Автор: Кабанова Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "СОШ № 49"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса
Тема: "Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных"
Раздел: начальное образование
Тема: Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных.
«Мы пришли в лес».
(Виртуальная научная экскурсия - экспедиция).
Цель: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека.
Задачи:
- Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Тип: урок изучения нового материала
Этапы и содержание урока
Образовательные задачи
УУД, формирующиеся на
данном этапе
1.Организационный момент. (1 мин)
- Звонко прозвенел звонок,
Чтоб позвать нас на урок.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга
и улыбнитесь. Хорошего вам настроения!
Нас сегодня ждёт дорога.
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята,
Скорее за работу,
Чтобы времени зря не терять.
1. Организовать актуализацию требований к
учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создать условия для возникновения
внутренней потребности, включения в
учебную деятельность.
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я
должен посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с
преподавателем и со
сверстниками.
2. Повторение изученного материала.
(9 мин)
Если мы сегодня будем работать быстро,
отвечать дружно, то обязательно добьемся
успеха. Я вам предлагаю побыть
исследователями. Итак, наша исследовательская
экспедиция отправляется в путь.
(Звучит запись «Голоса леса»)
Учитель: Что вы сейчас прослушали?
Ученики: Пение птиц
Учитель: Где мы можем услышать такое пение?
Ученики: В лесу.
Учитель: Куда отправляется наша
исследовательская экспедиция?
Ученики: В лес.
Работа в группах.
Послушайте историю, которая произошла
однажды с одним художником и подумайте,
сможем ли мы ему помочь.
Жил-был художник. Решил он нарисовать лес.
«А что такое лес? Лес - это деревья?». Взял он
кисти и краски и нарисовал много деревьев.
Полюбовался картиной и уехал. А когда приехал,
то увидел на своей картине вместо зеленых
1. Организовать актуализацию изученных
способов действий, достаточных для
построения новых знаний.
Мотивировать учащихся к учебному действию.
2. Организовать выполнение учащимися
учебного действия.
3. Зафиксировать учебные затруднения
1) Познавательные:
- общеучебные умения
структурировать знания,
контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка
прогнозирования (при
анализе учебного действия).
деревьев одни лишь сухие стволы.
Что случилось?
Почему такое случилось?
Учитель: Что же такое лес?
Ученики: Лес - это природное сообщество. В
нём обитает множество растений и животных,
жизнь которых тесно взаимосвязана.
Учитель: Повторим, что вы знаете о лесе и его
обитателях.
Викторина «Я знаю лес».
1. Какой лес мы называем хвойным? (Лес, в
котором растут только хвойные деревья)
2. Какое особое отличие есть у лиственницы?
(Сбрасывает хвою)
3. Какое дерево является символом России?
(Берёза)
4. Плодами какого дерева являются жёлуди?
(Дуба)
5. У какого животного-обитателя леса пять
черных полос на спине? (Бурундук)
6. Любит тёмные леса, к жертве подкрадывается
тихо, имеет пятнистый окрас и кисточки на ушах.
(Рысь)
7. Птица чёрно-белой окраски с красной
«шапочкой», долбит кору дерева своим сильным
клювом, достаёт личинок короедов. (Дятел)
8. У какой птицы птенцы появляются зимой?
(Клёст)
Молодцы, ребята!
3. Постановка проблемы и сообщение темы
урока. (1 мин)
Учитель: Отгадайте загадки. Слова-отгадки
помогут сформулировать вам тему нашего урока.
1. Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает.
Весной опять оживает. (Лес)
2. Ходит он на двух ногах,
Мыслит, радуется, спит,
Учится, детей растит,
Огорчается, смеётся.
Как, ребята, он зовётся?
1.Мотивировать учащихся к учебному
действию.
2. Организовать выполнение учащимися
учебного действия.
1) Регулятивные:
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение постановки и
формулировки проблемы 3)
Он сильнее бурь и рек
И зовётся … (Человек).
Учитель: Назовите тему урока.
Как вы думаете, какие проблемы мы будем
исследовать на уроке? (Учащиеся высказывают
свои предположения).
4.Исследование проблемы.(10 мин)
(Работа в группах)
1). Какое значение имеет лес в жизни
человека?
Каждой группе раздаются иллюстрации
Учитель: Рассмотрите иллюстрации и
сформулируйте, какое значение имеет лес для
человека?
1 группа
(Из древесины делают различные изделия.
Строят дома, изготавливают мебель, учебники,
тетради, школьные принадлежности: карандаши,
линейки и т.д., посуду, сувениры и игрушки)
Вывод: Лес - источник древесины.
2 группа
(В лесу растёт очень много лекарственных
растений, которыми лечатся человек и животные)
Вывод: Лес - это зелёная аптека.
3 группа
Организовать реализацию исследования
проблемы(в группах).
1)Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества
2) Познавательные:
- поиск и выделение
необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической
цепи рассуждения
(В лесу человек находит себе пищу: ягоды,
грибы, орехи)
Вывод: Лес - источник пищи.
