Автор: Кривченкова Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1358
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Словосочетание. Предложение".
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока
по теме «Словосочетание. Предложение».
Учитель: Кривченкова Оксана Александровна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа №1358
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тип урока: урок повторения
Цель урока: закреплять умение находить словосочетание в предложении,
выделять грамматическую основу.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование
навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в
парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое
значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять
ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля,
самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать
обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-
следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки
исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и
письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
обучение в парах
Основные понятия: слово, словосочетание, предложение, лексическое
значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского
языка В.И.Даля, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для
проведения рефлексии)
Ход урока
Организационный этап
Организац
ионный
этап
Приветствие.
- Добрый день, ребята!
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы
сами приятно поразитесь, какие вы
умные, как много и хорошо умеете, если
будете постоянно работать над собой,
ставить новые цели и стремиться к их
достижению».
Сегодня я хочу вам пожелать хорошего
настроения и успехов на уроке!
Цель
этапа: включени
е детей в
деятельность на
личностно-
значимом уровне
II.
Актуализа
ция
знаний
Перед вами листочки, на которых среди букв,
нужно найти два слова. Они связаны с темой
нашего урока.
Словосочетание.Предложение.
III.
Определен
ие
темы
урока
Эти слова для нас новые или мы уже
знакомы с этими понятиями?
- Так какая будет тема урока?
IV.Опреде
ление
целей
урока
Какие цели поставим перед собой?
-повторить понятия о предложении и
словосочетании;
-закрепить умения находить словосочетания
среди других сочетаний слов и предложений;
V.
Повторени
е
Ф..враль, м..роз, хо......ей, д..кабрь.
-Запишите словарные слова , вставив
непроверяемые буквы. На следующей
строчке составьте с этими словами
словосочетание.
-А теперь составьте со словосочетанием -
предложение.
- Давайте повторим, что называется
предложением?
-Что называется словосочетанием?
Мы повторили всё, что понадобится нам для
выполнения следующего задания.
Передвами лежат листочки: «НАЙДИ
ЛИШНЕЕ»
Словосочетание
Предложение
Вечерняя заря
Зима пришла.
Проснуться на заре
Вы поедете в деревню
к бабушке.
Зима!
Морозная зима
Сломя голову
В лесу стояли деревья.
над седой моря ветер
тучи равниной собирает
Вам нужно найти лишнее в каждом столбике
Предложение -
это одно или
несколько слов,
связанных по
смыслу и
выражающих
законченную
мысль.
Словосочетание
- несколько слов
связанных по
смыслу; в нём
есть главное и
зависимое слово;
Работа в парах.
и доказать графически, что перед нами
предложение или словосочетание.
Разбираем и доказываем каждую запись.
Вечерняя заря-словосочетание, так как есть
главное и зависимое слово.
Зима пришла.
Это предложение, так как есть подлежащее и
сказуемое.
-Дайте характеристику предложению.
(Повеств., невоскл., нераспр.).
Сломя голову - фразеологизм.
Подберём синонимы. Обратимся к толковому
словарю.
-Составьте и запишите предложение с этим
фразеологизмом.
- Соберём предложение из слов в последней
строчке.
над седой моря ветер тучи равниной
собирает
Над седой равниной моря ветер тучи
собирает.
-Выпишем все словосочетания с вопросом
- Как не ошибиться?
-Выделить грамматическую основу и
посчитать все слова без неё и предлогов.
-Здесь 4 словосочетания.
-Выделите в предложении все орфограммы.
- Слово равнина
- Почему пишем с безударной гласной «а»?
Какое проверочное слово?
-Обратимся к этимологии слова:
Понятие исходит из трактатов о Боге, он
равнял землю.
Проверочным словом по этимологии будет
"выравнивать".
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на
четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам надо сесть – это шесть
VI
Закреплен
ие темы:
«Однородн
ые члены
предложен
ия. Текст»
Снег украшает пушистые ели.
Снег украшает пушистые сосны.
-Что необычного в этом предложении?
-Составьте из него одно предложение с
однородными членами.
-Объясните постановку запятой.
-Как определить, что перед нами
предложение с однородными членами?
(Выделить основу предложения, найти слова,
которые отвечают на один и тот же вопрос и
относятся к одному слову).
Снег украшает
пушистые
сосны, ели.
-Ребята, а что можно составить из
предложений?
-Текст.
-Расставьте знаки препинания.
- Докажите, что перед нами текст.
-Вставьте пропущенные буквы.
-Найдите предложения с однородными
членами и расставьте в них запятые.
Ч..десен ру......кий лес з..мой лё...кий
нев...сомый сне... повис на ветвях
дерев...ев см..листые ш.. .. ки укр..шают
в..рш..ны елей сосен на сугробах в...дны
узоры за...ч...их и лис..их сл...дов
VII.
Рефлексия
деятельност
и. Итог
урока.
-
Как вы считаете, у кого всё получилось?
- Что было самым сложным в вашей работе?
- Над чем нужно ещё поработать?
- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы
сегодня повторили на уроке? Что нового
узнали?
- Какую цель мы с вами ставили в начале
урока?
- Для чего нам понадобятся эти знания?
Спасибо за помощь. Я благодарна вам за
активное участие на уроке.