Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ


Автор: Подоксенов Антон Андреевич
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГАУ ДО СО КСШОР
Населённый пункт: пгт Пышма
Наименование материала: авторский материал
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Факультет физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

ПАУЭРЛИФТИНГОМ

Выпускная квалификационная работа

направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

(профиль «Физическая культура»)

квалификация – бакалавр

вид – выпускная квалификационная работа опытно-практического характера

формат – исследовательская работа

Исполнитель:

Нормоконтролер

Подоксенов Антон Андреевич

Осипова Ирина Сергеевна

студент группы 7-40Б

оригинальность 62,46 %

заочная форма обучения

Руководитель ВКР:

Рецензент:

к.п.н., доцент

к.п.н., доцент

Осипова Ирина Сергеевна

Касьянова Наталья Сергеевна

Шадринск-2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.

Проблема формирования нравственно-волевых качеств у

старших школьников в процессе занятий пауэрлифтингом

1.1. Сущность формирования нравственно-волевых качеств у старших

школьников в процессе занятий спортом……………………………………….6

1.2. Занятия пауэрлифтингом как средство формирования нравственно-

волевых качеств у старших школьников……………………………………….14

Глава 2.

Практика формирования нравственно-волевых качеств у

старших школьников в процессе занятий пауэрлифтингом

2.1. Отбор эффективных методов формирования нравственно-волевых

качеств у старших школьников в процессе занятий пауэрлифтингом……….22

2.2. Методика формирования нравственно-волевых качеств у старших

школьников в процессе занятий пауэрлифтингом…………………………….29

Заключение……………………………………………………………………...37

Список использованных источников……………………………………….40

2

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время пауэрлифтинг (силовой триатлон) становится все

более популярным среди школьников старших классов в связи с наличием

данного вида спорта и возможностью достижения высоких результатов за

сравнительно короткий промежуток времени. Упражнения пауэрлифтинга

способствуют развитию особой силы и выносливости, укрепляют связки и

суставы, способствуют развитию воли и уверенности в себе. В то же время,

из-за большой нагрузки на двигательный аппарат, пауэрлифтинг начинается

в подростковом возрасте.

Во многих учебных заведениях созданы условия для осуществления

пауэрлифтинга. И у многих учащихся есть желание заниматься с тяжестями.

Спортивные секции развития сил значительно облегчают самостоятельную

организацию занятий физической культурой обучающихся и позволяют

эффективно вести самостоятельное физическое воспитание.

Физическое развитие учащихся средней школы способствует развитию

навыков и умений в спортивной деятельности, открывает множество

возможностей для выбора профессии. Кроме того, физическое развитие

влияет на развитие определенных личностных качеств. Осознание своей

физической

силы

и

привлекательности,

своего

здоровья

влияет

на

формирование у подростков высокой самооценки, уверенности в себе, своей

жизнерадостности и, наоборот, осознание своей физической слабости иногда

вызывает закрытие подросткового возраста, неверие в свои силы, пессимизм ,

Среди многих средств спорта и отдыха в средней школе, в основном в

неподходящей форме, старшеклассники становятся все более важными в

погоне за сильными видами спорта. Силовой триатлон (пауэрлифтинг) - вид

спорта, способствующий развитию потенции и качеств воли личности.

Наряду с системами обучения и питания, психологическая подготовка

является

неотъемлемой

частью

эффективной

системы

подготовки

спортсменов. Практика занятий спортом показывает, что большое количество

3

спортсменов при полной физической подготовке к рекордному результату

допускают неудачи во время соревнований. Кроме того, многие спортсмены,

которые имеют одинаковую физическую форму, очень часто зарабатывают

уверенным в победе человеком.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в некоторых старших

школьников плохо сформированы важные личные качества, такие как

инициатива,

открытость,

самостоятельность,

мужество,

настойчивость,

дисциплина, коллективизм.

Отсюда

вытекает

противоречие

между

необходимостью

формирования

нравственно-волевых

качеств

в

процессе

занятий

пауэрлифтингом и недостаточным вниманием тренеров к этой проблеме.

Проблема

исследования

заключается

в

том,

как

же

все-таки

формировать нравственно-волевые качества у старших школьников на

занятиях по пауэрлифтингу?

Таким

образом,

всё

вышесказанное

подчеркивает

актуальность

выбранной

нами

темы

исследования

«Формирование

нравственно-

волевых

качеств

у

старших

школьников

в

процессе

занятий

пауэрлифтингом».

Объект

исследования:

нравственно-волевые

качества

старших

школьников.

Предмет исследования: формирование нравственно-волевых качеств

старших школьников в процессе занятий пауэрлифтингом.

Цель

нашего

исследования:

раскрыть

методику

формирования

нравственно-волевых качеств у старших школьников в процессе занятий

пауэрлифтингом.

Для достижения цели нами выделены следующие задачи:

1.

Раскрыть сущность формирования нравственно-волевых качеств

у старших школьников в процессе занятий спортом.

2.

Проанализировать

занятия

пауэрлифтингом

как

средство

формирования нравственно-волевых качеств у старших школьников

4

3.

Провести

отбор

эффективных

методов

формирования

нравственно-волевых качеств у старших школьников в процессе занятий

пауэрлифтингом.

4.

