Автор: Красичков Юрий Николаевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1571
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочная деятельность "Настольный теннис"
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОКВЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №1571
Направление деятельности:
Физкультурно-спортивное
Программа секции
«Настольный теннис»
Руководитель секции:
учитель физической культуры
Красичков Ю.Н.
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 8-18 лет
Москва
2017 – 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ……………………….3
1.1. Пояснительная записка .............................................................3
1.2.
Комплексная программа…………………………...4
Задачи 1-го года обучения…………………………………………4
Задачи 2-го года обучения…………………………………………5
Задачи 3-го года обучения…………………………………………5
Задачи 4-го года обучения…………………………………………6
Условия набора в секцию………………………………………….6
Формы и режим занятий...................................................................7
Тематический план занятий………………………………………..8
Содержание программы
..........................................................9-13
Подготовительная группа………………………………………….9-10
Младшая группа…………………………………………………….11-12
Средняя группа ……………………………………………………..12
Старшая группа……………………………………………………..12-13
Нормативы………………………………………………14
Нормативы по физической подготовке …………………………..14-15
Нормативы по технико – тактической подготовке ……………...16
Тематическое планирование:…………………………...17-26
- 1-го года обучения 17-19…………………………………………..17-19
- 2-го года обучения 19-21…………………………………………..19-21
- 3-го года обучения 21-24…………………………………………..21-24
- 4-го года обучения 24-26…………………………………………..24-26
Библиографический список…………………………………………27
2. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЁМА
ПЕРЕХОДА ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ......................................................... …………6
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ...................................................................................................................9
3.1. Спортивно-оздоровительный этап.........................................................10
3.2. Этап начальной подготовки....................................................................10
3.3. Учебно-тренировочный этап...................................................................11
3.4. Этап спортивного совершенствования...................................................11
3.5. Тематическое планирование……………………………………………..14
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ......................................................................................17
5.ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ....................................................................................................18
6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.......................................................................... …………18
7. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.......................................................19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ....................................................................................21
ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
позволяет
последовательно
решать
задачи
физического
воспитания
школьников на протяжении всех лет обучения в школе, формируя у учащихся целостное
представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и
улучшении
состояния
здоровья,
а
главное
воспитывать
личность,
способную
к
самостоятельной, творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и
собственно игра таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных
двигательных навыков и развития физических способностей детей.
Основной целью программы является развитие личности ребенка, его самоутверждение в
коллективе через занятие в спортивной секции.
Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том,
что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в
систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и
теоретических сведений по физической культуре;
- развитие основных двигательных качеств.
Физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время и включает
мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься тем или иным видом
спорта в школе. При организации секции прежде всего учитываются условия, позволяющие
обеспечить их успешную работу (наличие соответствующей спортивной базы и лиц, которые
практически могут проводить занятия в них).
В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех школьников
необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению учебных нормативов.
При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности занятий по
физической культуре и спорту в общеобразовательной школе.
Спортивные игры развивают у учащихся чувство взаимопомощи, ответственности за себя
и за коллектив людей, которые объединены единой целью. И каждый может проявить свои
знания, умения и навыки для общего успеха. Спортивные игры имеют ряд особенностей, как
средство физического воспитания. Наиболее характерные из них состоят в активности и
самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменений условий
деятельности.
Для
настольного
тенниса
характерная
черта
-
это
сложность
и
быстрота
решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. В настольный теннис
могут играть люди разных возрастов и пола.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает
условия
в
которых
проводятся
занятия,
(т.е.
размеры
спортивной
площадки,
наличие
инвентаря, спортивный уровень занимающихся).
Программа составлена для учащихся 1 - 11 классов. Данная программа более полно
раскрывает
как
нормативную,
так
и
учебно-методическую
части
с
учетом
не
только
современных тенденций развития техники и тактики игры в настольный теннис, но и с учетом
изменившихся с 2002 г. правил игры до 11 очков.
Продолжительность образовательного процесса 72 часа, т.е. в течение учебного года с
расчетом 2 часов в неделю на 1 занятие. Сюда входят теоретические и практические занятия.
Особенностью данной программы состоит в том, что учащийся может начать заниматься
в любом возрасте или после перерыва вновь.
Проверяется результативность деятельности в контрольных играх между учащимися.
Итоги подводятся в соревновательной деятельности между воспитанниками других школ
района, округа и города.
Цель программы:
1. Овладеть техническими приемами игры в настольный теннис (подача мяча, прием подачи,
удары справа и слева, действия игроков в защите, действия игроков в нападении, перемещение
игроков в процессе игры).
2. Умение применять нужную тактику игры против соперника.
3.Знать правила игры в полном объеме.
Комплексная программа.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 4 года.
Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом
популярности
детско-юношеского
настольного
тенниса в
стране,
необходимостью
создания
стройной
системы
подготовки спортсменов
в
соответствии
с
современными
требованиями спортивной
тренировки.
Педагогическая целесообразность образовательной программы дополнительного
образования детей заключается в том, что занимающиеся, благодаря занятиям по настольному
теннису воспитывают волевые качества, взаимовыручку, культуру поведения и т.д.
Цели учебно-тренировочных занятий:
1. Социальная: организация здорового досуга; отвлечение от негативных воздействий
городской жизни (курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания); воспитание
ответственности, товарищества, патриотизма.
2. Физическое и духовное совершенствование.
3. Повышение спортивного мастерства.
Задачи 1-ого года обучения:
1. Образовательные:
1. Ознакомить: - с историей появления игры настольный теннис
- с историей развития настольного тенниса в России,
- с терминологическим языком игры настольный теннис.
2.Ознакомить с правилами игры
2. Развивающие:
1. Развивать познавательные способности через подвижные игры на психические процессы,
задействованные во время игры:
- восприятие (целостность и структурность образа),
- внимание (концентрация и устойчивость),
- память (зрительная и кинематическая),
- мышление (пространственное и креативное).
2. Развивать конструктивные способности через овладение техникой приемам игры в
настольный теннис по инструкции педагога (словесное описание и демонстрация
действий), по памяти, по схемам.
3. Сформировать трудовые навыки (следить за порядком в спортивном комплексе).
4. Научить приемам устной передачи знаний друзьям и родным.
5. Организовать участие в соревнованиях.
3. Воспитательные:
1. Развивать коммуникативные способности, воспитывать доброжелательность,
дружелюбие, терпение, вежливость, умение договориться.
2. Научить добиваться поставленной цели.
3. Дать культурные навыки поведения.
Задачи 2-ого года обучения:
1. Образовательные:
1. Воспитание согласованности действий, взаимопомощи, творческой активности.
2. Обучить приемам организации судейства.
3. Обучить навыкам оказания первой медицинской помощи.
2. Развивающие:
1. Развивать быстроту сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и
других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.
