Напоминание

"Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы"


Автор: Клименко Ольга Михайловна
Должность: учитель химии биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Дятьково Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы"
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕМА УРОКА:

Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы.

Цели урока:

Сформировать знания о составе оснований, об ионе гидроксогруппа, физических

свойствах оснований;

Выяснить, какие основания относятся к щелочам, познакомиться с их представителями;

Изучить правила техники безопасности при раьоте со щелочами:

Дать понятие об индикаторах, изучить изменение цвета индикаторов в растворах

щелочей.

Задачи развития:

Совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в

составе и свойствах оснований;

Развивать умение работать коллективно (в группах), оценивать свои возможности и

знания товарищей.

Требования к уровню подготовки учащихся, конечный результат:

Уметь определять принадлежность веществ к классу оснований,

называть основания,

составлять формулы оснований;

знать качественные реакции на углекислый газ и щелочную среду.

Оборудование:

Образцы оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3

Индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеиновая бумана

Известковая вода

Пробирки стакан с водой

У учащихся на столах NaOH, KOH (в пробирках №1 и №2 ), стакан с водой

Инструкция по технике безопасности при работе со щелочами

Тип урока:

Освоение новых знаний и первичное закрепление знаний.

Форма работы:

Фронтальная, индивидуальна, работа в парах.

Ход урока

УУД

время

I. Организа-

циионный

момент

Встаньте ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и не слышно,

И скорей начнем урок

II. Мотивация

учащихся к

дейст-вию.

Слайд №1.

На доске эпиграф.

На партах рабочие листы. Мы будем

работать сегодня с ними и в тетрадях.

Личностные:

Действие,

смыслообразование.

Коммуникативные:

Настрой на урок, на

сотрудничество с

учителем и

сверстниками.

III. Актули-

зация знаний

На предыдущих урокахмы познакомились

с такими классами соединений, как

оксиды и кислоты; продолжали учиться

определять степень окисления по

формулам и составлять химические

Регулятивные:

Самоанализ,

самоконтроль,

самоорганизапция.

Познавательные:

формулы по степени окисления.

Вспомним об этом.

Выполните карточку №1

(Самопроверка слайдов, коррекция

знаний).

А теперь оцените себя.

Если вы все сделали без ошибок,

закрасьте кружок красным

Если сделали 1-2 ошибки – синим

Если сделали больше 5 – зеленым.

Способствовать

выстраивать аналогии,

логически мыслить.

Личностные:

Развитие качеств

максимально

развивающих ученика.

Коммуникативные:

Умение выражать мысли.

IV. Постанов--

ка учебной

задачи.

На экране формулы веществ.

(слайд № )

Учитель:

- какие из них относятся к простым

веществам? (Na, R, Ca,Cu. Fe)

-Перечислите бинарные соединения и

дайте им названия.

(оксид натрия, оксид калия, вода, оксид

кальция, хлорид кальция, оксид меди

(II). Оксид железа (III) сульфид железа

(II)

- кислоты

( HCl, H2SO4, HNO3)

По мере определения и названия веществ

– формулы их стираются

На экране остаются формулы незнакомых

для учащихся веществ: NaOH, KOH,

Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3

- Какие вещества остались?

Учитель: Оставшиеся формулы веществ

вам незнакомы и сегодня нам предстоит с

ними познакомться, они относятся к

основаниям.

Слайд №

Записали тему урока в тетрадь.

Познавательные:

Знако-символические

действия, анализ, уме-

ние структуировать

знания, выделять

главное.

Коммуникативные:

Умение выражать мысли.

Регулятивные:

Прогнозирование,

коррекция, контроль.

Личностные:

Развитие, саморазвитие,

самосовершенствование

V. Изучение

нового

материала.

Учитель: Какие же вещества относятся к

о сноваеиям?

Слайд с формулами.

Учащиеся проводят анализ записанных

формул оснований.

Учитель: Что общего в составе молекул

этих сложных веществ? ( Металл. кисло-

род и водород)

Учитель дает понятие о гидроксогруппе.

На доске.

Очевидно, что первую часть любого

основания составляет металл, связанный

с неметаллами ( О и Н ) Связь между

Познавательные:

Умение структуировать

знания..

Коммуникативные:

умение выражать мысли.

Регулятивные:контроль,

коррекция знаний,

оценка – выделения и

осознаниетого, что уже

усвоено.

ними ионная.

ОН

-

гидрогсогруппа.

Эта группа – остаток от молекулы

воды Н-ОН, если мысленно отнять от

неё один атом водорода, то останется

группа ОН

Гидроксогруппа представляет собой

ион с зарядом -1

(ОН

-2

Н

+1

)

-

Группа ОН - - сложный ион ( из двух

элементов) и еще проще, этот ион

всегда пишется вместе, О и Н в

гидроксогруппе не разъединяется.

Учитель предлагает учащимся на

основании вышеустановленных

признаков класса самостоятельно

определение этому классу соединений

Слайд №

Учащиеся записывают определении в

тетрадь: ОСНОВАНИЯ – СЛОЖНЫЕ

ВЕЩЕСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ «+»

ИОНА МЕТАЛЛА И «-« ИОНА ОН.

Меп+(ОН) –

Посмотрите внимательно: От чего

зависит число гидроксогрупп в молекуле

основания?

Заряд иона металла = число гидроксо-

групп.

Na+OH- Ca+2(OH)2 Fe+2(OH)2

Слайд №

Поговорим о номенклатуре оснований.

NaOH, Ca(OH)2 Fe(OH)2

Fe(OH)3

Прочитать.

