Напоминание

"Причины агрессии у детей с нарушением интеллекта."


Автор: Андрусенко Виктория Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ Школа №3
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Причины агрессии у детей с нарушением интеллекта."
Раздел: начальное образование





Назад




Причины

возникновения

агрессивного

поведения

у

детей

младшего

школьного возраста с нарушением интеллекта.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших

социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная

преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения

числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.

Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер [11, с 6].

В

последнее

время

многие

исследователи

разводят

понятия

агрессии

как

специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности

[4,с20].

Агрессия

трактуется

как

процесс,

имеющий

определенную

функцию

и

организацию, агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся

компонентом более сложной структуры психических свойств человека [8,с56].

Так каковы же условия формирования агрессивного поведения личности?

Изотова Е.И. и Никифорова Е.В. исходят из гипотезы, что агрессивность человека и

его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его

индивидуального

развития.

В

появлении

агрессивного

поведения

участвуют

многие

факторы,

в

том

числе

возраст,

индивидуальные

особенности,

внешние

физические и

социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние

обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т. п. Но

решающую

роль

в

формировании

агрессивного

поведения

личности,

по

мнению

большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное

окружение. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, ведущие факторы, вызывающие или

поддерживающие агрессивное поведение личности.[7, с82]

Характер

агрессивного

поведения

во

многом

определяется особенностями

воз-

растными человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и

выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям

нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Так, в самом

раннем возрасте дети, по всей видимости, демонстрируют агрессию: если часто, громко и

требовательно плачут; если у них отсутствует улыбка; если они не вступают в контакт.

Психоаналитические

исследования

свидетельствуют

об

огромном

количестве

гнева,

переживаемом младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно

учитываются

[2,с78].

Также

хорошо

известен

тот

факт,

что

маленькие

дети,

желая

сохранить

материнскую

любовь,

склонны

проявлять

жестокость

по

отношению

к

новорожденным брату или сестре.

По мнению Изотовой Е.И. и Никифоровой Е.В, адаптируясь к требованиям детского

сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать

несъедобное.

Причем

эти

действия

совершаются,

что

называется,

«без

разбора»

импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте

считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). Следует

заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от

эмоционального

климата

в

семье,

а

детская

группа,

в

свою

очередь,

становится

зеркальным

отражением

внутреннего

состояния

воспитателя.

Если

те

или

другие

проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее

воспроизводить.

В

целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если

ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности

и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи.

Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному

поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление

агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в са -

моразрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания. [7, с106]

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более

слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк.

Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится

серьезной

проблемой.

Резко

негативная

реакция

учителей

и

родителей

на

подобное

поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает

ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем

не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к

агрессивному поведению побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы

поведения.

Таким образом, агрессивное поведение считают Никифорова Е.В. и Изотова Е.И.

достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в про-

цессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В

норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от

внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах

агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.

В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами

агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В

случае когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у

детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на

культе

силы,

которое

может

составлять

основу

социального

функционирования

и

взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих

подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее

способность

переносить

фрустрацию.

Как

известно,

под

фрустрацией

понимают

состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения

цели.

Некоторые

авторы

рассматривают

фрустрацию

как

одну

из

ведущих

причин

агрессивного поведения. В целом фрустрация — весьма распространенное явление, и

люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное

поведение

успешно

способствует

устранению

фрустрации,

то

оно

с

боль шой

вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы

могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к

фрустрации, а также если у него не выработаны социально приемлемые способы пре -

одоления фрустрации. [7, с189]

Если оценивать влияние другого — полового (гендерного) фактора, — то мужчины

(мальчики)

демонстрируют

более

высокие

уровни

прямой

и

физической

агрессии,

а

женщины (девочки) — косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается

большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее

прибегают к его психологическому варианту.

При всей важности возрастного, тендерного и индивидуального факторов, ведущее

значение

в

формировании

агрессивного

поведения,

по

мнению

большинства

исследователей, имеют социальные условия развития личности.

Одним

из

наиболее

дискутируемых

вопросов

можно

считать влияние

средств

массовой информации

на

агрессивное

поведение

личности.

Сторонники

негативного

влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего

наблюдая

за

чужой

агрессией.