Раскрыть методику формирования нравственно-волевых качеств

у старших школьников в процессе занятий пауэрлифтингом.

Методы исследования:

- теоретические (анализ, систематизация и обобщение психолого-

педагогической

и

научно-методической

литературы

по

проблеме

исследования);

- эмпирические (метод сбора первичной информации, наблюдение,

беседа, тестирование, эмпирическое исследование);

- методы обработки данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные

результаты исследования могут быть использованы тренерами-практиками,

учителями физической культуры при организации тренировочных занятий

пауэрлифтингом со школьниками старшего возраста.

Теоретической основой исследования в области теории методики

физической культуры послужили работы: Л.П. Матвеева, Б.А. Ашмарина,

Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Б.И. Шейко В.М. Зациорского; в области

психологии - Л.И. Божович, Р.С. Немова, А.В. Петровский, К.Н. Волков; в

области физиологии – Н.В. Зимкина, Я.М. Кон и других авторов.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из

введения, двух глав, заключения, списка использованных источников,

включающего 30 наименований, и приложений. Объем работы 43 страницы.

5

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-

ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ

1.1. Сущность формирования нравственно-волевых качеств у

старших школьников в процессе занятий спортом

Проблема развития нравственно-волевых качеств рассматривается как

одна из главных, но наименее развитых проблем развития личности.

Определение

психолого-педагогических

аспектов

формирования

этих

личностных качеств требует, прежде всего, изучения этих концепций в более

широком аспекте.

Общественные науки рассматривают нравственность и нравственное

воспитание как основные элементы организации общества, обеспечивая

добровольное соблюдение существующих норм, правил и принципов

поведения. Они выражают отношение человека к Родине, обществу,

отдельным лицам, себе, труду и т. д. [5]. Они являются важным фактором в

социальном

и

нравственном

регулировании

поведения

человека,

его

отношений.

Итак, есть несколько определений понятия нравственности:

Некоторые авторы (А. П. Вардамацкий, С. Ю. Долецкий, Е. В.

Квятковский, Ю. Л. Коломенский, В. М. Мальцев и т. д.) тесно связывают

развитие нравственной сферы с развитием процессов воли личности, полагая,

что только такое единство для преодоления препятствий на пути к цели

формируется личность (независимость, доверие, доверие и т. д.).

Анализ различных подходов к проблеме понимания воли позволяет

определить причины, по которым она определяется как сознательный

процесс из-за мотивации к действию, выбора целей и мотивации поведения,

которые влияют на осуществление ее деятельности.

6

Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы»

(соответствует латинскому морас, мораль), поэтому многие исследователи

рассматривают понятия «нравственность» и «мораль» как синонимы. По

словам Ф. И. Керимова, "мораль " - как форма социального сознания

родилась в системе конкретно исторических социальных отношений,

является их духовным продуктом, суммой правил, требованием норм,

регулирующих взаимодействие людей, их отношение к вещам и явлениям

реального

мира.

Мораль,

опираясь

на

силу

общественного

мнения,

использует

духовное

поощрение,

принуждение,

подстрекательство,

осуждение, влияние на сознание людей, воспитывает их в духе нравственных

законов, принятых в обществе [15].

И.С.

Кон

подчеркивает,

что

мораль

связана

с

нравственной

деятельностью,

поведением

людей,

действиями,

их

юридическими

отношениями [19].

«Мораль (лат Моралис - нравственный; нравы - нравы) - форма

общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию

регулирования поведения человека. Мораль регулирует поведение человека

во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и быту, в

политике и науке, в семье и общественных местах» [30].

Такое же мнение высказал Л. Ф. Ильичев: "мораль регулирует

поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни - в

работе» отношения между классами и международными отношениями" [5].

Проявление воли (вернее - "сила воли", усилия воли) в различных

конкретных ситуациях заставляет говорить о качествах воли, свойствах

личности. В то же время само понятие "добровольных качеств" и конкретный

набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет

сомневаться в реальном существовании этих качеств.

Качества воли - это характеристики регулирования воли, которые

проявляются

в

конкретных

условиях,

из-за

характера

преодоленной

сложности [23].

7

Желание, воля-это суть состояния сознания, знакомого всем, но не

поддающегося никакому определению. Мы хотим проверить, иметь, делать

все, что мы не чувствуем, не имеем, не делаем пока. Если у нас есть желание

чего-то, осознание того, что объект наших желаний недоступен, то мы просто

хотим; если мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим,

чтобы она была реализована, и она реализуется либо сразу, либо после

принятия предварительных действий.

Концепция воли, как вы знаете, имеет много значений в психологии.

Мы будем считать, что воля-это способность человека достичь намеренно

поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

Добровольное поведение в этом аспекте включает в себя нацеливание,

самоконтроль

поведения,

возможность

воздерживаться,

в

случае

необходимости, от определенных действий, то есть контролировать свое

собственное поведение [15].

Способность управлять своим поведением является важным качеством

зрелого и взрослого мужчины. "Мы можем говорить только о формировании

личности, - писал Л. С. Выготский, - когда происходит овладение

собственным поведением" [5].

Моральные и волевые качества человека повышаются с самого раннего

возраста, главным образом путем поощрения самостоятельности ребенка в

процессе принятия решений. Эти качества формируются в результате

требований, которые предъявляются к человеку. Они воспринимают это, они

становятся внутренней основой мотивации поведения. При поступлении в

школу возникает потребность в новых или лучших качествах человека:

дисциплине, сознании, организации, требовании к себе и другим.

