Напоминание

Центр тяжести


Автор: Свиридова Нина Григорьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 им Коновалова В.П.
Населённый пункт: г. Клинцы
Наименование материала: Методическая разработка (технологическая карта урока физики, 7 кл)
Тема: Центр тяжести
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока по теме «Центр тяжести»

Н.Г Свиридова , учитель физики МБОУ- СОШ №6 им Коновалова В.П. г Клинцы Брянской области

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока: Центр тяжести тела.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока: урок проблемно-исследовательского типа

Цели урока: Образовательные(обучающие):

•;Ввести понятие центра тяжести тела и научиться теоретически и практически определять центр тяжести тела произвольной формы ,

•Показать практическое применение изучаемого материала;

•Формировать навыки решения качественных задач и экспериментальных умений.

•Продолжить формирование правильных представлений о физической картине мира;

Воспитательные:

•Воспитание познавательного интереса к физике, положительного отношения к знаниям, воспитание творческой активности;

Развивающие:

•Развитие аналитического мышления (умения анализировать природные явления, результаты эксперимента, умение сравнивать и устанавливать общие

и отличительные признаки, умение исследовать информацию, умение работать с информацией разного вида);

•Формирование научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни человек и его технических достижений.

• Способствовать развитию речи учащихся, формированию умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко

выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания.

•Научить применять полученные знания в разных ситуациях и профессиональная ориентация учащихся.

Задачи урока:

а) формирование представлений о центре тяжести

б) расширение знаний учащихся о устойчивом равновесии тела человека, научить применять знания на практике

б) развитие умения генерировать идеи и выдвигать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в паре , пользоваться альтернативными

источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, демонстраций , при работе с текстом

учебника (мета предметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование

мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и практик, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления

(личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, практический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая-парная.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разно уровневый дидактический материал, компьютер, проектор, бланк

практической работы

Планируемые результаты:

Предметные: а) специальные: сформировать умение решать качественные задачи, продолжить совершенствование умений проведения физического

эксперимента;

б) обще учебные: способствовать овладению приёмами письменной и устной, монологической и диалогической речи; формировать умение строить

определения понятий, сравнения, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работ; способствовать

совершенствованию умения коллективно работать, управлять работой группы.

Личностные:

Личностными результатами являются:

Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки, уважение к ученым, отношение

к физике как элементу общечеловеческой культуры;

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Использование полученных по теме знаний для обеспечения безопасности, использования транспортных средств, умение оценивать ответы

одноклассников, формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.

Мета предметные:

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах, устанавливать логическую

последовательность имеющихся и приобретаемых знаний.

Программное обеспечение: Power Point, «Библиотека наглядных пособий по физике»

Дидактический материал: бланк исследовательской лабораторной работы, тесты, лист самооценки

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, фигуры плоских пластин, линейка, карандаш,

штатив, подвес, наклонная плоскость, банка со смешенным центром тяжести, проекты учащихся, инструкция по технике безопасности, указка.

Меж предметные связи

-математика (решение графических задач, применение математических терминов);

-ОБЖ (правила устойчивого равновесия);

-биология (центр тяжести тела человека

-физическая культура (изменение положения центра тяжести человека при движении)

Групповые и индивидуальные творческие проекты «Ванька-встанька», «Центр тяжести тела человека» «Флип лаборатория.»

Этапы урока

Ход урока

Приемы и

методы,.

Деятельн

ость

учащихся

Формируемые УУД

Познаватель

ные

Комм

уника

тивн

ые

Регулятивн

ые

1

Организация

начала урока

Добрый день! Я рада видеть вас таких красивых и

замечательных., и надеюсь что ваше хорошее

Создание

эмоционал

Приветст

вие

Умение

настраиват

настроение станет еще лучше.

ьно

настроя

ься на

занятие

2

Мотивационный

этап

1)Вступительное слово Устойчивость конструкций,

механизмов – это необходимое условие при их

эксплуатации. Таким образом, создавая машины и

различные механизмы, необходимо знать и точно

рассчитать, при каких условиях они будут

устойчивыми, т.е. будут находиться в равновесии.

2)

Вы все наверно видели необычный сувенир —

птичка Ее можно раскачивать, крутить по кругу, и она

не упадет! В чем секрет такого равновесия?

