Напоминание

Выпускнику с уроков географии


Автор: Фирсанова Любовь Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2075
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: cтатья
Тема: Выпускнику с уроков географии
Раздел: полное образование





Назад




«Выпускнику с уроков

географии

».

Федеральный

государственный

стандарт

основного

общего

образования

нового

поколения

определяет

необходимость

профориентации

.

В

ФГОС

отмечается

,

что

школьники

должны

ориентироваться

в

мире

профессий

,

понимать

значение

профессиональной

деятельности

в

интересах

устойчивого

развития

общества

и

природы

.

Основной

целью

профориентационной

работы

в

современной

школе

должно

стать

социально

-

педагогическое

и

психологическое

сопровождение

социально

-

профессионального

самоопределения

обучающихся

с

учётом

личностных

особенностей

,

ценностей

и

интересов

,

с

одной

стороны

,

общественных

потребностей

,

запросов

рынка

труда

с

другой

.

Выбор

профессии

это

второе

рождение

человека

,

поэтому

задача

учителя

дать

общую

ориентировку

в

мире

профессий

и

помочь

разобраться

в

личных

качествах

,

важных

для

выбора

будущей

специальности

.

В

последнее

время

участились

случаи

,

когда

выпускники

профессиональных

учебных

заведений

,

получив

диплом

,

идут

работать

не

по

специальности

,

и

зачастую

это

связано

не

только

с

заработной

платой

,

а

именно

с

тем

,

что

ещё

сидя

за

школьной

партой

,

неправильно

определились

с

выбором

профессии

.

Знакомство

с

профессиями

в

рамках

школьной

географии

может

осуществляться

:

на

уроке

,

во

время

проведения

практических

работ

в

классе

и

на

местности

,

участие в

проектной и исследовательской деятельности, на

экскурсиях

и

других

внеклассных

мероприятиях

по

предмету

.

Для того, чтобы

учащиеся

после

окончания

школы

могли

выбрать

профессию

с

учётом

личных

интересов

и

склонностей

,

они

должны

прежде

всего

знать

,

какие

профессии

есть

и

какие

профессии необходимы

тому

городу

,

где

они

живут

.

В

этом

отношении

курс

географии

имеет

большие

возможности

. Каждая тема связана с

теми или иными профессиями.

Из опыта

профориентации

обучающихся

5

8

классов

на

уроках

физической географии.

Тема: Планета

Земли

.

Источники

географической

информации. Профессии, связанные с

ней: географ

,

геофизик, астроном, космонавт, предприниматель, археолог, продавец.

Тема: Развитие

географических

знаний

о

Земле. Профессии, связанные с ней: геодезист,

океанолог, путешественник, картограф.

Тема: Глобус

,

план

местности

,

географическая

карта. Профессии, связанные с ней:

топограф

,

экскурсовод, геодезист, альпинист, военный картограф.

Тема: Окружающая

среда

,

природа

Земли

,

человек. Профессии, связанные с ней: эколог

,

ландшафтовед, ландшафтный дизайнер, зоолог, биолог.

Тема: Земная

кора

,

литосфера

,

рельеф

Земли. Профессии, связанные с ней: геолог

,

вулканолог

,

сейсмолог

,

минеролог

,

палеонтолог, шахтер.

Тема: Атмосфера

,

погода

,

климат. Профессии, связанные с ней: метеоролог

,

климатолог

,

синоптик, дворник, травматолог, водитель любого транспорта, работник с\х, летчик.

Тема: Гидросфера

,

океаны

,

воды

суши. Профессии, связанные с ней: океанолог

,

гидролог,

водолаз, рыбак, спасатель.

Тема: Биосфера

Земли. Профессии, связанные с ней: фенолог

,

зоолог

,

геоботаник,

дендролог, лесник, охотовед.

Тема: Почва. Профессии, связанные с ней: почвовед, мелиоратор, агроном, тракторист.

Тема: Население Земли. Профессии, связанные с ней: демограф, этнограф, статист,

паспортист, полицейский, учитель, воспитатель, библиотекарь, художник, фотограф.

В Москве необходимые профессии связаны с промышленностью, где активно ведется

подбор специалистов инженерно-технического и рабочего профиля. Традиционно

в список вошли сфера услуг, ретейл, в том числе интернет-торговля, транспорт

и логистика, IT.

Наиболее востребованными специалистами в промышленности в 2025 году станут

монтажники и регулировщики радиоэлектронной аппаратуры и приборов, слесари

механосборочных работ, операторы станков с числовым программным управлением,

сборщики, фрезеровщики, сварщики и специалисты по техническому контролю.

