Автор: Марина Владимировна Нахлупина
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: Киселевский городской округ
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Сотрудничество педагога и детей"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр развития творчества детей и юношества"
Сотрудничество педагога и детей
Методические рекомендации
Авторы:
Марина Владимировна Нахлупина
педагог дополнительного образования
Екатерина Борисовна Беляева
педагог дополнительного образования
Киселевский городской округ 2024
В методических рекомендациях представлены игры и упражнения,
способствующие
развитию
«эмоционального
интеллекта»
детей,
помогающие педагогу создавать в коллективе дружескую атмосферу
взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с
другом, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Адресовано
педагогам
дополнительного
образования,
педагогам-
организаторам, классным руководителям.
2
Содержание
1
Введение .....................................................................................................
4
2
Повышаем самоуважение, игры и упражнения.......................................
5
3
Сотрудничество со сверстниками, игры и упражнения.........................
10
4
Достижение успеха ...................................................................................
14
5
Любознательность .....................................................................................
19
6
Самооценка ................................................................................................
24
7
Игры на сплочение и доверие ..................................................................
28
8
Заключение ................................................................................................
32
9
Список литературы ...................................................................................
33
3
Введение
Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей
стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же
время они чаще жалуются на скуку, культура всё больше внимания уделяет
чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и
готовностью помочь окружающим. Родители и дети живут сейчас более
интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения
друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Число детей,
растущих без присмотра, возросло. Педагоги отмечают, что изменилось все,
и дети, и их родители, и отношение семьи к школе, и дети сейчас иначе
общаются друг с другом. Эта проблема современности очень актуальна на
сегодняшний день. И поэтому очень важно усиливать психологические связи
между детьми, развивать их способность, устанавливать и поддерживать
контакты, либо все больше и больше детей страдают от одиночества и
изоляции.
Данный
сборник
интерактивных
игр
способствуют
развитию
их
«эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать дружескую
атмосферу
взаимопомощи,
доверия,
доброжелательного
и
открытого
общения детей друг с другом и с педагогом, облегчая тем самым процесс
совместного обучения.
Этот сборник психологических игр и упражнений адресован педагогам и
всем взрослым, которые думают о психологическом здоровье детей, об их
эмоциональном опыте, о необходимости каждому человеку умении строить
конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относится к себе.
Подобные игры рассчитаны на детей младшего и среднего возраста. В ходе
игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобрести
социальный опыт. Важно обогатить общение с ребенком душевной теплотой,
чуткостью и уважением. После проведения игр можно предложить детям
проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивая
ценность выводов, сделанных ими. Педагог должен помочь детям осознать
свои ценности и установить приоритеты, может так же помочь им стать
более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов,
стрессов и чувствовать себя менее одиноким. Он может поучить их простым
жизненным мудростям: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть,
научись отдыхать, доводи начатое дело до конца.
Игры классифицируются по темам:
- «Повышаем самоуважение»
- «Учимся сотрудничать»
- «Как добиться успеха».
- «Чувственное восприятие»
- «Установление контакта»
- «Общение»
- «Саморегуляция»
4
Повышаем самоуважение
"Кто я?"
Цели: Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить
себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Для детей,
так же, как и для взрослых, нет ничего интереснее собственной персоны,
поэтому эта игра вызывает большой интерес, к тому же она позволяет детям
проявить свое творчество и фантазию. В ней не может быть правильных или
неправильных ответов, ведь каждый человек — лучший эксперт самого себя,
он знает себя лучше всех. И старшим, и младшим детям это упражнение
пойдет на пользу, но особенно оно полезно детям со слаборазвитой
рефлексией.
Материалы:
Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и
восковые мелки.
Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в
другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше
узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе
интересно... Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой
автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только
твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе
большими буквами напиши свое имя. Например: "Меня зовут Валера". (10
минут.)
Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть
каждая его строчка будет начинаться словами "я", "мой", "у меня" и т.д.
Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного
стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет.
Может быть, оно будет выглядеть примерно так:
Я Валера.
Я люблю иногда подурачиться.
Я самый старший ребенок в семье.
Мой рост — один метр и тридцать пять сантиметров.
У меня рыжие волосы.
Я обожаю мороженое.
(5-10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и за-
читают "стихи".)
Анализ упражнения:
—
Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
—
Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому
письму?
—
Насколько тебе понравилась эта игра?
—
Чей автопортрет тебе понравился больше всего?
—
Чье стихотворение тебе особенно понравилось?
—
5
"Самого себя, любить"
Цели: В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно
относиться к себе, уважать и принимать себя.
Материалы: Для каждого ребенка — один лист упаковочной бумаги и
восковые мелки.
Инструкция:
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три
глубоких вдоха и выдоха...
Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в светло-красной
раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все
блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе
видно себя? Если да, то подай мне знак рукой.
(Дождитесь, пока
большинство детей подадут вам знак.)
Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь,
когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь.
Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи...
Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть...
У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение
улыбается и ласково смотрит на тебя...
Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и
причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно...
Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза
блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери
немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои
глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните
воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.)
Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза
выглядят совершенно счастливыми...
Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: "Мое лицо
улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее". Если
твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и
довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу... У тебя это здорово
получилось!
Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи
пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это
приятно — вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая
себя с ног до головы, повторяй за мной: "Я люблю себя! Я люблю себя! Я
люблю себя!" (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень
эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про
себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и
довольным.
Постарайся
прочувствовать
всем
своим
телом,
как
ты
произносишь: "Я люблю себя!". В какой части тела ты ощущаешь это?
Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое "Я люблю себя!". Хорошо
запомни, как в твоем теле отражается твое "Я люблю себя!". Сейчас мы
обсудим это.
6
А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного
напряги и расслабь все свое тело и открой глаза...
Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести
фразу-подтверждение "Я люблю себя!". Спросите детей, где в своем теле они
чувствуют эту любовь.
Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах,
при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе
упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в
улыбающийся и счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела
характеризовать позитивными прилагательными. Например: "мои красивые
карие глаза", "мои золотые умелые руки" и т.д.
Анализ упражнения:
—
Почему некоторые люди любят самих себя?
—
Почему некоторые люди себя не любят?
—
Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные
мысли о себе?
—
Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хо-
рошо?
—
Что делает тебя счастливым?
"Я справился!"
Цели: Одним из важных источников самоуважения является осознание
того, что мы смогли преодолеть трудность, выполнить очень сложную
задачу. Для детей большое значение имеет возможность представлять
окружающим свои большие и маленькие успехи и получать от них
подтверждение, что они и на самом деле сделали нечто важное. Их соб-
ственная система оценок еще весьма нестабильна, поэтому ее укрепляют
положительные эмоции, пережитые вместе со значимыми для них людьми.
Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.
Инструкция: Удавалось ли тебе когда-нибудь делать что-то, что было
для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты все же справился с
ней! Возможно, остальные не обратили внимания на то, что ты сделал что-то
очень важное для себя, но сам ты был горд и доволен, что смог преодолеть
себя и справиться с такой сложной работой. Вспомни пару таких случаев из
твоего личного опыта и нарисуй их. Нарисуй себя во время выполнения этого
сложного дела. (10 минут.)
