Автор: Мальцева Елена Анатольевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ "ВСОШ №14" города Улан-Удэ
Населённый пункт: город Улан-Удэ Республики Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание коллектива на основе проектов во внеурочной деятельности
Раздел: полное образование
Мальцева Е.А., директор МБОУ «ВСОШ №14» города Улан-Удэ
ВОСПИТАНИЕ
КОЛЛЕКТИВА
НА
ОСНОВЕ
ПРОЕКТОВ
ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каким станет наше общество завтра – зависит от того, вырастут ли
полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние учащиеся.
Одним из коллективов, где обучающиеся находится в течение значительной
части своей жизни, является школьный класс.
Взаимодействуя
с
учащимися,
педагог
должен
учитывать
индивидуальные особенности каждого из них, чтобы вовлечь его в активную
воспитывающую деятельность.
Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой
устойчивую,
привычную
систему
сплочённых
взаимоотношений
воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Чтобы
построить объединяющие коллективные отношения, необходимо сообща
выполнить важное для всех дело. Чтобы закрепились коллективные
отношения, требуется время.
Основными способами сплочения коллектива являются увлечение и
включение
обучающихся
в
совместную
деятельность.
Совместная
деятельность привлекает их, объединяет и сплачивает.
Проектная
деятельность
является
одной
из
возможностей
для
обучающихся
начать
коллективную
работу.
Хотя
по
базовым
характеристикам проектной деятельности она совершенно необязательно
должна быть коллективной, как правило, проекты реализуются в групповой
работе. Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться
отношения между сверстниками.
Таким образом, организация проектной деятельности – важнейшее
условие развития отношений сотрудничества между учащимися.
Проектная деятельность, как и любая другая, имеет определенную
структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание,
внутренние и внешние условия и результат.
Цель проектной деятельности – создать продукт (услугу), который
обладает субъективной или объективной новизной и имеет личное или
социальное значение.
Мотивом проектной деятельности служат социальные и личные
потребности в материальных и духовных ценностях.
Проектная
деятельность
выполняет
творческие,
преобразующие,
исследовательские, творческие, рефлексивные, технологические функции.
Результатом проектной деятельности является определенный продукт
(услуга) и развитие личности учащегося.
Воспитательные результаты проектной деятельности могут быть трех
уровней. Первый уровень результатов
–
приобретение учащимся
социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение учащимся опыта переживания
и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет равноправное взаимодействие учащегося с другими
школьниками
на
уровне
класса,
школы,
то
есть
в
защищенной,
дружественной ему среде.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта
самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие
учащегося
с
социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной
среде.
Роль учителя – это консультировать, мотивировать и наблюдать за
деятельностью учащихся.
Роль ученика – это выбирать и принимать решения, выстраивать
взаимоотношения с людьми, оценивать свою деятельность.
Проектная деятельность явно поможет сформировать коллективную
работу. Это практически первая возможность для студентов работать вместе.
Хотя в соответствии с основными характеристиками проектной деятельности
это не обязательно должно быть коллективным, проекты, как правило,
реализуются в образовательных целях в двойной и групповой работе.
Предлагая детям участвовать в проектной деятельности, мы получаем
возможность управлять формированием групп. В групповых проектах
участники развивают навыки сотрудничества, что способствует развитию
команды.
В чем преимущество групповых проектов?
- Участники проектной команды овладевают навыками сотрудничества.
- На каждом этапе работы над проектом обычно есть ситуационный лидер, и,
наоборот, каждый учащихся, в зависимости от его сильных сторон, наиболее
активно включается в определенный этап работы.
- В рамках проектной команды могут быть сформированы подгруппы,
группы, предлагающие различные пути решения, идеи, гипотезы и точки
зрения; этот элемент конкуренции обычно повышает мотивацию участников
и положительно влияет на качество выполнения проекта.
В научных трудах используются различные определения
понятия
«проект». В работах Товб А. С., Ципес Г. Д.
проект трактуется как
уникальный
комплекс
взаимосвязанных
мероприятий
для
достижения
заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам,
бюджету и характеристикам ожидаемых результатов.