М.Хьюсманн

с

группой

исследователей

отсле живали

корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет. Они

обнаружили, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует

предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет. Механизм формирования агрессивного

поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерное

увлечение телепередачами — агрессивные фантазии — отождествление себя с персонажем —

усвоение

агрессивного

способа

решения

проблем

и

влияния

на людей — повторение

агрессивных

действий

использование

агрессии

для

разрешения

проблем

в

межличностных отношениях — подкрепление—агрессивные

привычки

неразвитые

социальные и учебные умения — фрустрация — чрезмерный просмотр телепере дач — и

т.д.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение, по мнению Изотовой

Е.В. и Никифоровой Е.Л.

возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых,

увиденное

должно выглядеть

реально

и

захватывать.

Во-вторых,

увиденное

должно

восприниматься именно как агрессия. В-третьих, агрессия перенимается, когда зритель

отождествляет

себя

с

агрессором,

а

потенциальный

объект

агрессии

для

конкретной

личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. Следующим принципиальным

условием научения является то, что в результате агрессии герой достигает цели или

получает удовольствие, значимое для зрителя.[7, с204]

В то время как влияние средств массовой информации на поведение личности

остается

не

вполне

понятным,

семья

в

настоящее

время

признается

основным

социальным источником формирования агрессивного поведения. Хорошо известно, что

агрессия

проявляется

не

только

к

врагам,

незнакомым

людям

или

конкурентам.

Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы

проявления агрессии в семье разнообразны. Это могут быть прямое физическое или

сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности,

эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное

поведение

сами

или

могут

подкреплять

нежелательные

действия

ребенка,

например

выражая гордость его победой в драке.

На

становление

агрессивного

поведения

ребенка

влияют

различные

семейные

факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная

близость

между

родителями

и

ребенком,

неблагоприятные

взаимоотношения

между

детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие

крайне

суровые

наказания,

использующие

чрезмерный контроль

(гиперолека)

или,

напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с

агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное

негативное

влияние

на

ребенка

оказывает

агрессия

отца

по

отношению

к

матери

(физическое насилие или явное моральное унижение).[ 6, с 43]

А. Бандура и Р. Уолтерс

посвятили изучению данного «семейного»

вопроса

специальное

исследование

и

получили

следующие

данные.

Родители

агрессивных

мальчиков

предъявляли

меньшие

требования

к

достижениям

детей

в

сравнение

с

родителями контрольной группы (без агрессивного поведения) и меньше ограничивали их в

детстве. В то же время рассматриваемые подростки сильнее сопротивлялись воздействиям

родителей. Мальчики с агрессивным поведением были более привязаны к матерям, чем к

отцам. Родители агрессивных подростков чаще опирались на методы принуждения, в то

время как в контрольной группе шире использовались методы развития внутреннего

самоконтроля, например убеждение. Отцы агрессивных мальчиков характеризовались рез-

костью и тенденцией часто наказывать детей, тогда как матери — нетребовательностью

при

низкой

общей

согласованности

требований

и

недостаточной

сердечности

взаимоотношений.

Агрессивные

мальчики

меньше

идентифицировались

со

своими

отцами, они чаще отвечали им критичным и враждебным отношением, чем подростки из

контрольной

группы.

Все

это,

по

мнению

исследователей,

затрудняло

усвоение

родительской системы ценностей и выполнение их требований.[1, с254]

Изучая связь между социализацией подростков и их семейными условиями, А.

Бандура и Р. Уолтерс выделили три основные особенности, определяющие поведение

ребенка: его

готовность

устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения,

степень развития совести, силу мотивации к агрессии. По мнению авторов, семья должна

создать минимальные условия эффективной социализации. Первым важным условием

является

стимулирование

мотивации

привязанности,

посредством

которой

ребенок

научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой

предпосылкой

исследователи

называют

«давление

социализации»

в

форме

последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют

социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в

результате

фрустрации

потребности

в

родительской

любви,

постоянного

применения

наказания

(его

преобладания

над

методами

поощрения

желательного

поведения),

несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими

родителями.[1, с305]

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное

поведение ребенка вызывается прежде всего недостатком нежной заботы и привязанности

со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к воз-

никновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через

подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям).

Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впо-

следствии

переносятся

на

других

людей

(одноклассников,

учителей,

супругов).

Если

проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу

иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступ ный)

объект.

Следует

уточнить,

что

в

рассмотренных

выше

экспериментах

участвовали

преимущественно

мальчики.