2. Развивать познавательные способности:
- восприятие (целостность и структурность игры),
- внимание (концентрация и устойчивость),
- память (зрительная и кинематическая),
- мышление (пространственное и креативное).
3. Развить конструктивные способности через овладение техникой игры в настольный
теннис по инструкции педагога (словесное описание и демонстрация действий), по памяти,
по схемам.
4. Сформировать трудовые навыки (следить за порядком в спортивном зале).
5. Научить приемам устной передачи знаний друзьям и родным.
6. Организовать участие в соревнованиях.
3. Воспитательные:
1. Развивать коммуникативные способности, воспитывать доброту, дружелюбие, терпение,
вежливость, умение договориться.
2. Научить добиваться поставленной цели.
3. Дать культурные навыки поведения.
Задачи 3-его года обучения:
1. Образовательные:
1. Обучить навыкам оказания первой медицинской помощи.
2. Обучить приемам организации судейства.
2. Развивающие:
1. Совершенствование скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей в
сочетании с выносливостью и силой.
2. Совершенствовать познавательные способности через игру в настольный теннис на
психические процессы:
- восприятие (целостность и структурность образа),
- внимание (концентрация и устойчивость),
- память (зрительная и кинематическая),
- мышление (пространственное и креативное).
3. Совершенствовать конструктивные способности через овладение техникой настольного
тенниса по инструкции педагога (словесное описание и демонстрация действий), по
памяти, по схемам.
4. Организовать участие в соревнованиях.
3. Воспитательные:
1. Развивать коммуникативные способности, воспитывать доброту, дружелюбие, терпение,
вежливость, умение договориться.
2. Научить добиваться поставленной цели.
Задачи 4-его года обучения:
1. Образовательные:
1. Обучить навыкам оказания первой медицинской помощи.
2. Развивающие:
1. Совершенствование скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей в
сочетании с выносливостью и силой.
Совершенствовать познавательные способности через игру в настольный теннис на
психические процессы:
- восприятие (целостность и структурность образа),
- внимание (концентрация и устойчивость),
- память (зрительная и кинематическая),
- мышление (пространственное и креативное).
3. Совершенствовать конструктивные способности через овладение техникой настольного
тенниса по инструкции педагога (словесное описание и демонстрация действий), по
памяти, по схемам.
6. Организовать участие в соревнованиях.
3. Воспитательные:
1. Развивать коммуникативные способности, воспитывать доброту, дружелюбие, терпение,
вежливость, умение договориться.
2. Научить добиваться поставленной цели.
Занятия проводятся:
1-й год: ОФП, СФП - 40%; подвижные игры -40%; игра в настольный теннис - 20%.
2-й год: ОФП, СФП - 40%; подвижные игры и спортивные игры-30%; игры и соревнования
по настольному теннису - 30%.
3-й год: ОФП, СФП - 40%; подвижные игры и спортивные игры - 20%; игры и соревнования
по настольному теннису - 40%;
4-й год: ОФП, СФП – 40%; подвижные игры и спортивные игры - 10%; игры и
соревнования по настольному теннису - 50%;
Условия набора в секцию.
1-й год обучения: набор в секцию осуществляется посредствам медицинского допуска
врача, и достижения 8-ми летнего возраста.
2-й, 3-й и 4-й год обучения: допускаются к занятиям учащиеся, которые занимались по
программе 1-ого года обучения, имеющие медицинский допуск врача и выполнившие
«Нормативные требования для перевода учащихся на очередные этапы подготовки». Также
допускаются школьники, не обучавшиеся по программе 1-ого года, но у которых общая и
специальная физическая подготовка соответствует «Критериям оценки для приема
контрольных нормативов по ОФП и СФП в баллах».
Количество обучающихся: 1-й год: 15 человек;
2-й год: не менее 14 человек;
3-й год: не менее 14 человек;
4-й год: не менее 12 человек.
Формы и режим занятий.
Формы организации детей на занятиях: групповая с организацией индивидуальных форм
работы внутри группы, в парах, подгрупповая.
Формы проведения занятий групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия,
тестирования, подвижные игры, соревнования.
Режим занятий:
Год
обучени
я
Всего
часов в
год
ОФП, СФП
(кол-во часов в год)
Подвижные и
спортивные
игры
(кол-во часов в
год)
Подводящие
упражнения и
игры в
настольный
теннис
(кол-во часов в
год)
1-й
78
31
31
16
2-й
78
32
23
23
3-й
78
31
16
31
Итого
(вся
програм
ма)
234часов
Занятия проводятся:
1-й год обучения – 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа (78часа в год)),
2-й год обучения - 4 часа неделю (2 раза по 2 часа (78 часа в год)),
3-й год обучения – 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа (78 часа в год)),
4-й год обучения – 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа (78 часа в год)).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ
№
п/п
Содержание занятий
Группы
Подготови
тельная
(1-4 кл.)
Младшая
(5-7 кл.)
Средняя
(8-9 кл.)
Старшая
(10-11 кл. )
Теоретические сведения
1.
2.
3.
4.
5.
Краткий обзор развития настольного
тенниса в России и в мире.
Меры безопасности на занятиях по
настольному теннису.
Гигиена и врачебный контроль.
Оборудование и инвентарь.
Правила игры. Организация и
судейство соревнований.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
5
5
5
5
Практические занятия
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
Общая подготовка
Специальная физическая подготовка
Основы тактико-технической
подготовки
Участие в соревнованиях.
Контрольные игры
Сдача нормативов: ОФП, СФП, ТТП
27
12
22
8
2
2
2
22
13
24
10
2
2
2
17
14
26
12
2
2
2
12
15
28
14
2
2
2
Итого:
73
73
73
73
Всего часов:
78
78
78
78
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Подготовительная группа (1 - 4 классы).
Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и
инвентарь.
Появление
игры
в
стране,
ее
распространение,
техника,
тактика,
особенности
инвентаря. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских
спортсменов. Особенности современной игры.
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности.
Режим дня. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, волосами и
ногтями. Гигиена полости рта. Уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур.
Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена мест
занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и
спортом. Значение врачебного контроля и самоконтроля. Объективные данные самоконтроля:
вес,
спирометрия,
потоотделение,
пульс,
кровяное
давлениe.
Субъективные
данные
самоконтроля:
самочувствие,
сон,
аппетит,
работоспособность,
настроение.
Понятие
о
травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях настольным теннисом.
Правила игры и проведение соревнований.
Общая и специальная физическая подготовка.
Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды
отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения.
Практические занятия. Строевые упражнения.
Повороты на месте и в движении,
перестроения на месте в движении. Размыкание и смыкание строя, перемена направления
движения.
Общеразвивающие
упражнения
без
предметов.
Упражнения
для
мышц
рук
и
плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения. в плечевых,
локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и
круговые движения), сгибание рук в упоре лежа.
Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными
положениями и движениями рук,
Упражнения для мышц ног. Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и
на одной _ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями,
прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении, комбинации вольных упражнений на
8:64 тактов. Ходьба и бег: ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на пятках, скрестным
шагом,
высоко
поднимая
колени,
выпадами,
приставными
шагами;
бег
с
изменением
направления и скорости, бег, высоко поднимая колени, бросание и ловля различных мячей во
время бега.
Упражнения с предметами. Скакалка: прыжки с. вращением скакалки вперед и назад,
на двух и одной ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в
приседе,
бег,
перепрыгивая
через
скакалку.
Гимнастическая
палка:
наклоны
и
повороты
туловища, маховые и круговые движения рук, переворачивание, выкручивание и вкручивание
палки, прыжки через палку, подбрасывание и ловля палок, Теннисный мяч: броски и ловля
одной и двумя руками из положения стоя, сидя, лежа, ловля мяча, отскочившего от стенки,
перебрасывание мяча на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование.
Набивной мяч (1-2 кг): броски вверх и ловля с поворотами и приседаниями, перебрасывание
по кругу и в разных направлениях различными способами. Упражнения с гантелями (1-2 кг)
для различных групп мышц плечевого пояса и рук.
Игры с мячом, с бегам, с прыжками, с метанием, игры нa внимание и быстроту
реакции, игры на местности, эстафеты, встречные и круговые. Акробатические упражнения
Кувырки вперед, назад, стайка на лопатках, “мост” из положения лежа на спине, из положения
стоя с. опусканием назад.
Легкоатлетические упражнения.
Бег с ускорением 30-60 м, эстафеты встречные и
круговые с этапами по 10 м, бег по дистанции до 500 м, прыжок в высоту с места и с разбега,
прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, прыжок в длину правым и левым боком,
прыжки
с
двух
ног
через
гимнастическую
скамейку.
Игра
в
баскетбол,
теннис,
бадминтон. Лыжные прогулки от 1 до 3 км.
Сnецuальные упражненuя. Имитационные передвижения, прыжки, шаги и выпады по
сигналу. Приседание на одной и двух ногах с прыжками из приседа по сигналу.
Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Вращательные движения кистью,
рисование кругов и восьмерок. Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время
ходьбы. Удары слева и справа у тренировочной стенки. Имитационные удары ракеткой по
подвешенному мячу слева и справа. Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов слева
и справа в быстром темпе. Различные виды жонглирования теннисным мячом одной и двумя
руками. Игра с партнером двумя мячами на столе. Игра двумя ракетками поочередно. Игра в
“крутиловку”. Игра одного против двоих и троих. Эстафетный бег с ведением мяча ударами
ракеткой вверх. Специальные упражнения для пальцев. Эстафеты с элементами настольного
тенниса.
Основы техники и тактики игры. Понятие техники игры. Значение технической
подготовки для достижения высоких спортивных результатов. Основные технические приемы
игры. Способы хвата ракетки. Основная стойка и позиция.
Виды
ударов
(промежуточные,
атакующие,
защитные).
Разновидности
ударов:
по
назначению,
направлению
вращений
мяча,
силе
удара,
траектории
полета
мяча,
времени
выполнения удара. Подача в настольном теннисе, с верхним, нижним, смешанным вращением,
“двойники”.
Взаимосвязь техники и тактики игры. Тактика одиночных встреч. Планирование
тактических
действий.
Применение
различных
тактических
приемов
против
теннисистов
разных стилей игры и характеров. Выбор позиции. Выбор. темпа игры. Использование тех или
иных ударов в зависимости от техники игры противника.
Техника
и
тактика
парных
встреч.
Особенности
техники
игроков
при
парных
встречах, умение применять разнообразные технические приемы, передвижение у стола при
парных
встречах.
Значение
начальной
расстановки
игроков.
Особенности
тактических
приемов
в
парных
играх.
Согласованность
действий
партнеров
при
проведении
всех
применяемых
приемов.
Тактика
игроков
в
смешанных
парных
играх.
Важность
подбора
партнеров для парных игр.
Практические
занятия.
Специальная
гимнастика
для
пальцев:
сжимание
и
разжимание пальцев, охватывающих, ручку ракетки для приобретения привычки расслаблять
руку If контролировать правильность хвата. Основная исходная стойка и выпады для ударов
справа и слева. Групповое изучение слева и справа в шеренге без ракетки и с ракеткой.
Различные виды жонглирования мячами. Игра с мячом у стены.
Ознакомление с основными видами вращения мяча.
Подачи: толчком слева без вращения мяча; ударом справа без вращения мяча, ударом
слева с вращением мяча вверх, справа с вращением мяча вверх, ударом слева «подрезкой»,
мяча вниз, справа «подрезкой» мяча вниз.
Удары: толчок тыльной стороной ракетки по прямой без вращения мяча, прием подачи
“подставками”, слева без вращения мяча, “накат” слева против “подставки” без вращения
мяча, то же против несильной “подрезки” с вращением мяча вниз, “накат” справа против
“подставки” без вращения мяча, то же против несильной “подрезки”. с вращением мяча вниз,
“накат” слева против несильного “наката” С вращением мяча вверх, то же справа.
Сочетание ударов: удары “накат” слева и справа поочередно против “подставки” без
вращения мяча, затем против I “подрезки” С вращением мяча вниз, удары “накат” слева и
справа против контратак с вращением мяча вверх. Игры на счет (тренировочные) - нападение
против . защиты “подставками”, “подрезками” и против контр нападения, парные между
мальчиками и девочками и смешанные пары, в “крутиловку” один против двух, один против
пяти, контрольное соревнование . Практическое изучение основ тактики нападения и защиты в
одиночных играх.
Младшая группа (5-7 классы).
Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и
инвентарь.
Развитие настольного тенниса в России и за рубежом. Этапы развития игры в теннис в
стране, ее популярность, изменение инвентаря, техника и тактика игры. Участие российских
спортсменов в международных соревнованиях.
Правила
поведения
и
меры
безопасности
на
занятиях
по
настольному
теннису
в
спортивном зале, на соревнованиях.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Особенности строения кровеносной системы человека в разном возрасте. Опорно-
двигательный аппарат.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Положительное влияние
постепенности
увеличения
нагрузки
и
повторности
упражнения
на
повышение
функциональных возможностей организма детей.
Гигиена и режим дня спортсмена.
Значение режима дня в тренировке спортсмена, врачебный контроль, и самоконтроль,
средства закаливания, ежедневная утренняя гимнастика, уход за телом.
Порядок организации и проведение соревнований. Судейство.
Общая и специальная физическая подготовка.
Применяются те же средства, игры и эстафеты, что и в подготовительной группе, но
при этом увеличиваются объем и интенсивность занятий и шире используются специальные
упражнения.
Практические занятия.
Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а
также специальной выносливости: имитация ударов слева и справа на количество повторений
за 1, 2, 3 ми.; имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1, 2, 3
мин; имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме “треугольник” на количество
повторений за 30 с имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30
с, за 1 мин, имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30
с, прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку на количество повторений за 30 с,
за 1 мин, имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме “восьмерка”, игра на двух
столах на счет, имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной ракеткой) на
количество повторений за 1, 2, 3 мин.
Основы техники и тактики игры.
Совершенствование изученных приемов игры. Чередование нескольких приемов игры в
быстром темпе, с различными направлениями полета мяча.
Практические занятия. Сочетание сложных подач ( атакующими и защитными
ударами. Поочередные контрудары слева и справа по диагонали против атакующих ударов
“восьмеркой” (по прямой и по диагонали). Удар справа “топ-спин” против “подрезки”, то же
против длинной подачи “подрезкой”. Парные . игры с применением изученных атакующих
ударов. Защита “свечкой” С верхним вращением мяча. То же с вращением мяча вверх и в
сторону.
Подачи: “подрезкой” мяча вниз справа и слева различной длины в сочетании с
атакующими ударами слева и справа; с боковым вращением мяча слева и справа в различном
направлении, выполнение серий подач в чередовании с различными вpaщeниями мяча .
Отражение сложных подач: “накат”, “подрезка”, “подставка” и “топ-спин”. Удары:
слева против “подставок” и контрударов с различными вращениями мяча, справа против
“подставок”, “подрезок” и контрударов с различным вращением, сильный завершающий удар
справа без вращения сочетании с укороченным мячом, падающим в центре стола, вблизи
сетки, на край стола.
Игры (на счет - двумя мячами) “подставкой” против “подставки”; только ударами
“накат” слева против защиты “подрезками” по углам; то же справа легкими “накатами”, слева
и справа неигровой рукой; в “крутиловку” втроем в одну и другую сторону. Тактика одиночной
игры с противниками: защитниками, нападающими, комбинационными игроками.
Особенности парных игр и тактика смешанных игр. Совершенствование тактики игры в
разных зонах.
Средняя группа (8-9 классы).
Развитие настольного тенниса в России. Paспространение игры в России. Участие
российских
спортсменов
в
международных
соревнованиях.
Уровень
игры
российских
и
зарубежных спортсменов.
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности.
Влияние
природных
факторов.
Гигиена
мест
занятий.
Предупреждение
травм,
особенности
травматизма
в
настольном
теннисе,
практические
навыки
оказания
первой
помощи занимающимся.
Порядок организации и проведение соревнований. Судейство.
Общая и специальная физическая подготовка. Совершенствование приобретенных на
занятиях
умений
и
навыков.
Упражнения
на
развитие
быстроты,
ловкости,
координации
движений, выносливости.
Практические занятия. Выполнение упражнений в соответствии с планами подготовки.
Основы
техники
и
тактики
игры.
Совершенствование
подач
различной
длины,
направлений. Подача “двойника”, прием сложных подач атакующими ударами, “подставкой”,
“подрезкой”. Организация этих атак посредством сложной подачи.
Практические занятия. Выполнение серийных ударов: удары “откатка” справа (слева) по
диагонали и по прямой; удары “накат” справа (слева) по диагонали и по прямой, сочетание
ударов “накат” справа и слева в левый угол стола, подача справа и слева разученными ударами
с завершением комбинации атакующими ударами “топ-спин” и “накат”. .
Совершенствование техники и тактики игры по всему пройденному материалу. Повышение
точности ударов и контрударов слева и справа, изменяя направление и длину полета 'мяча.
Совершенствование и усложнение серии подач в сочетании с атакующими и защитными
ударами. Углубленное изучение тактических комбинаций. Сочетание и. чередование сильно
подрезанных
мячей
с
ударами
“топ-спин”.
Совершенствование
завершающих
ударов
с
укороченными
заторможенными
мячами.
Тренировка
различных
финтов
кистью рук.
Совершенствование ударов по “свече”, “подрезкой” против “подставок” и “подрезок. Сложные
передвижения на косые мячи, броски на отражение укороченных мячей после сильных ударов.
Удары слева в броске по укороченному мячу. Отражение ударов “топ-спин”, “подставкой” и
“подрезкой” и ударов справа и слева. Парные игры с различными партнерами и противниками.
Игры двумя мячами “накатами” слева и справа и в “крутиловку”.
Старшая группа (10-11 классы)
Развитие
настольного
тенниса
в
России.
Оборудование
и
инвентарь.
Развитие
настольного тенниса в республике, крае, области, городе. Участие российских теннисистов в
крупнейших
международных
соревнованиях.
Ремонт
столов,
ракеток,
стоек,
сеток.
Изготовление приспособлений и тренажеров.
Гигиена
и
врачебный
контроль.
Меры
безопасности.
Гигиена
мест
проведения
занятий, гигиена спортивной формы. Режим дня, питание. Спортивный массаж, способы
самомассажа. Природные факторы закаливания - солнце, воздух, вода.
Порядок организации и проведение соревнований. Судейская практика.
Общая и специальная физическая подготовка. Занятия различными видами спорта.
Строевые упражнения, изученные ранее специальные упражнения.
Практические
занятия.
Выполнение
упражнений
из
других
видов
спорта.
Специальные
упражнения теннисиста. Участие в соревнованиях по другим видам спорта в соответствии с
индивидуальными и групповыми планами подготовки.
Основы
техники
и
тактики
игры.
Повторение
пройденного
материала,
разбор
современных тенденций в развитии игры, анализ новейших способов игры.
Практические занятия. Игра на столе разными ударами по элементам и в сочетаниях, игра на
счет из одной, трех, пяти, семи партий, свободная игра.
Правила игры, организация и проведение соревнований. Подготовка к сдаче правил
игры, судейство соревнований, организация соревнований в группах, классе, школе, районе.
Методика обучения.
Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному, от
основного
к
второстепенному.
Всесторонность
физической,
морально-волевой,
технико-
тактической подготовки. Значение психологических показателей для повышения спортивных
результатов.
Практические
занятия.
Определение
ошибок
в
технике
и
тактике
игры,
проведение урока, работа над исправлением ошибок.
Оборудование и инвентарь.
Ремонт кронштейнов для сетки, стоек, столов, ракетки. Замена игровых покрытий
ракетки. Профилактический уход за ракетками. Оформление залов, наглядные пособия.
Практические
занятия.
Ремонт
спортивного
инвентаря,
смена
игровых
покрытий
ракеток.
Правила игры, организация и проведение соревнований.
Ознакомление
с
правилами
игры,
требования
к
организации
и
проведению
соревнований
по
настольному
теннису.
Системы
проведения
соревнований,
требования,
предъявляемые к участникам, контрольные турниры.
Практические занятия. Судейство соревнований, оформление документации.
Контрольные испытания.