По завершении дети показывают свои рисунки классу и рассказывают о
них. При этом Вы сами как можно активнее выражайте свои чувства по
поводу рисунков и побуждайте других детей делать это.
Анализ упражнения:
—
Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты рассказыва-
ешь об этом?
—
Когда ты гордишься собой, в какой части своего тела ты ощуща-
7
ешь гордость?
—
По каким признакам окружающие могут заметить, что ты гор-
дишься собой?
—
Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чем ты рассказыва-
ешь в своем рисунке?
—
Когда тебе нужно сделать что-то очень сложное, сколько попы-
ток ты предпринимаешь?
—
В каких случаях ты бываешь готов сдаться и все бросить?
"Спасибо моему телу"
Цели: Дети зависят от своего тела гораздо больше, чем взрослые.
Внешний вид, сила и ловкость — все это сильно влияет на самооценку
ребенка. С помощью этого упражнения мы предоставляем каждому ребенку
возможность усиливать позитивное отношение к своему телу, ощущать
благодарность разным его частям, укрепляя тем самым фундамент его
самооценки и развивая его оптимизм и осознанное гармоничное отношение к
миру.
Инструкция: Вы можете назвать пять вещей, за которые вы ис-
пытываете благодарность судьбе?
А можете теперь назвать мне еще пять вещей, за которые вы также
могли быть благодарны жизни, но обычно забываете про это?
Как ты обычно выражаешь свою благодарность?
Можете ли вы представить себе совершенно неблагодарного человека,
то есть такого, который никому ни за что не бывает благодарен?
Можете ли вы быть благодарны за что-нибудь камню? А вдыхаемому
вами воздуху?
Можете ли вы поблагодарить свои ноги за то, что они помогают вам
ходить?
Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время
которого вы можете поблагодарить свое тело за все то хорошее, что оно
делает для вас.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха...
* * *
Постарайся почувствовать пол и стул, которые держат сейчас твое
тело... Теперь подумай о том, как твое тело ежедневно служиттебе, помогая
тебе ходить в школу, играть с друзьями. Ты можешь поблагодарить свое тело
за его помощь тебе и послать ему небольшую телеграмму. Скажи своему
телу, что ты его любишь и благодаришь его... Пошли телеграмму своим
ступням и поблагодари их за то, что они несут тебя в любое место, куда ты
захочешь, и помогают тебе быть таким самостоятельным человеком...
Благодарственную телеграмму ты можешь направить и своим голеням,
которые держат на себе весь вес твоего тела, когда ты ходишь, катаешься на
8
коньках, лазаешь по деревьям и которые вынуждены терпеть и ждать, пока
ты сидишь здесь в классе и учишься.
А теперь ты можешь послать телеграмму своей груди. Поблагодари свои
легкие, которые помогают тебе дышать и снабжают все твое тело
кислородом, обеспечивая тебя энергией и силами для игр и работы. Сделай
глубокий выдох, затем полный вдох и постарайся поймать ощущение того,
как приятно иметь столь емкие легкие...
Ты можешь отправить телеграмму своим рукам, чтобы поблагодарить их
за все, что ты можешь с их помощью делать. Нежно пошевели пальцами
обеих рук и вспомни обо всем том, что ты можешь ими делать:
подтягиваться, писать и рисовать, нежно прикасаться к другим людям...
Еще одну телеграмму с благодарностью направь своим плечам и шее.
Слегка пошевели плечами и почувствуй, как надежно они носят твою голову,
позволяя тебе видеть весь мир в разных направлениях...
А теперь пошли телеграмму своему позвоночнику. Он позволяет тебе
ровно сидеть и ходить, носить тяжелые вещи и выдерживать большие
нагрузки...
А теперь некоторое время подумай, каким еще частям своего тела ты
можешь отправить благодарственную телеграмму. В течение следующей
минуты я буду молчать, чтобы ты спокойно мог поблагодарить остальные
части своего тела. Может быть, какие-то части твоего тела выздоровели
после болезни или травмы. Возможно, какие-то его части помогают тебе
наслаждаться жизнью, слушать музыку, наслаждаться приятными ароматами
и ощущать изумительные вкусы любимых тобой продуктов...
Повспоминай об этих частях твоего тела в течение некоторого времени и
поблагодари их. (1 минута.)
А теперь пришло время снова возвращаться сюда к нам. Я начну считать
до трех, и ты можешь постепенно открывать глаза, осматриваться вокруг
себя, чувствуя бодрость и силы во всем теле. Один... Два... Три...
Анализ упражнения:
—
Какой частью своего тела ты больше всего гордишься?
—
Какая часть твоего тела наиболее чувствительна?
—
Какой части тела ты более всего благодарен?
—
О какой части своего тела тебе бы стоило заботиться побольше?
—
Почему так важно благодарить свое тело?
9
Сотрудничество со сверстниками
"Трио"
Цели: Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаи-
модействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все
свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем слож-
ности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои дви-
жения с движениями других детей.
Материалы: Пустые коробки из-под обуви или небольшие куски
коврового покрытия.
Инструкция: Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую,
вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.
Для начала мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в
одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в
две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предназначена для его левой
ноги, а другая — для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в
те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того,
кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку
с его левой ногой... Теперь все трое должны попробовать пройти несколько
метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.
Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить
в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл
начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и
другие дети. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет
двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они
обсуждают друг с другом, как им поступить. При желании они могут
меняться местами, чтобы их маленькая команда могла лучше справиться с
заданием.
Анализ упражнения:
—
Как вам понравилась эта игра?
—
Что было труднее всего?
—
Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом?
"Сиамские близнецы"
Цели: Чтобы дети смогли по-настоящему насладиться этой игрой, надо,
чтобы у них было развито терпение, необходимое при любом тесном
сотрудничестве. Им поможет в этом знакомство с более простыми играми на
кооперацию из начала этой главы.
Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного
бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум
формата A3) и восковые мелки.
Инструкция:
Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете
сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово
10
"сотрудничать"? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с
кем-то сотрудничали
Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары.
Остальные пока будут смотреть.
В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество.
Ведь наблюдатели "вприглядку" учатся и пока другие играют, могут
подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько
пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким
образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать
хорошим примером для остальных.
Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед
вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать
картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.
Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука
ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка,
сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы
они держали их связанными руками.
Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только
привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить,
что какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с
каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько
красивых линий и форм.
Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и
слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас
учиться тому, как можно взаимодействовать.
Дайте парам примерно 5-6 минут времени на каждую картину и
предложите рисовать следующей группе.
У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут
оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только
ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет
управлять движениями руки "слепого" игрока. Затем происходит обмен
ролями в паре.
Анализ упражнения:
—
Насколько тебе удалось сотрудничество с партнером?
—
Обсуждали ли вы, что именно будете рисовать?
