Автор: Орзаева Светлана Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДЮТ "Мечта"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Патриотическое воспитание молодежи на традициях народной культуры
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: дополнительное образование
Патриотическое воспитание молодежи на традициях народной культуры
"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным"
К.Д. Ушинский
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или
дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя
в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на
недостатках его характера и культуры.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в
себя
все
условия
жизни:
территорию,
климат,
природу,
организацию
общественной жизни, особенности языка и быта.
По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной
традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". В
другом месте своего фундаментального труда он поясняет: "ревнитель -
усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник".
Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью
человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и
в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не
привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью
души молодого человека, началом, порождающей личность. Сейчас к нам
постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем
относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил
самое ценное из своих культурных достижений.
Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления
единства и целостности многонациональной Российской Федерации.
Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания,
готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении
единства и дружбы народов России. Работники образования, российская
общественность
озабочены
запущенностью
проблем
патриотического
воспитания, так как формирование патриотизма и дружбы народов, по их
мнению, является задачей государственной важности. Ее решение осложняется
из-за отсутствия научной теории патриотического воспитания, учитывающей
перемены, происходящие в России и других странах СНГ. Искусство является
одним из важнейших средств воспитания лучших человеческих качеств:
духовности и нравственности, патриотизма у молодого поколения.
Большую роль в воспитании патриотических чувств молодежи играет
музыкальный фольклор, состоящий из былин, духовных стихов, скоморошин,
баллад, песен с историческими сюжетами и т.д. Народное музыкальное
творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими
живыми летописями».
Для патриотического воспитания полезно использовать прибаутки,
календарный, потешный, игровой фольклор, который обогащает внутренний
мир студента, а также народные песни, танцы и движением. Мероприятия
воспитательного характера, концерты народного творчества развивают интерес
к пению, музыкальную память, формируют музыкальные интонационно-
ритмические навыки. Но самое главное – в народных песенных и танцевальных
мероприятиях
молодежь
учится
общаться,
приобщаются
к
народным
традициям, проявляют взаимовыручку. Обращение к истокам народного
музыкального искусства, традициям, обычаям народа формирует нравственные
устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
В этом случае работают такие стороны духовного мира студента, как воля,
общее
интеллектуальное
развитие,
мировоззренческие,
нравственные
и
патриотические убеждения. Исполнение народно-музыкального репертуара
вырабатывает
преемственность
мышления,
осознание
роли
и
места
национального наследия в мировом духовном развитии, уважение и открытость
к традициям других народов. Только глубокая и осознанная любовь к своему
наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других
народов.
Народная музыка – источник постоянного вдохновения композиторов
прошлых и настоящих лет. Она обогатила произведения М. Глинки, С.
Рахманинова, И. Дунаевского, Р. Щедрина и др. Особенно ценной в
патриотическом воспитании обучающихся является ария Сусанина из оперы
М.И. Глинки «Иван Сусанин», слушая которую можно четко осмыслить
красоту подвига во имя Родины.
Подобным примером является ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева
«Война и мир», где герой размышляет о судьбах своей страны, спасении
Москвы. Прокофьев С.С. – композитор, в чьей музыке воплощены не только
патриотические традиции русской музыки (кантата «Александр Невский»), но и
мир детства («Петя и волк», «Болтунья»).
Чайковский П.И. – композитор, бесконечно любивший русскую песню,
русскую природу, русского человека, воспевал свою Родину в лирических
сочинениях.
Шостакович Д.Д. закончил создание симфонии № 7 в августе 1941 года, а
с 8 сентября началась блокада Ленинграда. 9 августа 1942 года произведение
прозвучало в блокадном Ленинграде в исполнении Большого симфонического
оркестра Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Ильича
Элиасберга. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей. Музыка
симфонии выразила то, что объединяло людей в трудное военное время: веру в
победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Названные произведения – яркий пример проявления патриотических
чувств великих композиторов. Подобные примеры можно найти в творчестве
ряда
композиторов,
вошедших
в
музыкальную
сокровищницу
мировой
культуры. Их сочинения всегда находят эмоциональный отклик у слушателей и
глубоко запечатлеваются в сознании.
Воспитание
средствами
вокальной
музыки
открывает
широкие
возможности для адекватного эмоционального восприятия музыкального
искусства
путем
внутреннего
переживания
и
понимания
идейно-
художественного содержания реалистических произведений. Содержание,
заключенное в песнях, порой убеждает сильнее, чем информация, полученная
другим путем, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние
переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей
действительности. Песни, которые в состоянии глубоко затронуть душевный
внутренний
мир
человека,
вызвать
сильный
эмоциональный
отклик,
переживания, сочувствие, понимание, могут стать действенным средством в
формировании гражданственности и патриотизма у молодежи. Композиторы В.
Мурадели, И. Дунаевский, А. Островский, А. Пахмутова, Д. Кабалевский и др.
внесли неоценимый вклад в создание песен гражданско-патриотического
звучания.
Для целенаправленного воспитания гражданско-патриотических качеств
средствами
музыкального
искусства
необходимо
внедрять
в
учебно-
воспитательную
практику
различные
формы
организации
музыкальной
деятельности и творчества студентов: конкурсы и фестивали патриотической
песни, тематические концерты, музыкальные вечера, литературно-музыкальные
композиции, общение участников и зрителей в интерактивном режиме
посредствам интернет-технологий.
Таким
образом,
средствами
музыкального
искусства
прививается
уважение и любовь к народному и классическому творчеству, национальной
культуре, воспитывается высокое чувство любви к Родине, патриотизм и
гражданская активность. Привлечение молодежи в различные творческие
мероприятия
народного
фольклора
являются
эффективной
формой
распространения духовных ценностей и патриотических идей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание
школьников. — 2008. — № 9. — С. 10–13.
2. Дмитриева Л., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания
– М., 2000.- С. 21-24.
3. Назаров Л. Введение в песенный фольклор // Народное творчество. –
1999. – № 6. – С. 22.; 2000. – № 1. – С. 15.
4. Налепин А. Два века русского фольклора. – М.: ИМЛИ РАН, 2009.- С.
44.
5. Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. СПб: Питер, 2007. .-С.
32-33.
6. Покатыло В. В., Шигабутдинова Л. Р., Волкова А. В. О необходимости
нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С.
166-168.