Автор: Фирсанова Любовь Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2075
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: cтатья
Тема: Выпускнику с уроков географии
Раздел: полное образование
«Выпускнику с уроков
географии
».
Федеральный
государственный
стандарт
основного
общего
образования
нового
поколения
определяет
необходимость
профориентации
.
В
ФГОС
отмечается
,
что
школьники
должны
ориентироваться
в
мире
профессий
,
понимать
значение
профессиональной
деятельности
в
интересах
устойчивого
развития
общества
и
природы
.
Основной
целью
профориентационной
работы
в
современной
школе
должно
стать
социально
-
педагогическое
и
психологическое
сопровождение
социально
-
профессионального
самоопределения
обучающихся
с
учётом
личностных
особенностей
,
ценностей
и
интересов
,
с
одной
стороны
,
общественных
потребностей
,
запросов
рынка
труда
—
с
другой
.
Выбор
профессии
–
это
второе
рождение
человека
,
поэтому
задача
учителя
дать
общую
ориентировку
в
мире
профессий
и
помочь
разобраться
в
личных
качествах
,
важных
для
выбора
будущей
специальности
.
В
последнее
время
участились
случаи
,
когда
выпускники
профессиональных
учебных
заведений
,
получив
диплом
,
идут
работать
не
по
специальности
,
и
зачастую
это
связано
не
только
с
заработной
платой
,
а
именно
с
тем
,
что
ещё
сидя
за
школьной
партой
,
неправильно
определились
с
выбором
профессии
.
Знакомство
с
профессиями
в
рамках
школьной
географии
может
осуществляться
:
на
уроке
,
во
время
проведения
практических
работ
в
классе
и
на
местности
,
участие в
проектной и исследовательской деятельности, на
экскурсиях
и
других
внеклассных
мероприятиях
по
предмету
.
Для того, чтобы
учащиеся
после
окончания
школы
могли
выбрать
профессию
с
учётом
личных
интересов
и
склонностей
,
они
должны
прежде
всего
знать
,
какие
профессии
есть
и
какие
профессии необходимы
тому
городу
,
где
они
живут
.
В
этом
отношении
курс
географии
имеет
большие
возможности
. Каждая тема связана с
теми или иными профессиями.
Из опыта
профориентации
обучающихся
5
–
8
классов
на
уроках
физической географии.
Тема: Планета
Земли
.
Источники
географической
информации. Профессии, связанные с
ней: географ
,
геофизик, астроном, космонавт, предприниматель, археолог, продавец.
Тема: Развитие
географических
знаний
о
Земле. Профессии, связанные с ней: геодезист,
океанолог, путешественник, картограф.
Тема: Глобус
,
план
местности
,
географическая
карта. Профессии, связанные с ней:
топограф
,
экскурсовод, геодезист, альпинист, военный картограф.
Тема: Окружающая
среда
,
природа
Земли
,
человек. Профессии, связанные с ней: эколог
,
ландшафтовед, ландшафтный дизайнер, зоолог, биолог.
Тема: Земная
кора
,
литосфера
,
рельеф
Земли. Профессии, связанные с ней: геолог
,
вулканолог
,
сейсмолог
,
минеролог
,
палеонтолог, шахтер.
Тема: Атмосфера
,
погода
,
климат. Профессии, связанные с ней: метеоролог
,
климатолог
,
синоптик, дворник, травматолог, водитель любого транспорта, работник с\х, летчик.
Тема: Гидросфера
,
океаны
,
воды
суши. Профессии, связанные с ней: океанолог
,
гидролог,
водолаз, рыбак, спасатель.
Тема: Биосфера
Земли. Профессии, связанные с ней: фенолог
,
зоолог
,
геоботаник,
дендролог, лесник, охотовед.
Тема: Почва. Профессии, связанные с ней: почвовед, мелиоратор, агроном, тракторист.
Тема: Население Земли. Профессии, связанные с ней: демограф, этнограф, статист,
паспортист, полицейский, учитель, воспитатель, библиотекарь, художник, фотограф.
В Москве необходимые профессии связаны с промышленностью, где активно ведется
подбор специалистов инженерно-технического и рабочего профиля. Традиционно
в список вошли сфера услуг, ретейл, в том числе интернет-торговля, транспорт
и логистика, IT.
Наиболее востребованными специалистами в промышленности в 2025 году станут
монтажники и регулировщики радиоэлектронной аппаратуры и приборов, слесари
механосборочных работ, операторы станков с числовым программным управлением,
сборщики, фрезеровщики, сварщики и специалисты по техническому контролю.
