрушевской.)

4.

«Жить настоящим, думая о будущем и выходя из прошлого» (По

материалам публицистов моего края.)

5.

«О Боже, даруй мне язык, чтобы изречь хоть малую толику чуда!»

(О ведущих темах поэзии Кузбасса и моей «малой» Родины,

Промышленновского района.)

6.

«Если Родиной

память зовется…»(По роману-эссе «Память

Чивилихина»)

Здесь приведены всего лишь несколько тем и произведений из

программы «Изучение художественного и публицистического слова

поэтов и писателей Кузбасса», но весь дополнительный курс помогает

современным ученикам извлечь из книг поэтов нашего края те

духовно-нравственные

ценности,

которыми

богата

наша

земля.

И.Киселёв умер в 1981 году. Заговорили о нем спустя несколько лет.

Трагическая истина. Ведь у нас никогда не было пророков в своем

Отечестве, мы все их искали на стороне. И кому, как не нам, учителям

младшего звена и учителям – словесникам, открывать эти таланты.

Ведь издревле учитель был просветителем, нес в народ свой ум, свою

образованность, свою просвещенность. Сейчас нет и не может быть

столичной и периферийной литературы. И долг сибиряков, наш долг –

поднять на щит своих земляков – писателей.

В младших классах надо говорить о стихах нашего замечательного

земляка Александра Береснева, восхищаться удивительными сказками

Валентины

Кужелёвой,

учительницы

начальных

классов

из

Прокопьевска, искренне смеяться над героями басен и юморесок

Владимира Матвеева.

На произведениях

сибирских писателей Виктора Чугунова,

Валетина Махалова, Виктора Чивилихина училось не одно поколение

детей и подростков.

В своей бессмертной книге «Память» мариинский писатель Виктор

Чивилихин, который по достоинству получил титул российского

писателя, напоминал: «Для нас необходим фонарь истории… теперь

история не в одном деле, но и в памяти, в душе, на сердце у народа.

Мы её видим, слышим, осязаем ежеминутно; она пронизывает нас

всеми чувствами».

Поэтому так точно «ощущают» эту связь - Родина и память у и

последователей В.Чивилихина, писателей и поэтов. И среди них

Валерий Ковшов:

Если родиной память зовется

о земле, что не кажется тесной,

пусть она навсегда остается

недопетой единственной песней.

Причитанья печальной метели

не хочу слушать снова и снова.

Не хочу, как занозу из тела,

рвать из горла прощальное слово.

Слышу шорохи леса и снега,

вижу поле и дым над деревней.

Он в крови, этот дикий и древний,

зов инстинкта и запах ночлега.

Это же «ощущение» связи Родины и памяти заставляет и обязывает

всех педагогов нашей школы проводить духовно- нравственное и

патриотическое воспитание в историко-краеведческом направлении.

Вот уже более сорока лет, сколько существует наша школа. И пусть не

все наши подопечные стали и станут историками, математиками,

поэтами,

музыкантами,

пусть

они

будут

просто

людьми,

выполняющими обыкновенную работу и помнящими своё родство

там, где они родились и живут. И вся наша деятельность педагогов по

духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, проводимая

сегодня в школе, в будущем должна являться своеобразным маяком,

светом, «фонарем» для наших выпускников. Мы убеждены, что они

будут чувствовать этот свет в каждодневных мыслях, поступках,

образе жизни и языке. Ведь наш коллектив учителей на это надеется,

на этом и стоит наше дополнительная образовательная деятельность.

Литература.

1.Гаснов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания

граждан [Текст] / 3.Т.Гасанов// Педагогика.-2995, -№6.-с.59-63

2.Каршинова, Т.С. Организация духовно-нравственного образования

средствами различных дисциплин [Текст] / Я.В.Карщинова //

Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- №6.- с.48-52.

3. Концепция духовно – нравственного воспитания российских

школьников [ Текст] – М. просвещение, 2009.-147с.

4. Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение [ Текст] // М:

Просвещение, 1987



В раздел образования