Общая и специальная подготовленность занимающихся проверяется два раза в год по
контрольным нормативам. Практика инструктора-общественника. Организация мест занятия,
самодельный
инвентарь.
Обучение
занимающихся
основам
техники
игры,
проведение
тренировочных занятий, организация и проведение соревнований по настольному теннису.
Соревнования.
Практические
занятия.
Проведение
учебных
занятий,
организация
и
проведение
соревнований, составление планов одного и нескольких уроков.
Нормативы по физической подготовке
№
п
/
п
Тесты
Возрастные категории
8-11 лет
12-14 лет
15-16 лет
17-18 лет
Резуль
тат
Очки
Результат
Очки
Резуль
тат
Очки
Результат
Очки
1
Дальность
отскока
мяча, м
3,5-4,5
1-11
4,55-5,55
12-32
5,6-6,45
33-50
6,46-7,45
51-75
2
Бег по
«восьмерк
е», с
43-32,6
1-11
32,7-27
12-32
26,7-21
32-51
20,8-16,2
52-75
3
Бег вокруг
стола, с
34-23,7
1-11
23,8-20,2
12-30
20,1-18,2
31-50
18,1-15,7
51-75
4
Перенос
мячей, с
54-45
1-10
44,5-35
11-30
34,8-31
31-50
30,8-26
51-75
5
Отжимани
е от стола,
раз/мин
25-35
1-11
36-45
12-30
45,5-55
31-50
55,5-67,5
51-75
6
Подъем в
сед. из
положени
я лежа,
раз/мин
15-20
1-12
21-27
13-31
28-34
32-50
35-47
51-75
7
Прыжки
со
скакалкой
одинарны
е за 45 с
65-75
1-11
76-94
12-30
95-114
31-50
114-127
51-75
8
Прыжки
со
скакалкой
двойные
за 45 с
25-35
1-11
36-54
12-30
55-74
31-50
75-87
51-75
9
Прыжки в
длину, см
103-113
1-11
114-152
12-31
154-190
32-50
191-215
51-75
1
0
Бег 60 м, с
13,8-
12,0
1-10
11,9-10,9
11-30
10,9-10,14
31-50
10,1-9,14
51-75
Нормативы по физической подготовке
Единиц
а
измере-
ния
Мальчики
(юноши)
Девочки
(девушки)
Нормативы
9—10
лет
11 — 12
лет
13—14
лет
15—16
лет
9—10
лет
11 — 12
лет
13—14
лет
15 — 16
лет
Бег 20 м
(быстрота)
сек.
4,2
4,1
3,9
3,7
4,3
4,2
3,9
3,8
Перемещения в
3-метровом квад-
рате (скоростная
выносливость)
2 мин
3 мин
18
_
19
_
21
_
-
32
17
—
18
—
19
—
-
28
Бег 300 м
500 м
(выносливость)
мин
мин
-
1,10
-
1,47
-
1,41
-
1,35
1,10
_
1,06
_
1,01
_
2,0
Прыжки через
гимнастическую
скамейку (сила
ног)
кол-во
раз за
1 мин.
52
60
76
92
52
60
70
84
Поднятие
туловища с
положения лежа
на спине
кол-во
раз за
30 сек.
15
20
30
32
15
20
25
30
Мальчики-
подтягивания
на перекладине,
девочкам —
отжимание
кол-во
раз
3
4
5
6
8
12
14
18
Нормативы по технико-тактической подготовке
№
п/п
Наименование технического приема
Количество ударов
Оценка
1
Набивание мяча ладонной стороной
ракетки
100
80-65
Хор.
Удовл.
2
Набивание мяча тыльной стороной
ракетки
100
80-65
Хор.
Удовл.
3
Набивание мяча поочередно
ладонной и тыльной стороной
ракетки
100
80-65
Хор.
Удовл.
4
Игра накатами справа по диагонали
30 и более
от 20 до 29
Хор.
Удовл.
5
Игра накатами слева по диагонали
30 и более
от 20 до 29
Хор.
Удовл.
6
Сочетание наката справа и слева в
правый угол стола
20 и более
от 15 до 19
Хор.
Удовл.
7
Выполнение наката справа и слева в
правый угол
20 и более
от 15 до 19
Хор.
Удовл.
8
Откидка слева со всей левой
половины стола (количество ошибок
за 3 мин)
5 и менее
от 6 до 8
Хор.
Удовл.
9
Сочетание откидок справа и слева по
всему столу (количество ошибок за 3
мин)
8 и более
от 9 до 12
Хор.
Удовл.
10
Выполнение подачи справа накатом в
правую половину стола (из 10
попыток)
8
6
Хор.
Удовл.
11
Выполнение подачи справа откидкой
в левую половину стола (из 10
попыток)
9
7
Хор.
Удовл.
Тематическое планирование 1 года обучения
№
п/п
Содержание занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
I. Теоретическая часть
Вводные занятия. Инструктаж по ТБ.
Краткий обзор развития настольного тенниса в
России и в мире.
Гигиена и врачебный контроль.
Оборудование и инвентарь.
Правила игры. Организация и судейство
соревнований.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
5
5
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
II. Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на выносливость.
Упражнения на гибкость.
Упражнения на ловкость.
Упражнения на быстроту.
Упражнения на координацию движения.
Упражнения на развитие силовых качеств.
Упражнение на развитие прыгучести.
Спортивные и подвижные игры.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Итого:
27
27
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
III. Специальная физическая подготовка
Прыжковые упражнения.
Прыжковые упражнения с мячами.
Бег на короткие дистанции.
Челночный бег.
Бег с остановками.
Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнение с мячом.
Упражнение с набивным мячом.
Упражнения на быстроту и ловкость.
Упражнения на перекладине.
Упражнения с короткой скакалкой.
Упражнения на гимнастических матах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
12
12
1
2
3
4
5
6
IV. Техническая подготовка
Хватка ракетки.
Стойка теннисиста.
Упражнения с мячом и ракеткой
Перемещения:
- влево - вправо
- вперед - назад
- приставной шаг
- скрестный шаг
Подачи:
- откидка справа
- откидка слева
- накат справа
- накат слева
Удары:
- удар толчком слева.
- удар подставка.
- удар накат слева.
- удар накат справа.
- удар подрезка слева.
- удар подрезка справа.
- «срезка» слева
- «срезка» справа
1
1
2
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
10
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
2
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
10
1
1
2
1
2
1
1
1
Итого:
18
18
1
2
3
4
5
V. Тактическая подготовка
Передвижение теннисиста.
Тактика игры нападения.
Тактика игры защиты.
Тактические действия в парной игре в защите и
нападении.
Учебно - тренировочные игры:
- в одиночном разряде.
- в парном разряде.
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Итого:
6
6
1
2
VI. Участие в соревнованиях
Участие в школьных соревнованиях.
Участие в муниципальных соревнованиях.