—
Как вы распределили между собой, кто какие части картины бу-
дет рисовать?
—
Насколько тебе понравился нарисованный вами рисунок?
—
Что было для тебя труднее всего?
—
Что тебе больше всего понравилось?
—
Нравится ли тебе сотрудничать с кем-либо?
—
Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества?
11
"Один и вместе"
Цели:
В
ходе
этого
упражнения
дети
получают
опыт
как
индивидуальной,
так
и
совместной
работы.
Сначала
каждому
предоставляется возможность на своем краю листа нарисовать что-нибудь
свое. Затем партнеры обсуждают, что они хотят вместе нарисовать
посередине. Затем они вместе реализуют эту совместную идею. Это
упражнение — отличное начало для детей, которые еще недостаточно
привыкли к совместной работе.
Материалы: Для каждой пары детей большой лист бумаги (формат A3)
и восковые мелки.
Инструкция: Подумайте, с кем из класса вам уже доводилось что-
нибудь делать вместе... Не произносите ответа вслух... А теперь подумайте, с
кем из класса вы до сих пор вообще ничего вместе не делали, либо это было
очень редко... Сейчас вам будет нужно вместе с партнером нарисовать
рисунок. Решайте сами, хотите ли вы, что бы вашим партнером стал тот, с
кем вы уже сотрудничали раньше, или же вы хотите попробовать, как у вас
пойдет совместная работа с учеником, с которым вы еще не сотрудничали...
Теперь разбейтесь на пары так, как вы решили...
Сядьте друг напротив друга и положите между собой лист бумаги.
Разделите его на три равных поля двумя линиями. Сначала вы можете
нарисовать на своем краю листа то, что вам самим захочется. На это у вас
пять минут времени.
А теперь вам надо будет вместе нарисовать что-нибудь в середине листа.
Обсудите в парах, что вы хотите там нарисовать. У вас есть две минуты,
чтобы спланировать будущий рисунок.
Можете начать совместно рисовать в центре своего листа. Если хотите
разговаривать, то можете это делать. Постарайтесь придти к решению,
которое устроит вас обоих, чтобы дальнейшее рисование доставило
удовольствие каждому из вас. У вас на это десять минут.
После этого пусть каждая мини-команда представит свои результаты
классу.
Анализ упражнения:
—
Легко ли было для тебя рисовать вместе со своим партнером?
—
Доволен ли ты вашим совместным произведением?
—
Что тебе понравилось больше: сотрудничество с партнером или
твоя собственная, индивидуальная работа? А что было труднее?
—
Как ты думаешь, получилось ли у тебя сотрудничать со своим
партнером? Почему ты так думаешь?
12
"Групповой портрет"
Цели: "Групповой портрет" дает возможность отработать сотрудни-
чество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача — на-
рисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок — уси-
ливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со
способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и
творческого самовыражения.
Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и
отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл
проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.
Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как
минимум размером A3, лучше - лист ватмана) и восковые мелки.
Инструкция:
Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна на-
рисовать картину, на которой будут изображены все участники команды.
Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из
группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на
листе, каков будет сюжет вашей картины.
Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное
представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать,
как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие
пояснения будут давать при этом.
Анализ упражнения:
—
Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?
—
Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?
—
Кто выбрал тебя художником?
—
Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?
—
Ты доволен своим портретом?
—
Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами
из твоей подгруппы?
—
Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?
—
Какой команде потребовалось больше всего времени?
—
Портрет какой команды тебе понравился больше всего? Почему?
13
Достижение успеха
"Стряхни!"
Цели: Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному
успеху является память о наших неудачах и поражениях. Поэтому мы
предлагаем простую и весьма приятную процедуру, в ходе которой дети
могут представить, как они стряхивают с себя все негативное, ненужное и
мешающее.
Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести
себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе
большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например,
кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: "Опять у меня не
получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому". Кто-то другой
может подумать: "В последнем диктанте я сделал кучу ошибок. В
следующем диктанте я опять понаделаю их не меньше". А кто-то может
сказать себе: "Я не очень симпатичен.
С чего вдруг я могу кому-то
нравиться?". Другой же может подумать: "Все равно я не такой умный, как
другие. Что мне зря стараться?"
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака.
Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в
стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы
вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и
плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства,
тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как вода с
собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите
головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь
звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш
голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спа-
дает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего
30-60 секунд.)
"Вспомни успех"
Цели: И дети, и взрослые обычно намного сильнее привязаны к своим
старым успехам и достижениям, чем они думают. В этой игре мы покажем
детям, как они могут вспомнить самое прекрасное из своих личных
достижений и связанные с ним приятные переживания. Мы поможем детям
вновь пережить былые ощущения всем своим телом и дадим своего рода
"закладку", с помощью которой они всегда смогут раскрыть нужную
страницу в своей памяти. Всякий раз, когда ребенок захочет опереться на
свои былые достижения и почувствовать уверенность в себе, он сможет с
помощью этой "закладки" вновь вызвать у себя ощущение уверенности и
собственной
компетентности.
Это
поможет
детям
развить
в
себе
необходимые
предпосылки
для
жизненного
оптимизма,
творческой
14
активности, умения отстаивать свою позицию, без которых нелегко соот-
ветствовать требованиям окружающей жизни.
Перед началом классной работы, контрольной или выполнением задач,
требующих творческого подхода, попросите учеников воспользоваться
своими "закладками" и почувствовать всем своим телом оптимистический
настрой на успех. Скажите детям что-то вроде следующего: «Сядьте ровно и
сделайте три глубоких вдоха... Вспомните о своих прошлых достижениях и
раскройте свою "закладку успеха"»...
Инструкция:
Что вы делаете перед началом сложной контрольной
работы? Вы думаете о том, что чего-то не знаете? Или вспоминаете, что еще
недостаточно подготовились, что сделали не все необходимые упражнения?
А кто из вас думает об удачно выполненных контрольных работах? Кто
вспоминает о своих успехах, о тех случаях, когда он смог добиться хорошего
результата?
Я хочу показать вам способ повышения уверенности в себе. Благодаря
большему доверию к себе, вы сможете лучше сконцентрировать внимание и
настроить себя на решение сложной задачи.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и
выдоха...
* * *
Представь себе, что сидишь в удобном кресле хорошего кинотеатра.
Сейчас ты увидишь фильм, в котором будут показаны сцены из твоей
собственной жизни. Это будут ситуации, в которых ты добился успеха и
чувствовал себя уверенно. Ты можешь посмотреть этот фильм в полном
уединении и сконцентрировать все свое внимание на экране. Пусть для тебя
окажется полной неожиданностью, в какой последовательности и какие
именно картины ты увидишь. Может быть, ты увидишь, как впервые поплыл
без посторонней помощи. А может быть, как в первый раз без поддержки
поехал на двухколесном велосипеде. Возможно, это будет ситуация, в
которой ты довел до конца сложную работу. А может быть, гром
аплодисментов после твоего выступления на школьной сцене. Потрать
достаточно времени на то, чтобы получше разглядеть лучшие свои
достижения. Для этого ты можешь представить в своих руках пульт
управления, с помощью которого можно задержать понравившуюся тебе
картину, перемотать вперед или назад. (1 минута.)