Говоря об использовании проектов вообще, то из всего их многообразия,
классифицируемого
по
основным
сферам
деятельности,
в
которых
осуществляется проект (технический, организационный, экономический,
социальный, образовательный, смешанный), в нашей школе есть опыт
использования образовательных и социальных проектов.
Что касается образовательных проектов, в последнее время усилился
интерес к использованию проектной технологии на уроках английского
языка. Учитывая, что метод проектов предполагает собой особым образом
организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся,
которая предусматривает не только достижение того или иного результата,
оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию
процесса достижения этого результата, применительно к уроку иностранного
языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием
творческого продукта.
Так, например, программа факультативного курса «Английский язык в
проектах» для учащихся 10-11 классов, разработанного Мальцевой Еленой
Анатольевной,
предусматривает,
что
в
ходе
выполнения
проекта
обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт
познавательной и исследовательской деятельности.
Проблема,
предлагаемая
учащимся,
формулируется
так,
чтобы
ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний
и разнообразных источников информации.
Учитывая специфику работы нашего образовательного учреждения, а
работаем мы с лицами осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми,
имеющими
крайне
низкий
уровень
учебной
мотивации,
данный
факультативный курс предполагает широкое применение мини-проектов, в
том числе информативно-исследовательских, рассчитанных на один урок или
его часть.
Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать
в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного
процесса. Каждая тема рассматривается как законченный самостоятельный
период обучения, направленный на решение определенной задачи в
достижении общей цели овладения английским языком.
Использование проектной методики в обучении иностранному языку
способствует повышению эффективности овладения иностранным языком,
является средством повышения мотивации учащихся, формирования навыков
группового взаимодействия при выполнении поставленной задачи.
Метод проектов дает возможность максимальной индивидуализации и
дифференциации обучения, что выражается в предоставлении учащемуся
условий для работы над посильным по объему и сложности заданием в
индивидуальном темпе, что создает равные возможности для личностного
роста учащихся. В то же самое время групповые проекты способствуют
формированию коллектива обучающихся.
Что касается проектов социальной направленности, то в период 2017-
2023 г.г. группа педагогов под руководством учителя математики Норбоевой
Татьяны Дондоковны инициировала разработку серии проектов социальной
направленности.
Первый проект «За решеткой женские глаза» с учетом специфики
контингента осужденных обучающихся был направлен на предотвращение
рецидива женской преступности, профилактику
социального сиротства,
поддержку материнства и детства
.
Сущность проекта заключалась в организации внеурочной работы
школы по оказанию психологической помощи осужденным женщинам для
успешной адаптации
в обществе после окончания отбывания срока
наказания.
Результатом реализации проекта должно стать:
- изменение
в обществе отношения к женщинам, прибывшим из мест
заключения;
-
понижение
показателей
рецидивного
поведения
лиц,
совершивших
противоправные поступки;
- сокращение адаптационного периода;
- осознание женщинами находящимися в местах лишения свободы роли и
ценности материнства;
-
развитие
детско-родительских
отношений,
сохранение
духовных
и
родственных связей;
- поддержка осужденных женщин в стремлении вернуться в семью и начать
правопослушный образ жизни.
На подготовительном этапе был изучен опыт работы российских школ
закрытого типа
по проблеме социализации и адаптации
осужденных
женщин, были определены участники проекта, подготовлена необходимая
нормативно-правовая документация, заключены договора с руководством
ФКУ ИК – 7 УФСИН России по Республике Бурятия и общественной
организацией «Семья» по организации работы в рамках проекта, привлечены
специалисты-психологи.
С учетом специфики школы закрытого типа на реализацию проекта
оказали влияние такие внутренние факторы, как ограниченность в ресурсах
(финансирование, материальная база), а также режимные ограничения на
использование информационно-коммуникационных технологий, интернет-
ресурсов, для всех участников образовательного процесса на свободный
доступ в интернет на территории колонии, а следовательно и в здании
общеобразовательного учреждения.
С целью увеличения бюджета проекта, он был представлен на
республиканский конкурс проектов и получил грант Министерства спорта и
молодежной политики Республики Бурятия в сумме 100 тысяч рублей.
