Автор: Наталья Владимировна Кирсанова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа № 11 г. Балашова"
Населённый пункт: город Балашов
Наименование материала: Статья. Из опыта работы.
Тема: «Метод наблюдения на уроках окружающего мира при изучении курса «Окружающий мир».
Раздел: начальное образование
Доклад на тему: «Метод наблюдения на уроках окружающего мира
при изучении курса «Окружающий мир».
Изучите педагогический опыт. Для этого побеседуйте с педагогами
начальной школы, изучите календарные планы и планы уроков окружающего
мира на предмет выявления периодизации и последовательности реализации
метода наблюдения (в классе или на природе; за объектами неживой
природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы;
фронтальный,
групповые
или
индивидуальные).
Опишите
изученный
педагогический опыт.
В начальных классах на уроках природоведения учителя широко
применяют натуральные наглядные пособия (образцы почв, коллекции
полезных ископаемых с раздаточным материалом, гербарии культурных и
дикорастущих
растений,
живые
растения,
принесенные
с
экскурсии,
коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т. п.). Эти
пособия, показывающие предметы природы в натуральном виде, важны и
необходимы на уроках природоведения, работа с ними увлекает школьников
и помогает в приобретении знаний.
Во 2 классе после экскурсии в лес (осенью, зимой, весной) учитель
обычно проводит предметные уроки. Собранные природные материалы
наряду с другими наглядными пособиями помогают учителю правильно
построить занятия по изучению природы и дать учащимся конкретные
знания о ней.
После осенней экскурсии, изучая части растений, дети показывают их
на живых травянистых и комнатных растениях; рассматривают плоды и
семена дуба, березы, ели и сосны; устанавливают значение плодов и семян,
подчеркивают, что они образовались на месте цветков. После зимней
экскурсии
на
предметном
уроке
школьники
рассматривают
веточки
лиственных и хвойных растений, устанавливают их особенности, разбирают
отличие и сходство ели и сосны между собой.
После весенней экскурсии дети знакомятся с частями раннецветущих
травянистых
растений,
устанавливая
причины
их
раннего
цветения;
рассматривают цветки ивы, березы, орешника и других деревьев.
В 3 классе после экскурсии в поле школьники на предметном уроке,
рассматривая гербарные экземпляры хлебных растений, знакомятся с
колосом, метелкой, початком и после этого отвечают на вопросы учебника.
Во 2 классе при изучении частей растений учитель может принести на урок
различные овощные растения (учащиеся по возможности также могут это
сделать). Рассматривая в отдельности каждый овощ, учащиеся наглядно
представляют, какую часть растения человек употребляет в пищу.
Во время осенней экскурсии второклассники могут собирать различные
семена и плоды культурных и дикорастущих растений для подкормки птиц
зимой.
На уроках, посвященных полезным ископаемым, третьеклассники
выполняют опыты с глиной, песком, гранитом и на конкретных примерах
выясняют их свойства по заданиям, данным в учебнике или учителем.
В 3 классе часть уроков отводится на изучение картин природы в
разных зонах Советского Союза. На этих уроках учитель демонстрирует
гербарии растений данной зоны, дети сравнивают их с местными растениями,
делают вывод о причинах их различия. Например, сравнивают карликовую
березку тундры с березой, растущей в средней полосе России.
При знакомстве с животным миром учитель демонстрирует чучела
птиц, зверей, пресмыкающихся (обычно препараты), коллекции насекомых и
других животных. Работа с чучелом на уроке способствует созданию
конкретных представлений о животном, оживляет урок.
Таким образом, знакомство детей с натуральными пособиями помогает
учителю объяснить особенности природы данной местности, а учащимся
узнать свойства отдельных объектов природы, выяснить использование тех
или других природных богатств в нашей стране.
Для успешной реализации метода наблюдения на уроках программы
«Окружающий мир» в учебном процессе необходимо использование
индивидуальных дневников и при этом соблюдать следующие требования:
учитель должен сам вести дневник, хорошо знать основные признака
сезонов,
использовать
данные
фенологических
наблюдений
в
своей
местности (прилет птиц, сроки распускания листьев, цветения растений,
появления насекомых и зверей, сроки вскрытия реки и т. д.). Необходимо
перед учащимися все время ставить вопросы, которые можно решить только
путем непосредственного общения с природой, например: почему так рано
зацветает мать-и-мачеха? Почему грачи прилетают первыми? Почему
ласточки прилетают поздно? И т. д. Учителю надо постоянно контролировать
состояние записей и ведение дневников.
Эффективность работы по организации наблюдений зависит от того,
насколько они связаны с практическими работами. Виды практических работ
разнообразны: общественно полезный труд (работа на пришкольном участке,
помощь по дому — работа в огороде, на даче и др.); подготовка учебных
материалов для занятий.
