Автор: Галина Анатольевна Железнова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Толмачевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Толмачи
Наименование материала: конспект урока
Тема: Площадь прямоугольника и квадрата
Раздел: начальное образование
Урок математики 3 класс, школа России
Тема урока: Площадь прямоугольника и квадрата.
Цель урока: формировать умение вычислять площадь прямоугольника,
квадрата по формуле.
Планируемые результаты:
Предметные:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- уметь вычислять площадь прямоугольника. квадрата;
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом
учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
оценки;
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и усвоениями коммуникации;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных
ситуаций
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: формировать интерес к предмету, развивать психические
процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь), уважать
мнение одноклассников
Тип урока: получение новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1.Устный счет: «Начинаем мы со счета, чтобы ладилась работа!»
а) Математическая задача
(финансовый ребус)
б)Подберите два таких числа, чтобы они их сумма и произведение
соответствовали данным в таблице числам:
Сумма
двух
чисел
Произведение
10
21
12
32
16
63
10
9
9
0
Например, 7+3 = 10, 7 x 3= 21
III. Мотивация. Определение темы и задач.
- О какой фигуре можно сказать, что ее противоположные стороны
равны? (Ответ: прямоугольник)
На доске представлены геометрические фигуры. Назовите прямоугольники.
1
2
3
- Докажите свой выбор.
-Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур? ( У них
прямые углы, противоположные стороны равны).
С какими способами сравнения фигур по площади мы познакомились на
предыдущем уроке? (Ответ учащихся: на глаз, наложением, заданной
меркой, например, подсчет квадратиков - 1 см в квадрате)
— В каких единицах измеряется площадь фигур? (В квадратных
сантиметрах.)
— Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)
— Что значит «найти площадь»? (Узнать, сколько раз в фигуре помещается
квадрат со стороной 1 см.)
Практическая работа(У каждого ученика на парте лежит квадрат со
стороной 1 см
2
.)
— Измерьте квадратным сантиметром площадь учебника.
— Измерьте квадратным сантиметром площадь стола.
— Удобно ли вам было измерять? Почему?
-Подумайте, может ли пригодиться умение находить площадь в реальной
жизни? (да) Где? (например, в ремонте потолков и стен и т.д.)
- Представьте, что вы затеяли ремонт и вам необходимо вычислить площадь
пола… Можем использовать изученные способы? (Нет, будет трудно)
— Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать более
удобный способ нахождения площади прямоугольных предметов.)
IV. Первичное восприятие . Работа по учебнику
1.Площадь прямоугольника.
- Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см.
- Разделите прямоугольник на квадраты с длиной и шириной 1 см.
- Посчитайте, сколько получилось таких квадратов по длине
прямоугольника?
5
6
4
- А сколько таких полосок помещается в нашем прямоугольнике? ( 3)
-Как узнать сколько всего квадратов?
- Как с помощью таблицы умножения это записать? ( 4*3)
- Обозначьте длину прямоугольника буквой a, а ширину прямоугольника
буквой b. Подставьте вместо цифр буквы и выведите формулу. Что у нас
получилось? ( a * b)
- Что мы находили? ( площадь прямоугольника)
- Обозначим площадь прямоугольника буквой S.
- Какая формула получилась?
S = a * b
Вывод: чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на
ширину.
Найдите по формуле площадь нашего прямоугольника. Чему она равна? ( 8
квадратных см)
Проверим, правильно ли мы вывели формулу.
2.Первичное закрепление.
а) Чтение правила в учебнике на с. 60
б)Выполнение № 1 с. 60 (устно).
- Как найти площадь прямоугольника КМОА? (6-2= 12(см
2
).)
- Найдите площадь прямоугольника DCNL. (2
.
3 = 6(см
2
).)
- Сделайте вывод: как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на
ширину или ширину умножить на длину.)
- Прочитайте правило в рамке.
- Правильный ли вывод вы сделали?
Физминутка.
3.Работа в парах №3 с61.
4. Площадь квадрата
-Какая фигура имеет 4 вершины, 4 прямых угла и все стороны одинаковы?
- Решите задачу №4 с.61
- Быстро справились с заданием? Сейчас мы выведем формулу нахождения
площади квадрата.
-. Обозначьте длину буквой a. Какой буквой мы должны обозначить ширину?
( тоже буквой a).
- Почему? ( У квадрата все стороны равны).
Подставим буквы в формулу нахождения площади прямоугольника. Какая
формула получилась? ( S=a*a)
Вывод: Площадь квадрата равна S=a*a.
Чтобы найти площадь квадрата, надо одну сторону умножить на эту же
сторону.
Найдите площадь нашего квадрата. Чему она равна?
( Площадь квадрата равна 4 квадратных см)
5.
Проблемная ситуация
.
Я тоже вычислила площадь квадрата, но у меня
получился другой ответ: 400 кв. мм. Объясните, как это могло произойти?
– Нет, у меня точно такая же фигура, посмотрите! В чем же
дело? (Изменились единицы измерения).
– Молодцы, вы очень внимательны!
- Как находили площадь квадрата? (Сторону умножали саму на себя, так
как у квадрата все стороны равны.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику .
№6 (с. 61).
- Запишите краткую запись задачи.(1ученик на доске записывает)
- Запишите решение и ответ задачи самостоятельно
(Проверка с объяснением.)
Решение:
1) 20 : 4 = 5 (кг) — в одной банке;
2) 30 : 5 = 6 (б.).
Ответ: потребуется 6 банок.
VII. Рефлексия
– Сегодня на уроке я узнал …..
- Я смогу…..
- Оцените свою работу на уроке, используя прием «Фразеологизм или
пословица». Необходимо подобрать выражение, соответствующее
восприятию урока.
Например:
«Слышал краем уха»
«Работал за троих»
«Шевелил мозгами»
«Считал ворон»
VIII.Домашнее задание
Учебник: №3, 7 (с. 61).