Психологи (Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, А.А. Люблинская, В.С.

Мухин, Л.С. Славин и др.) обнаружили, что для старшего школьного

возраста

характерна

повышенная

чувствительность

к

усвоению

нравственных норм и правил. Это позволяет своевременно заложить

моральные основы развития личности [3].

8

Таким образом, В.И Селиванов отмечал, что все методы формирования

нравственных и волевых качеств сводятся к четырем основным группам [1].

Особенности

возраста

учащихся

средних

школ

оказывают

значительное влияние на определение содержания текущей образовательной

деятельности, количества нравственных знаний, которые могут понимать и

усвоить учащихся, а также на выбор форм организации их нравственной и

познавательной деятельности [1].

Таким образом, любой вид практической деятельности выполняет

многогранную функцию в формировании нравственности личности. Однако

наиболее эффективное и интенсивное нравственное качество формируется в

связанной с ним деятельности, в нашем случае, в процессе физической

культуры и спорта. Поэтому формирование культуры поведения учащихся

средних школ требует, в зависимости от их содержания, организации

различных мероприятий и общения. Последние обеспечивают целостность

нравственной и добровольной подготовки учащихся, воспитание всего

сочетания этих качеств.

Одним

из

наиболее

эффективных

способов

формирования

нравственных

и

волевых

качеств

является

использование

средств

физического воспитания. Этот вывод можно получить из-за проблем,

наблюдаемых среди учащихся средней школы:

- слабое физическое развитие;

- отсутствие интереса к регулярным упражнениям;

- отсутствие физической и психологической выносливости;

- отсутствие культа здорового образа жизни.

Мощный потенциал оздоровления физической культуры и спорта

позволяет формировать нравственные и украденные качества учащихся

средней школы и гармонично развитой личности [5].

Физкультура и спорт оказывают общее профилактическое воздействие

на организм человека, повышают его уровень здоровья.

Физические упражнения на тело старшего школьника имеют:

9

- психологическое влияние;

- влияние физическое [14].

Занятия физической культурой укрепляют нервную систему, улучшают

сенсорные органы, нормализуют массу тела. Другими словами, они

положительно влияют на все системы и органы человеческого организма.

Когда мы двигаем сильно, все наши мышцы работают. Чтобы увеличить

приток крови к запущенным мышцам, активируется работа сердца.

Работы великих физиологов И.М. Сеченева, Н.Е. Введенского, И.П.

Павлова, А.А. Ухтомского и их учеников с достаточной полнотой выявили

механизм влияния движений на сложные жизненные процессы в нашем

организме, они подчеркнули негативные явления, которые наблюдаются при

длительном

принудительном

отдыхе.

Отдых

и

движение

-

это

два

(противоположных) антипода, которые определяют состояние и характер

процессов жизни в организме, влияют на интерактивность и характеристики

сердца, легких, пищеварительного тракта, нервной и мышечной систем,

метаболизма [25].

Систематические физические упражнения успешно решают такие

задачи, как укрепление здоровья, упрочнение организма, полное физическое

развитие и, в частности, развитие выносливости, скорости и силы,

формирование правильных моторных навыков, необходимых для трудовой

жизни,

здоровья.

Разнообразные

физические

упражнения

не

только

улучшают

физическую

подготовку

учащихся,

но

и

воспитывают

эмоциональную и добровольную сферу. Поэтому сочетание физических

нагрузок с психоэмоциональным развитием личности является необходимым

условием для обучения физической культуре на современном этапе [18].

Волевые свойства личности формируются в процессе деятельности.

Поэтому для развития " воли "(качеств воли) чаще всего предлагается путь,

который считается самым простым и логичным: если" воля " проявляется в

преодолении препятствий и трудностей, то путь ее развития также проходит

через создание ситуаций, требующих такого переполнения.

10

Существует определенная последовательность в развитии качеств воли

личности у учащихся средней школы. Вначале в основном развиваются

динамические физические качества. Это сила, скорость и скорость реакции.

Затем производятся качества, связанные с способностью выдерживать

тяжелые и длительные нагрузки: выносливость, выносливость, терпение и

настойчивость. За этим следует ряд более сложных и тонких качеств воли,

таких как концентрация, концентрация, работоспособность [22].

Образовательная работа является предпосылкой развития сферы

человеческой воли. Воспитание чувства коллективизма, ответственного

отношения к общему делу создает хорошие условия для проявлений воли.

Значение коллективных и коллективных чувств в воспитании коллектива

многие психологи подчеркнули волю А. В. Веденова, А. Б. Запорожца, К. Н.

Корнилова, В. А. Крутецкого и др. во многих исследованиях, например, было

установлено, что группа мотив (команда) стимулирует проявление воли

более чем индивидуально. Преобразование учителей, тренеров, товарищей по

команде в моральные чувства личности повышает его мужество и решимость

[5].

Таким образом, при воспитании человека и его моральном и волевом

воспитании, в первую очередь, необходимо позаботиться о формировании

целостного человека, в котором хорошо развиты мотивы, имеющие

социальную ориентацию.

