Напоминание

«Метод наблюдения на уроках окружающего мира при изучении курса «Окружающий мир».


Автор: Наталья Владимировна Кирсанова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа № 11 г. Балашова"
Населённый пункт: город Балашов
Наименование материала: Статья. Из опыта работы.
Тема: «Метод наблюдения на уроках окружающего мира при изучении курса «Окружающий мир».
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему: «Метод наблюдения на уроках окружающего мира

при изучении курса «Окружающий мир».

Изучите педагогический опыт. Для этого побеседуйте с педагогами

начальной школы, изучите календарные планы и планы уроков окружающего

мира на предмет выявления периодизации и последовательности реализации

метода наблюдения (в классе или на природе; за объектами неживой

природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы;

фронтальный,

групповые

или

индивидуальные).

Опишите

изученный

педагогический опыт.

В начальных классах на уроках природоведения учителя широко

применяют натуральные наглядные пособия (образцы почв, коллекции

полезных ископаемых с раздаточным материалом, гербарии культурных и

дикорастущих

растений,

живые

растения,

принесенные

с

экскурсии,

коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т. п.). Эти

пособия, показывающие предметы природы в натуральном виде, важны и

необходимы на уроках природоведения, работа с ними увлекает школьников

и помогает в приобретении знаний.

Во 2 классе после экскурсии в лес (осенью, зимой, весной) учитель

обычно проводит предметные уроки. Собранные природные материалы

наряду с другими наглядными пособиями помогают учителю правильно

построить занятия по изучению природы и дать учащимся конкретные

знания о ней.

После осенней экскурсии, изучая части растений, дети показывают их

на живых травянистых и комнатных растениях; рассматривают плоды и

семена дуба, березы, ели и сосны; устанавливают значение плодов и семян,

подчеркивают, что они образовались на месте цветков. После зимней

экскурсии

на

предметном

уроке

школьники

рассматривают

веточки

лиственных и хвойных растений, устанавливают их особенности, разбирают

отличие и сходство ели и сосны между собой.

После весенней экскурсии дети знакомятся с частями раннецветущих

травянистых

растений,

устанавливая

причины

их

раннего

цветения;

рассматривают цветки ивы, березы, орешника и других деревьев.

В 3 классе после экскурсии в поле школьники на предметном уроке,

рассматривая гербарные экземпляры хлебных растений, знакомятся с

колосом, метелкой, початком и после этого отвечают на вопросы учебника.

Во 2 классе при изучении частей растений учитель может принести на урок

различные овощные растения (учащиеся по возможности также могут это

сделать). Рассматривая в отдельности каждый овощ, учащиеся наглядно

представляют, какую часть растения человек употребляет в пищу.

Во время осенней экскурсии второклассники могут собирать различные

семена и плоды культурных и дикорастущих растений для подкормки птиц

зимой.

На уроках, посвященных полезным ископаемым, третьеклассники

выполняют опыты с глиной, песком, гранитом и на конкретных примерах

выясняют их свойства по заданиям, данным в учебнике или учителем.

В 3 классе часть уроков отводится на изучение картин природы в

разных зонах Советского Союза. На этих уроках учитель демонстрирует

гербарии растений данной зоны, дети сравнивают их с местными растениями,

делают вывод о причинах их различия. Например, сравнивают карликовую

березку тундры с березой, растущей в средней полосе России.

При знакомстве с животным миром учитель демонстрирует чучела

птиц, зверей, пресмыкающихся (обычно препараты), коллекции насекомых и

других животных. Работа с чучелом на уроке способствует созданию

конкретных представлений о животном, оживляет урок.

Таким образом, знакомство детей с натуральными пособиями помогает

учителю объяснить особенности природы данной местности, а учащимся

узнать свойства отдельных объектов природы, выяснить использование тех

или других природных богатств в нашей стране.

Для успешной реализации метода наблюдения на уроках программы

«Окружающий мир» в учебном процессе необходимо использование

индивидуальных дневников и при этом соблюдать следующие требования:

учитель должен сам вести дневник, хорошо знать основные признака

сезонов,

использовать

данные

фенологических

наблюдений

в

своей

местности (прилет птиц, сроки распускания листьев, цветения растений,

появления насекомых и зверей, сроки вскрытия реки и т. д.). Необходимо

перед учащимися все время ставить вопросы, которые можно решить только

путем непосредственного общения с природой, например: почему так рано

зацветает мать-и-мачеха? Почему грачи прилетают первыми? Почему

ласточки прилетают поздно? И т. д. Учителю надо постоянно контролировать

состояние записей и ведение дневников.

Эффективность работы по организации наблюдений зависит от того,

насколько они связаны с практическими работами. Виды практических работ

разнообразны: общественно полезный труд (работа на пришкольном участке,

помощь по дому — работа в огороде, на даче и др.); подготовка учебных

материалов для занятий.