4
4
1
1
3
3
Итого:
8
2
6
1
2
VII. Подведение итогов за 1-ый год обучения
Подведение итогов.
Сдача нормативов.
2
2
Итого:
2
2
Всего 78 часов
Тематическое планирование 2 года обучения
№
п/п
Содержание занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
I. Теоретическая часть
Вводные занятия. Инструктаж по ТБ.
Краткий обзор развития настольного тенниса в
России и в мире.
Гигиена и врачебный контроль.
Оборудование и инвентарь.
Правила игры. Организация и судейство
соревнований.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
5
5
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
II. Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на выносливость.
Упражнения на гибкость.
Упражнения на ловкость.
Упражнения на быстроту.
Упражнения на координацию движения.
Упражнения на развитие силовых качеств.
Упражнение на развитие прыгучести.
Спортивные и подвижные игры.
3
2
3
3
2
3
2
2
2
3
2
3
3
2
3
2
2
2
Итого:
22
22
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13.
III. Специальная физическая подготовка
Прыжковые упражнения.
Прыжковые упражнения с мячами.
Бег на короткие дистанции.
Челночный бег.
Бег с остановками.
Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнение с мячом.
Упражнение с набивным мячом.
Упражнения на быстроту и ловкость.
Упражнения на перекладине.
Упражнения с короткой скакалкой.
Упражнения на гимнастических матах.
Упражнение на тренажере «колесо»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
13
13
1
2
3
4
5
IV. Техническая подготовка
Стойка теннисиста.
Перемещения:
- приставной шаг.
- скрестный шаг.
- влево-вправо.
- вперед-назад.
Подачи:
Накат справа.
Накат слева.
- «Маятник».
- «Веер».
Удары:
- удар накат слева.
- удар накат справа.
- удар подрезка слева.
- удар подрезка справа.
- топ-спин справа.
- топ-спин слева.
Удары с перемещением:
- накат справа-слева поочередно
- срезка справа-слева поочередно.
- накат справа с 2-х точек.
- накат справа с 3-х точек.
- выполнение ударов в ближней зоне.
- выполнение ударов в средней зоне.
- выполнение ударов в дальней зоне.
- удары справа из левого угла.
- подрезка слева.
- подрезка справа.
1
3
1
1
1
4
1
1
1
4
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
4
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
21
21
1
2
3
4
5
V. Тактическая подготовка
Комбинации применяемые в теннисе.
Тактика игры нападения.
Тактика игры защиты.
Тактические действия в парной игре в защите и
нападении.
Переход от защиты к атаке.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
5
5
1
2
3
VI. Участие в соревнованиях
Участие в школьных соревнованиях.
Участие в муниципальных соревнованиях.
Участие в городских соревнованиях.
3
4
3
1
1
1
2
3
2
Итого:
10
3
7
1
2
VII. Подведение итогов за 2-ой год обучения
Подведение итогов.
Сдача нормативов.
2
2
Итого:
2
2
Всего 78 часов
Тематическое планирование 3 года обучения
№
п/п
Содержание занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
I. Теоретическая часть
Вводные занятия. Инструктаж по ТБ.
Краткий обзор развития настольного тенниса в
России и в мире.
Гигиена и врачебный контроль.
Оборудование и инвентарь.
Правила игры. Организация и судейство
соревнований.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
5
5
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
II. Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на выносливость.
Упражнения на гибкость.
Упражнения на ловкость.
Упражнения на быстроту.
Упражнения на координацию движения.
Упражнения на развитие силовых качеств.
Упражнение на развитие прыгучести.
Спортивные и подвижные игры.
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
Итого:
17
17
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13.
III. Специальная физическая подготовка
Прыжковые упражнения.
Прыжковые упражнения с мячами.
Бег на короткие дистанции.
Челночный бег.
Бег с остановками.
Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнение с мячом.
Упражнение с набивным мячом.
Упражнения на быстроту и ловкость.
Упражнения на перекладине.
Упражнения с короткой скакалкой.
Упражнения на гимнастических матах.
Упражнение на тренажерах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Итого:
14
14
1
2
3
4
5
IV. Техническая подготовка
Стойка теннисиста.
Перемещения:
- скрестный шаг
- влево-вправо.
- вперед-назад.
Подачи:
- плоская
- с нижним вращением
- с нижним боковым
- с верхним боковым
Удары:
- удар накат слева против подрезки
- удар накат справа против подрезки
- удар подрезка слева.
- удар подрезка справа.
- топ-спин справа против подставки
- топ-спин слева, справа против подставки
Удары с перемещением:
- накат справа-слева поочередно
- срезка справа-слева поочередно.
- накат справа с 2-х точек.
- накат справа с 3-х точек.
- выполнение ударов в ближней зоне.
- выполнение ударов в средней зоне.
- выполнение ударов в дальней зоне.
- удары справа из левого угла.
- подрезка слева против наката
- подрезка справа, против наката
1
2
1
1
2
1
1
7
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
7
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
20
20
1
2
3
4
5
V. Тактическая подготовка
Комбинации применяемые в теннисе.
Тактика игры нападения.
Тактика игры защиты.
Тактические действия в парной игре в защите и
нападении.
Переход от защиты к атаке.
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
Итого:
8
8
1
2
3
VI. Участие в соревнованиях
Участие в школьных соревнованиях.
Участие в муниципальных соревнованиях.
Участие в городских соревнованиях.
3
4
5
1
1
1
2
3
4
Итого:
12
3
9
1
VII. Подведение итогов за 3-ой год обучения
Подведение итогов.
2
Сдача нормативов.
2
2
Итого:
2
2
Всего 78 часов
Тематическое планирование 4 года обучения
№
п/п
Содержание занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
I. Теоретическая часть
Вводные занятия. Инструктаж по ТБ.
Краткий обзор развития настольного тенниса в
России и в мире.
Гигиена и врачебный контроль.
Оборудование и инвентарь.
Правила игры. Организация и судейство
соревнований.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
5
5
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
II. Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на выносливость.
Упражнения на гибкость.
Упражнения на ловкость.
Упражнения на быстроту.
Упражнения на координацию движения.
Упражнения на развитие силовых качеств.
Упражнение на развитие прыгучести.
Спортивные и подвижные игры.
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
Итого:
12
12
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
III Специальная физическая подготовка
Прыжковые упражнения.
Прыжковые упражнения с мячами.
Бег на короткие дистанции.
Челночный бег.
Бег с остановками.
Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнение с мячом.
Упражнение с набивным мячом.
Упражнения на быстроту и ловкость.
Упражнения на перекладине.
Упражнения с короткой скакалкой.
Упражнения на гимнастических матах.
Упражнение на тренажерах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
Итого:
15
15
1
2
3
4
5
IV. Техническая подготовка
Стойка теннисиста.
Перемещения:
- скрестный шаг.
- влево-вправо.
- вперед-назад.