Традиционно в IT высока потребность в специалистах по кибербезопасности, инженерах
компьютерной обработки информации, экспертах в области информатики
и вычислительной техники и графических дизайнерах.
Высокий спрос на новых сотрудников отмечается в сфере услуг. Наиболее востребованы
специалисты по работе с клиентами, повара, официанты, баристы и представители
индустрии красоты. Ретейлеры ищут продавцов, администраторов торговых залов
товароведов, мерчандайзеров, кладовщиков, комплектовщиков и сборщиков заказов. С
продвижением рынка электронной коммерции растет потребность в специалистах по
маркетплейсам и менеджерах интернет-магазинов. Работодатели из транспортно-
логистической отрасли ведут подбор специалистов по транспортной логистике, водителей
различных категорий, операторов связи, машинистов электропоездов и экспедиторов.
В знакомстве с техническими, промышленными профессиями и профессиями сферы
услуг поможет курс социальной и экономической географии.
Из опыта профориентации обучающихся 9-11 классов на уроках экономической и
социальной географии.
Тема: Хозяйственная деятельность, отрасли промышленности. Профессии, связанн
ые с
ней: газовик, нефтяник, геолог, электрик, атомщик, шахтер, энергетик, металлург, химик,
машиностроитель, инженер-конструктор, инструментальщик, оружейник, станочник,
сварщик, лесовод
,
лесничий
,
егерь, строитель, мебельщик, экономист, слесарь.
Тема: АПК. С/х. Профессии, связанные с ней: агроном
,
фермер
,
ветеринар
,
кожевенник,
оленевод, зверовод.
комбайнер
,
скотовод, пчеловод, тракторист, цветовод, садовод.
Тема: Сфера
услуг. Профессии, связанные с ней: врач
,
учитель
,
продавец
,
воспитатель
,
бухгалтер, программист, связист, парикмахер, косметолог, фармацевт, швея, обувщик,
ткач, кондитер, повар, соцработник, журналист, секретарь, архивариус, архитектор.
Тема: Транспорт. Профессии, связанные с ней: водитель, летчик, моряк, полярник,
железнодорожник, кассир, диспетчер.
География
как
дисциплина
с
естественнонаучным
и
общественно-научным
содержанием
создает
потенциальные
возможности
для
погружения
школьников
в
мир
профессионального
труда
.
Для старшеклассников среди
основных
методических
инструментов
работы
учителя
географии
в
разрезе
профориентации
можно
считать
использование
в
процессе
обучения
школьников
профессиографических
заданий
.
Профессиографические
задания
–
это задания
,
включающие
наряду
с
географическим
содержанием
информацию
о
той
или
иной
профессии
(
описание
условий
труда
,
обязанностей
специалиста
,
необходимых
знаний
,
умений
и
навыков
,
профессионально
важных
качеств
,
а
также
противопоказаний
по
состоянию
здоровья
).
Они
составляются
на
основе
профессиограмм
(
описание
особенностей
определенной
профессии
,
раскрывающее
содержание
профессионального
труда
,
требований
,
которые
она
предъявляет
человеку
,
т
.
е
.
формула
профессии
).
При
знакомстве
с
профессиями
прослеживаются
задания
по
отработке
навыков
функциональной
грамотности
.
Что
на
сегодня
наиболее
актуально
.
В
процессе
выполнения
работ
идет
отработка
метапредметных
компетенций
в
условиях
ФГОС
Уникальность
школьной
географии
заключается
в
том
,
что
она
,
как
ни
один
другой
учебный
предмет
,
знакомит
учащихся
с
жизнью
во
многих
её
проявлениях
и
взаимосвязях
,
разносторонне
рассматривает
природу
земной
поверхности
,
население
и
его
хозяйственную
деятельность
в
ближайшем
окружении
,
в
разных
странах
,
в
глобальных
масштабах
,
учит
пониманию
сущности
экологических
,
экономических
и
социальных
проблем
,
роли
географии
в
их
решении
,
в
прогнозировании
развития
взаимодействия
между
природой
и
человеком
на
разных
территориальных
уровнях
.
Географические
знания
необходимы
каждому
человеку
для
того
,
чтобы
осознать
свою
роль
и
место
в
жизни,
в
преобразовании
действительности
,
определить
активную
жизненную
позицию и определиться в выборе будущей профессии. Важно, чтобы
профессия
была желанной
и
интересной
,
и
тогда
государство
не
будет
попросту
тратить
средства
на
обучение
будущих
специалистов
,
а
значит
оно
будет
богаче
,
а
значит
и
мы
будем
жить
лучше
!
ГБОУ Школа 2075 Учитель географии Фирсанова Л.С.