Надо поощрять тех ребят, которым удалось понаблюдать какое-либо

редкое явление природы: первым увидеть прилет птиц, появление цветущей

мать-и-мачехи, распускание листьев, появление первых насекомых и т. д.

Часто учителя используют игровой прием — кто самый наблюдательный в

классе.

Сезонный материал можно собирать в специальный альбом, который

называют по временам года. Материал наблюдений надо систематически

использовать

на

уроках

природоведения

и

Других

предметов:

он

способствует укреплению связи обучения с жизнью.

Обработку и обобщение результатов наблюдений проводят письменно

(таблицы, диаграммы); их можно сопровождать устными разъяснениями

учителя и рассказами учащихся. Эти две формы самым теснейшим образом

связаны между собой: заполняя сводные таблицы наблюдений, делая краткие

обобщения, учащиеся могут дать словесную характеристику месяца, сезона и

т. д. Вся эта работа должна быть направлена на установление причинно-

следственных связей и взаимозависимостей. В 1 классе обработку данных

общеклассного календаря следует начать с составления сводки погоды:

сначала за один день, затем за два-три, неделю и, наконец, месяц. Во 2 классе

изменения в животном и растительном мире учащиеся должны связывать с

определенными изменениями в неживой природе (солнце выше на небосводе

— день длиннее, ночь короче, на улице теплее. Стало теплее, распускаются

листья, появилась трава. Солнце ниже на небосводе — день короче, ночь

длиннее, становится холоднее, птицы собираются в стаи, улетают на юг,

листья желтеют и опадают и т. д.). Во 2 классе по результатам наблюдений

по каждой теме проводятся обобщающие уроки. Сначала следует обобщить

наблюдения за неживой природой. При подведении итогов за месяц

учащиеся подсчитывают дни с ясным, облачным, пасмурным небом и с

температурой воздуха выше и ниже 0°; определяют, каких дней было

больше, какая была самая высокая и самая низкая температура, сколько дней

было с осадками, без осадков; на основе этих данных устанавливают

причинно-следственные связи. Желательно, чтобы они охватывали все

объекты наблюдения. Можно подводить итоги, взяв только два элемента

погоды, например результаты наблюдений за солнцем и температурой,

ветром и температурой, погодой и растительным, животным миром и т. д.

Сравнения и обобщения должны занимать большую часть времени в

закреплении полученных материалов наблюдений.

В 3 классе наблюдения и обобщения наблюдений должны проводиться

на более высоком уровне, используя наблюдения за предшествующие годы, а

также весь наглядный материал, связанный с наблюдением растений,

животных, труда людей. В неразрывной связи с обобщением данных о погоде

подводят итоги наблюдениям за жизнью растений, животных, за трудовой

деятельностью

населения.

При

обобщении

материалов

учащимися

устанавливаются

закономерности

явлений

в

природе,

причинные

зависимости, связи между неживой и живой природой.

Вот пример такого обобщения в 3 классе: 1. Декабрь — зимний месяц.

Солнце очень низко поднимается над горизонтом. В декабре короткие

пасмурные дни. Почти в течение всего дня в классе горит свет. 22 декабря —

самый короткий день года.

2. Солнце почти не греет землю. В декабре было 4 оттепели, когда

температура воздуха поднималась выше 0°. Снег таял. Дул теплый, юго-

западный (или другого направления) ветер.

3. 22 дня наблюдались западные и юго-западные ветры, приносящие

влажный,

сравнительно

теплый

воздух.

Этим

объясняется

большое

количество пасмурных дней (29) и дней с осадками (21). 4. Изменение

температуры в декабре объясняется сменой направления ветров. 5. Холодно.

Всюду лежит снег. В городе его часто разгребают и вывозят. Дороги

посыпают песком. В лесу тихо, много снега. Ребята катаются на лыжах и

коньках. Все одеты по-зимнему.

Таким

образом

дети

устанавливают

связи

между

различными

элементами и явлениями природы.

Чтобы

успешно

провести

работу

по

обобщению

материалов

наблюдений, необходимо четко продумать цели и задачи обобщения: за

какой период будут подведены итоги и какие это были наблюдения? Какие

знания получат дети на уроке? Какие умения и навыки приобретут в

процессе обработки материалов и их обобщений? Какие воспитательные

задачи решаются на уроке? Как будут использованы знания, полученные на

основе наблюдений в учебной работе?

Таким

образом,

реализация

метода

наблюдения

на

уроках

окружающего

мира

позволит

формировать

у

учащихся

глубокое

и

комплексное понимание окружающего мира, развивать наблюдательность,

критическое мышление и творческие способности.

Метод

наблюдения

является

важным

инструментом

в

рамках

адаптированных программ обучения, особенно в курсе «Окружающий мир».

Он

позволяет

учитывать

индивидуальные

особенности

учащихся,

способствуя их активному участию в процессе обучения и развитию

навыков, необходимых для понимания окружающей действительности.



В раздел образования