Традиционно в IT высока потребность в специалистах по кибербезопасности, инженерах

компьютерной обработки информации, экспертах в области информатики

и вычислительной техники и графических дизайнерах.

Высокий спрос на новых сотрудников отмечается в сфере услуг. Наиболее востребованы

специалисты по работе с клиентами, повара, официанты, баристы и представители

индустрии красоты. Ретейлеры ищут продавцов, администраторов торговых залов

товароведов, мерчандайзеров, кладовщиков, комплектовщиков и сборщиков заказов. С

продвижением рынка электронной коммерции растет потребность в специалистах по

маркетплейсам и менеджерах интернет-магазинов. Работодатели из транспортно-

логистической отрасли ведут подбор специалистов по транспортной логистике, водителей

различных категорий, операторов связи, машинистов электропоездов и экспедиторов.

В знакомстве с техническими, промышленными профессиями и профессиями сферы

услуг поможет курс социальной и экономической географии.

Из опыта профориентации обучающихся 9-11 классов на уроках экономической и

социальной географии.

Тема: Хозяйственная деятельность, отрасли промышленности. Профессии, связанн

ые с

ней: газовик, нефтяник, геолог, электрик, атомщик, шахтер, энергетик, металлург, химик,

машиностроитель, инженер-конструктор, инструментальщик, оружейник, станочник,

сварщик, лесовод

,

лесничий

,

егерь, строитель, мебельщик, экономист, слесарь.

Тема: АПК. С/х. Профессии, связанные с ней: агроном

,

фермер

,

ветеринар

,

кожевенник,

оленевод, зверовод.

комбайнер

,

скотовод, пчеловод, тракторист, цветовод, садовод.

Тема: Сфера

услуг. Профессии, связанные с ней: врач

,

учитель

,

продавец

,

воспитатель

,

бухгалтер, программист, связист, парикмахер, косметолог, фармацевт, швея, обувщик,

ткач, кондитер, повар, соцработник, журналист, секретарь, архивариус, архитектор.

Тема: Транспорт. Профессии, связанные с ней: водитель, летчик, моряк, полярник,

железнодорожник, кассир, диспетчер.

География

как

дисциплина

с

естественнонаучным

и

общественно-научным

содержанием

создает

потенциальные

возможности

для

погружения

школьников

в

мир

профессионального

труда

.

Для старшеклассников среди

основных

методических

инструментов

работы

учителя

географии

в

разрезе

профориентации

можно

считать

использование

в

процессе

обучения

школьников

профессиографических

заданий

.

Профессиографические

задания

это задания

,

включающие

наряду

с

географическим

содержанием

информацию

о

той

или

иной

профессии

(

описание

условий

труда

,

обязанностей

специалиста

,

необходимых

знаний

,

умений

и

навыков

,

профессионально

важных

качеств

,

а

также

противопоказаний

по

состоянию

здоровья

).

Они

составляются

на

основе

профессиограмм

(

описание

особенностей

определенной

профессии

,

раскрывающее

содержание

профессионального

труда

,

требований

,

которые

она

предъявляет

человеку

,

т

.

е

.

формула

профессии

).

При

знакомстве

с

профессиями

прослеживаются

задания

по

отработке

навыков

функциональной

грамотности

.

Что

на

сегодня

наиболее

актуально

.

В

процессе

выполнения

работ

идет

отработка

метапредметных

компетенций

в

условиях

ФГОС

Уникальность

школьной

географии

заключается

в

том

,

что

она

,

как

ни

один

другой

учебный

предмет

,

знакомит

учащихся

с

жизнью

во

многих

её

проявлениях

и

взаимосвязях

,

разносторонне

рассматривает

природу

земной

поверхности

,

население

и

его

хозяйственную

деятельность

в

ближайшем

окружении

,

в

разных

странах

,

в

глобальных

масштабах

,

учит

пониманию

сущности

экологических

,

экономических

и

социальных

проблем

,

роли

географии

в

их

решении

,

в

прогнозировании

развития

взаимодействия

между

природой

и

человеком

на

разных

территориальных

уровнях

.

Географические

знания

необходимы

каждому

человеку

для

того

,

чтобы

осознать

свою

роль

и

место

в

жизни,

в

преобразовании

действительности

,

определить

активную

жизненную

позицию и определиться в выборе будущей профессии. Важно, чтобы

профессия

была желанной

и

интересной

,

и

тогда

государство

не

будет

попросту

тратить

средства

на

обучение

будущих

специалистов

,

а

значит

оно

будет

богаче

,

а

значит

и

мы

будем

жить

лучше

!

ГБОУ Школа 2075 Учитель географии Фирсанова Л.С.



В раздел образования