Теперь с помощью пульта управления высвети на экране лучший из
твоих успехов. Насладись этим мгновением... Обрати внимание, какие
ощущения возникают в твоем теле, в какой позе ты сейчас сидишь. Запомни,
как ты дышишь, как держишь спину и плечи. Ты можешь принимать эту позу
и дышать в этом же ритме всякий раз, когда захочешь добиться нового
успеха.
А теперь вспомни какую-нибудь ситуацию, в которой ты хотел добиться
лучшего, чем то, что у тебя получилось. Обрати внимание на твои ощущения
и чувства в этот раз... (10 секунд.)
15
Хочешь вновь испытать чувство успеха? Прими вновь свою позу успеха
и дыши гордо и уверенно. Чувствуй успех, вдыхай его... Это чувство ты
сможешь вызывать у себя всякий раз, когда ты этого захочешь: просто прими
эту позу и дыши как сейчас. Чтобы тебе легче было вспомнить свои
ощущения,
используй
"закладку".
Для
этого
соедини
большой
и
указательный пальцы руки и хорошенько сожми их. При этом просто один
раз сильно выдохни. Этот знак ты можешь подавать себе сам, когда в
будущем захочешь вновь почувствовать себя успешным и начать дышать так,
чтобы все тело звенело от этого чувства...
А теперь ты можешь выключить фильм. Посмотри, как темнеет экран, а
в зрительном зале все ярче загорается свет. Потянись и напряги все свои
мускулы и возвращайся обратно к нам. Сделай глубокий выдох и открой
глаза свежим и бодрым.
"Гений и придурок"
Цели: Когда детям предстоит контрольная работа или выполнение
теста, они могут приготовиться к ним с помощью этой прекрасной игры. В
ходе игры они получат возможность поработать со старательной и усердной
частью своей личности и со своей ленивой и "придуривающейся" частью,
чтобы затем спокойно и уверенно вести себя на экзамене. С одной стороны,
они уже не будут предъявлять чрезмерных требований к себе как к
совершенно безупречным людям, а, с другой стороны, смогут избежать
чрезмерного попустительства своему внутреннему разгильдяю.
Материалы: Каждой паре детей нужен один лист газетной бумаги.
Инструкция:
Разбейтесь на пары. Возьмите в каждую пару по га-
зетному листу и скрутите его в тонкую трубочку. Пусть каждый возьмется за
один ее конец. Теперь представьте, что на полу между вами проведена линия.
Попробуйте перетянуть партнера через линию так, чтобы газета осталась
целой. Если газета разорвется, возьмите себе еще одну и попробуйте снова...
(1 минута.)
А теперь найди себе другого партнера. Подумай о том гении, которым
ты иногда хотел бы быть. Это та часть в тебе, которая знает ответы на все
вопросы, может решить любые проблемы. Будь этим гением, когда
попробуешь перетянуть своего партнера через линию... (30 секунд.)
А теперь поговори со своим партнером о том, что он при этом заметил.
Чем в этот раз перетягивание отличалось от предыдущего?
Теперь снова выбери другого партнера и представь, что ты стал
придурком. Это та часть тебя, которая никогда ничего не делает правильно,
постоянно допускает ошибки, постоянно нуждается в чьей-либо помощи.
Побудь сейчас таким придурком и попытайся перетянуть партнера через
линию, не разорвав газеты. (30 секунд.)
Расскажи, что ты заметил на этот раз.
А теперь снова поменяй партнера. Подумай про себя, какую из этих
ролей ты выберешь — гения или придурка, но ничего не говори об этом
16
своему партнеру. Попытайся перетянуть его через линию, а заодно и
отгадать, какую роль выбрал в этот раз он. (30 секунд.)
Снова поговорите о том, что вы при этом заметили.
Этот этап игры пусть дети повторят несколько раз с различными
партнерами.
Анализ упражнения:
—
Что произошло, когда ты играл роль гения?
—
Что случилось, когда ты играл роль придурка ?
—
В каких еще ситуациях в своей жизни ты играешь роль гения?
—
Когда ты делаешь вид, будто знаешь больше, чем на самом деле?
—
Когда ты играешь роль придурка?
—
В каких ситуациях ты ведешь себя так, как будто тебе нужно
больше помощи, чем на самом деле?
—
Когда роль гения для тебя вредна, а когда полезна?
—
В каких случаях ты стараешься сделать лучшее из того, что ты
можешь?
"Тетрадь моих достижений"
Цели: Помогите ученикам выработать у себя привычку фиксировать
новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех, когда они
замечают свой прогресс и отмечают свои новые достижения.
Пусть каждый ребенок заведет тетрадь своих достижений и будет
регулярно заполнять ее как минимум в течение года. Это поможет детям
доводить сложные дела до конца и выработать внутреннюю последова-
тельности в делах и решениях. При этом нет необходимости записывать
только самые громкие достижения, любой, даже самый небольшой, успех
имеет значение. Кроме того, имеет смысл поразмыслить о том, не сделать ли
эту тетрадь достижений чем-то вроде "личного дневника", который
заполняется только индивидуально. Таким образом, дети могут научиться
обсуждать свои идеи только с теми, кто будет относиться к ним с
пониманием и будет их поддерживать и подбадривать. Это предохранит их
от разочарований и обид.
Начните с описания прежних достижений детей, а затем раз в неделю
или раз в две недели записывайте или зарисовывайте в тетрадь новые успехи.
Время от времени Вы можете просить детей заглядывать в свою тетрадь
достижений, чтобы подумать о таких стратегических вопросах, например,
как:
—
Что мне больше всего помогало достигать успеха?
—
Я один достигал результата?
—
Насколько важным оказалось для меня сотрудничество с други-
ми?
—
В каких областях мои таланты более всего развиты?
Материалы: Для каждого ребенка: одна тетрадь, бумага, восковые
мелки и клей.
17
Инструкция: Я хочу, чтобы вы завели одну очень особенную тетрадь.
Эта тетрадь предназначена не для школьных заданий. Она необходима для
записи ваших успехов и достижений. Вы никому не обязаны показывать ее.
Давайте начнем с того, что украсим обложку этой тетради. Возьмите лист
бумаги и напишите на нем большими буквами: "Мои достижения". Внизу
подпишите свое имя. Если вам придет в голову какая-то другая фраза, то
напишите ее. (Помогите детям найти интересные альтернативы.) Раскрасьте
буквы восковыми мелками, при этом выбрав цвета, которые больше всего
вам нравятся. Когда закончите, приклейте этот лист на обложку тетради.
Теперь
вы
можете
начать
заполнять
первую
страницу
тетради.
Вспомните свой какой-нибудь особенно замечательный успех. Нарисуйте
картинку этого успеха на первой странице своей тетради.
Подумайте о том, как сделать так, чтобы дети могли вклеивать в тетрадь
свои самые удачные работы по разным предметам.