Применили законы физики создатели этой игрушки?

3)

Фокусы с банкой со смещённым центром Что

произойдет с металлического банка, если ее положить

на наклонную плоскость? А) Обычная банка б) Банка

со смещенным центром тяжести. Чтобы ответить на

все эти вопросы необходимо узнать что-то новое.

«Не существует тела, у которого

бы не было этой важнейшей характеристики.

Кто-то ею доволен, кто-то не очень,

но очень хочет ее изменить»

Альберт Эйнштейн Что же это такое?

4) Разгадаем ребус. Какая тема урока?

Тема урока «Центр тяжести тела»

Что бы вы хотели узнать на уроке? Какие цели и задачи

поставим перед собой?

Сегодня на уроке мы должны узнать что такое центр

тяжести, научиться практически и теоретически

определять центр тяжести некоторых тел.

Создание

проблемно

й

ситуации( э

ксперимент

)

Выдвига

ют

гипотезы,

предсказ

ывают

результат

ы

эксперим

ента,

Разгадыва

ют ребус,

формулир

уют тему

урока,

цели

урока.

Ориентиров

аться в

своей

системе

знаний:

отличать

новое от уже

известного с

помощью

учителя

Владе

ние

моно

логич

еской

и

диало

гичес

кой

форм

ами

речи

Целеполага

ние как

постановка

учебной

задачи на

основе

соотнесени

я того, что

уже

известно и

усвоено

учащимися

, и того,

что ещё

неизвестно

Участвоват

ь в

коллективн

ом

обсуждени

и

проблемы,

интересова

ться чужим

мнением и

высказыват

ь свое

собственно

е,

аргументир

овать свою

точку

зрения.

3

Актуализация

опорных знаний

Фронтальный опрос:

1.

Какая сила называется силой тяжести.

2.

Куда направлена сила тяжести.

Устныый.

Формули

руют

ответы на

Устранение

пробелов в

знания для

Умен

ие с

доста

Учиться

отличать

верный

3.

По какой формуле рассчитывается сила

тяжести??

4.

Если на тело, действует несколько сил, то что

мы определяем? Что называют равнодействующей

силой

5.

Найдите равнодействующую силу? Куда она

направлена?

6.

Дополните предложение действие силы зависит

от, от ……, от модуля и ….. приложения (предложение

на слайде)

вопросы

учителя.

изучения

нового

материала

точно

й

полно

той и

точно

стью

выра

жать

свои

мысл

и

ответ от

неверного,

выполнять

коррекцию

4

Операционно-

познавательный

этап

1)

Формирование

понятия центра

тяжести и

первичное

закрепление

знаний.

Положите линейку на карандаш так , чтобы она

находилась горизонтально. У кого получилось с

первого раза.

Если расположить линейку на карандаше, то добиться

равновесия довольно сложно.

Как вы можете уравновесит свою линейку. Сначала

фокус.

Планирование результатов!

Фокус Помощник. Вытяните руки. Положим линейку

на указательные пальцы, сдвигаем пальцы чтобы

линейка находилась горизонтально в положении

равновесия.

Попробуйте уравновесит линейку используя два

карандаша. Медленно сдвигая их навстречу друг другу,

вначале сведем их вместе, а затем, немного перекатив

один из них в сторону, ко второму, медленно уберем

второй. Таким образом, мы нашли положение

равновесия линейки. Иначе говорят,Центр тяжести

линейки над карандашом.. Один в поле не воин, с

двумя карандашами нам легче удалось найти центр,

чем с одним. Центр тяжести Рассмотрим слайд кран

Фронтальн

ый

эксперимен

т.

Демонстра

ционный

эксперимен

т.

Эвристичес

кая беседа.

Рассказ

учащимся

сообщения.

Объяснени

е,

-

Выполня

ют

эксперим

ентальное

задание.

Предлага

ют

способы

действий

планирую

т

результат

ы.

Наблюда

ют

фронталь

ный

эксперим

ент,

анализиру

ю,

сравнива

Перерабатыв

ать

полученную

информаци

ю: делать

выводы в

результате

совместной

работы всего

класса.

