Автор: Ерёмина Елена Абрамовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Выдринская СОШ"
Населённый пункт: п. Выдрино
Наименование материала: доклад
Тема: "Преемственность работы по ФГОС начального и среднего звена"
Раздел: начальное образование
« Преемственность работы по ФГОС начального и среднего
звена»
Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой.
Что такое преемственность?
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступеня
ми в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания,
умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней
школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного
основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый
учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом
мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым
учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и
учеников, друг другом.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как
осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к
новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со
сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни
каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком
задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность
адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное
внимание на сформированность у четвероклассников УУД. Приоритетная цель школьного
образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить
учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих
компетенцию «научить учиться»
О преемственности мы много знаем и много говорим и стараемся чтобы переход из
начального звена - в среднее, прошёл как можно безболезненнее для учеников. Я хочу
рассказать вам об одном направлении в своей работе, которое тоже помогает решать
проблему преемственности. А рассказать я хочу о решении проектных задач в начальной
школе.
Проектные задачи в начальной школе
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций
Наша главная и постоянная забота – вооружать учащихся прочными знаниями в большом
объеме и надолго.
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако очень часто
стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и
менее заметным. Поэтому необходим поиск новых способов и форм организации
образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных
результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Проектная
деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога,
педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Однако проектная
деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе
могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально
созданной системы проектных задач
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, при этом, не
заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи
школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий
и требуемых для их выполнения данных.
Типы проектных задач:
Предметные;
Межпредметные;
Разновозрастные;
Одновозрастные.
Главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность
переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них
практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Требования к «проектной» задаче:
-имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо
воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
-состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся
разрешить поставленную задачу;
-двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в
зависимости от уровня подготовленности группы);
-задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные
препятствия для решения поставленной задачи;
-заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать
вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание
«ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
Этапы работы над проектной задачей:
Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим
содержанием задачи.
Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их
распределение между членами группы.
Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем,
распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы
работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают
ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель
оказывает консультативную помощь каждой группе.
Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной
модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в
какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей
предшествующей работы.
Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп.
Обсуждение результатов работы.
Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач
Работай в группе дружно, помни – вы одна команда.
Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
Не бойся высказывать своё мнение.
Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников
группы.
Думай сам, а не рассчитывай на других.
Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни,
что каждый человек имеет право на ошибку.
Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то
примените считалочку или жребий.
Функции учителя.
Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач выступают:
консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение
за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей
обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной
деятельности на каждом этапе.
Учащимся нравится такая работа, они применяют свои знания, понимают, как много,
оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство
ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей
работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они
видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может
быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к
защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было
максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и
мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители,
что тоже немаловажно.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются
следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему
не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
Познавательные УУД:
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все
существенное и главное);
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Примеры своих уроков.
Проектные задачи по окружающему миру:
Во 2 классе я проводила открытый урок по теме «Умеем ли мы дружить?» Перед
детьми была поставлена проектная задача: составить и оформить книгу Дружбы. 1 группа
оформляла обложку книги, 2 группа из кирпичиков – слов составляли дом дружбы, 3
группа- записали правила дружбы, а 4 группа-выясняли причины по которым может
распасться дружба. В результате работы групп был составлен «Справочник крепкой
дружбы», который дети поместили в классный уголок.
Также на уроке окружающего мира «Что такое семья?» дети придумывали чудо-
машину для своих мам, которая облегчит ей выполнение домашней работы и освободит
время для любимых домочадцев.1гр.-придумывала и рисовала машину,2гр.-делала
аппликацию своей чудо-машины,3гр.-лепила из пластилина,4гр.- конструировала из
коробочек. Машины получились разные, интересные, достойные внимания инженеров.
Проектная задача по математике «Старинные меры длины»
Перед детьми ставится задача, познакомить другие классы в параллели со
старинными мерами длины.
1 группа – исследователи, тема: «Старинные меры длины». Задачей этой группы
является изучение старинных мер длины.
2 группа - , тема: «Измерительные инструменты». Задачей этой группы является
изучение и изготовление измерительных инструментов старинных мер длины.
3 группа – аналитики, тема: «Меры длины в литературных произведениях». Задачей
этой группы является изучение литературных произведений и нахождение упоминания в
них старинных мер длины (если дети затрудняются, то этой группе учитель вправе
подсказать несколько литературных произведений, где фигурируют старинные меры
длины).
4 группа - , тема: «Считай, смекай, угадывай». Задачей этой группы является
подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов о старинных мерах длины.
Проектная задача по русскому языку.
Замысел проектной задачи.
Детям предлагается изготовить для младших школьников – второклассников,
пособия – схемы, которые помогут малышам запоминать и находить главные и
второстепенные члены предложения. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5
групп (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Каждая из
групп получает техническое задание:
1.
распределить задания внутри группы;
2.
рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данного члена
предложения;
3.
составить рассказ по схеме о главных и второстепенных членах предложения;
4.
проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью
которого можно проверить, как ученик усвоил именно этот член предложения.
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие –
схему (на листе А 3), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им
известно про члены предложения.
Анализируя проведённую работу могу сказать, что занятия по решению проектных задач
помогают достичь следующих результатов:
возрастает познавательный интерес обучающихся;
повышается мотивация к учебной деятельности;
появляется интерес к освоению нового материала;
совместная деятельность ребят ускоряет процесс сплочения коллектива;
повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя
застенчивость;
ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Но есть и определённые трудности:
у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими
объёмами информации;
ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности
(приходится прибегать к помощи учителя).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе работы над
проектными задачами умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной
школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении и быстрой
адаптации в пятом классе, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке
федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального
общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно
оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.