18
Любознательность
"Три лица"
Цели: Все дети любят сюрпризы. Игра "Три лица" дарит ученикам
сюрприз и, кроме того, позволяет им задействовать свою интуицию и любовь
к подражанию. Задание состоит в том, чтобы без слов достичь совпадения
выражений лица. Если это удается, дети начинают гордиться и спрашивают
себя, как это вообще у них могло получиться. Вы можете предлагать эту игру
перед началом различных занятий, особенно в том случае, если при их
проведении будут необходимы сотрудничество и интуиция.
Инструкция: Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я
хочу, чтобы вы мне подражали.
Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит
грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо.
Какие жесты нам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль?
Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Все представили, как это выглядит?
Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки...
Третье лицо — счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и
прижмем руку к сердцу...
Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз:
печальное, свирепое и счастливое...
Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к
спине. Давайте еще раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по
очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое... Теперь вы сами
будете выбирать одно из трех лиц. Когда я сейчас досчитаю до трех, вам надо
будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами
выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее,
показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три...
Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?
Дайте детям возможность еще немного потренироваться самим. Затем
объедините пары в четверки. Каждая пара в четверке должна шепо-
том договориться, какое выражение лица она хочет показать другой
паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даете команду.
Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс не
разобьется на две больших команды.
Если Вы играете в эту игру с более старшими детьми, можно дополнять
предлагаемые выражения лица соответствующими звуками и жестами. Это
дает детям больше свободы в игре и делает ее еще увлекательнее.
"Приятные находки"
Цели:
В
этой
красивой
игре-импровизации
обычные
домашние
предметы могут использоваться как бы в роли кнопки, включающей вооб-
ражение детей. Сочиняя истории, дети неизбежно рассказывают интересные
19
вещи о своей собственной жизни и тем самым лучше узнают друг друга.
Поэтому игра "Приятные находки" оказывается эффективным косвенным
средством сплочения группы.
Для того чтобы играть в нее, необходимо, чтобы дети доверяли друг
другу и имели некоторый опыт импровизации.
Материалы: Каждый ребенок получает по одному полиэтиленовому
пакету с лежащим внутри предметом, завернутым в бумагу. В пакете могут
оказаться и хорошо знакомые бытовые предметы, и вещи не совсем обычные,
например: чайная ложечка, пластмассовый стаканчик, нож для бумаг,
ножницы, ваза, статуэтка Будды, какая-нибудь окаменелость, компакт-диск,
блок-флейта, футболка и т.д.
Инструкция: Находили ли вы когда-нибудь что-то интересное? А кто
из вас когда-нибудь терял что-то важное? Случалось ли вам находить вещь,
которую вы когда-то потеряли и уже не надеялись найти?
Сейчас вам нужно будет представить себе, что вы неожиданно нашли
какую-то важную вещь, которую давно считали потерянной. Каждому из вас
я дам пластиковую сумку с неизвестным предметом, завернутым в бумагу.
Пожалуйста, не заглядывайте пока в сумку и не смотрите, что там лежит.
Каждый по очереди будет доставать из сумки свой предмет и говорить: "О,
да это же моя... (например, чайная ложечка), которая потерялась давным-
давно! Это моя самая любимая вещь, потому что..."А дальше вы должны
придумать объяснение: почему вы так любите этот предмет, как и почему он
потерялся, что для вас значит его возвращение.
Когда ребенок закончит свою импровизацию, спросите его, что из
рассказанного произошло на самом деле. Будет замечательно, если Вы
еще больше разбудите любопытство детей, побудив их придумать и
записать историю жизни этого предмета.
Анализ упражнения:
- Удивил ли тебя попавшийся тебе предмет?
- Ты узнал что-нибудь новое о ком-то из своих друзей?
- Любишь ли ты придумывать истории?
- Какая история больше всего тебе понравилась?
- Какая из вещей у тебя сейчас самая любимая?
"Взгляд в будущее"
Цели: Здесь мы используем образ "Предсказателя будущего" для того,
чтобы извлечь из темноты на свет желания и надежды ребенка, относящиеся
к его будущей жизни. У большинства детей есть те или иные планы, мысли
или мечты о будущем. Нередко это как бы отдельные кусочки мозаики. Игра
подталкивает ребенка к тому, чтобы сложить эти кусочки в более или менее
связную картину. Образы будущего — это важнейший источник вдохновения
и мотивации, необходимый детям для того, чтобы обрести позитивное
направление своего развития.
Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.
20
Инструкция:
Знаком ли
кто-нибудь из вас с таким чвловеком,
который регулярно читает гороскопы? А кто из вас знаком с человеком,
который хоть один раз был у астролога? Знаете ли вы людей, которые хоть
однажды ходили к гадалке? Кто из вас время от времени думает о том, как
будет выглядеть его жизнь лет через десять или двадцать? Разумеется, никто
не может точно сказать, что будет происходить в его дальнейшей жизни.
Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда
мечты
сбываются.
Сядьте поудобнее и закройте глаза.
Сделайте три
глубоких вдоха и выдоха...
* * *
Представь себе, что ты находишься в чужом городе и идешь по какой-то
маленькой улочке. Справа и слева от тебя стоят красивые старинные дома. В
одном из этих домов живет Предсказатель будущего. Это особенный
предсказатель. Многим из тех, кто к нему обращался, он предсказал
исключительно хорошее будущее, и у них появились дополнительные силы и
решимость сделать свою жизнь прекрасной. Ты открываешь тяжелую
дубовую дверь, и за ней тебя встречает дружелюбного вида седой старик. Он
приглашает тебя следовать за ним. В его кабинете тебе бросаются в глаза
стеллажи со старинными книгами. На столе лежит колода карт и чудесный
светящийся хрустальный шар. На диване спит пятнистый черно-белый кот.
Предсказатель предлагает тебе сесть в удобное кресло и внимательно на тебя
смотрит. Затем он говорит: "Закрой глаза, и я расскажу тебе что-нибудь
хорошее о твоей будущей жизни..." И после этих слов ты засыпаешь. Ты уже
не знаешь, слышишь ли ты голос старого предсказателя или смотришь свой
собственный сон. Перед тобой возникают образы твоей будущей жизни.
Возможно, ты видишь, как и кем ты работаешь, видишь людей, которые
работают вместе с тобой... Возможно, ты видишь свой будущий дом и людей,
вместе с которыми живешь... Потрать некоторое время на то, чтобы
подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до
тебя доносится дружеский голос Предсказателя. Ты можешь разобрать
отдельные фразы: "Ты толковый... Мы тебя любим... Ты можешь это
сделать..." Эти слова помогают тебе смотреть твой чудесный сон. (1 минута.)
Теперь ты чувствуешь, что настало время прощаться с Предсказателем.
Ты открываешь глаза и благодаришь старика за то, что увидел здесь.
Возможно, ты хочешь ему что-то сказать на прощание, возможно, он сам что-
то говорит тебе. Старик провожает тебя до двери. Ты снова идешь по
маленькой улочке и возвращаешься сюда к нам. Немного потянись,
выпрямись и открой глаза.
