Автор: Клименко Ольга Михайловна
Должность: учитель химии биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Дятьково Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы"
Раздел: среднее образование
ТЕМА УРОКА:
Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы.
Цели урока:
Сформировать знания о составе оснований, об ионе гидроксогруппа, физических
свойствах оснований;
Выяснить, какие основания относятся к щелочам, познакомиться с их представителями;
Изучить правила техники безопасности при раьоте со щелочами:
Дать понятие об индикаторах, изучить изменение цвета индикаторов в растворах
щелочей.
Задачи развития:
Совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в
составе и свойствах оснований;
Развивать умение работать коллективно (в группах), оценивать свои возможности и
знания товарищей.
Требования к уровню подготовки учащихся, конечный результат:
Уметь определять принадлежность веществ к классу оснований,
называть основания,
составлять формулы оснований;
знать качественные реакции на углекислый газ и щелочную среду.
Оборудование:
Образцы оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3
Индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеиновая бумана
Известковая вода
Пробирки стакан с водой
У учащихся на столах NaOH, KOH (в пробирках №1 и №2 ), стакан с водой
Инструкция по технике безопасности при работе со щелочами
Тип урока:
Освоение новых знаний и первичное закрепление знаний.
Форма работы:
Фронтальная, индивидуальна, работа в парах.
Ход урока
УУД
время
I. Организа-
циионный
момент
Встаньте ровно и красиво
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и не слышно,
И скорей начнем урок
II. Мотивация
учащихся к
дейст-вию.
Слайд №1.
На доске эпиграф.
На партах рабочие листы. Мы будем
работать сегодня с ними и в тетрадях.
Личностные:
Действие,
смыслообразование.
Коммуникативные:
Настрой на урок, на
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
III. Актули-
зация знаний
На предыдущих урокахмы познакомились
с такими классами соединений, как
оксиды и кислоты; продолжали учиться
определять степень окисления по
формулам и составлять химические
Регулятивные:
Самоанализ,
самоконтроль,
самоорганизапция.
Познавательные:
формулы по степени окисления.
Вспомним об этом.
Выполните карточку №1
(Самопроверка слайдов, коррекция
знаний).
А теперь оцените себя.
Если вы все сделали без ошибок,
закрасьте кружок красным
Если сделали 1-2 ошибки – синим
Если сделали больше 5 – зеленым.
Способствовать
выстраивать аналогии,
логически мыслить.
Личностные:
Развитие качеств
максимально
развивающих ученика.
Коммуникативные:
Умение выражать мысли.
IV. Постанов--
ка учебной
задачи.
На экране формулы веществ.
(слайд № )
Учитель:
- какие из них относятся к простым
веществам? (Na, R, Ca,Cu. Fe)
-Перечислите бинарные соединения и
дайте им названия.
(оксид натрия, оксид калия, вода, оксид
кальция, хлорид кальция, оксид меди
(II). Оксид железа (III) сульфид железа
(II)
- кислоты
( HCl, H2SO4, HNO3)
По мере определения и названия веществ
– формулы их стираются
На экране остаются формулы незнакомых
для учащихся веществ: NaOH, KOH,
Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3
- Какие вещества остались?
Учитель: Оставшиеся формулы веществ
вам незнакомы и сегодня нам предстоит с
ними познакомться, они относятся к
основаниям.
Слайд №
Записали тему урока в тетрадь.
Познавательные:
Знако-символические
действия, анализ, уме-
ние структуировать
знания, выделять
главное.
Коммуникативные:
Умение выражать мысли.
Регулятивные:
Прогнозирование,
коррекция, контроль.
Личностные:
Развитие, саморазвитие,
самосовершенствование
V. Изучение
нового
материала.
Учитель: Какие же вещества относятся к
о сноваеиям?
Слайд с формулами.
Учащиеся проводят анализ записанных
формул оснований.
Учитель: Что общего в составе молекул
этих сложных веществ? ( Металл. кисло-
род и водород)
Учитель дает понятие о гидроксогруппе.
На доске.
Очевидно, что первую часть любого
основания составляет металл, связанный
с неметаллами ( О и Н ) Связь между
Познавательные:
Умение структуировать
знания..
Коммуникативные:
умение выражать мысли.
Регулятивные:контроль,
коррекция знаний,
оценка – выделения и
осознаниетого, что уже
усвоено.
ними ионная.
ОН
-
гидрогсогруппа.
Эта группа – остаток от молекулы
воды Н-ОН, если мысленно отнять от
неё один атом водорода, то останется
группа ОН
Гидроксогруппа представляет собой
ион с зарядом -1
(ОН
-2
Н
+1
)
-
Группа ОН - - сложный ион ( из двух
элементов) и еще проще, этот ион
всегда пишется вместе, О и Н в
гидроксогруппе не разъединяется.
Учитель предлагает учащимся на
основании вышеустановленных
признаков класса самостоятельно
определение этому классу соединений
Слайд №
Учащиеся записывают определении в
тетрадь: ОСНОВАНИЯ – СЛОЖНЫЕ
ВЕЩЕСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ «+»
ИОНА МЕТАЛЛА И «-« ИОНА ОН.
Меп+(ОН) –
Посмотрите внимательно: От чего
зависит число гидроксогрупп в молекуле
основания?
Заряд иона металла = число гидроксо-
групп.
Na+OH- Ca+2(OH)2 Fe+2(OH)2
Слайд №
Поговорим о номенклатуре оснований.
NaOH, Ca(OH)2 Fe(OH)2
Fe(OH)3
Прочитать.