Формирование морального компонента воли помогает показать силу

воли в любой ситуации, независимо от ее специфики. Он не только

стимулирует

волю,

но

и

определяет

смысл

ее

проявления.

Задача

образования - придать усилиям воли такую ориентацию, которая позволяет

человеку, по словам И. М. Сеченова, совершить моральный подвиг. Затем

тяжело преодолеть самого человека, чтобы сделать другой эмоциональный

оттенок: человек начинает испытывать "приятную усталость", "чувство

опасности" и другие эмоции, которые становятся неоднозначными, то есть.

Они отражают два, казалось бы, противоположных опыта. Необходимо

11

тренировать

навыки

воли:

методы

самоубийства,

самоутверждение,

самоприменение [13].

Воля имеет саморегулирующуюся функцию, которая способствует

осуществлению основных идей и принципов. Связь между качествами воли и

нравственными качествами подчеркивается в исследовании В. Е. Турина, в

котором

рассматриваются

уровни

нравственной

и

добровольной

деятельности учащихся средних школ. А. В. Веденов отмечает, что любое

воспитание воли самим собой, помимо нравственного воспитания, всегда

приводит к воспитанию эгоистичной воли, неестественной для человека".

Автор подчеркивает формирование воровских качеств через моральные

отношения в команде. В работах Н.И. Решетка, О.А. Черникова и т.д.,

подчеркивает необходимость изучения проблемы отношений в команде в

процессе

спортивной

деятельности,

как

фундаментального

вопроса

образования, определяющего нравственное развитие личности учащихся

средней школы. Из всех проблем нравственного воспитания учащихся

средних школ, рассмотренных в исследованиях Ю.Ф. Буйлина, А.А. Тер-

Ованесяна, Н.Е. Шуркова и т.д., Можно выделить некоторые аспекты

образования моральных и украденных качеств в процессе спортивных

мероприятий. Это, прежде всего, формирование этических концепций

учащихся

средних

школ,

формирование

нравственного

сознания

и

нравственной зрелости в поведении, выработка устойчивых нравственных

убеждений и идеалов. В исследованиях К.П. Жарова, А.Т. Казаряна, М.Я.

Набатникова и др. показано, что процесс нравственного воспитания

учащихся средней школы тесно связан с их физическим развитием [19].

Однако, работ, посвященных формированию нравственных качеств и

украденных в спорте у школьников старших относительно мало (В.Н.

Казанцев,

Ю.П.

Мальцев,

А.И.

Михеев,

В.П.

Шевченко

и

др.).

Экспериментальное исследование показывает связь между нравственными

качествами учащихся и уровнем их самостоятельности (Н. М. Богатырев),

12

отношения

к

нравственным

знаниям

(Ю.И.

Зотова),

содержание

нравственных идеалов [5].

Изучение роли спорта показывает, что они улучшают цели и мотивы

самообразования учащихся средней школы, появление новых потребностей,

обогащают

чувства,

развивают

эмоциональную

сферу,

способность

адекватно оценивать действия своих товарищей и товарищей. Формирование

новых умственных качеств у старших школьников вызывает дополнительное

осложнение, обогащение и повышение эффективности самообразования. При

этом добровольная деятельность высшего школьника является необходимым

компонентом, целью, результатом, основным двигателем всего процесса

тренировок

и

тренировок.

Говоря

как

условие

и

способ

процесса

самообразования,

воля,

в

свою

очередь,

затвердевает,

направляя

потенциальные резервы личности старшего студента для решения проблем

самообразования, для преодоления возникающих препятствий. Только

определенный уровень развития воли позволяет личности учащихся средней

школы играть роль необходимого импульса в начале процесса нравственного

самообразования [24].

Одним

из

условий

повышения

эффективности

формирования

нравственных

и

волевых

качеств

школьников

в

спорте

является

взаимодействие субъектов деятельности, входящих в образовательную

систему ученик-учитель-тренер.

Конкретной особенностью этого взаимодействия является создание

преподавателя среди учащихся объекта по развитию приверженности,

инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Их

присутствие определяет развитие и другие нравственные и добровольные

свойства личности школьников, содержание нравственной и добровольной

ориентации, моральную и добровольную зрелость.

В

спорте

учащихся

средней

школы,

где

формируются

такие

нравственные качества, как ответственность за свои поступки и поведение

своих товарищей, глубокий интерес к общему успеху, сила воли, желание

13

достичь высоких результатов. Кроме того, спорт позволяет школьникам

развивать свою скорость, ловкость, силу, настойчивость.

Для достижения этих целей учитель-тренер должен приложить много

усилий, чтобы развивать способность молодых спортсменов устанавливать

жизненно

важные

цели,

способность

соотносить

их

с

моральными

ценностями

общества,

принимать

сознательные

этические

решения,

проявлять моральную волю для преодоления трудностей.

1.2. Занятия пауэрлифтингом как средство формирования нравственно-

волевых качеств у старших школьников

Рассмотрим психологические особенности детей старшего школьного

возраста и их интеграцию в процесс пауэрлифтинга.

Более высокий школьный возраст, или, как его называют, ранняя

молодежь, охватывает период развития детей в возрасте от 15 до 17 лет, что

соответствует возрасту учащихся классов IX - X средней школы. В конце

этого возраста школьник приобретает степень идеологической и умственной

зрелости,

которая

достаточна

для

начала

самостоятельной

жизни,

последующего обучения в университете или производственной работы после

окончания школы [17].