Возьми листок бумаги и запиши все, что ты видел и слышал во время
твоего сна. Места, которые остались неясными, ты можешь дополнить тем,
что сейчас придет тебе в голову. Сверху напиши заголовок "Взгляд в
будущее". Если хочешь, можешь придумать для своих заметок какое-нибудь
совсем другое название.
21
После этого пусть дети разделятся на пары и дадут друг другу почитать
свои записи. А в заключение некоторые из них могут прочитать свои заметки
всему классу.
Анализ упражнения:
—
Как ты чувствовал себя в доме у старика?
—
Почему так важно представлять ясную картину своего будущего?
—
Что в твоих заметках тебе больше всего нравится?
—
Что тебе больше всего понравилось в историях других ребят?
"Странные вопросы — странные ответы"
Цели: Здесь идет речь не об "умных" вопросах, как в игре "Придумай
вопрос", а о фантастических, отчасти даже сюрреалистических вопросах. В
буквальном смысле это — невозможные вопросы, поскольку они не
укладываются в рамки представления о возможном и иногда противоречат
законам природы. Их огромное достоинство состоит в том, что они создают
атмосферу удивления и дарят радость от самого процесса задавания
вопросов. Начните с нескольких предлагаемых здесь вопросов и попросите
детей дать на них как можно более интересные ответы. После этого дети
смогут сами придумывать странные вопросы и изобретать странные ответы
на них. Для того чтобы как-то упорядочить этот творческий хаос, Вы можете
предложить детям задавать вопросы по определенной теме. Таковыми могут
быть, например, история, развлечения, спорт, питание, риск, здоровье,
окружающая среда и т.д.
Инструкция:
Я хочу предложить вам поиграть в игру "Странные
вопросы — странные ответы". Сначала я задам вам пару необычных,
странных вопросов, а вы попытаетесь придумать к ним такие же странные
ответы. Смысл этой игры состоит, главным образом, в том, что мы
сталкиваемся с вещами, о которых никогда не слышали и никогда не думали,
и
которые
при
этом
бывают
временами
очень
удивительными
и
интересными. Потом вы сами сможете придумывать странные вопросы.
Первый странный вопрос, который я хочу вам задать, будет вот какой:
"Чего бы тебе хотелось больше: присутствовать при сотворении мира и
написать об этом репортаж, или же пережить конец света и написать о нем?"
Какие ответы приходят вам в голову?
Вот еще странные вопросы:
—
Чем бы ты предпочел быть: идущей рукой, поющей ногой или бе-
гущей головой?
—
Какой цвет вкуснее: красный или зеленый?
—
Кем бы ты хотел быть: ученым, который нашел лекарство от
СПИДа; ученым, который покончил с голодом на всей Земле; ученым,
придумавшим новый язык, на котором может говорить каждый человек в
мире?
—
Как бы ты хотел пройти по жизни: как Т, как Н или как В?
22
—
С кем бы ты хотел провести целый день: с Борисом Николаеви-
чем Ельциным, с группой "Лицей" или с Евгением Кафельниковым?
—
Тебе надо выбрать возраст, в котором ты проживешь всю остав-
шуюся жизнь. Какой возраст ты выберешь?
—
Каков вкус денег?
—
Как звучит солнечный свет? А как звучит лунный свет?
—
Кем бы ты предпочел быть: полосками зебры, бородавками жабы
или рогом носорога?
—
Как тебя никому нельзя называть: глупым, безобразным или не-
честным?
—
Согласишься ли ты прожить на пять лет меньше, если за это ты
станешь необычайно красивым и привлекательным?
—
Хочешь ли ты съесть таблетку, которая даст тебе возможность
дожить до 250 лет?
—
Если бы ты смог изменить свой класс, ты сделал бы всех умнее,
красивее или нежнее и заботливее?
Анализ упражнения:
—
Тебе больше нравится придумывать странные вопросы или
странные ответы?
—
Какой из странных вопросов понравился тебе больше всех?
—
Какой из странных ответов тебе больше всего понравился?
—
Понравилась ли тебе эта игра?
23
Самооценка
"Вот я какой!"
Цели: Эта игра прекрасно подходит для начала учебного года. Дети
могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать
им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно
бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей
постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать
развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить
вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: "Какое событие
твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?", "Когда тебе
нравится учиться?", "Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел
стать его другом?", "С какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?"
Материалы: Каждому ребенку нужен один экземпляр анкеты "Вот я
какой!"
Анкета "Вот я какой!"
1.
Меня
зовут_______________________________________________________
2.
Мне _________лет.
3.
У меня _____________________________________________________
глаза.
4.
У меня____________________________волосы.
5.
Улица,
на
которой
я
живу,
называется________________________________
6.
Моя
любимая
еда
—
______________________________________________
7.
Мой
любимый
цвет
—
____________________________________________
8.
Мое
любимое
животное
—
________________________________________
9.
Моя
любимая
книга
—
____________________________________________
10.
Моя
любимая
телевизионная
передача
—
___________________________
_______________________________________________________________
11.
Самый
прекрасный
фильм,
который
я
видел
—
______________________
______________________________________________________________
12.
Я
люблю
в
себе
-
______________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
13.
Моя
любимая
игра
—
24
___________________________________________
14.
Моего
лучшего
друга
зовут
-
_______________________________________
15.
Страна,
в
которую
я
бы
хотел
съездить
—
___________________________
16.
Лучше
всего
я
умею
-
___________________________________________
__________________________________________________________________
17.
Моих
братьев
и
сестер
зовут
—
____________________________________
__________________________________________________________________
18.
Самая
главная
моя
цель
—
________________________________________
_______________________________________________________________
Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас
раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 минут.)
А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы
написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
Анализ упражнения:
—
С кем из детей у тебя больше всего общего?
—
Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
—
На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?
"Кто я?"
Цели: У каждого ребенка есть потребность во внимании и уважении,
каждый стремится быть замеченным другими. Поэтому детям очень нужны
такие упражнения, в ходе которых они оказываются в центре всеобщего
внимания, при этом находясь в психологически наиболее безопасной и
комфортной атмосфере.
В ходе этой игры каждый ученик может подготовить краткое описание
своей личности, передав его учителю в качестве загадки для остальных
детей.
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он
описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать:
"Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной
черной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием
играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?" Напишите пять или
шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: "Кто я?"
Написав, дети складывают листки со своими сочинениями вчетверо и
складывают в одну общую коробку. Коробка "проходит" по кругу, и каждый
ребенок достает одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит свое сочинение,
должен вернуть его и взять из коробки другое.
25
После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку
и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет
разгадана, сочинение зачитывает следующий ребенок.
Анализ упражнения:
—
Ты загадал своему партнеру сложную загадку?
—
Твою загадку быстро разгадали?
—
Чья загадка тебе понравилась больше всего?
"Концентрические круги"
Цели: В ходе данного упражнения дети могут сконцентрироваться на
позитивных сторонах своей личности и рассказать о них остальным. Эта игра
развивает самосознание ребенка и предоставляет ему возможность сравнить
себя с окружающими.
