Напоминание

"Преемственность работы по ФГОС начального и среднего звена"


Автор: Ерёмина Елена Абрамовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Выдринская СОШ"
Населённый пункт: п. Выдрино
Наименование материала: доклад
Тема: "Преемственность работы по ФГОС начального и среднего звена"
Раздел: начальное образование





Назад




« Преемственность работы по ФГОС начального и среднего

звена»

Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой.

Что такое преемственность?

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступеня

ми в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания,

умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней

школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного

основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый

учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом

мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым

учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и

учеников, друг другом.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как

осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к

новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со

сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни

каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком

задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность

адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное

внимание на сформированность у четвероклассников УУД. Приоритетная цель школьного

образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,

проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить

учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих

компетенцию «научить учиться»

О преемственности мы много знаем и много говорим и стараемся чтобы переход из

начального звена - в среднее, прошёл как можно безболезненнее для учеников. Я хочу

рассказать вам об одном направлении в своей работе, которое тоже помогает решать

проблему преемственности. А рассказать я хочу о решении проектных задач в начальной

школе.

Проектные задачи в начальной школе

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций

Наша главная и постоянная забота – вооружать учащихся прочными знаниями в большом

объеме и надолго.

Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако очень часто

стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и

менее заметным. Поэтому необходим поиск новых способов и форм организации

образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных

результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Проектная

деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога,

педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Однако проектная

деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе

могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально

созданной системы проектных задач

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, при этом, не

заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи

школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий

и требуемых для их выполнения данных.

Типы проектных задач:

Предметные;

Межпредметные;

Разновозрастные;

Одновозрастные.

Главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность

переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них

практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Требования к «проектной» задаче:

-имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо

воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

-состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся

разрешить поставленную задачу;

-двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в

зависимости от уровня подготовленности группы);

-задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные

препятствия для решения поставленной задачи;

-заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать

вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание

«ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Этапы работы над проектной задачей:

Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим

содержанием задачи.

Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их

распределение между членами группы.

Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем,

распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы

работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают

ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель

оказывает консультативную помощь каждой группе.

Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной

модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в

какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей

предшествующей работы.

Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп.

Обсуждение результатов работы.

Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.

Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач

Работай в группе дружно, помни – вы одна команда.

Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

Не бойся высказывать своё мнение.

Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников

группы.

Думай сам, а не рассчитывай на других.

Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни,

что каждый человек имеет право на ошибку.

Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то

примените считалочку или жребий.

Функции учителя.

Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач выступают:

консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение

за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей

обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной

деятельности на каждом этапе.

Учащимся нравится такая работа, они применяют свои знания, понимают, как много,

оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство

ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей

работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они

видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может

быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к

защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было

максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и

мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители,

что тоже немаловажно.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются

следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему

не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все

существенное и главное);

Коммуникативные УУД:

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою

позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Примеры своих уроков.

Проектные задачи по окружающему миру:

Во 2 классе я проводила открытый урок по теме «Умеем ли мы дружить?» Перед

детьми была поставлена проектная задача: составить и оформить книгу Дружбы. 1 группа

оформляла обложку книги, 2 группа из кирпичиков – слов составляли дом дружбы, 3

группа- записали правила дружбы, а 4 группа-выясняли причины по которым может

распасться дружба. В результате работы групп был составлен «Справочник крепкой

дружбы», который дети поместили в классный уголок.

Также на уроке окружающего мира «Что такое семья?» дети придумывали чудо-

машину для своих мам, которая облегчит ей выполнение домашней работы и освободит

время для любимых домочадцев.1гр.-придумывала и рисовала машину,2гр.-делала

аппликацию своей чудо-машины,3гр.-лепила из пластилина,4гр.- конструировала из

коробочек. Машины получились разные, интересные, достойные внимания инженеров.

Проектная задача по математике «Старинные меры длины»

Перед детьми ставится задача, познакомить другие классы в параллели со

старинными мерами длины.

1 группа – исследователи, тема: «Старинные меры длины». Задачей этой группы

является изучение старинных мер длины.

2 группа - , тема: «Измерительные инструменты». Задачей этой группы является

изучение и изготовление измерительных инструментов старинных мер длины.

3 группа – аналитики, тема: «Меры длины в литературных произведениях». Задачей

этой группы является изучение литературных произведений и нахождение упоминания в

них старинных мер длины (если дети затрудняются, то этой группе учитель вправе

подсказать несколько литературных произведений, где фигурируют старинные меры

длины).

4 группа - , тема: «Считай, смекай, угадывай». Задачей этой группы является

подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов о старинных мерах длины.

Проектная задача по русскому языку.

Замысел проектной задачи.

Детям предлагается изготовить для младших школьников – второклассников,

пособия – схемы, которые помогут малышам запоминать и находить главные и

второстепенные члены предложения. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5

групп (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Каждая из

групп получает техническое задание:

1.

распределить задания внутри группы;

2.

рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данного члена

предложения;

3.

составить рассказ по схеме о главных и второстепенных членах предложения;

4.

проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью

которого можно проверить, как ученик усвоил именно этот член предложения.

Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие –

схему (на листе А 3), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им

известно про члены предложения.

Анализируя проведённую работу могу сказать, что занятия по решению проектных задач

помогают достичь следующих результатов:

возрастает познавательный интерес обучающихся;

повышается мотивация к учебной деятельности;

появляется интерес к освоению нового материала;

совместная деятельность ребят ускоряет процесс сплочения коллектива;

повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя

застенчивость;

ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.

Но есть и определённые трудности:

у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими

объёмами информации;

ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;

не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности

(приходится прибегать к помощи учителя).

Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе работы над

проектными задачами умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной

школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении и быстрой

адаптации в пятом классе, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке

федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального

общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно

оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.



В раздел образования