Добывать

новые

знания:

находить

ответы на

вопросы,

используя

учебник,

свой

жизненный

опыт и

информаци

Владе

ние

моно

логич

еской

и

диало

гичес

кой

форм

ами

речи

Умен

ие с

доста

точно

й

полно

той и

точно

стью

выра

Учиться

высказыват

ь своё

предполож

ение

(версию)

на основе

работы с

иллюстрац

ией

учебника

или слайда

поднимает груз. Действует сила тяжести на груз?

Действует ли сила тяжести на кран? Можно сделать

вывод, что на каждую часть крана (да и любого тела),

если мы разделим мысленно тело на несколько частей,

действует сила тяжести. Можем найти

равнодействующую сил всех тяжести? Куда она будет

направлена? Как бы вы назвали точку приложения

равнодействующей сил тяжести, действующие на

отдельные части тела.

Работа с учебником: стр 186. Чтение определения и

запись определения.

Точку приложения равнодействующей сил тяжести,

действующих на отдельные части тела, называют

центром тяжести.

Повторяем определение.

А если изменится масс

груза –изменится расположение центра тяжести?

Почему.

Кто ввел понятие центра тяжести в механике?

Приложение 1

Сообщение учащегося.

Решение качественных задач

.

Попытаемся пойти по пути Архимеда.

Где расположен центр тяжести прямоугольника, круга?

Центр тяжести в различных объемных фигурах можно

найти по-разному.

Стр 186 рис 186 и 187 У шара он располагается в

геометрическом центре. У параллелепипеда он

находится в точке пересечения его диагоналей. Всегда

ли центр тяжести находится внутри тела?

Иногда центр тяжести тела может находиться вне

самого тела. Например, у кольца. Рис 187 стр 186

Сувенир

Приведем примеры, где используют знания о центре

тяжести. Дети по слайду приводят примеры.

Для устойчивого равновесия самолета и при взлете, и в

полете большую роль играет положение его центра

тяжести. Центр тяжести самолета во всех случаях

ют,

делают

выводы и

формулир

уют

устные

ответы.

Читают и

записыва

ют

определен

ие.

Пересказ

ывают

сообщени

я.

ю,

полученную

на уроке из

слайдов,

сообщений

учащихся

Выбор

наиболее

эффективны

х способов

решения

задач в

зависимости

от

конкретных

условий;

Формирован

ие

исследовате

льских

действий,

исследовате

льской

культуры,

умения

наблюдать,

делать

выводы.

Добывать

новые

знания:

находить

ответы на

вопросы,

используя

учебник,

свой

жизненный

жать

свои

мысл

и

лежит позади передней кромки крыла

Чтобы машина не перевернулась на наклонной

плоскости инженер конструктор должен обязательно

рассчитать где находится центр тяжести.

Иногда бывает так, что равновесие нарушается и тело

падает. Если это большое сооружение, типа башенного

крана, то это может привести к разным последствиям.

Могут ли инженеры как-то рассчитать будет ли

равновесие устойчивым? Что для этого нужно знать.

Для этого надо знать, где у тела находится центр

тяжести, который также называется центром масс. Мы

часто произносим понятие устойчивого равновесия.

Ввести понятие устойчивого равновесия.

Стр 188 (4 и 5 абзацы)

Объяснение эксперимента с банкой? Банка по

прежнему в равновесии.Чем отличаются банки? Банка

со смещенным центром тяжести. Центр тяжести ниже

оси вращения и банка находится в равновесии даже на

наклонной плоскости.

Можно ли рассчитать где находится центр тяжести.

Например, по формуле. Это формулы достаточно

сложные, мы в 7 классе применять не будем.

опыт и

информаци

ю,

полученную

на уроке.

Перерабатыв

ать

полученную

информаци

ю: делать

выводы в

результате

совместной

работы,

наблюдения

демонстраци

й,

эксперимент

ов.

Перерабатыв

ать

полученную

информаци

ю:

сравнивать и

классифици

ровать

2) Практическое

определение

центра тяжести

плоской фигуры

Мы поставили перед собой задачу научится

практически определять центр тяжести с помощью

оборудования, и помним, что при работе с физическим

оборудованием нужно соблюдать технику

безопасности.

У вас на столе оборудование, как можно практически

определить центр тяжести фигур? Давайте

Частично-

поисковые.

-

Исследоват

ельские.

Практическ

ие.