Инструкция: Расставьте, пожалуйста, стулья по кругу в два ряда так,
чтобы они стояли друг напротив друга и были повернуты друг к другу. А
теперь, пожалуйста, рассаживайтесь. Я буду задавать вам тему для беседы, и
два партнера, сидящие друг напротив друга, могут поговорить на эту тему.
Через две минуты ученики, сидящие во внутреннем круге, должны будут
передвинуться на одно место влево, тем самым они окажутся уже напротив
других людей.
Первая тема звучит так: "Что я умею хорошо делать?" (2 минуты.)
Завершайте беседу. Пусть дети из внутреннего круга сейчас пе-
редвинутся на один стул влево...
Следующая тема для беседы: "Что интересного я могу придумать?" (2
минуты.)
Другие темы для обсуждения:
—
Человек, который принимает меня таким, какой я есть...
—
Как я реагирую на критику в мой адрес...
—
Место, в котором я могу хорошо отдохнуть...
—
Успехи, которых я достиг в своей жизни...
—
Очень важная для меня цель...
—
Что во мне ценят другие...
—
Чем я горжусь в себе...
—
Риск, на который я когда-то пошел...
—
Лучшее переживание в моей жизни...
—
Мои любимые дела...
—
Кто меня уважает и ценит...
—
Ситуация, в которой я был очень собой доволен...
—
Самые приятные каникулы в моей жизни...
—
Самая большая радость, которую я кому-либо доставил...
—
Болезнь, которую я стойко перенес...
—
Самое лучшее в моей семье...
—
Самое лучшее в нашем классе...
Анализ упражнения:
26
—
О чем ты больше всего любишь говорить?
—
На какую тему тебе труднее говорить?
—
Что нового узнал ты о своих одноклассниках?
—
Какое настроение у тебя сейчас?
"Иванушка-дурачок"
Цели: С помощью этого упражнения мы можем научить детей под-
держивать себя в ситуации, когда их обижают. Наряду с этим мы обращаем
их внимание на то, что имеет смысл воспринимать негативные высказывания
в свой адрес не с позиции жертвы, а с позиции победителя. Благодаря
направленному фантазированию дети преобразуют свое отношение к
обидной ситуации во внутреннее ощущение победы. Игра основана на идее о
значимости и важности позитивных представлений и мыслей о самом себе
для развития самосознания детей.
Инструкция: Кто из вас хотя бы однажды оказывался в такой си-
туации, когда другие дети не хотели с ним играть? Кого из вас когда-нибудь
обижал друг, ответив на вашу просьбу: "Мне сейчас некогда"?
Иногда нам приходится сталкиваться с тем, что другие не хотят с нами
общаться. В таких случаях нам может помочь наша фантазия. С ее помощью
мы можем сохранить хорошее отношение к самим себе. И я сейчас покажу
вам, как это можно сделать.
* * *
Сядь, пожалуйста, поудобнее и закрой глаза. Представь себе, что ты
подходишь к группе играющих детей, чтобы попроситься поиграть с ними. А
эти дети кричат тебе: "Уходи, дурачок, отсюда!" Тогда ты принимаешь
решение поймать этих ребят на слове. Представь себе, как маленький
Иванушка-дурачок из сказки постепенно становится веселым и сильным
добрым молодцем. Ты можешь представить себе Иванушку-дурачка из
сказки про Василису Прекрасную, про Серого волка или из сказки про
Конька-горбунка. Представь себе, что дети продолжают играть между собой,
повернувшись к тебе спиной. Пусть твой Иванушка-дурачок становится все
больше,
сильнее
и
могущественнее.
На
нем
появляются
настоящие
богатырские доспехи, на которых огромными золотыми буквами написано
твое имя.
Теперь ты можешь увидеть, как дети поворачиваются к тебе и застывают
в
сильном
изумлении
и
легком
испуге,
ведь
"маленький
дурачок"
превратился в такого большого и бравого молодца. Это настоящий богатырь,
самый большой из тех, кого они когда-либо видели в своей жизни. И теперь
представь себе, что этот богатырь и есть ты. И ты можешь произвести на
детей еще большее впечатление, превратив свои доспехи в золотые.
Послушай, как громко восхищаются дети: "Ах! Ох! Вот это да!" Они
подходят и спрашивают: "А можно к тебе прикоснуться? А можно потрогать
твой меч-кладенец? А можно поиграть с тобой?" И ты понимаешь при этом,
что они восхищаются тобой и мечтают просто постоять рядом с тобой. (15
27
секунд.)
А теперь ты снова можешь стать самим собой и надолго сохранить в
своей памяти образ этого богатыря — Иванушки-дурачка. Постарайся
почувствовать удовлетворение от того, что тебе, в конце концов, удалось
получить признание и интерес. Скажи самому себе: "Я важный и интересный
человек!"
А теперь потянись, попеременно напрягая и расслабляя все мышцы, и
открой глаза...
Анализ упражнения:
—
Можешь ли ты представить себя в образе прекрасного Иванушки-
дурачка в золотых доспехах и с мечом-кладенцом?
—
Как ты чувствуешь себя, когда окружающие восхищаются тобой?
—
Почему так важно хорошо думать о самом себе?
—
Что означает быть чутким и внимательным к другому?
—
Что значит "хорошо думать о самом себе"?
28
Игры на сплочение и доверие
"Волшебная палочка"
Цели: Этой игрой можно регулярно начинать неделю, так как она дает
каждому ребенку возможность задуматься и подвести итог прошедшей
недели. Игра развивает навыки общения и групповую сплоченность. Дети
учатся попеременно говорить и слушать других. Для регулирования потока
детских монологов Вы можете использовать "волшебную палочку".
Эту "волшебную палочку" можно применять и в других случаях, на-
пример, во время дискуссии в классе, или когда дети по кругу придумывают
вместе историю, или же в конце учебного дня, когда дети по очереди
рассказывают, что они за этот день сделали или чему научились.
Материалы: Возьмите палочку или прутик длиной примерно 40 см и
покрасьте его серебряной или золотой краской. Когда краска высохнет, Вы
можете дополнительно украсить палочку блестящей бумагой или цветными
ленточками.
Инструкция:
Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную
палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот
ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные
должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к
ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам,
что хорошего случилось с ним на прошлой неделе. Когда рассказчик
закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.
Другие возможные вопросы:
- Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?
- Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что при-
шлось отложить на будущее?
- Было ли на прошлой неделе что-нибудь, что ты делал действительно с
удовольствием?
Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил слово.
"Подойди поближе"
Цели: Это прекрасная игра на доверие, в которую играют парами. Дети
могут здесь экспериментировать с собственными ощущениями и выяснить,
насколько близко они хотели бы подпускать к себе другого человека.
Одновременно с этим, игра дает возможность попробовать общаться без
слов, одними звуками. Выключение речи и зрения позволяет детям
прочувствовать
новые
аспекты
общения.