Подачи:
- плоская
- с нижним вращением
- с нижним боковым
- с верхним боковым
Удары:
- удар накат слева (справа) по защите
- подрезка слева (справа) против топ-спина.
- топ-спин справа.
- топ-спин слева.
Удары с перемещением:
- накат справа-слева поочередно
- срезка справа-слева поочередно
- топ-спин справа (слева) поочередно
- накат справа с 3-х точек.
- выполнение ударов в ближней зоне
- выполнение ударов в средней зоне.
- выполнение ударов в дальней зоне.
- удары справа из левого угла.
- подрезка слева.
- подрезка справа.
- короткая игра справа и слева.
- скидка справа.
1
2
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
22
22
1
2
3
4
5
V. Тактическая подготовка
Комбинации, применяемые в теннисе.
Тактика игры нападения.
Тактика игры защиты.
Тактические действия в парной игре в защите и
нападении.
Переход от защиты к атаке.
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
Итого:
8
8
1
2
3
VI. Участие в соревнованиях
Участие в школьных соревнованиях.
Участие в муниципальных соревнованиях.
Участие в городских соревнованиях.
3
5
6
1
1
1
2
4
5
Итого:
14
3
11
1
2
VII. Подведение итогов за 4-ый год обучения
Подведение итогов.
Сдача нормативов.
2
2
Итого:
2
2
Всего 78 часов
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список литературы для педагога
1. Байгулов, Ю. П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра / Ю. П. Байгулов. – М. : ФиС,
2000.
2. Барчукова, Г. В Современные подходы к формированию технико-тактического мастерства
игроков в настольный теннис / Г. В. Барчукова. – М. : РГАФК, 2005.
3. Барчукова, Г. В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный
теннис / Г. В. Барчукова. – М. : ГЦОЛИФК, 2008.
4. Ефремова, А. В. Нормирование нагрузок, направленных на развитие целевой точности
технических приемов у игроков в настольный теннис высокой квалификации: Автореф. дис.
канд. пед. наук / А. В. Ефремова ; Акад. физвоспитание и спорта Респ. Беларусь. – Минск,
2008. – 19 с.
5. Ефремова, А. В. Нормирование тренировочных нагрузок на повышение точности ударов в
настольном теннисе / А. В. Ефремова, А. А. Гужаловский. – Минск, 1995. – 18 с.
6. Захаров, Г. С. Настольный теннис: Теоретические основы / Г. С. Захаров. – Ярославль :
Верхне-Волжское кн. изд-во, 2002.
7. Матыцин, О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе / О. В.
Матыцин. – М. : «Теория и практика физической культуры», 2001.
8. Настольный теннис: Пер.с кит. / Под ред. Сюй Яньшэна. – М. : ФиС, 1987.
9.
Настольный
теннис:
Учебная
программа
для
детско-юношеских
спортивных
школ
и
специализированных
детско-юношеских
спортивных
школ
олимпийского
резерва
(Методическая часть). – М. : Советский спорт, 2007.
10. Настольный теннис: Техника с Владимиром Самсоновым. Под ред. проф. Радивой Хюдец,-
М.: ВистаСпорт,2005. – 272с.
11. Правила настольного тенниса. – М., 2009.
12. Шестеркин, О. Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе
начальной спортивной специализации: дис. канд. пед. наук / О. Н. Шестеркин ; РГАФК. – М.,
2000. – 160 с.
Дополнительная для детей и родителей
1. Амелин, А. Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А. Н. Амелин, В. А. Пашинин. – М. :
ФиС, 1999.
2. Балайшите, Л. От семи до… (Твой первый старт) / Л. Балайшите. – М. : ФиС, 1984.
3. Барчукова, Г. В. Игра, доступная всем / Г. В. Барчукова, С. Д. Шпрах. — М. : Знание, 1991.
4. Барчукова, Г. В. Настольный теннис (спорт для всех) / Г. В. Барчукова. – М. : ФиС, 1990.
11. Богушас, М. Играем в настольный теннис: Книга для учащихся /М. Богушас. – М.:
Просвещение, 1987.
5. Серова, Л. К. Умей владеть ракеткой / Л. К. Серова, Н. Г. Скачков. – Л. : Лениздат, 1989.
6. Шпрах, С. У меня секретов нет. Техника / С. Шпрах // Приложение № 1 к журналу
«Настольный теннис». – М., 1998.
1. Амелин, А. Н. Современный настольный теннис / А. Н. Амелин. –М. : ФиС, 1982.
3. Байгулов, Ю. П. Основы настольного тенниса / Ю. П. Байгулов, А. Н. Романин. – М. :
ФиС,1979.
9. Барчукова, Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова. – М. : Советский спорт,
1989.
12. Воронин, Е. В. Влияние скоростных психомоторных показателей на выбор тактики игры в
настольном теннисе / Е. В. Воронин // Теория и практика физической культуры. – 1983. – №10.
– С. 52-54.
13. Голомазов, С. В. Влияние темпа, времени прослеживания и скорости полета мяча на
технику и точность ударов в настольном теннисе / С. В. Голомазов, М. Ж. Усмангалиев //
Теория и практика физической культуры. – 1989. – №5. – С. 23-26.
17. Захаров, Г. С. Настольный теннис: Школа игры / Г. С. Захаров. – Изд-во «Талка», 1991.
19. Матыцин О. В. Настольный теннис: Неизвестное об известном / О. В. Матыцин. – М. :
РГАФК, 1995.
21.
Настольный
теннис:
Программа
для
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных
детско-юношеских
спортивных
школ
олимпийского
резерва
и
школ
высшего спортивного мастерства. – М., 1980.
23. Ормаи, Л. Современный настольный теннис / Л. Ормаи. – М. : ФиС, 1985.
26. Усмангалиев, М. Ж. Методические особенности совершенствования точности и быстроты
двигательных
действий
в
настольном
теннисе:
Автореф.
дис.
канд.
пед.
наук
/
М.
Ж.
Усмангалиев ; ГЦОЛИФК. – М., 1991.
Календарно - тематическое планирование
(2 часа в неделю)
№
занятия
ТЕМЫ
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
№ 1-2
Обучение
стойке и
перемещению.
ОРУ без предметов. Упражнения для мышц ног.
Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух
и на одной ноге, маховые движения, выпады с
дополнительными пружинящими движениями, прыжки
на двух и одной ноге на месте и в движении,
Нейтральная стойка. Перемещения: одношажный
способ (шаги, переступания и выпады); двухшажные
(скрестные и приставные шаги). Бег с ускорением 30 –
60 м. Имитационные передвижения, прыжки, шаги и
выпады по сигналу. Приседание на одной и двух ногах
с прыжками из приседа по сигналу.
№ 3-6
Обучение
упражнениям с
ракеткой.
