Напоминание

Ось симметрии


Автор: Фомина Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МБОУСОШ с. Тербуны в с. Ивановка
Населённый пункт: Липецкая область, муниципальный район Тербунский, сельское поселение Березовский сельсовет, деревня Ивановка
Наименование материала: технологическая карта урока математики в 4 классе
Тема: Ось симметрии
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Изображение фигуры, симметричной данной

Цель: формирование понятия осевая симметрия

Планируемые результаты

Предметные умения:

- закрепить знания о понятии «симметрия»;

- уметь выделять, конструировать;

- указывать ось симметрии;

- анализировать и решать проблемы;

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы

знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности

Математика пришла,

Занимай свои места!

Проверка домашнего задания по карточкам. Взаимопроверка.

2. «Открытие» детьми нового знания

Мозговой штурм.

-Послушайте высказывание

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

- О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании?

- Сложно сделать вывод только на основе одного высказывания.

- Выполним задания в тетради.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Задача 1. Начертите квадрат со стороной 3 см и разделите его на 4 равные части разными

способами.

- Догадались, какова тема урока? Симметрия.

- Так что же означает слово «симметрия»? Давайте обратимся к словарю и вспомним значение этого

слова. Толковый словарь

- Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как «гармония», означая красоту,

соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.

- И так тема нашего урока

4. Постановка проблемы.

- У вас на столе лежит квадрат.

- Начертите в нем ось симметрии.

Знаете, как это сделать? (Нет) Почему? (Мы не знаем, что такое ось симметрии)

-Может теперь кто-то попробует сформулировать тему урока полностью?

(Осевая симметрия)

- Давайте выясним, что же такое ось симметрии и где же ее начертить.

- Сложим квадрат пополам и четко обозначим линию сгиба.

- Части квадрата одинаковые?

- Что мы получили? Покажите!

- Обведём цветным карандашом получившуюся прямую.

Это и есть ось симметрии.

Откройте учебник-тетрадь на с.52, прочитайте и выполните задание №2. (Рассмотрите рисунок)

Вывод: в каждом из рисунков мы нашли ось симметрии. Ось симметрии делит фигуру на

одинаковые равные части. Если половинки не совпадают – это не ось симметрии и фигура

не симметрична.

6.Первичное закрепление. Осознание, осмысление.

Практическая работа.

Цель: усвоение нового способа действий. Схематическое проведение оси симметрии фигур.

- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому

- Что получили?

- Покажите!

- Как еще можно сложить квадрат?

- Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)

- Правильно!

- Сейчас проведем исследование, сколько осей симметрии имеют другие фигуры

Достаньте и конверта фигуры и таблицу. Ваша задача определить, сколько осей имеет каждая

фигура

и заполнить таблицу.

Конверт №1

1.

Работа с прямоугольником. (2)

2.

Работа с ромбом (2)

3.

Работа с кругом. (множество)

4.

Работа с равносторонним треугольником (3)

5.

Работа с прямоугольным треугольником.(нисколько)

Проверим

Заполненная таблица

- Все ли фигуры имеют оси симметрии? (Нет)

Назовите самую «симметричную фигуру» (Круг).

Назовите самую «несимметричную фигуру» (Прямоугольный треугольник).

Вывод: если фигура имеет оси симметрии- симметричная, нет – не симметричная

А сейчас немножко отдохнём. (Физминутка)

7. Включение в систему знаний и повторение

- Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой

науке она может быть?

- Оказывается, все в мире, и даже в нашей Галактике, построено по принципу симметрии. Древние

греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.

- Симметрия – это красота, равновесие, гармония - Согласны?

- Давайте это докажем. Продолжим нашу исследовательскую работу.

8. Проектная деятельность.

Фигура

Количество осей

Прямоугольник

2

Ромб

2

Квадрат

4

Круг

~

Прямоугольный треугольник

-

Равносторонний треугольник

3

Нужно провести исследование - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие

симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе.

- Каждая группа получает свой объект

-Возьмите в руки конверт . Вытащите предмет и задание.

Симметрия в мире животных.

• На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в

соответствии с правилами симметрии.

• Определить оси симметрии у данных животных.

9. Домашнее задание

(Слайд 15) Подготовить сообщение или презентацию о других областях окружающей нас

действительности, где встречается симметрия

10. Рефлексия деятельности.

11.Вывод

12.Итог урока

- Завершим наш урок интервью.

Сегодня на уроке мне:

-было интересно …

-было трудно…

-больше всего понравились задания…

Урок окончен. Всем спасибо!



В раздел образования