Автор: Савина Ольга Георгиевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ"Промышленновская СОШ №56"
Населённый пункт: пгт.Промышленный Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся в системе дополнительного образования. «Если Родиной память зовется»
Раздел: полное образование
Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания
учащихся в системе дополнительного образования.
«Если Родиной память зовется»
Нельзя только призывать к
патриотизму, его нужно
воспитывать.
Д.С.Лихачев
В Концепции сформулирована высшая цель образования –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
Актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического
воспитания детей и подростков продиктованы временем. Сегодня
коренным
образом
меняются
отношения
гражданина
России
с
государством
и
обществом.
Он
получил
большие
возможности
реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях
жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу
других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей
ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-
нравственный,
идеологический,
культурно-исторический,
военно-
патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового
государства
необходимо
осуществлять
воспитание
принципиально
нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к
управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества,
готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом
обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой
гражданской
личности,
сочетающей
в
себе
развитую
духовно-
нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад
должна внести современная школа.
От педагогов всех образовательных организаций требуется не только
научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те науки,
которыми ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Огромную
возможность
приобретает
вопрос
о
том,
что
назрела
«необходимость
с раннего возраста знакомить ребенка со своим
Отечеством, с родным ему языком, литературой, историей, географией».
Известный педагог К.Д.Ушинский писал: «Самое редкое, наиболее
бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего, состоит в
том, что человек западный, не
только образованный, но и даже
полуобразованный, всегда более всего знаком со своим Отечеством, с
родным его языком, культурой, а русский человек всего менее знаком
именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем тем, что к
ней относится». Любовь к Родине, чувство национальной гордости не
возникает у людей сами по себе. С раннего возраста необходимо
целенаправленное воздействие на человека. При этом надо понимать, что
любовь к Родине начинается с ощущения родного края, с земли, на
которой родился и рос. В связи с этим перед педагогами встала насущная
проблема воспитания к Родине у учащихся, гордость за её прошлое и
настоящее.
В современной жизни человек существует не сам по себе, а как
органическая часть окружающего мира. Учащиеся имеют возможность не
только усваивать знания, но и приобретают умения связывать эти знания
в целостную картину мира.
Поэтому все преподаватели нашей школы ставят перед собой цель –
формировать у учащихся любовь к «малой родине», не только во время
учебной деятельности, но и через воспитательную работу, через
включение учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность,
дополнительную краеведческую работу. Другими словами, данная цель,
направленная на реализацию духовно-нравственного и патриотического
воспитания, охватывает весь педагогический процесс в нашем учебном
заведении, пронизывает всю структуру, интегрируя учебные занятия и
внеурочную (дополнительную) деятельность учащихся, разнообразные
виды деятельности.
С этой целью продиктована программа «Я – гражданин России»,
составленная преподавателями начальной школы и среднего звена на
основе Концепции духовно – нравственного воспитания российских
школьников.
Программа
включает
мероприятия
по
усилению
противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать
ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в
целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых
традиций»,
проводить
встречи
с
интересными
людьми,
своими
земляками,
воспевающими
свою
«малую»
Родину:
поэтами,
художниками,
музыкантами;
экскурсии
в
краеведческие
музеи;
дискуссии,
инсценированные
представления,
устные
журналы,
викторины, принимать участие в социальных проектах (вахта памяти,
акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка
«Операция
Поиск»;
а
также
организовывать
теоретические
и
практические занятия для детей и родителей.
Программа «Я – гражданин России» разработана, дополнена и
используется
и
в
среднем,
и
в
старшем
звене
в
различных
дополнительных мероприятиях. Она включает шесть направлений,
связанных между собой логикой: «Я и Я», «Я и семья», «Я и культура»,
«Я и школа», «Я и моё Отечество», «Я и планета».
В соответствии с возрастными особенностями учителями русского
языка и литературы разработана программа для дополнительных занятий
по литературе с региональным компонентом. «Местный опыт,- как считал
один из ведущих критиков кузбасской литературы А.П.Казаркин, -
стократно
дороже
отвлеченного
знания».
Программа
«Изучение
художественного
и
публицистического
слова
поэтов
и
писателей
Кузбасса» осуществляется на дополнительных занятиях и во внеурочное
время. Все произведения подобраны авторами программы с учетом
художественных достоинств, разнообразия тематик и жанров. Предложив
активные формы и методы, рассчитанные на заинтересованное изучение,
на осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
формируется
гордость
за
причастность
к
деяниям
предыдущих
поколений.