Большинство

же

исследователей

отмечают

различное

влияние плохого обращения в семье на детей разного пола. По мнению Зимелевой З.А.,

девочки,

к

которым

в

детстве

проявляли

жестокость,

более

склонны

к

развитию

мазохистического паттерна поведения, в то время как мальчики в этом случае чаще

идентифицируют

себя

с

агрессором

и

с

большей

вероятностью

развиваются

в

садистическом направлении.

Еще

одним

доказательством

в

пользу

гипотезы

о

ведущей

роли

семьи

в

происхождении агрессивного поведения является известное обстоятельство, что у детей,

воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с

агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные

необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной

депривации может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчине-

нию или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста

ребенка, его конституциональных особенностей и других обстоятельств).[5, с26]

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов

агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого

разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обя -

зательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не

только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в

различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.

Очевидно,

что

в

норме

агрессия

носит

оборонительный

характер

и

служит

выживанию.

Она

также

выступает источником активности индивида,

его

творческого

потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать

различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах,

наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии — дело

личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией — одна из

труднейших психологических задач вообще.[7, с267]

Никуленко Т.Г. считает, что формы асоциального поведения разнообразны и могут

проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном

неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства.

Причины и механизмы всех этих нарушений различны, но по-разному обнаруживаются у

детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и

в случае его агрессивности или деструктивности. Существует множество вариан тов, о чем

свидетельствует клинический и педагогический опыт.

Механизмы агрессивности сложны. В психологической науке существуют разные

подходы к их объяснению: психоаналитический, бихевиористический, социокультурный,

этнологический и др.[10, с 156]

Глубокие

исследования

природы

человеческой

агрессии,

деструктивности

содержатся в трудах выдающегося философа, психолога современности Э. Фромма.

Согласно Э. Фромму, механизм человеческой агрессивности лежит в специфически

человеческих условиях существования. В отличие от животного, у которого механизм

агрессивности

«вмонтирован

в

мозг»,

человек

не

является

по

природе

своей

разрушителем. Присущие ему деструктивность, жестокость, злоба — благоприобретенные

свойства.

Истоки

нравственности,

как

и

деструктивности,

находятся

в

человеческой

свободе. Свобода — явление сложное и предполагает не «совращение человека, а меру его

ответственности», его собственный выбор, «добрую волю». Но несвобода порождает

разрушительность, а отказ, воздержание от собственной воли — отказ от самого себя,

своей

собственной

уникальности.

Безответственность,

бесцельность

порождают

деструктивность. Раб, конформист только по видимости социально безопасен. Но на са-

мом деле задушенная внутренняя свобода и рождает, по убеждению Фромма, синдром

насилия.[13]

Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность.

Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу, то есть является биологи-

ческой адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на

угрозу. Названы следующие ее виды: псевдоагрессия (непреднамеренная агрессия, игровая

агрессия, агрессия как самоутверждение) и оборонительная агрессия.

Важнейший

вид псевдоагрессии

Фромм приравнивает к самоутверждению как

наступательной активности человека, необходимой для самореализации его личности. Эта

агрессия направлена на достижение цели и является важнейшим качеством в структуре

личности, которое повышает способность человека к достижению целей и значительно

снижает потребность в подавлении другого человека, в жестоком к нему отношении.

Снижение

в

человеке

«наступательной

активности»,

робость,

закомплексованность

создают

больше

предпосылок

для

враждебного

поведения.

Главным

же

фактором,

снижающим «агрессию самоутверждения», выступает, по мнению Фромма, авторитарная

атмосфера в семье и обществе, где потребность самоутверждения воспринимается как

непослушание

и

бунтарство.

Любой

абсолютный

авторитет,

говорит

Э.

Фромм,

воспринимает попытку другого к самореализации как «смертный грех, и это угрожает его

авторитарности».

Поэтому

для

авторитара

послушание

самый

лучший

способ

самореализации.[13]

Оборонительная

агрессия

может

возникать

как

реакция

защиты,

сохранения

своих ценностей, ценностных ориентации, «объектов почитания», то есть идеалов, объек-

тов, к которым человек относится как к святыне (родители, религия, родина и др.). Даже

привычки могут выступать как символ ценности. Любое покушение на объект почитания

вызывает гнев, враждебность.

Ощущение угрозы извне собственной системе ценностей может вызывать страх,

который «мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству». Если условия

жестки и избежать позора или краха невозможно, то вероятнее всего реакция нападения.

