Напоминание

Нравственное воспитание детей в семье


Автор: Игнатичева Наталья Михайловна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г.Заволжье Нижегородская область
Наименование материала: интернет-проект
Тема: Нравственное воспитание детей в семье
Раздел: дополнительное образование





Назад




Нравственное воспитание детей в семье.

«Характер и нравственное поведение

ребенка – это слепок с характера

родителей, он развивается в ответ на

их характер и их поведение.»

(Э. Фромм)

В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребенка, многие

ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья

закладывает основы нравственности.

К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что

истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят

традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым,

настоящим и будущим.

Как сказал наш президент В.В. Путин: «Народ без памяти не имеет

будущего. Не зная прошлого, будущего никогда не будет, мы будем все

утрачивать, все то, чем мы дорожим и на основе чего мы развиваемся и идем

вперед…. Если мы не будем уважать сами себя и своих предков, которые

сделали возможной нашу сегодняшнюю жизнь, мы не сможем продолжать

будущее нашей страны».

Выдающийся

педагог

В.А.

Сухомлинский

первым

обратился

к

процессам

духовной

жизни

ребенка,

необходимости

и

ценности

сопереживания,

сочувствия,

создания

необходимых

условий

для

воспитательной

деятельности

родителей

и

учителей.

Именно

ему

принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания

ребенка в семье, он обратил внимание на то, что дети, лишенные живого

родительского общения, не только вырастают жестокими, они утрачивают

«иммунитет»

жить

в

семье.

Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье?

В словаре С.И. Ожегова мы читаем: «нравственность – это правила,

определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые

человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его

поведении, поступках».

Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский

считал формирование таких качеств личности, как:

идейность;

гуманизм;

гражданственность;

ответственность;

трудолюбие;

благородство;

умение управлять собой.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются

в семье. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную,

долговременную и важную роль. Мы можем приобрести различные

профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и

отца является профессия быть родителями. Если отец и мать стремятся

постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное

поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться

успехов и побед в воспитании своих детей.

Известный педагог и психолог И.С. Кон отмечает: «В глазах ребенка

отец

и

мать

выступают

в

нескольких

ипостасях:

как

источник

эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя

беззащитным и беспомощным… как образец для подражания, воплощение

мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик,

которому можно доверить все».

Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко

представить себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих

детях родители с раннего детства. Среди многих человеческих качеств

выступает доброта, но, понятие «добрый человек» - очень сложное. Добрым

можно назвать человека, который любит свою Родину, рядом живущих

людей, сострадает им, обладает чувством долга, справедливости, жалости,

трудолюбия. Это все понятия нравственности (нравственные чувства).

Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются

важнейшими составляющими доброты.

Не для кого ни секрет, что именно чувства способны подвигнуть

человека на высокие достижения, могу вести к самоотверженному труду,

проявления мужества, воли, героизма и бесстрашия. Родителям важно

помнить о том, что их искренние чувства по отношению к детям могут

совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием,

бранью. Родители должны сдавать экзамен не только на умение накормить,

одеть и обуть, но и на умение сказать ласковое слово, смотреть добрыми

глазами

на

ребенка,

проявить

сердечность,

ласку,

искренность.

Необдуманная, нарочитая строгость приводит к лукавству со стороны

ребенка, обману, притворству и лицемерию.

«Настоящим

человеком

становится

только

тот,

-

писал

В.А.

Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные

желания,

которые

стимулируют

поведение,

порождают

страсти

и

поступки…. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными

желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из

золотых правил воспитания подростков».

Ребенок, даже еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки

взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного

окружения и по- своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении

друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший

и

обязательный

фон

для

формирования

в

ребенке

нравственных

потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная

атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно

словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу

искусства и живой мир природы и самое важное, силу собственного примера

родителей. Одной из самых важных нравственных потребностей является

способность ребенка и взрослого проявлять доброту активно, не на словах, а

на деле, непримиримость ко всем проявлениям зла. Ничто не приносит

столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых

с их словесными наставлениями. Это ведет к разочарованию у детей,

недоверию, насмешкам, цинизму.

Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является

понятие совести. Совесть – это способность человека к самоконтролю,

самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно

означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах,

принципах, сущность человека.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое,

надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного

мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать

детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные

потребности

человека

теснейшим

образом

связаны

с

нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого

поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать

развитые

нравственные

потребности

главнейшая

задача

родителей.

Подведем итог:

родители должны осознавать важность нравственного воспитания

детей в семье;

родители должны развивать сами в себе нравственные потребности и

проявлять их;

родители, которые хотят воспитать своего ребенка не стихийно, а

осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребенка с анализа

самих себя, с анализа особенностей личности;

родители должны четко представлять себе, как и какими методами

формировать в детях нравственные качества и осознать важность этой

задачи для самих себя.



В раздел образования