Напоминание

Технология создания ситуации успеха для обучающихся с интеллектуальными нарушениями


Автор: Попова Марина Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОКОУ "Курская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: статья
Тема: Технология создания ситуации успеха для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на МО классных руководителей.

Подготовила Попова М.Е., учитель начальных классов высшей категории.

«Технология создания ситуации успеха в учебно - воспитательном

процессе у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)».

Учебно-воспитательный процесс в школе, в первую очередь, должен быть

направлен на формирование жизненной компетенции обучающихся, то есть

готовности выпускников к успешной интеграции в обществе, способности

реализоваться во взрослой жизни.

Многолетняя практика показывает, что многие выпускники с умственной

отсталостью оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.

Именно они, в связи с имеющимися особенностями в развитии, часто

оказываются в хронической «ситуации неуспеха».

С.Л. Рубинштейн писал: "На знании одних недостатков и слабостей ребенка

ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит только их

одних, их лишь подчеркивает, - бесперспективное дело. Кто должен

исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы

потенциально, те его свойства, которые могут быть обращены в

достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них

надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать себе

союзников в нем самом"

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял А.С. Белкин, доктор

педагогических наук. Он утверждал, если ребенка лишить веры в себя,

трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один

непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не

помогут никакие воспитательные ухищрения.

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда у него возникает

потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес,

подкрепленные успехом.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С

психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это

переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к

которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее

ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния

формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни

самооценки, самоуважения.

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий,

обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной

деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном

творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной

и вместе с тем адекватной самооценки.

Следовательно, основная задача педагога в том и состоит, чтобы дать

каждому

из

своих

воспитанников

возможность

пережить

радость

достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию обучения и развивает познавательные интересы,

позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной

деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность,

неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию

для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в

педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение

учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые

образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено

целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у

них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Существует так называемая «Цепочка успеха»: Я стараюсь – У меня

получается – Есть ситуация успеха (приятный результат).

Условия создания ситуации успеха:

- Доброжелательность окружающих (нужно относиться к ребёнку с

уважением и заботой);

- Снятие страха (помогает преодолеть обучающемуся неуверенность в

собственных силах);

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».

-

Скрытое

инструктирование

ребёнка

в

способах

и

формах

совершенствования

деятельности

(помогает

ученику

избежать

поражения);

«Возможно, лучше всего начать с…».

«Выполняя работу, не забудьте о…».

- Авансирование успешного результата (педагог выражает свою

убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с

поставленной задачей);

«У тебя обязательно получится».

-

Персональная

исключительность

(обозначает

важность

усилий

ребёнка);

«Только ты и мог бы»,

«Только тебе, я могу доверить…».

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».

- Педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных

действий);

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

- Оценка продукта деятельности ребенка.

«

Больше всего мне в твоей работе

понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Некоторые приёмы создания ситуации успеха

Приём «Эмоциональные поглаживания»

Педагог на занятии делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы»,

«ребятки, я горжусь вами».

Ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да, я

умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и

молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи

+ корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика

благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с

поставленной перед ними задачей.

Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том

случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха

других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость

всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет

чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за

окружающих.

Формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть

так: сбывшаяся (или неожиданная) радость школьника + поддержка педагога

+ «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка учителем

«зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих

действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию

интересов = общей радости.

Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при

которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые,

раскрыть для самого себя собственные возможности, способности.

Подобную ситуацию педагог может и не готовить специально, но его

воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит,

правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

Прием «Отсроченной отметки»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо

положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с

оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной,

она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о

движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими

отметками, ребенку нужно дать шанс!

Действия педагога, обеспечивающие ситуацию успеха:

Не заострять внимание на негативном: чаще улыбайтесь, используйте

элементы юмора при общении.

Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.

Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.

Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную

исключительность».

Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую

вы выставляете ученику.

Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.

Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте

выражать им свое мнение.

Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не

применяйте угрозы.

Помните, что вы, как педагог, формируете личность обучающегося

и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.



В раздел образования