Страх и боль — очень неприятные чувства, и человек пытается любой ценой избавиться

от них. Один из самых действенных приемов вытеснения страха, по мысли Фромма, —

агрессивность. Чувство страха исчезает, если человек находит в себе силы перейти в

нападение.[13, с45]

Раскрывая механизмы агрессивности, Э. Фромм называет в качестве одного из них

потребность защиты собственной свободы и чести. Потребность в свободе у человека

является достоянием культуры и формируется в процессе воспитания. Однако вместе с

тем,

говорит

он,

эта

потребность

является

и

биологической

реакцией

челове ческого

организма. Свобода входит в сферу витальных (жизненно важных) интересов человека.

Она

есть

предпосылка

для

развития

всех

способностей

человека,

физического

и

психического здоровья личности. «Если у него отнимают свободу, — пишет Фромм, — он

становится

больным,

калекой,

инвалидом».

При

этом

под

свободой

он

понимает

не

отсутствие каких бы то ни было ограничений. Всякое полноценное развитие, подчеркивает

он, возможно лишь в рамках какой-то структуры, а каждая структура требует ограничений.

Без ограничений невозможно полноценное развитие человека, но важно то, «кому это

ограничение выгодно — какому-то одному лицу или учреждению, или же оно необходимо

для роста и развития самой структуры личности». Опасность лишиться свободы вызывает

вспышки

агрессивности

и

насилия.

Это

нормальный

механизм

функционирования

организма,

не

оправдывающий,

однако,

разрушительную

позицию

человека.

Выбор

жизненной позиции — дело его этической культуры, убеждений, совести.[13, с63]

Одним

из

важнейших

источников

оборонительной

агрессии

Фромм

называет

угрозу нарциссизма.

Это такое эмоциональное состояние, «при котором человек реально

проявляет

интерес

только

к

своей

собственной

персоне,

своим

потребностям,

своим

мыслям, своим чувствам, своей собственности» и т. д. Все остальное, что не является

частью его самого, объектом его устремлений, не имеет смысла, лишено жизненной

реальности и воспринимается лишь на уровне разума. Значимо лишь то, «что касается его

самого, а остальной мир в эмоциональном отношении не имеет ни запаха, ни цвета». Если

такой человек чувствует себя ущемленным, если его недооценивают, критикуют, ловят на

ошибках,

унижают

в

играх

или

других

ситуациях,

то

это

вызывает

у

него

чувство

возмущения и гнева. Эта реакция может быть очень сильной, и он будет испытывать

жажду мести. Люди с высокой степенью нарциссизма постоянно нуждаются в признании,

популярности, успехе, так как это условие их душевного покоя.

Их

человеческая

сущность

(ядро

личности:

убеждения,

верования,

совесть,

любовь), замечает Э. Фромм, недостаточно развиты. Возможен и групповой нарциссизм,

который

выполняет

важные

функции.

Во-первых,

апелляция

к

общим

ценностям

сплачивает группу изнутри и облегчает манипулирование группой в целом.

Во-вторых, создает членам группы ощущение удовлетворенности, особенно тем,

кто сам по себе мало что значит и не может гордиться собственной персоной. «В группе

даже

самый

ничтожный

и

прибитый

человек

в

душе

своей

может

оправдать

свое

состояние такой аргументацией: «Я ведь часть великолепного целого, самой лучшей

группы на свете. И хотя в действительности я всего лишь жалкий червяк, благодаря своей

принадлежности

к

этой

группе

я

становлюсь

великаном».

Групповой

нарциссизм

представляет собой один из главных источников человеческой агрессивности, хотя и это

всего

лишь

реакция

на

ущемление

жизненных

интересов.

Но

эта

форма

агрессии

проявляется весьма интенсивно и иногда граничит с патологией.[12, с84]

Агрессия может проявляться и как реакция человека «на попытку лишить его

иллюзий». В психоанализе такую реакцию называют защитой (сопротивлением). Человек

бессознательно стремится «забыть», вытеснить какие-то стремления, влечения в силу

многих причин: боится унижения, наказания и прочего в случае, если другим людям,

станут

известны

его

потаенные

желания.

Часто

он

не

решается

признаться

в

этих

желаниях и самому себе, боясь потерять самоуважение. Он противится тому, чтобы

«вытесненный» материал стал осознанным. Это — самообман. Когда кто-то пытается

вытащить на свет божий вытесненные влечения, то это может вызвать агрессию.

В ы д е л я ю т и

конформистскую

агрессию,

которая

обусловлена

не

разрушительными

устремлениями

человека,

а

тем,

что

«ему

предписано

действовать

именно так, и он сам считает своим долгом подчиняться приказу». Главное здесь —

привычка

подчиняться,

не

задавая

вопросов.

