Автор: Савина Ольга Георгиевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ"Промышленновская СОШ №56"
Населённый пункт: пгт.Промышленный Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль духовной культуры в развитии личности на уроке литературы и во внеурочное время.
Раздел: полное образование
Роль духовной культуры в развитии личности на уроке
литературы и во внеурочное время.
Не будет корней в родной местности,
в родной стране - будет много людей,
подобным степному растению
перекати – поле.
Д.С.Лихачёв.
Современное развитие отечественного образования отражает общие
тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов
государственной
политики
в
области
образования
является
«гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности,
сочетающий
профессиональную
компетентность
с
духовной
и
гражданской ответственностью, воспитание любви к Родине».
В наше сложное время утраты духовных ценностей и ориентиров
проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая
тревогу за судьбы наших детей.
Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже
сегодня ребёнок мог отличить добро от зла, противостоять в нашем
обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только
человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.
В современных условиях на литературу как на учебный предмет
возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности.
В своей педагогической деятельности, которая насчитывает уже более
30 лет, я руководствуюсь советами В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите,
чтобы ваши питомцы стремились к добру,- воспитывайте тонкость,
эмоциональную чуткость юного сердца»
Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному
русскому языку, потому что память основа на благодарности, на даре
блага и добра.
А процветание любой нации неразрывно связано с почитанием
традиций, наличием духовной преемственности, подлинным знанием
родной истории.
Без уважительного отношения к памяти предков, благодарности к их
духовно – нравственному наследию, к труду наших родителей, к
православным традициям, невозможно воспитать настоящего человека.
Память – основа совести и нравственности, память – основа духовной
культуры. «Хранить память, беречь память, - как писал Д.С.Лихачёв, - это
наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память –
наше богатство».
Вот это богатство я и пытаюсь донести до своих учеников на уроках
литературы и во внеурочное время.
Огромным влиянием на детей оказывают сказки, они хорошо
воспринимаются и усваиваются детьми и в среднем звене. Уроки,
посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Как
в русских народных сказках, так и в литературных заложен христианский
смысл. Сказки учат читателей следовать заповедям, данными человеку
Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок
А.С.Пушкина, учащиеся делают выводы о том, что добром воздаётся тем,
кто живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и
мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушит заповеди, приходит
возмездие.
Много уделяю внимания в своей работе исследованию народного
творчества Сибири и Кузбасса, которое содержит неоценимое значение
для воспитательных традиций.
Народная мудрость и жизненный опыт породили неписаные законы:
«Не смейся над престарелыми, инвалидами»; «Старайся сделать что-
нибудь доброе нищему, слепому, немому, хромому - не обижай их и
уступай им дорогу, если трудно, то помоги им»; «Не дразни малышей, не
обижай их»; «Всегда оберегай замёрзших, накорми голодных, приюти
бездомных»; «Не злорадствуй над больными, не смейся над сиротами»;
«Не принуждай жаловаться старых, не заставляй плакать младших»; «Не
смейся над чужой бедой»; «Ротозея не обманывай, нерасторопного не
расстраивай»; «Кто в горе, того не огорчай».
Из истории, литературы подбираю произведения, в которых можно
найти материал, раскрывающий христианские ценности – размышления о
главных вопросах бытия, об отношении
каждого человека к Богу,
пробуждение интереса к главному, что есть у нас в душе…
Из книги мариинского писателя В.Чивилихина «Память» узнаём о
многих традициях коренных сибиряков. По сибирским деревням издавна
существовал обычай выставлять на ночь за окно молоко, хлеб, иногда и
мясо для бродяг. До революции сибирские крестьяне также оставляли еду
и питьё у специально открытого окошечка с тем, чтобы человек,
бежавший из царской ссылки или с каторги, мог утолить голод или
жажду.
Ещё в 1911 году, в журнале «Живая старина» бывший политический
ссыльный, впоследствии почётный академик Э.К.Пекарский писал, что
«…неизвестно ещё случая, когда тунгус погиб из-за того, что не нашёл
своевременной поддержки у родственников и сородичей». А у якутов,
бурятов, тувинцев, шорцев принят такой обычай: старика, старушку,
инвалида,
сироту
содержат
за
счет
того
рода,
к
которому
они
принадлежат.
Примеры, которые находим из исторического прошлого народов
Сибири, поистине уникальны. И это в наш век разобщенности и потери
духовных ценностей!
Мы все сейчас говорим о понятии «Новая школа» - с личностно-
ориентированным подходом к каждому ребёнку, с новым содержанием и
методами воспитания и обучения.
Новое в воспитании! Это хорошо. Это нужно. Но что оно без
старого, это новое? Без преемственности поколений?
Без неё мы подрываем корни, которые держат нас. Мы
собственными руками расправляемся сами с собой и становимся
«иванами,
родства
не
помнящими»,
так
приходит
расплата
за
пренебрежение к духовным народным традициям в воспитании – в этом
мы убеждаемся всё чаще. Недаром же народная мудрость гласит: «Не
стреляй в свое прошлое из пистолета – будущее выстрелит в тебя из
пушки».
Литература
1.
Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. – М. 1957.
2.
Власова. И.В.Семья и семейный быт сибирского крестьянства. – М. 1981.-
С. 9-56.
3.
Лихачев, Д.С. Письма о добром.- СПб, 2007.- С. 256.
4.
Пропп, В.Я. Поэтика фольклора.- М., «Лабиринт», 1998. С. 28-69.
5.
Соловцова, И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного
воспитания», Соловцова, И.А. «Проблемы духовного воспитания»:
Гуманитарно-целостный
подход:
Материалы
«круглого
стола»,
20
октября 2005 г./ Сост. И. С. Соловцова, под ред. Н. М. Борытко. -
Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.