Напоминание

И. С. Тургенев. " Бирюк "- произведение о бесправных и обездоленных.


Автор: Григорьева Татьяна Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ 110
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Урок литературы 7 класс
Тема: И. С. Тургенев. " Бирюк "- произведение о бесправных и обездоленных.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы

7 класс

Тема урока. И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» – произведение о

бесправных и обездоленных.

Форма урока: урок - впечатление.

Цели урока.

1.

Раскрыть перед учащимися личность писателя, познакомить детей с

содержанием рассказа «Бирюк».

2.

Вырабатывать у учащихся умение анализировать текст, учить делать

выводы, обобщать, прививать навыки самостоятельной работы.

3.

Стимулировать познавательную деятельность учащихся путём

организации разнообразных видов деятельности. Содействовать

нравственному воспитанию учащихся на материале урока.

Оборудование урока: портреты писателя разных художников; музыка

П.И. Чайковский «Времена года», романс Абаза «Утро туманное, утро

седое»; картины русских художников: Поленова, Левитана, Шишкина.

Использованные технологии: технология творческих заданий

(индивидуальная работа и работа в группах); технология интеграции.

Ход урока.

Мотивация.

Вводное слово учителя.

Объявление темы и цели урока. Сегодня мы

проведем урок – впечатление, познакомимся с

личностью писателя, проанализируем рассказ

«Бирюк», сделаем выводы из прочитанного.

Приём

«Погружение в

материал».

Словарная работа:

Картины – шедевры –

исключительные по своим

достоинствам

произведения искусства.

Ученица читает стихотворение в прозе «Русский

язык» под музыку Чайковского «Времена года».

Учитель обращает внимание на то, что питало

великого писателя (Он вырос в Средней полосе

России). Экскурс по выставке картин

художников: Поленова, Шишкина, Левитана.

Работа с портретом.

Слово ученикам о

писателе.

Что подчёркивают

художники во внешнем

облике Тургенева?

1. Воспоминания Л.Н. Толстого о

И.С. Тургеневе.

2. Мопассан о Тургеневе «Дверь отворилась

вошёл великан с серебряной головой, как

сказали бы вы в волшебной сказке. У него были

длинные седые волосы, густые седые брови,

седая голова, отливавшая серебром. И в этой

Словарная работа:

Колосс – статуя, колонна

огромных размеров.

Колоссальный – очень

большой, огромный.

сверкающей белизне доброе спокойное лицо с

немного крупными чертами.

Тургенев был высок ростом, широкоплеч,

сложения плотного, но не тучного – настоящий

колосс с движениями ребёнка. Голос его звучал

мягко и немного вяло. Гениальный романист,

изъездивший весь свет, знавший всех

знаменитых великих людей века, прочитавший

все, что только может прочитать человек, и

говоривший на всех языках Европы»

Приём «Ассоциации»

Работа в парах (по

самостоятельному

материалу).

План рассказа «Биография писателя».

Семья писателя (мать, отец,

взаимоотношения с ним, интересные

случаи из детства писателя, прочитанные

учениками из дополнительной

литературы).

Юность. Годы учения. Образование и

воспитание.

Мечта о Родине.

Рассказ «Бирюк». Работа класса.

Краткий пересказ с элементами

художественного пересказа (обратить

внимание на слова от автора).

Инсценированное чтение (три человека).

Приём «Чтение с

пометками».

Работа с текстом рассказа.

План анализа

1.

Мастерство Тургенева в изображении

жизни народа (тема).

2.

Сочувственное отношение к бесправным и

обездоленным (идея).

3.

Авторское отношение к героям: портрет,

речь, пейзаж, мысли самого писателя, язык

рассказа.

Приём «Осмысление

прочитанного».

Анализ беседа с классом по вопросам

1. Как Тургенев изображает жизнь народа?

2.Почему так назван рассказ?

3. Кто виноват в таком положении народа?

4. Оправдываете ли вы строгость Бирюка?

5. Почему Бирюк отпустил мужика (он сам

подневольный, понимает страдания мужика, сам

живёт в нищете)?

6. Как относиться автор к героям рассказа?

Позиция писателя.

Вывод учащихся о теме и идее рассказа.

Приём «Мозговая

атака».

Вопросы на выявление восприятия.

1.

Интересно ли было читать рассказ?

2.

Какой эпизод взволновал вас?

3.

Ожидали ли вы такой развязки?

4.

Предположите ситуацию написания

рассказа.

5.

Связь картин природы с содержанием

рассказа «Бирюк»

Вывод учащихся и учителя.

Итог урока. Рефлексия

Домашнее задание.

Написать сочинение на выбранную тему:

Каким я запомнил И.С. Тургенева.

Что дало мне изучение биографии

Тургенева.

История моего знакомства с писателем.



В раздел образования