Они
могут
укрепить
свою
уверенность в себе и, возможно, способность доверять другим людям. Кроме
того, они учатся внимательно слушать и проводить четкую грань между
приемом и отправкой звукового сообщения в nроцессе взаимодействия.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя большой круг. Вы можете по
двое выходить в середину круга и вставать на расстоянии примерно четырех
метров друг от друга. Потом вам надо будет закрыть глаза и по очереди
29
издавать какие-нибудь негромкие и не слишком протяжные звуки. Когда
один из вас будет издавать звук, другому
надо будет идти на этот звук до тех пор, пока он его слышит. Когда кто-
то почувствует, что другой подошел к нему слишком близко, пусть он скажет
"Стоп!". В этот момент оба открывают глаза. А все остальные смотрят, как
ребята подходят друг к другу и на каком расстоянии друг от друга они
останавливаются. (Дайте возможность поиграть нескольким парам, а потом
повторите игру через некоторое время, чтобы все дети могли испытать
такого рода опыт.)
Анализ упражнения:
- Как ты себя чувствовал с закрытыми глазами?
- Было ли тебе трудно подходить к партнеру, ничего не видя?
- Кто первым сказал "Стоп''?
- Насколько близко ты позволил партнеру подойти к тебе?
"Слепой танец"
Цели: Это хорошая игра, воспитывающая доверие друг к другу, в ко-
торой дети двигаются под музыку.
Материалы: Аудиокассета с записью легкой инструментальной му-
зыки и повязки на глаза для половины детей.
Инструкция: Разбейтесь на парЬ/. Один из вас получает повязку на
глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить
"слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом по классу
под легкую музыку. (1-2 минуты.) Теперь поменяйтесь ролями. Помогите
другому ребенку завязать повязку.
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно на
пол и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под
музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения,
не отпуская рук, в течение 1-2 минут. Потом дети меняются ролями.
Анализ упражнения:
- Как тебя вел в танце твой зрячий партнер?
- Чувствовал ли ты себя с ним уверенно?
- Вел ли ты своего невидящего партнера так, что тому было прият-
но?
- Тебе было лучше танцевать с открытыми глазами или с закрытыми?
- Что больше тебе понравилось: танцевать в классе или танцевать сидя?
"Доверие и поддержка"
Цели: Если дети уже приобрели опыт доверия в игре "Волшебный
круг", то можно попробовать поиграть с ними в эту игру. Для нее требуется
объединение детей в группы по три человека. Однако, необходимо
продемонстрировать игру до того, как дети начнут играть в тройках. Решите,
пожалуйста, сами, готовы ли дети к этой игре, так как для этого необходима
ответственность и предельная сосредоточенность.
30
Инструкция: Я хотела бы вам предложить игру, которая называется
"Доверие и поддержка". В этой игре очень важно, чтобы все могли
положиться друг на друга - подобно акробатам в цирке, когда они прыгают с
трапеции на руки своим партнерам. Чтобы вы лучше поняли, как мы будем
играть, давайте один разок посмотрим. Мне нужны три добровольца, один их
них будет падать, а двое - ловить. Тот, кто будет падать, встает где-то в
полуметре от двух других и поворачивается к ним спиной. Он стоит очень
прямо u как бы затвердевает. Руки он разводит в стороны. Те, кто ловят,
расставляют ноги, чтобы занять самое устойчивое положение, и держат руки
перед собой. Когда ребенок начинает падать назад, те, кто ловят, должны как
можно скорее подставить свои руки, чтобы затормозить его падение. И затем
медленно вернуть ребенка в исходное положение. Все ли понятно?
Хорошо, тогда попробуйте показать нам, как это происходит.
Давайте еще раз ...
Чувствуете ли вы себя настолько уверенными, чтобы слегка увеличить
расстояние между падающим и теми, кто ловит? А теперь покажите нам, как
вы сможете это сделать, если поменяетесь ролями.
Когда все дети поймут, как надо играть, они могут разбиться на тройки и
попробовать.
Начиная играть, соблюдайте два правила: тощ кто падает, должен
развести руки в стороны, а те, кто ловят, должны очень внимательно следить
за тем, чтобы вовремя подхватить его.
Поменяйтесь местами так, чтобы каждый мог попробовать упасть. Нет
ничего страшного в том, что сегодня кому-то не захочется участвовать в
игре. Возможно, у него появится желание потом, когда мы будем повторять
игру.
С десятилетними и еще более старшими детьми, у которых эта игра
хорошо получается, можно попробовать также игру "Колыбель доверия". В
этом варианте ребенок стоит между двумя товарищами, которые его ловят.
Он качается между ними, как стрелка метронома, дети сначала должны
стоять очень близко друг к другу, а потом расстояние между ними можно
будет понемногу увеличивать.
Анализ упражнения:
- Что ты чувствовал, когда ловил товарища?
- Вы с партнером согласовано работали?
- Был ли ты уверен, что сможешь удержать падающего?
- Что ты чувствовал при падении?
- Потребовалось ли тебе мужество?
- Хорошо ли тебя ловили?
- Когда мы будем играть еще раз, кого ты выберешь для того, что-
бы тебя ловили?
"Путешествие на облаке"
Цели: Эта игра поможет привести детей в "рабочее" состояние перед
началом занятий.
31
- Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать
спокойную инструментальную музыку.
- Инструкция: Сядьте поудобнее и закроите глаза. Два-три раза глубоко
вдохните и выдохните ...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое
пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй,
как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой
облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в
синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет
тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь
ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может
произойти что-нибудь чудесное и волшебное ... (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в
классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя
покатало ... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе ...
Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
32
Заключение
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем,
своего рода, чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей,
маленькое произведение искусства.
Цели, которых можно достигнуть, организуя интерактивные игры с
детьми.
Мы можем:
- помочь детям ощутить единение с другим,
- вселить в детей надежду,
- показать детям, что значит уважение,
- помочь детям ясно мыслить,
- исследовать и анализировать реальность,
- помочь детям научиться принимать решения – самостоятельно и в
группе,
- учить детей сочувствию,
- помочь расцвету личности ребенка,
- помочь справиться со своими страхами и стрессом,
- показать дет ям, как можно жить без насилия,
- помочь открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и
уравновешенности,
- развить в детях чувство юмора,
- помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.
Приведенные выше задачи могут показаться слишком сложными, но они
призваны указать детям пути, вступив на которые, они научатся жить
ответственно и развивать в себе самостоятельность и независимость. Мы все
хотим, чтобы наши дети умели любить, творить, быть добрыми. Мы хотим,
чтобы у них хватало мужества решать проблемы, стоящие перед нашей
страной и планетой.
33
Список литературы
1. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: практическое
пособие. 2-е изд. Часть 1. / К. Фопель. – М.: «Генезис», 2003.
2. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: практическое
пособие. 2-е изд. Часть 2. / К. Фопель. – М.: «Генезис», 2003.
3. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: практическое
пособие. 2-е изд. Часть 4. / К. Фопель. – М.: «Генезис», 2003.
34