Старшим

школьным

возрастом

является

период

гражданской

подготовки человека, его социального самоопределения, его активного

вовлечения в общественную жизнь, формирования духовных качеств

гражданина и патриота. Личность молодого человека и девушки развивается

под влиянием совершенно новой позиции, которую они начинают занимать

по сравнению с подростком, в обществе, в коллективе. Положение учащихся

средних

школ

в

школе,

получение

опыта

серьезной

общественной

деятельности оказывают решающее влияние на развитие самобытности

учащихся классов IX-X.

14

В конце старшего школьного возраста мальчики и девочки, как

правило, достигают определенной степени физической зрелости. Быстрый

рост и развитие организма заканчиваются характерными для подросткового

возраста, существует относительно спокойный период физического развития,

в

конечном

итоге

заканчивается

половое

созревание,

характерный

подростковый разрыв в росте сердца и сосудов выравнивается, артериальное

давление

сбалансировано,

устанавливается

ритмическая

работа

желез

внутренней секреции. Скорость роста организма замедляется, заметно

увеличивается мышечная сила, увеличивается объем груди, заканчивается

оссификация скелета. Однако полная физическая и умственная зрелость

возникает у мальчиков и девочек чуть позже [11].

Просветительская

деятельность

и

умственное

развитие.

Образовательные

мероприятия

учащихся

средних

школ

существенно

отличаются от характера и содержания образовательных мероприятий

подростков. Это не только то, что содержание обучения становится глубже.

Основное различие заключается в том, что воспитательная деятельность

учащихся средних школ требует гораздо более высоких требований к их

умственной деятельности и самостоятельности. Для углубленного изучения

программных материалов необходим достаточно высокий уровень общего и

концептуального

мышления.

Трудности

часто

возникают

в

процессе

обучения студента, в основном связанные с неспособностью учиться в этой

новой среде, а не нежеланием учиться.

Что касается отношения учащихся средних школ к учениям, здесь

также есть некоторые изменения. Студенты растут, обогащают свой опыт:

они понимают, что они находятся на пороге самопожертвования. Их

сознательное отношение к обучению растет. Образование приобретает

непосредственный смысл жизни, поскольку учащиеся средней школы четко

осознают, что предпосылкой для полного участия в будущей трудовой жизни

общества является существующий фундамент знаний, навыков и навыков,

приобретенных в школе, способность самостоятельно приобретать знания.

15

Описывая интересы учащихся средних школ, следует прежде всего

сказать, что именно в этом возрасте мальчики и девочки обычно определяют

свой особый и устойчивый интерес к науке, индустрии знаний, сфере

деятельности. Такой интерес к школьному возрасту приводит к образованию

когнитивной и профессиональной ориентации человека, определяет выбор

профессии, жизненный путь мальчика или девочки после окончания вуза.

Наличие такого конкретного интереса стимулирует постоянное желание

расширить и углубить знания в соответствующей области: школьник активно

знакомится

с

литературой

по

интересующему

его

вопросу,

охотно

занимается в соответствующих кругах, встречает интересующих его людей

[27].

Личностное развитие в старшем школьном возрасте. В результате

постепенного

приобретения

опыта

социального

поведения,

роста

нравственного сознания и социальных убеждений, изучения основ науки в

школе,

формирование

теоретического

мышления

в

школе

начинает

формировать мировоззрение. Только в том, что касается продвинутого

школьного возраста, мы можем серьезно говорить о формировании подлинно

научного видения мира - для этого требуется определенная степень

моральной, интеллектуальной и умственной зрелости [21].

Что касается особенностей развития личности, то следует отметить

следующее:

самосознание

учащихся

средней

школы

приобретает

качественно новый характер, оно связано с необходимостью понимания и

оценки моральных и психологических свойств их личности уже с точки

зрения конкретных целей и устремлений жизни. Если подросток оценивает

себя по сравнению с настоящим, то старший школьник по сравнению с

будущим.

Специфической особенностью нравственного развития в этом возрасте

является усиление роли нравственных верований, нравственного сознания в

поведении. Именно там способность выбирать правильную линию поведения

в разных условиях и обстоятельствах, необходимо действовать, действовать в

16

соответствии с собственным нравственным кодексом, с его моральными

установками и правилами, сознательно направлять их в их поведение [5].

Старшеклассники, по сравнению с подростками, гораздо больше знают

и

понимают

нравственные

качества

личности,

понимают

нюансы

соответствующих понятий: честный нельзя назвать человеком, который не

сделал ничего плохого в жизни, а безразлично проводил неупорядоченные

поступки других, чувствительность - это не только способность видеть

потребности человека и помогать ему, но и способность чувствовать, какую

помощь нужна, способность оказывать такую помощь тактично, дабы не

обидеть человека" [15].

Однако в некоторых случаях из-за плохого образования, влияния

людей, несущих остатки и предубеждения старого общества, или уродливых

форм «современного» поведения некоторые молодые люди и некоторые

девушки могут иметь ложные представления и моральные предубеждения и

даже чужие нравственные принципы и отношения, которые определяют

проявления морального разврата, цинизма, презрения к другим, нездорового

скептицизма, эгоизма. Социальная и профессиональная жизнь в здоровой,

решительной, требовательной команде, активно действующей на своих

членах, обычно восстанавливает сознание и поведение этих мальчиков и

девочек [24].