Это

распространенный

вид

агрессии.

Послушание,

нежелание

оказаться

трусом

в

молодежной

группе

может

побудить

к

агрессии. К тому же неподчинение, нежелание приспосабливаться для многих, отмечает

Фромм, представляет внутреннюю опасность, от которой они защищаются, совершая

агрессивные действия.

К

области

доброкачественной

агрессии

Фромм

относит инструментальную

агрессию, которая выступает средством получения «необходимого» или «желательного».

«Необходимое» понимается им как безусловная биологическая потребность, например,

утоление голода.

«Желательное»

может

быть

и

необходимым,

но

чаще

оно

выступает

как

«желаемое», ив этом случае появляется проблема «жадности и алчности». Жадность,

говорит Фромм, — самая сильная из всех не инстинктивных человеческих страстей.

Накопительство, неумеренность, необузданность, ненасытность — все это проявления

жадности.

Алчущий,

у

которого

нет

достаточных

средств

для

удовлетворения

своих

желаний, становится агрессивным, нападающим. [13, с51]

Злокачественная

агрессия, проявляющаяся в деструктивности, жестокости, не

является защитой от нападения и угрозы. Единственной ее целью является получение удо -

вольствия.

Она

возникает

из

условий

самого

существования

человека

и

является

«результатом взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных по-

требностей

человека». Экзистенциальные потребности — это психические потребности

человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья, так

же

как

удовлетворение

естественных

потребностей

необходимо

для

жизни.

Эти

потребности удовлетворяются разными способами, что проявляется в таких страстях, как

любовь,

нежность,

стремление

к

справедливости,

независимости,

ненависти,

деструктивности и пр.

Эти страсти укореняются в человеке и составляют его характер, то есть личность.

Экзистенциальными

потребностями

человека

являются

потребность

в

привязанности,

соотнесенности; в трансценденции (выход за пределы непосредственного опыта в своем

сознании); потребность в обрастании корнями (укорененность); в чувстве иденти фикации

(единении);

потребность

в

системе

координат

и

объектах

почитания;

потребность

действовать, совершать, осуществлять, выполнять, «быть эффективным», дееспособным

(творчество).

Специфическая

реализация

этих

потребностей

в

конкретных

социокультурных

условиях

порождает

злокачественные

формы

агрессии

деструктивность, садизм, мазохизм и др.

Клинические

наблюдения

за

развитием

детей

свидетельствуют

о

том, что

агрессивность ребенка может быть вызвана эмоциональными нарушениями. Это могут

быть депрессия, страхи, тревожность. Но агрессивность может выступать и средством

защиты и самоутверждения, протеста против неприемлемых условий и требований.[13, с

68]

Особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного

возраста

с

умственной

отсталостью

по

мнению Исаева Д.Е. заключаются в том, что в

младшем дошкольном возрасте поведенческие нарушения обна руживаются лишь у 0,3% детей.

При этом преобладают импульсивно- эпилептоидные проявления и повышенная аффективная

возбудимость. [3, с 43]

В старшем дошкольном возрасте: число таких детей увеличивается до 2,9%. Возрастает

число детей с повышенной аффективной возбудимостью (76,9%). Наряду с импульсивными и

эпилептоидными проявлениями возникают психическая неустойчивость, «клептомания»,

булимия, агрессивно-садистическое поведение.

Как в младшем школьном возрасте, так и у младших подростков нарушения поведения

встречаются в 15% случаях. Они становятся разнообразнее.

Появляются

сексуальная

расторможеность, пиромания, аутоагрессия, склонность к алкоголизации. Преобладающее

нарушение — аффективная возбудимость, на втором месте уходы и бродяжничество, на

третьем

агрессивно-садистические

расстройства! Комбинация нескольких вариантов

поведенческих нарушений обычно сочетается с более выраженными степенями недоразвития, с

неврологическими симптомами и экзогенией (Крыжановская И. Л., 1989).

И нормальное, и отклоняющееся поведение могут определяться наследственными

особенностями.

Так,

например,

может

возникать аутистическое

поведение

при

фенилкетонурии. Диспластичность, вызванная, как внутриутробным дисгенезом, так и

гормональным дисбаслансом, обычно сочетается с психопатоподобной симптоматикой.