Слушают

инструкц

ию по ТБ,

предлага

ют ход

выполнен

ия

Формирован

ие

практическо

-

исследовате

льской

деятельност

План

ирова

ние

учебн

ого

сотру

дниче

планирован

ие —

определени

е

последоват

ельности

промежуто

попробуем описать ход наших действий по рис 185 стр.

187 или слайд.

Что нужно делать для определения центра тяжести. У

вас на столе находятся листы с ходом работы, если вы

затрудняетесь – работаем по плану в парах. Вы

команда-работаем вместе. У нас есть 2 группы,

которые выполняют индивидуальное задание, у них

фигуры попроще, но задание посложнее. С помощью

линейки и карандаша, не используя подвес найти центр

тяжести треугольника (точка пересечения медиан)

сформулировать правило и проверить с помощью

физического оборудования. (Можно сначала

определить, а потом сформулировать правило)

Наша учебная задача научиться практически

определять

Практическая работа.

Отчет группы. Как найти центр тяжести треугольника.

Дополнительное резервное задание (Решение

практико- графических задачи : построением

определить центр тяжести треугольника.) Проверим на

карандаше правильность наших построений

Во время опыта вы меня расположение фигуры.

Менялось ли при этом расположение центра тяжести?

Стр 187. При любом расположении тела центр

тяжести находится в одной и той же точке.

Как вы думаете, может ли меняться расположение

центра тяжести и когда меняется расположение центра

тяжести? Ответим на этот вопрос после

физкультминутки.

практичес

кой

работы,

проверяю

т и

оцениваю

т

правильн

ость

выполнен

ия.

и

ства с

учите

лем и

сверс

тника

ми —

опред

елени

е

цели,

функ

ций

участ

ников

,

спосо

бов

взаим

одейс

твия

иниц

иатив

ное

сотру

дниче

ство в

практ

ическ

ой

деяте

льнос

ти;

управ

ление

повед

чных целей

с учётом

конечного

результата;

составлени

е плана и

последоват

ельности

действий;

ением

партн

ёра —

контр

оль,

корре

кция,

оценк

а его

дейст

вий

Учить

ся

выпо

лнять

разли

чные

роли

в

групп

е

3)Физкультмину

тка

Вы все умеете вставать со стула? Встали- сели-2

раза. .Встанем на левую ногу, на правую ногу (Стоят в

течении некоторого времени). Когда нам легче

находится в состоянии равновесия одной ноге и на

двух?

Все уверены что умеют вставать со стула?

Встали-сели. встали сели.

У меня есть особый стул, встать с которого еще

никому не удавалось. Условие: ноги и спина должны

быть ровными. Предлагайте-ка можно встать с ровной

спиной и не пододвигая ноги? А если попробовать с

гантелями. Почему с гантелями встали? А у человека

есть центр тяжести? Где он находится? Чтобы ответить

на этот вопрос мы должны исследовать центр тяжести

тела человека..

Выполня

ют

упражнен

ия.

Преобразов

ывать

информаци

ю из одной

формы в

другую

Регуляция

функциона

льных и

эмоционал

ьных

состояний.

4) Исследование

центра тяжести

человека

(Первичная

проверка

понимания

изученного

материала)

Игра «Хочу все знать о центре тяжести тела

человека» (Приложение3)

1-3 класс формулирует вопрос, защитник проекта

отвечает, 4-7 отвечает класс, защитник задает вопрос и

корректирует (уточняет) ответ.

Почему вы не можете встать со стула? У человека,

ровно сидящего на стуле, центр тяжести проецируется

на плоскость опоры позади того места, где стоят его

ноги. А чтобы человек мог стоять, линия эта должна

проходить между ступнями. Вставая, надо податься

грудью вперед, размещая центр тяжести над площадью

опоры, или же подвинуть ноги назад, чтобы подвести

опору под центр тяжести. Обычно мы так и делаем, не

осознавая необходимости этого движения, когда

встаем со стула. Иначе встать просто невозможно

Изменилось ли расположение центра тяжести?

Почему? (Масса тела изменилась и расположение

частей изменилось). С гантелями центр тяжести

проецируется между ступнями., т. е есть если из

центра тяжести тела человека с гантелями провести

линию вниз, то она попадет между ступнями, те мы

можем стоять,

Что узнали о центре тяжести тела человека?

Частично-

поисковые.

-

Исследоват

ельские.

Игровые.

Применя

ют

полученн

ые знания

в новой

ситуации.