Чувство взросления в старшем школьном возрасте, с одной стороны,

становится глубже и острее. Старшие школьники еще меньше, чем

подростки, склонны терпеть снижение своей зрелости, с отношением к ним

как к «маленькому». С другой стороны, в конце этого возраста, по мере

приближения к объективному взрослому возрасту, он превращается в какое-

то чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в

желании выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом

возрасте, школьник стремился быть признанным взрослым, стремился стоять

рядом со взрослыми, ничем не отличается от них, то теперь он хочет

признать

свою

индивидуальность,

идентичность,

идентичность,

17

оригинальность, право выделиться из чего-то общей массы взрослых. Отсюда

и преувеличение моды, кричащее увлечение абстрактным искусством,

вызывающее формы поведения.

Пауэрлифтинг как спорт предъявляет достаточно высокие требования к

психике

спортсмена.

Гораздо

легче

достичь

определенного

уровня

физической, технической и тактической подготовки к турниру, чем

психологической подготовки [16].

Позитивное влияние пауэрлифтинга на развитие умственных функций,

образование и повышение моральных и добровольных качеств позволяет

рассматривать его не только как спорт, но и как мощное средство

физического воспитания и системы развития и улучшения личности.

Понятно, что для отображения результатов в соревнованиях и

выполнения тренировочных упражнений необходимо создать условия, при

которых

максимальная

концентрация

сосредоточена

на

спортивных

мероприятиях. Эмоциональный фон, на котором происходит процесс

тренировки, является очень важным вопросом, и в тех случаях, когда

преобладают

негативные

эмоции,

эффект

тренировки

может

быть

совершенно

противоположным

ожидаемому.

Есть

много

различных

факторов, которые определяют эмоциональный фон. Вот некоторые из них:

- личная жизнь,

- расписание,

- диета,

- учеба,

- здоровье [24].

Если какой-либо из этих факторов не обращает внимания, то он

обязательно проявит себя в самый неподходящий момент и потребует

«отзвука». Поэтому, чтобы добиться успеха в спорте, необходимо быть

гармоничным человеком, сочетающим в себе разные качества. Давно

известно, что в спорте выигрывают не только машины для поднятия

18

тяжестей или демонстрации скелетных мышц, но и прежде всего настоящие

личности.

Для старших школьников ежемесячный план их рабочей нагрузки в

пауэрлифтинге включает в себя количество штанговых лифтов (КПШ) и

общий объем физической подготовки в часах. Интенсивность тренировочной

нагрузки на данном этапе обучения не предусмотрена. Здесь главная задача -

обучить молодых спортсменов основам техники конкурентных упражнений.

В классе они не должны поднимать нижнюю и максимальную весовую

планку. Это можно сделать только в соревнованиях. Пренебрежительное

отношение к обучению технике подъема стебля может стать серьезным

тормозом для роста квалификации спортсменов, поэтому роль начальной

фазы

обучения

в

спортивной

карьере

трудно

переоценить.

Помимо

технических навыков, новички должны получать многоцелевую физическую

подготовку и обучаться регулярным упражнениям. Очень важно, чтобы у

спортсменов не было недостатка в занятиях, так как навыки общения с баром

быстро теряются, и даже с недельным перерывом техника значительно

ухудшается [6].

При

выполнении

упражнений

с

учащимися

средней

школы

используется метод группового обучения. Хорошо в том, что при обучении

технике конкурентных упражнений все спортсмены один за другим

повторяют упражнение, показанное тренером, и когда наставник указывает

на ошибку одного из учеников, другие стараются не повторять эту ошибку.

Со временем новички начинают рассказывать друг другу о совершенных

ошибках. Это облегчает процесс обучения и ускоряет обучение навыкам.

Тренер

учитывает

индивидуальные

особенности

учащихся,

давая

дополнительные задачи для самостоятельной работы и корректируя их

нагрузку во время общих курсов. Урок тренировки обязательно должен

начинаться с специального разминки. Помимо общего согревающего

эффекта на организм спортсмена, разминка оказывает местное воздействие

на связочный и мышечный аппарат: ускоряет биохимические реакции в

19

мышцах, делает связки более эластичными, увеличивает диапазон движений

в суставах, улучшает моторные реакции. После хорошей тренировки

спортсмен готов к максимальному мышечному напряжению. Если разминка

недостаточна, это обязательно повлияет на эффективность упражнений и

может даже способствовать травмам [9].

Новичкам не следует увеличивать пределы тяжести при тренировке,

так как это разрушает нефиксированную технику упражнений. На данный

момент значение не вес стебля, а количество повторений в подходе, поэтому

полезно выучить технику с помощью снаряда легкого и среднего веса. В

течение 2-3 лет желательно повторить отклоненное упражнение без

изменения веса стебля. По мере того, как техника освоена и общее

физическое состояние спортсмена улучшается, вес бара должен постепенно

увеличиваться. Сильные и слабые раздражители не оптимальны для

формирования условного рефлекса. Только средние веса могут обеспечить

успешное закрепление эффективных форм движения в структуре упражнения

и способствовать лучшему развитию специальных физических качеств,

которые необходимы при поднятии максимального веса. Тренер должен

внимательно следить за благополучием своих учеников и если спортсмен не

справляется с нагрузкой, уменьшит тренировочный вес и количество

подходов. На этом этапе подготовки новичкам не следует использовать

нагрузки большого диапазона и интенсивности. В первом цикле ежемесячной

тренировки

начинающий

спортсмен

должен

научиться

принимать

правильное исходное положение во всех конкурентных упражнениях. Цели

заключаются в следующем: общее укрепление основных групп мышц и

связок и знание техники конкурентных и вспомогательных упражнений [10].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема

развития нравственных - волевых качеств считается одной из главных, но

менее развитых проблем развития личности. Определение психолого-

педагогических аспектов формирования этих личностных качеств требует,

прежде всего, изучения этих концепций в более широком аспекте.