ОРУ с теннисным мячом: броски и ловля одной и двумя
руками из положения стоя, сидя, лежа, ловля мяча,
отскочившего от стенки, перебрасывание мяча на ходу и
на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование.
Упражнения на развитие координации движений.
Упражнения с ракеткой:
для укрепления кистей рук: держа ракетку за шейку,
вращать ее вправо-влево (правой и левой рукой);
держа ракетку за ручку, медленно «укладывать» ракетку
в горизонтальное положение справа - слева (правой и
левой рукой);
держа ракетку за ручку, рисовать воображаемую
лежащую восьмерку;
держа ракетку за края над головой, делать наклоны
вправо и влево,
держа ракетку за края перед собой, укладывать ее на
пол, не сгибая ног и не стуча ракеткой об пол;
вращательные движения ракеткой, как при подаче
(правой и левой рукой);
держа ракетку за края внизу за спиной, делать наклоны
вперед, помогая себе при этом руками. Упражнения на
развитие мышц рук.
Игра с попаданием в определенный предмет
№7-8
Тренировка
с
р а к е т к о й
и
мячом.
бег с различными элементами теннисных движений: с
движением приставными шагами правым и левым
боком; с движением спиной вперед; с подскоками и
приседаниями во время бега; с движением
«веревочкой» правым и левым боком. игры в
мяч(например «вышибала»), Упражнения Школы мяча,
знакомство с теннисным мячом.. Упражнения для
развития координации движений.
№ 9-10
Обучение
имитации
различных
ударов.
Для разминки ног: приседания; пружинить на одной
ноге, сделав на нее выпад, со сменой ног прыжком
(возможен вариант просто поворота на 180
°
для смены
ноги в выпаде); пружинить, сидя на одной ноге, вторая
нога отведена в сторону; перекатывание с одной ноги на
другую (для усложнения упражнения при переходе с
одной ноги на другую надо встать, не отрывая ног от
пола);
махи
ногами
(правая
нога
к
левой
руке);
вращение ноги в голеностопном суставе; прыжки на
правой и левой ноге, на двух ногах, упражнения со
скакалкой.
Отработка
движений
на
площадке,
одновременная работа рук и ног.
№ 11-12
Обучение
ударам
ракеткой по
мячу.
Беговые игры с мячом. Упражнения с мячом.
упражнения с мячом «кидаешь-ловишь».Упражнения
для правильного подбрасывания мяча. Серия
упражнений на развитие координации движений.
Упражнения с мячом, производимому одновременно с
отстукиванием мяча.
№ 13-18
Освоение
подачи.
ОРУ. Прыжки в полном приседе; многоскоки; бег с
забрасыванием голени назад, с высоко поднятыми
коленями, бег с высоким подниманием бедра;
Упражнения с мячом на концентрацию внимания.
Упражнения для укрепления кистей рук. Упражнения
на отбивание мяча ракеткой от пола. Отработка ударов.
Отработка правильного подбрасывания мяча.
Упражнения на подбрасывание мяча ракеткой вверх.
Отработка ударов. Отработка подачи через сетку.
Подвижная игра.
№ 19-21
№22-23
Обучение
имитации
ударов справа.
ОРУ. Движение «гусиным шагом»; Упражнения для ног
при имитации ударов справа. Серия упражнений для
ног: на ловкость и координацию. Серии упражнений с
мячом и прыжковые упражнения. Упражнения на
координацию. Игра об стенку.
№ 24-27
Обучение
имитации
ударов слева.
Бег на выносливость. Упражнения с ракеткой:
для укрепления кистей рук: держа ракетку за шейку,
вращать ее вправо-влево (правой и левой рукой);
держа ракетку за ручку, медленно «укладывать»
ракетку в горизонтальное положение справа - слева
(правой и левой рукой);
держа ракетку за ручку, рисовать воображаемую
лежащую восьмерку;
держа ракетку за края над головой, делать наклоны
вправо и влево,
держа ракетку за края перед собой, укладывать ее на
пол, не сгибая ног и не стуча ракеткой об пол;
вращательные движения ракеткой, как при подаче
(правой и левой рукой);
держа ракетку за края внизу за спиной, делать наклоны
вперед, помогая себе при этом руками. Упражнения
для ног при имитации ударов слева. Упражнения для
развития координации движений, на ловкость.
Отработка различных ударов об стенку и через сетку
на точность попадания.
№28-31
. Имитация
ударов справа
«с лета».
Упражнения на развитие координации движений.
Отработка различных ударов об стенку и через сетку
на точность попадания. игра «белые медведи»;
Отработка движений на площадке, одновременная
работа рук и ног. Отработка различных ударов об
стенку. Игра через сетку. Развивающие игры-
упражнения.
№ 32-35
Отработка
смены хватки
ракетки,
Упражнения с мячом и ракеткой на концентрацию
внимания. Отработка движений на площадке,
одновременная работа рук и ног. Отработка различных
ударов об стенку и через сетку на точность попадания.
Упражнения с мячом, удары ракеткой по мячу. Игра с
попаданием в определенный предмет.
№ 36-42
Обучение игре
через сетку.
Упражнения с мячом и ракеткой на концентрацию
внимания. Упражнения для правильного подбрасывания
мяча. Упражнения на координацию движений,
подбрасывание мяча и имитацию ударов. Отработка
ударов справа, слева мячом об стенку.
№43-46
Обучение
взаимодействи
ю ракетки, мяча
и туловища.
Упражнения с ракеткой. Эстафеты с мячом. Отработка
ударов справа и слева об стенку, упражнения на
отработку точности ударов. Игра через сетку.
Упражнения на внимание
№47-49
Игра об стенку
со сменой
хватки ракетки.
Упражнения с мячом, удары ракеткой по мячу.
Упражнения с ракеткой. Упражнения на координацию
движений, подбрасывание мяча и имитацию ударов.
№ 50-53
Обучение игре
по линии.
ОРУ. Прыжки в полном приседе; многоскоки; бег с
забрасыванием голени назад, с высоко поднятыми
коленями, бег с высоким подниманием бедра;
Упражнения с мячом на концентрацию внимания.
Упражнения для укрепления кистей рук. бег с
ускорениями, Игра через сетку. Удары слева «с
отскока» по линии.
№54-56
. Обучение
игре «накат».
Упражнения для мышц ног. Имитация ударов слева
«накат». Серия упражнений на развитие координации
движений. Упражнения с мячом, выполняя
одновременно с отстукиванием мяча.
№57-59
Обучение игре
с
пересечением.
Упражнения на развитие координации движений.
Отработка движений у стола, одновременная работа
рук и ног. Упражнения с мячом, удары ракеткой по
мячу. Игра. Развивающие игры-упражнения.
№60-68
Обучение игре
«подрезка»
ударам у
стенки
Упражнения на отработку точности ударов.
№69-77
Игра на счет.
Игра с применением различных приемов.
.№78
Итоговое
занятие