Напоминание

Роль духовной культуры в развитии личности на уроке литературы и во внеурочное время.


Автор: Савина Ольга Георгиевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ"Промышленновская СОШ №56"
Населённый пункт: пгт.Промышленный Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль духовной культуры в развитии личности на уроке литературы и во внеурочное время.
Раздел: полное образование





Назад




Роль духовной культуры в развитии личности на уроке

литературы и во внеурочное время.

Не будет корней в родной местности,

в родной стране - будет много людей,

подобным степному растению

перекати – поле.

Д.С.Лихачёв.

Современное развитие отечественного образования отражает общие

тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов

государственной

политики

в

области

образования

является

«гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих

ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности,

сочетающий

профессиональную

компетентность

с

духовной

и

гражданской ответственностью, воспитание любви к Родине».

В наше сложное время утраты духовных ценностей и ориентиров

проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая

тревогу за судьбы наших детей.

Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже

сегодня ребёнок мог отличить добро от зла, противостоять в нашем

обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только

человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

В современных условиях на литературу как на учебный предмет

возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности.

В своей педагогической деятельности, которая насчитывает уже более

30 лет, я руководствуюсь советами В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите,

чтобы ваши питомцы стремились к добру,- воспитывайте тонкость,

эмоциональную чуткость юного сердца»

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному

русскому языку, потому что память основа на благодарности, на даре

блага и добра.

А процветание любой нации неразрывно связано с почитанием

традиций, наличием духовной преемственности, подлинным знанием

родной истории.

Без уважительного отношения к памяти предков, благодарности к их

духовно – нравственному наследию, к труду наших родителей, к

православным традициям, невозможно воспитать настоящего человека.

Память – основа совести и нравственности, память – основа духовной

культуры. «Хранить память, беречь память, - как писал Д.С.Лихачёв, - это

наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память –

наше богатство».

Вот это богатство я и пытаюсь донести до своих учеников на уроках

литературы и во внеурочное время.

Огромным влиянием на детей оказывают сказки, они хорошо

воспринимаются и усваиваются детьми и в среднем звене. Уроки,

посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Как

в русских народных сказках, так и в литературных заложен христианский

смысл. Сказки учат читателей следовать заповедям, данными человеку

Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок

А.С.Пушкина, учащиеся делают выводы о том, что добром воздаётся тем,

кто живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и

мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушит заповеди, приходит

возмездие.

Много уделяю внимания в своей работе исследованию народного

творчества Сибири и Кузбасса, которое содержит неоценимое значение

для воспитательных традиций.

Народная мудрость и жизненный опыт породили неписаные законы:

«Не смейся над престарелыми, инвалидами»; «Старайся сделать что-

нибудь доброе нищему, слепому, немому, хромому - не обижай их и

уступай им дорогу, если трудно, то помоги им»; «Не дразни малышей, не

обижай их»; «Всегда оберегай замёрзших, накорми голодных, приюти

бездомных»; «Не злорадствуй над больными, не смейся над сиротами»;

«Не принуждай жаловаться старых, не заставляй плакать младших»; «Не

смейся над чужой бедой»; «Ротозея не обманывай, нерасторопного не

расстраивай»; «Кто в горе, того не огорчай».

Из истории, литературы подбираю произведения, в которых можно

найти материал, раскрывающий христианские ценности – размышления о

главных вопросах бытия, об отношении

каждого человека к Богу,

пробуждение интереса к главному, что есть у нас в душе…

Из книги мариинского писателя В.Чивилихина «Память» узнаём о

многих традициях коренных сибиряков. По сибирским деревням издавна

существовал обычай выставлять на ночь за окно молоко, хлеб, иногда и

мясо для бродяг. До революции сибирские крестьяне также оставляли еду

и питьё у специально открытого окошечка с тем, чтобы человек,

бежавший из царской ссылки или с каторги, мог утолить голод или

жажду.

Ещё в 1911 году, в журнале «Живая старина» бывший политический

ссыльный, впоследствии почётный академик Э.К.Пекарский писал, что

«…неизвестно ещё случая, когда тунгус погиб из-за того, что не нашёл

своевременной поддержки у родственников и сородичей». А у якутов,

бурятов, тувинцев, шорцев принят такой обычай: старика, старушку,

инвалида,

сироту

содержат

за

счет

того

рода,

к

которому

они

принадлежат.

Примеры, которые находим из исторического прошлого народов

Сибири, поистине уникальны. И это в наш век разобщенности и потери

духовных ценностей!

Мы все сейчас говорим о понятии «Новая школа» - с личностно-

ориентированным подходом к каждому ребёнку, с новым содержанием и

методами воспитания и обучения.

Новое в воспитании! Это хорошо. Это нужно. Но что оно без

старого, это новое? Без преемственности поколений?

Без неё мы подрываем корни, которые держат нас. Мы

собственными руками расправляемся сами с собой и становимся

«иванами,

родства

не

помнящими»,

так

приходит

расплата

за

пренебрежение к духовным народным традициям в воспитании – в этом

мы убеждаемся всё чаще. Недаром же народная мудрость гласит: «Не

стреляй в свое прошлое из пистолета – будущее выстрелит в тебя из

пушки».

Литература

1.

Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. – М. 1957.

2.

Власова. И.В.Семья и семейный быт сибирского крестьянства. – М. 1981.-

С. 9-56.

3.

Лихачев, Д.С. Письма о добром.- СПб, 2007.- С. 256.

4.

Пропп, В.Я. Поэтика фольклора.- М., «Лабиринт», 1998. С. 28-69.

5.

Соловцова, И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного

воспитания», Соловцова, И.А. «Проблемы духовного воспитания»:

Гуманитарно-целостный

подход:

Материалы

«круглого

стола»,

20

октября 2005 г./ Сост. И. С. Соловцова, под ред. Н. М. Борытко. -

Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.



В раздел образования