Чаще всего нарушения поведения наблюдаются у легко умственно отсталых подростков

(25,2%), в структуре психопатических (19,7%), психоорганических (14,3%) синдромов и при

задержках развития (12,7%). тоже они встречаются при невротических (8,7%), эпилептических

(4,4%) сниндромах и особенно редко — при психозах (2,1%). Девиации поведения у легко

умственно отсталых подростков отражают не столько характер болезни, сколько особенности

отрицательных микросоциальных воздействий (Хохлов Л. К. с сотр., 1986). Особенно часто

нарушенное введение — реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни .

Значительная

часть

поведенческих

отклонений

легко

умственно отсталых социально-

психологического генеза. Агрессия в этих случаях может быть отражением пренебрежительного,

отвергающего, а то и издевательски истязающего поведения воспитателей.

Во

многих

случаях

этиология

нарушенного

поведения

те

же

последствия

органических

повреждений

головного

мозга,

которые

вызвали

и

интеллектуальную

неполноценность. Аффективная возбудимость у многих умеренно и тяжело умственно

отсталых лиц именно органического происхождения. [ 3, с 83]

Агрессия проявляется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-

за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем

поведении. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или

удовлетворить свои потребности. Роль агрессии можно сопоставить с подобным ее значением

в раннем возрасте, когда, сопротивляясь, воспитательным воздействиям взрослых через

негативизм и упрямство ребенок отстаивал, позицию «Я сам».

Поведенческие проявления

агрессии в младшем школьном возрасте заключаются в отрицании норм, правил, всего

устоявшегося и стремлении к беспорядку, отстаивании

права

на

самостоятельность. На

становление

агрессивного

поведения

в

подростковом

возрасте влияют стили семейного

воспитания, вседозволенность, и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня

агрессивности подростка. В семье ребенок проходит первичную социализацию. На примере

взаимоотношений между членами семьи он учиться взаимодействовать с другими людьми,

обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и

во взрослые годы.

Еще одной важной специфической особенностью агрессивного поведения является его

зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. Общение со

сверстниками содействует успешной социализации подростка, но также может определить его

асоциальное поведение.

Асоциальное поведение, различающиеся и содержанием, и целевой направленностью,

может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до

правонарушений и преступлений.

Таким

образом,

агрессивное

поведение

подростков

является

не

однородным

феноменом,

а

имеет

различные

негативные

формы

в зависимости от возрастных

особенностей, индивидуальных целей, причин, обуславливающих его возникновение.

Библиографический список .

1.

Бандура,

А.

Подростковая

агрессия:

Изучение

влияния

воспитания

и

семейных отношений / Альберт Бандура, Ричард Уолтере. - М.: Апрель пресс, Изд-во

ЭКСМО - Пресс, 1999. - 512с. - ISBN 5-04-004214-0.

2.

Доллард, Д. Фрустрация и Агрессия / Д. Доллард. - М.: Просвещение, 2001.

-350с. - ISBN 5-86325-002-4.

3.

Исаев Д.Е. Умственная отсталость у детей и подростков /Исаев Д.Е. .-

.:Просвещение, 2007.-380с.

4.

Ениколопов,

С.Н.

Понятие

агрессии

в

современной

психологии

/

С.Н.

Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - №1. - С. 20-26.

5.

3имелева, З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей

З.А. Зимелева // Психологическая наука и образование. - 2001. - №4. - С.22-27.

6.

Каримова, Э.Ю. Детская агрессивность / Э.Ю.Каримова // Детство. - 2000.

-№6.-С.43-45.

7.

ИзотоваЕ.В., Никифорова Е.Л. Эмоциональная сфера ребенка /

. Серия

«Педагогическое образование».-Ростов н/Д: изд. «МарТ», 2002

8.

Психологический словарь [В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова,

Н.О.Гордеева, Л.М. Балабанова; Под ред. Ю.Л. Неймера]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

- 640с. - ISBN 5-222-03026-1.

9.

Краткий

словарь

современных

понятий

и

терминов

/

Сост.

Л.А.

Карпенко;Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. -431с.

10.

Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие/ Т.Г.Никуленко.-

Ростов н/Д: Феникс, 2006. C.151-160.

11.

Семенюк,

Л.М.

Психологические

особенности

агрессивного

поведения

подростков и условия его коррекции / Любовь Мирчиевна Семенюк. - М.: Московский

психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 96с. - ISBN 5-89502-041-0 (Московский

психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-113-0 (Флинта).

12.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать?Ч.1-3.М.,1998. 1991. - 456с. -

ISBN 5-02-13357-4

13.

Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности \Текст М.:1994.-78с. -4000 экз.

ISBN 5-250-02353-3



В раздел образования