20

Особенности возраста учащихся средних школ оказывают значительное

влияние на определение содержания текущей образовательной деятельности,

количества нравственных знаний, которые могут понять и узнать учащиеся, а

также на выбор форм организации их нравственной и познавательной

деятельности. Одним из наиболее эффективных способов формирования

нравственных и добровольных качеств является использование средств

физического воспитания. Мощный потенциал оздоровления физической

культуры и спорта позволяет обучать нравственным и добровольным

качествам учащихся средних школ и гармонично развитой личности.

Пауэрлифтинг как спорт предъявляет достаточно высокие требования к

психике

спортсмена.

Гораздо

легче

достичь

определенного

уровня

физической, технической и тактической подготовки к турниру, чем

психологической подготовки.

Позитивное влияние пауэрлифтинга на развитие умственных функций,

образование и повышение моральных и добровольных качеств позволяет

рассматривать его не только как спорт, но и как мощное средство

физического воспитания и системы развития и улучшения личности.

21

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ

КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

ПАУЭРЛИФТИНГОМ

2.1. Отбор эффективных методов формирования нравственно-волевых

качеств у старших школьников в процессе занятий пауэрлифтингом

В

условиях

повышенных

требований

к

точности

некоторых

двигательных или умственных операций, а также при выполнении сложных

спортивных упражнений, человек обязан, прежде всего, себе самому.

Обладание собой, своими действиями, чувствами, способностью и

умением

сознательно

регулировать

свое

поведение

в

экстремальных

условиях характеризует одно из ценных морально - волевых качеств -

самоконтроль. Это качество, как и другие волевые особенности личности,

развивается в процессе жизни и деятельности человека. Обучение и

самообразование такого качества требует понимания ряда психологических

особенностей

и

закономерностей

самоконтроля

и

саморегуляции.

Сознательный контроль над собой, своим поведением, своими действиями

характеризуется многими психологическими особенностями [20].

Наиболее важными из них являются то, что человек может:

- осознанно, самостоятельно, с помощью словесного, т. е. второго-

сигнала, стимула, вызвать действие, произвольно выполнить движение,

начать действовать. Мы можем сознательно вызвать определенную идею или

начать думать об известном объекте, можем произвольно направлять,

фокусировать или переключать свое внимание; произвольно вспоминать или

воспроизводить в сознании то, что воспринималось ранее;

- произвольно или по собственному желанию задерживать или

останавливать движение или действие, мыслительные процессы восприятия,

памяти, воображения, мышления;

22

- сознательно поддерживать, поддерживать необходимую для решения

той или иной задачи активность (например, сохранять напряжение внимания,

когда это необходимо; наблюдать любое явление в нужный период времени;

выполнять двигательные действия даже при усталости) [3].

Для

формирования

морально-волевых

качеств

старшеклассников

разработан

комплекс

мероприятий

в

пауэрлифтинге,

включающий

необходимые психорегуляторные средства и методы из набора следующих

методик:

Для развития целеустремленности:

1. С уменьшением активности спортсмена в достижении цели,

поставленной во время соревнований, спортсмены поставили новые, более

высокие и значимые цели.

2. Были установлены амбициозные и амбициозные цели и достигнуты

промежуточные цели. Многообещающие и промежуточные цели были

сформулированы и зафиксированы в отдельных задачах.

3. Каждая тренировка была выполнена путем определения конкретных

целей и задач. Эти задачи были сохранены в личном журнале. Цели

способствовали достижению амбициозных целей.

4. Чтобы сформировать чувство долга и ответственности за каждый

урок

обучения,

был

назначен

служащий,

который

отвечал

за

инвентаризацию, необходимую для урока [8].

Для развития решительности, смелости, уверенности в своих силах:

1. Обучение в суровых природных условиях или с использованием

необычного спортивного оборудования и оборудования:

- тренировочные упражнения на местности в неблагоприятных

погодных условиях: выполнять циклические упражнения на пересеченной

местности, в оврагах, на рыхлой земле, используя водную среду, бегать под

крутым холмом с препятствиями, ходить и бегать с закрытыми глазами,

преодолевать специальные препятствия;

23

- бегать и прыгать с нагрузками, прыгать в глубину и царапать с

гимнастическими снарядами, прыгать через препятствия и гимнастические

снаряды;

- акробатические прыжки, батут упражнения: прыжки, сальто, падение

на живот

- периодически выполнять упражнения с помощью спортивных

снарядов и инвентаря различного качества;

- игра в регби с упрощенными правилами с элементами питания.