Учащимся предлагается работа по
карточке №2.
Слайд №
Самопроверка, коррекция знаний
А теперь оцените себя.
Если вы все сделали без ошибок,
закрасьте кружок красным
Если сделали 1-2 ошибки – синим
Если сделали больше 5 – зеленым.
Слайд №
Классификация оснований
1)по растворимости
Классификация оснований
Растворимые нерастворимые
(щелочи)
Гидроксиды металлов Все остальные
IA – IIA групп, кроме
Mg(OH)2, Be(OH)2
Знакомство с таблицей растворимости.
Можно также узнать о том, является ли
данное основание щелочью и
нерастворимым по таблице
растворимости.
Слайд №
Что такое ионы?
Катионы (+) анионы (-)
Учащиеся записывают в тетрадях
Учитель: Нужное вам соединение вы
находите пересечении 2-х координат –
катиона и аниона.
В ходе работы учащиеся учатся работать
с
Таблицей растворимости и определяют,
что КОН и NaOH - Р (растворимы)
Ca(OH)2 - М (малорастворимы)
Cu(OH)2, Al(OH)3 - Н (нерастворимы)
2) по кислотности
( по числу гидроксид-ионов ОН-
Слайд №
VI.
Физкульминут
-ка
Слайд №
Понятие о качественных реакциях
Слайд №
Демонстрация NaOH и KOH
(твердые и растворы)
NaOH - едкий натр
KOH - едкое кали
Учитель: Чем объясняются такие
названия? Что нам расскажет книга «Я
познаю мир»
Сообщения учащихся.
Учащиеся рассматривают NaOH и KOH.
Растворяют в воде
Отмечают хорошую растворимость этих
оснований. Выделение теплоты.
.Учитель демонст. Ca(OH)2 – М (по
Познавательные:
Умение наблюдать,
делать выводы
таблице растворимости), но тем не менее
это щелочь.
Ca(OH)2 – известковая вода,
прозрачный раствор. Раствор,
напоминающий жидкую сметану –
известковое молоко.
Учитель: Как отличить Ca(OH)2 от
других растворов?
(пропустить через нее СО2. Она
помутнеет)
Демонст опыта
Слайд №
Определение:
Реакции, в ходе кото-
рых доказывается наличие данного
вещества или иона, называются
качественными
.
Слайд №
Понятие об индикаторах
Учитель: Любая качественная реакция
сопровождается каким-либо внешним
фактором: образованием осадка,
выделением газа, появлением запаха. из-
менением цвета.
Вещество, с помощью которого
доказывается другое вещество,
называется реактивом.
СО2 – реактив.
Реактивы бывают не только на одно
какое-либо вещество, но и на целый класс
веществ.
ЩЕЛОЧИ можно определить с помощью
особых реактивов – индикаторов
(указатели)
Демонстрация индикаторов
ЛАКМУС, МЕТИЛОВЫЙ
ОРАНЖЕВЫЙ (МЕТИЛОРАЖ),
ФЕНОЛФТАЛЕИН
Индикаторы – вещества, меняющие свою
окраску в различных средах.
Выступления учащихся.
Демонстрация:
Испытание растворов оснований
различными индикаторами
Перед вами инструктивные карточки
которые вы будете заполнять по мере
демонстрации опытов
Хим.
форму-
ла
Действие индикаторов
Лак-
мус
Метило-
ранж
Фенол-
фталеин
NaOH
KOH
ВЫВОД: Индикаторы
СООТВЕТСТВИЕ
«ОКСИД _ ГИДРОКСИД»
Зная степень окисления металла,
образующего основание, можно
определить, какой оксид ему
соответствует.
Na
+
OH Na
+
2
O
-2
K
+
OH K
+
2
O
-2
Ca
+2
(OH)2 Ca
+2
O
-2
Fe
+3
(OH)3 Fe
+3
2
O
3
-2
VII.
Закрепление.
Проверка усво-
ения учебного
материала
учащимися.
С целью проверки усвоения учебного
материала урока учитель задает классу
вопросы:
- Какие вещества называются
основаниями?;
- Запишите общую формулу оснований.
- Какие основания называются
щелочами?
- Как распознается углекислый газ?
- Каким индикатором распознаются
растворы щелочей (щелочная среда)?
- Как изменяется окраска
фенолфталеина в щелочной среде?
Домашнее
задание
§ 19 упр 3,4,5 (п)
VIII.
Рефлексия
Крите-
рии
3б
2б
1б
Актив
-ность
Высо
-кая
Сред-
няя
низкая
Мате-
риал
урока
Усво-
ил
хоро-
шо
Усвоил
частич
-но
Усвоил
слабо
Объяс-
нить
това-
рищу
Могу
сам
Могу с
под-
сказ-
кой
Затрудняя-
юсь
Вы должны проставить по каждому
критерию баллы, затем их сложить:
3-5 баллов – вы воробей. Собирайте
знания по зернышку.
6-7 баллов – вы соловей. Поведайте о
своих знаниях другим.
8_9 баллов – вы орел. Для вас
Познавательная:
умение структуировать
знания.
Коммуникативные:
умение работать в
группе,выражать свои
мысли.
Регулятивные:
контроль, коррекция,
оценка-выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что еще
подлежит усвоению,
прогнозирование.
открылись тайны знаний.
ИТОГ УРОКА
А теперь поднимите все руки,
поаплодируйте друг другу.
СПАСИБО ЗА УРОК!
Карточки сдайте, не забудьте подписать
фамилие.