Автор: Фомина Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МБОУСОШ с. Тербуны в с. Ивановка
Населённый пункт: Липецкая область, муниципальный район Тербунский, сельское поселение Березовский сельсовет, деревня Ивановка
Наименование материала: технологическая карта урока математики в 4 классе
Тема: Ось симметрии
Раздел: начальное образование
Тема: Изображение фигуры, симметричной данной
Цель: формирование понятия осевая симметрия
Планируемые результаты
Предметные умения:
- закрепить знания о понятии «симметрия»;
- уметь выделять, конструировать;
- указывать ось симметрии;
- анализировать и решать проблемы;
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы
знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности
Математика пришла,
Занимай свои места!
Проверка домашнего задания по карточкам. Взаимопроверка.
2. «Открытие» детьми нового знания
Мозговой штурм.
-Послушайте высказывание
Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.
- О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании?
- Сложно сделать вывод только на основе одного высказывания.
- Выполним задания в тетради.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
Задача 1. Начертите квадрат со стороной 3 см и разделите его на 4 равные части разными
способами.
- Догадались, какова тема урока? Симметрия.
- Так что же означает слово «симметрия»? Давайте обратимся к словарю и вспомним значение этого
слова. Толковый словарь
- Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как «гармония», означая красоту,
соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.
- И так тема нашего урока
4. Постановка проблемы.
- У вас на столе лежит квадрат.
- Начертите в нем ось симметрии.
Знаете, как это сделать? (Нет) Почему? (Мы не знаем, что такое ось симметрии)
-Может теперь кто-то попробует сформулировать тему урока полностью?
(Осевая симметрия)
- Давайте выясним, что же такое ось симметрии и где же ее начертить.
- Сложим квадрат пополам и четко обозначим линию сгиба.
- Части квадрата одинаковые?
- Что мы получили? Покажите!
- Обведём цветным карандашом получившуюся прямую.
Это и есть ось симметрии.
Откройте учебник-тетрадь на с.52, прочитайте и выполните задание №2. (Рассмотрите рисунок)
Вывод: в каждом из рисунков мы нашли ось симметрии. Ось симметрии делит фигуру на
одинаковые равные части. Если половинки не совпадают – это не ось симметрии и фигура
не симметрична.
6.Первичное закрепление. Осознание, осмысление.
Практическая работа.
Цель: усвоение нового способа действий. Схематическое проведение оси симметрии фигур.
- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому
- Что получили?
- Покажите!
- Как еще можно сложить квадрат?
- Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)
- Правильно!
- Сейчас проведем исследование, сколько осей симметрии имеют другие фигуры
Достаньте и конверта фигуры и таблицу. Ваша задача определить, сколько осей имеет каждая
фигура
и заполнить таблицу.
Конверт №1
1.
Работа с прямоугольником. (2)
2.
Работа с ромбом (2)
3.
Работа с кругом. (множество)
4.
Работа с равносторонним треугольником (3)
5.
Работа с прямоугольным треугольником.(нисколько)
Проверим
Заполненная таблица
- Все ли фигуры имеют оси симметрии? (Нет)
Назовите самую «симметричную фигуру» (Круг).
Назовите самую «несимметричную фигуру» (Прямоугольный треугольник).
Вывод: если фигура имеет оси симметрии- симметричная, нет – не симметричная
А сейчас немножко отдохнём. (Физминутка)
7. Включение в систему знаний и повторение
- Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой
науке она может быть?
- Оказывается, все в мире, и даже в нашей Галактике, построено по принципу симметрии. Древние
греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.
- Симметрия – это красота, равновесие, гармония - Согласны?
- Давайте это докажем. Продолжим нашу исследовательскую работу.
8. Проектная деятельность.
Фигура
Количество осей
Прямоугольник
2
Ромб
2
Квадрат
4
Круг
~
Прямоугольный треугольник
-
Равносторонний треугольник
3
Нужно провести исследование - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие
симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе.
- Каждая группа получает свой объект
-Возьмите в руки конверт . Вытащите предмет и задание.
Симметрия в мире животных.
• На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в
соответствии с правилами симметрии.
• Определить оси симметрии у данных животных.
9. Домашнее задание
(Слайд 15) Подготовить сообщение или презентацию о других областях окружающей нас
действительности, где встречается симметрия
10. Рефлексия деятельности.
11.Вывод
12.Итог урока
- Завершим наш урок интервью.
Сегодня на уроке мне:
-было интересно …
-было трудно…
-больше всего понравились задания…
Урок окончен. Всем спасибо!