Учащимся предлагается работа по

карточке №2.

Слайд №

Самопроверка, коррекция знаний

А теперь оцените себя.

Если вы все сделали без ошибок,

закрасьте кружок красным

Если сделали 1-2 ошибки – синим

Если сделали больше 5 – зеленым.

Слайд №

Классификация оснований

1)по растворимости

Классификация оснований

Растворимые нерастворимые

(щелочи)

Гидроксиды металлов Все остальные

IA – IIA групп, кроме

Mg(OH)2, Be(OH)2

Знакомство с таблицей растворимости.

Можно также узнать о том, является ли

данное основание щелочью и

нерастворимым по таблице

растворимости.

Слайд №

Что такое ионы?

Катионы (+) анионы (-)

Учащиеся записывают в тетрадях

Учитель: Нужное вам соединение вы

находите пересечении 2-х координат –

катиона и аниона.

В ходе работы учащиеся учатся работать

с

Таблицей растворимости и определяют,

что КОН и NaOH - Р (растворимы)

Ca(OH)2 - М (малорастворимы)

Cu(OH)2, Al(OH)3 - Н (нерастворимы)

2) по кислотности

( по числу гидроксид-ионов ОН-

Слайд №

VI.

Физкульминут

-ка

Слайд №

Понятие о качественных реакциях

Слайд №

Демонстрация NaOH и KOH

(твердые и растворы)

NaOH - едкий натр

KOH - едкое кали

Учитель: Чем объясняются такие

названия? Что нам расскажет книга «Я

познаю мир»

Сообщения учащихся.

Учащиеся рассматривают NaOH и KOH.

Растворяют в воде

Отмечают хорошую растворимость этих

оснований. Выделение теплоты.

.Учитель демонст. Ca(OH)2 – М (по

Познавательные:

Умение наблюдать,

делать выводы

таблице растворимости), но тем не менее

это щелочь.

Ca(OH)2 – известковая вода,

прозрачный раствор. Раствор,

напоминающий жидкую сметану –

известковое молоко.

Учитель: Как отличить Ca(OH)2 от

других растворов?

(пропустить через нее СО2. Она

помутнеет)

Демонст опыта

Слайд №

Определение:

Реакции, в ходе кото-

рых доказывается наличие данного

вещества или иона, называются

качественными

.

Слайд №

Понятие об индикаторах

Учитель: Любая качественная реакция

сопровождается каким-либо внешним

фактором: образованием осадка,

выделением газа, появлением запаха. из-

менением цвета.

Вещество, с помощью которого

доказывается другое вещество,

называется реактивом.

СО2 – реактив.

Реактивы бывают не только на одно

какое-либо вещество, но и на целый класс

веществ.

ЩЕЛОЧИ можно определить с помощью

особых реактивов – индикаторов

(указатели)

Демонстрация индикаторов

ЛАКМУС, МЕТИЛОВЫЙ

ОРАНЖЕВЫЙ (МЕТИЛОРАЖ),

ФЕНОЛФТАЛЕИН

Индикаторы – вещества, меняющие свою

окраску в различных средах.

Выступления учащихся.

Демонстрация:

Испытание растворов оснований

различными индикаторами

Перед вами инструктивные карточки

которые вы будете заполнять по мере

демонстрации опытов

Хим.

форму-

ла

Действие индикаторов

Лак-

мус

Метило-

ранж

Фенол-

фталеин

NaOH

KOH

ВЫВОД: Индикаторы

СООТВЕТСТВИЕ

«ОКСИД _ ГИДРОКСИД»

Зная степень окисления металла,

образующего основание, можно

определить, какой оксид ему

соответствует.

Na

+

OH Na

+

2

O

-2

K

+

OH K

+

2

O

-2

Ca

+2

(OH)2 Ca

+2

O

-2

Fe

+3

(OH)3 Fe

+3

2

O

3

-2

VII.

Закрепление.

Проверка усво-

ения учебного

материала

учащимися.

С целью проверки усвоения учебного

материала урока учитель задает классу

вопросы:

- Какие вещества называются

основаниями?;

- Запишите общую формулу оснований.

- Какие основания называются

щелочами?

- Как распознается углекислый газ?

- Каким индикатором распознаются

растворы щелочей (щелочная среда)?

- Как изменяется окраска

фенолфталеина в щелочной среде?

Домашнее

задание

§ 19 упр 3,4,5 (п)

VIII.

Рефлексия

Крите-

рии

Актив

-ность

Высо

-кая

Сред-

няя

низкая

Мате-

риал

урока

Усво-

ил

хоро-

шо

Усвоил

частич

-но

Усвоил

слабо

Объяс-

нить

това-

рищу

Могу

сам

Могу с

под-

сказ-

кой

Затрудняя-

юсь

Вы должны проставить по каждому

критерию баллы, затем их сложить:

3-5 баллов – вы воробей. Собирайте

знания по зернышку.

6-7 баллов – вы соловей. Поведайте о

своих знаниях другим.

8_9 баллов – вы орел. Для вас

Познавательная:

умение структуировать

знания.

Коммуникативные:

умение работать в

группе,выражать свои

мысли.

Регулятивные:

контроль, коррекция,

оценка-выделение и

осознание того, что уже

усвоено и что еще

подлежит усвоению,

прогнозирование.

открылись тайны знаний.

ИТОГ УРОКА

А теперь поднимите все руки,

поаплодируйте друг другу.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Карточки сдайте, не забудьте подписать

фамилие.



В раздел образования