Полученные
грантовые
средства
позволили
улучшить
материальное
обеспечение проекта (приобретен компьютер, мультимедийный проектор и
т.д.), а также привлечь для работы высококвалифицированных специалистов.
В настоящее время реализация данного проекта завершена. Однако,
управление данным
проектом потребовало
формирования команды,
распределения обязанностей и принятия ответственности, готовности членов
команды понимать и принимать новое, действовать самостоятельно в
определенных условиях и ограниченности во времени. То есть, фактически,
пройдя этапы подготовки и реализации проекта, его участники получили
определенный опыт использования проектного менеджмента.
Проектная деятельность была продолжена. Далее были реализованы
проекты «Выбери жизнь», «Вернуть маму», «Путь к себе счастливой»,
которые в числе победителей республиканских конкурсов социальных
проектов
также получили гранты Министерства спорта и молодежной
политики Республики Бурятия. Проекты направлены на популяризацию
института семьи, поддержку молодых семей и пропаганду традиционных
семейных ценностей, способствуют адаптации учащихся в социуме после
окончания срока пребывания в исправительном учреждении.
В настоящее время в школе продолжается реализация проекта «Театр
за решеткой», целью которого является раскрытие творческих способностей
осужденных обучающихся, формирование творческого коллектива.
Таким образом, подводя итоги сказанному выше, следует отметить,
что общая работа, объединяющая её участников, может сыграть огромную
роль в развитии обучающегося и его отношений со сверстниками.
Организация проектной деятельности – важнейшее условие развития
отношений сотрудничества между учащимися.
Метод проектов можно использовать не только на уроках, но и во
внеурочной деятельности.
Созданию и развитию коллектива способствует непременное развитие
и наращивание определенных признаков, которые предполагают соблюдение
следующих педагогических условий:
- Наличие у коллектива единой общественно значимой цели, традиций,
собственной истории развития.
- Насыщение жизни коллектива различными видами общественно значимой
деятельности.
- Установление в коллективе отношений общественной зависимости,
«взаимной ответственности и взаимного подчинения».
- Реализация в коллективе идеи свободы личности, ее раскованности и, в то
же время, защищенности каждого члена коллектива.
- Наличие единой для всех членов коллектива системы требований.
-
Педагогическое
руководство
процессом
формирования
коллектива
младших школьников на основе сотрудничества
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное
восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности
обучающихся.
Данная
технология
помогает
сплочению
коллектива,
способствует повышению личностного роста учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алёхина
И.А.
Групповая
работа
как
форма
организации
деятельности младших школьников / И. А. Алёхина // Эксперимент и
инновации в школе. 2017. – № 3. – С. 83-87.
2. Банных Н.М. Сплоченный коллектив – залог успешного обучения /
Н.М. Банных // Начальная школа. – 2018. – №2. – С. 52-53.
3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / Гликман И.З. М.: Издательство
«Школьные технологии»; 2018. – 376 с.
4.
Григорьев
В.Д.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
5. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации
внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы / Д.В.
Григорьев, П.Г. Степанов. – М: Просвещение, 2010. – 150 с.
6.
Довыдов
К.Д.
Психологические
особенности
сплочённости
коллектива / К. Д. Довыдов. – М.: Кадры, 2015. – 208 с.
7. Ивонтьева А.К. О технологии коллективного воспитания
А.С. Макаренко // Современная педагогика. – 2014. – №11. – С.37-40.
8. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив / Н.А. Березовин,
Я.Л. Коломинский. – Минск, 1975. – 160 с.
9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. –
М.: Пед. общество России, 2002. – 480 с.
10.
Модрус
А.Л.
Социально–психологические
особенности
сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: дис. канд. пед. наук:
защищена 19.06.08: утв. 20.10.2008 / А.Л. Модрус.– Ростов–на–Дону.: Изд–во
Рост. пед. ин–та 2008. – 153 c.
11. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование сплоченности
коллектива младших школьников во внеурочной деятельности. 2017. – 329 с.
12.Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: Стандарты, методы,
опыт – М.: Олимп-Бизнес, 2005, – 240 с.
13. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для
студентов. – М. – Международная педагогическая академия, 2014. – 256 с.