Выбор

наиболее

эффективны

х способов

решения

задач в

зависимости

от

конкретных

условий

опред

елени

е

цели,

функ

ций

участ

ников

,

спосо

бов

взаим

одейс

твия

5) Реализация

проектной

деятельности

Ответ на проблемный вопрос поставленный в начале

урока.

Необычный сувенир — птичка со смещенным центром

тяжести

Раньше нам казалось это удивительным. Сегодня и на

следующем уроке мы откроем секрет этой игрушки.…

Где находится центр тяжести этой птицы? Работа с

учебником стр. 188 Где находится центр тяжести, если

тело находится в устойчивом равновесии? Где

находится центр тяжести птицы?

(ее центр тяжести оказывается точно под клювом, но

немного ниже)

Можем мы сами изготовить игрушки, после того как

узнали что такое центр тяжести и когда тело находится

Словесные,

наглядные

и

практическ

ие,

исследоват

ельские.

Демонстр

ируют

проекты.

Предоста

вляют

интересну

ю

информац

ию.

Задают и

отвечают

на

вопросы.

поиск и

выделение

необходимо

й

информации

,

иниц

иатив

ное

сотру

дниче

ство в

поиск

е и

сборе

инфо

рмац

ии

Донес

ти

в состоянии устойчивого равновесия. игрушку?

Демонстрация проектов «Игрушки неваляшки. Ванька

-Встанька

Что общего между банкой из демонстрации и Ванькой

Встанькой?

Защита проекта «Флип лаборатория» Приложение 2

Почему изменяется положение центра тяжести

корабля? Т.К изменяется масса, а устойчивое

равновесие так ка центр тяжести ниже оси вращения.

свою

позиц

ию до

други

х:

офор

млять

свою

мысл

ь в

устно

й и

письм

енной

речи

(на

уровн

е

одног

о

предл

ожен

ия

или

небол

ьшого

текст

а).

Слуш

ать и

пони

мать

речь

други

х.

Читат

ь и

перес

казыв

ать

текст.

5

Итог урока

первичный

контроль

знаний,

самооценка

Что называют центром тяжести тела?

Где расположен центр тяжести прямоугольника,

треугольника, кольца. Чем отличается центр тяжести

плоской пластины и тела человека? Почему изменяется

положение центра тяжести человека?

Когда изменяется расположение центра тяжести.

А) при изменении массы

Б)При относительном расположении частей тела

Для чего нужно знать расположение центра тяжести.

Тест с проверкой

Ответы к тестам 1вариант БАСОВ, 2вариант ПОПОВ

Лист самооценки

За устные ответы на уроке

За практическую работу

За определение центра тяжести треугольника

За тест

Письменны

е и

устные..

Отвечают

на

вопросы.

Делают

тест

.

Выполня

ют

самопров

ерку.

Выставля

ют

оценки в

лист

самооцен

ки.

Воспроизвод

ить знания в

устной и

письменной

форме

Осозн

анное

и

произ

вольн

ое

постр

оение

речев

ого

выска

зыван

ия в

письм

енной

форм

е

Учиться

отличать

верно

выполненн

ое задание

от

неверного.

6

Домашнее

задание

Параграф 63, центр тяжести треугольника, г образной

пластины.

Ориентиров

аться в

своей

системе

знаний

7

Рефлексия

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением,

выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на

слайде.

1.

сегодня я узнал…

2.

было интересно…

3.

было трудно…

4.

я выполнял задания…

Высказыв

аются

одним

предложе

нием,

выбирая

начало

фразы из

осмысление

процесса и

результата

деятельност

и.

Умен

ие

выра

жать

свои

мысл

и

Учиться

совместно

с учителем

и другими

учениками

давать

эмоционал

ьную

5.

я понял, что…

6.

теперь я могу…

7.

я почувствовал, что…

8.

я приобрел…

9.

я научился…

10.

у меня получилось …

11.

я смог…

12.

я попробую…

13.

меня удивило…

14.

урок дал мне для жизни…

15.

мне захотелось

Урок закончился, как у нас с настроением проведем

голосование. Учитель показывает смайлики, а ребята

поднимают руки. Спасибо за урок.

рефлекси

вного

экрана на

слайде

доске о

работе на

уроке.

оценку

деятельнос

ти класса

на уроке и

функциона

льных

состояний



В раздел образования