4 группа
(В лесу человек отдыхает, совершает прогулки в
лес, организует игры на свежем воздухе, т.к. в
лесу чистый воздух, очень красиво.)
Вывод: Лес – это место отдыха.
(Работаем по учебнику).
Учитель: Отправимся в рубрику «Картинная
галерея»
страницы. Рассмотрите картины. Что вы видите
на картинах?
Ученики: Лес.
Учитель: Что художники передали в своих
произведениях?
Ученики: Художники передали красоту лесов.
Леса украшают нашу землю.
Вывод: Лес - это красота!
Подумайте и скажите, почему леса называют
«лёгкими нашей планеты»?
Ученики: Растения выделяют кислород и
поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух
от пыли.
Учитель: Там, где растёт лес, не мелеют реки.
Лес питает их чистой водой. Лес защищает
почвы от ветров, а корни деревьев не дают
почвам разрушаться.
Учитель: Мы с вами хорошо потрудились, и у
нас получилась схема значения леса.
5. Физкультминутка. (1,5 мин)
Мы немножко отдохнем,
(Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем.
(Через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли,
(Ходьба на месте)
За природой наблюдали.
(Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели
(Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели.
(Вверх и посмотреть вверх)
Чудеса у нас на свете
(Присесть, руки на поясе)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
(Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали.
(Спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали,
(Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
(Хлопки в ладоши)
Ногами топаем.
(Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли.
И немножечко устали.
(Дети присаживаются на свои места)
Исследование проблемы
(продолжение)
Работа в группах (16 мин).
2). Всегда ли человек справедлив по
отношению к лесу?
Не по его ли вине возникают у леса
проблемы? Давайте попробуем их
исследовать.
Задания:
1 группе
Прочитать стихотворение Н. Некрасова «Саша» и
обсудить, о какой проблеме идёт речь в
стихотворении?
Н.Некрасов
Саша
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
1. Организовать самостоятельное выполнение
учащимися типовых заданий на новый способ
действия.
2. Организовать сопоставление работы с
эталоном для самопроверки.
1) Регулятивные:
- контроль и коррекция в
форме сравнения способа
действия и его результата с
заданным эталоном.
2) Познавательные:
-умение осознанно и
произвольно строить
высказывания.
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
(В этом стихотворении говорится о вырубке
лесов). Людям казалось, что лесов очень много,
что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно:
леса в опасности! В результате вырубки гибнут
обитатели леса.
2 группе
Прочитать строки из песни «Просьба».
Какую проблему раскрывают эти строки?
Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится.
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц не небо.
А море без рыб не море.
Земля без зверей не Земля.
(Проблему убийства животных, браконьерство)
Неумеренная охота привела к полному или почти
полному истреблению некоторых видов
животных.
3 группе
Прочитать стихотворение и выявить проблему.
Вы в поход пришли ребята
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки,
Оставлять их здесь нельзя
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой.
(Проблема загрязнения леса мусором).
Пластмассовые и стеклянные предметы не
гниют даже в земле. Об осколки разбитых
бутылок могут пораниться животные и другие
люди.
4 группе
Прочитать стихотворение В. Шефнера «Лесной
пожар».
Какой поступок человека стал грозной бедой для
леса?
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры. Посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошел
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели.
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Вывод: (Лесные пожары).
Учитель:
Как вы думаете, что человек должен соблюдать в
лесу?
Ученики: Правила поведения в лесу.
Работа в группах. Составление правил
поведения в лесу.
Презентация
«Если ты пришёл в лес …»
Работа в учебнике (3 мин)
Правила поведения в лесу:
1. Не разоряй муравейники!
2. Не лови диких животных, и не уноси их
домой!
3. Не ломай ветки деревьев и кустарников!
4. Не сбивай грибы, даже не съедобные!
5. Не оставляй в лесу мусор!
6. Не рви в лесу цветы!
7. Не разоряй птичьи гнёзда!
8. Не шуми в лесу!
9. Не разводи в лесу костёр!
Помните! Жизнь леса и его обитателей
зависит от каждого, кто бывает в лесу!
5. Итог. (1,5 мин)
Человек, ты царь природы
О тебе веду я речь
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь?
Помоги траве родиться
Белкам жить, а рекам течь
Ты на свете самый главный
Значит должен всех беречь!
6.Рефлексия.(1 мин)
Организовать рефлексию учащихся по поводу
своего психоэмоционального состояния,
мотивации, своей деятельности,
взаимодействия с преподавателем и
одногруппниками.
Коммуникативные:
- умение выражать свои
мысли
- оценивание качества своей
и общей учебной
деятельности
7. Домашнее задание.(1 мин)
1. Нарисовать рисунки - плакаты о правилах
поведения в лесу
Организовать обсуждение и запись домашнего
задания.
Познавательные:
- умение структурировать
знания
- оценка процессов и
результатов деятельности
Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже
усвоено и что ещё подлежит
усвоению