Надо поощрять тех ребят, которым удалось понаблюдать какое-либо
редкое явление природы: первым увидеть прилет птиц, появление цветущей
мать-и-мачехи, распускание листьев, появление первых насекомых и т. д.
Часто учителя используют игровой прием — кто самый наблюдательный в
классе.
Сезонный материал можно собирать в специальный альбом, который
называют по временам года. Материал наблюдений надо систематически
использовать
на
уроках
природоведения
и
Других
предметов:
он
способствует укреплению связи обучения с жизнью.
Обработку и обобщение результатов наблюдений проводят письменно
(таблицы, диаграммы); их можно сопровождать устными разъяснениями
учителя и рассказами учащихся. Эти две формы самым теснейшим образом
связаны между собой: заполняя сводные таблицы наблюдений, делая краткие
обобщения, учащиеся могут дать словесную характеристику месяца, сезона и
т. д. Вся эта работа должна быть направлена на установление причинно-
следственных связей и взаимозависимостей. В 1 классе обработку данных
общеклассного календаря следует начать с составления сводки погоды:
сначала за один день, затем за два-три, неделю и, наконец, месяц. Во 2 классе
изменения в животном и растительном мире учащиеся должны связывать с
определенными изменениями в неживой природе (солнце выше на небосводе
— день длиннее, ночь короче, на улице теплее. Стало теплее, распускаются
листья, появилась трава. Солнце ниже на небосводе — день короче, ночь
длиннее, становится холоднее, птицы собираются в стаи, улетают на юг,
листья желтеют и опадают и т. д.). Во 2 классе по результатам наблюдений
по каждой теме проводятся обобщающие уроки. Сначала следует обобщить
наблюдения за неживой природой. При подведении итогов за месяц
учащиеся подсчитывают дни с ясным, облачным, пасмурным небом и с
температурой воздуха выше и ниже 0°; определяют, каких дней было
больше, какая была самая высокая и самая низкая температура, сколько дней
было с осадками, без осадков; на основе этих данных устанавливают
причинно-следственные связи. Желательно, чтобы они охватывали все
объекты наблюдения. Можно подводить итоги, взяв только два элемента
погоды, например результаты наблюдений за солнцем и температурой,
ветром и температурой, погодой и растительным, животным миром и т. д.
Сравнения и обобщения должны занимать большую часть времени в
закреплении полученных материалов наблюдений.
В 3 классе наблюдения и обобщения наблюдений должны проводиться
на более высоком уровне, используя наблюдения за предшествующие годы, а
также весь наглядный материал, связанный с наблюдением растений,
животных, труда людей. В неразрывной связи с обобщением данных о погоде
подводят итоги наблюдениям за жизнью растений, животных, за трудовой
деятельностью
населения.
При
обобщении
материалов
учащимися
устанавливаются
закономерности
явлений
в
природе,
причинные
зависимости, связи между неживой и живой природой.
Вот пример такого обобщения в 3 классе: 1. Декабрь — зимний месяц.
Солнце очень низко поднимается над горизонтом. В декабре короткие
пасмурные дни. Почти в течение всего дня в классе горит свет. 22 декабря —
самый короткий день года.
2. Солнце почти не греет землю. В декабре было 4 оттепели, когда
температура воздуха поднималась выше 0°. Снег таял. Дул теплый, юго-
западный (или другого направления) ветер.
3. 22 дня наблюдались западные и юго-западные ветры, приносящие
влажный,
сравнительно
теплый
воздух.
Этим
объясняется
большое
количество пасмурных дней (29) и дней с осадками (21). 4. Изменение
температуры в декабре объясняется сменой направления ветров. 5. Холодно.
Всюду лежит снег. В городе его часто разгребают и вывозят. Дороги
посыпают песком. В лесу тихо, много снега. Ребята катаются на лыжах и
коньках. Все одеты по-зимнему.
Таким
образом
дети
устанавливают
связи
между
различными
элементами и явлениями природы.
Чтобы
успешно
провести
работу
по
обобщению
материалов
наблюдений, необходимо четко продумать цели и задачи обобщения: за
какой период будут подведены итоги и какие это были наблюдения? Какие
знания получат дети на уроке? Какие умения и навыки приобретут в
процессе обработки материалов и их обобщений? Какие воспитательные
задачи решаются на уроке? Как будут использованы знания, полученные на
основе наблюдений в учебной работе?
Таким
образом,
реализация
метода
наблюдения
на
уроках
окружающего
мира
позволит
формировать
у
учащихся
глубокое
и
комплексное понимание окружающего мира, развивать наблюдательность,
критическое мышление и творческие способности.
Метод
наблюдения
является
важным
инструментом
в
рамках
адаптированных программ обучения, особенно в курсе «Окружающий мир».
Он
позволяет
учитывать
индивидуальные
особенности
учащихся,
способствуя их активному участию в процессе обучения и развитию
навыков, необходимых для понимания окружающей действительности.