Вся программа «Изучение художественного и публицистического
слова
поэтов
и
писателей
Кузбасса»
рассчитана
на
два
года.
Проблематичность, злободневность самих тем, произведений актуальны
сегодня. Вот некоторые из них:
1.
«В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата!» (По повести В.Рудина «Три года
дьявольщины»)
2.
Нравственные истоки подвига героев В.Мазаева( По рассказу «Жив
останусь -свидимся»)
3.
«Дом, семья – это постоянство, это главное»(Проблемы женского
счастья в произведениях современных писательниц Е.Дубро,
Ю.Лавряшиной, Г.Устиновой, Л.Петрушевской.)
4.
«Жить настоящим, думая о будущем и выходя из прошлого» (По
материалам публицистов моего края.)
5.
«О Боже, даруй мне язык, чтобы изречь хоть малую толику чуда!»
(О ведущих темах поэзии Кузбасса и моей «малой» Родины,
Промышленновского района.)
6.
«Если Родиной
память зовется…»(По роману-эссе «Память
Чивилихина»)
Здесь приведены всего лишь несколько тем и произведений из
программы «Изучение художественного и публицистического слова
поэтов и писателей Кузбасса», но весь дополнительный курс помогает
современным ученикам извлечь из книг поэтов нашего края те
духовно-нравственные
ценности,
которыми
богата
наша
земля.
И.Киселёв умер в 1981 году. Заговорили о нем спустя несколько лет.
Трагическая истина. Ведь у нас никогда не было пророков в своем
Отечестве, мы все их искали на стороне. И кому, как не нам, учителям
младшего звена и учителям – словесникам, открывать эти таланты.
Ведь издревле учитель был просветителем, нес в народ свой ум, свою
образованность, свою просвещенность. Сейчас нет и не может быть
столичной и периферийной литературы. И долг сибиряков, наш долг –
поднять на щит своих земляков – писателей.
В младших классах надо говорить о стихах нашего замечательного
земляка Александра Береснева, восхищаться удивительными сказками
Валентины
Кужелёвой,
учительницы
начальных
классов
из
Прокопьевска, искренне смеяться над героями басен и юморесок
Владимира Матвеева.
На произведениях
сибирских писателей Виктора Чугунова,
Валетина Махалова, Виктора Чивилихина училось не одно поколение
детей и подростков.
В своей бессмертной книге «Память» мариинский писатель Виктор
Чивилихин, который по достоинству получил титул российского
писателя, напоминал: «Для нас необходим фонарь истории… теперь
история не в одном деле, но и в памяти, в душе, на сердце у народа.
Мы её видим, слышим, осязаем ежеминутно; она пронизывает нас
всеми чувствами».
Поэтому так точно «ощущают» эту связь - Родина и память у и
последователей В.Чивилихина, писателей и поэтов. И среди них
Валерий Ковшов:
Если родиной память зовется
о земле, что не кажется тесной,
пусть она навсегда остается
недопетой единственной песней.
Причитанья печальной метели
не хочу слушать снова и снова.
Не хочу, как занозу из тела,
рвать из горла прощальное слово.
Слышу шорохи леса и снега,
вижу поле и дым над деревней.
Он в крови, этот дикий и древний,
зов инстинкта и запах ночлега.
Это же «ощущение» связи Родины и памяти заставляет и обязывает
всех педагогов нашей школы проводить духовно- нравственное и
патриотическое воспитание в историко-краеведческом направлении.
Вот уже более сорока лет, сколько существует наша школа. И пусть не
все наши подопечные стали и станут историками, математиками,
поэтами,
музыкантами,
пусть
они
будут
просто
людьми,
выполняющими обыкновенную работу и помнящими своё родство
там, где они родились и живут. И вся наша деятельность педагогов по
духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, проводимая
сегодня в школе, в будущем должна являться своеобразным маяком,
светом, «фонарем» для наших выпускников. Мы убеждены, что они
будут чувствовать этот свет в каждодневных мыслях, поступках,
образе жизни и языке. Ведь наш коллектив учителей на это надеется,
на этом и стоит наше дополнительная образовательная деятельность.
Литература.
1.Гаснов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / 3.Т.Гасанов// Педагогика.-2995, -№6.-с.59-63
2.Каршинова, Т.С. Организация духовно-нравственного образования
средствами различных дисциплин [Текст] / Я.В.Карщинова //
Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- №6.- с.48-52.
3. Концепция духовно – нравственного воспитания российских
школьников [ Текст] – М. просвещение, 2009.-147с.
4. Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение [ Текст] // М:
Просвещение, 1987