Выбор метода и способов повышения мужества и решимости во

многом зависит от конкретных условий. Важную роль в устранении страха

или его ослабления должны играть психорегуляторные методы обучения. По

словам М. В. Китаева, преодоление чувства страха способствует укреплению

всех качеств воли: инициативы, деятельности, дисциплины, решимости,

настойчивости [10].

2. Психорегулирующая тренировка:

-

Саморегулирование.

Метод,

основанный

на

предыдущих

психологических установках и чувстве уверенности в себе (подкрепленном

положительным опытом саморегулирования), применяя самотренировку: «я

могу! Я получу! Я потерплю! Я закончу дело! Я преодолею состояние

апатии,

напряжения,

страха!»

Осуществляя

опыт

самостоятельной

тренировки, человек осуществляет мышечное расслабление, внушает чувство

спокойствия, укрепляет уверенность в успехе, преодолевает эмоциональное

напряжение, стимулирует себя к успешному продолжению сложных видов

деятельности.

В

таких

ситуациях

способность

к

высокому

усилию

воли

осуществляется на основе навыков саморегулирования их психического

состояния.

Упражнение

проводится

за

1,5-2

часа

до

следующего

соревнования.

- Психологическая настройка перед соревнованием «я совершенно

спокоен... Я пойду и сделаю все, чтобы выиграть…»

24

Во время соревнований важно успокоиться, подавить волнение,

полностью мобилизоваться «я совершенно спокоен... я внимателен и

чрезвычайно собран... во время соревнований я чувствую себя спокойным,

уверенным в себе... я полностью владею собой ... дыхание спокойное,

ритмичное ... сердце работает точно, ритмично ... спокойствие по всему

телу ... я хорошо подготовлен к следующему соревнованию» Упражнение

выполняется непосредственно перед следующим соревнованием [17].

3. Регулирование уровня страха:

-

Рационализация.

Это

средство

подойдет

всем

спортсменам.

Заключается в разумном объяснении тренером механизмов возникающих

неблагоприятных условий с целью их объективной оценки и логического

поиска путей. Оно позволяет не только выйти из неблагоприятного

состояния, но и использовать его, чтобы увеличить уровень активации. Это

спортсмен может сделать это сам по себе в виде самостоятельного

предложения.

Например,

в

случае

раздражения:

знаю,

что

раздражительность является одним из признаков спортивной формы; так как

я стал раздражительным, то я близок к вершине и готов сделать хорошо".

Или "у меня есть признаки возбуждения до начала (например) - это

возбуждение можно использовать и регулировать для активного запуска".

- Сублимация. Техника заключается в искусственном перемещении

одного настроения к другому путем изменения мотивации, переориентации

на проблемы, решаемые в игре. Здесь есть принцип «белая обезьяна». В

спорте:

если

вы

пытаетесь

не

думать

о

завершении

предстоящего

соревнования, а невольно только об этом и подумаете. Чаще всего

сублимация состоит в том, чтобы перевести суждения спортсмена из

эмоционально красочной оценки наиболее вероятного исхода от начала в

области технико-тактического содержания ("главное правильно дышать",

нужно быть очень внимательным во время физических упражнений и т. д.).

Особенно необходимо сублимировать спортсменов со слабой нервной

25

системой или которые потеряли уверенность в своих силах из-за спортивных

неудач и травм. Этот прием проводится до предстоящих соревнований.

- Чтобы облегчить начальную апатию "я могу все ... я хочу, и я могу

преодолеть летаргию... лень... нерешительность... я способен на огромные

усилия воли... я хочу быть энергичным, решительным, активным ... я готов к

выступлению... для меня это легко сделать ... я полон сил и энергии... я

всегда сохраняю бодрость и уверенность в себе..."[12].

Упражнение проводится за 1,5-2 часа до предстоящей тренировки.

4.

Регулярное

обучение

участников

обязательной

реализации

программы тренировок и конкурсных объектов. Привычка доводить любое

дело до конца, быть обязательным формируется в процессе обучения путем

непрерывного

выполнения

системы

задач

обучения,

тщательно

спланированных и принятых в качестве конкретной программы действий.

Если

задача

является

разумной

и

возможной,

закон

должен

быть

обязательным для студента. Спортсмен должен быть убежден (и тренер

призван сделать это), что нет простых средств для достижения высот навыка,

и что эти высоты становятся ближе, чем больше усилий прилагается, чтобы

достичь их.

5.

Введение

дополнительной

задачи

(не

сообщенной

ученику),

связанной с удлинением тренировочной работы на фоне усталости:

- преодолеть дополнительный сегмент расстояния с установкой заранее

(который придет первым);

- активация упражнений на предельное количество повторений:

Отжимания в заднем стопе, отжимания на штанах, упражнения для мышц

пресса, тяга на перекладине, подъем ног в винте [19].

6.

Началось

использование

соревнований

и

отношений.

Первостепенное

значение

конкурентного

метода

в

формировании

характеристик спортивного характера определяется тем фактом, что этот

метод

исходит

из

естественного

начала

спортивной

деятельности

(стремления к лидерству, установка на достижения), приводит в действие

26

силу мобилизации специфических межличностных отношений, присущих

спорту, тем самым ставит спортсмена перед необходимостью максимально

определить свои способности и одновременно требует способности владеть в

самых сложных ситуациях. При этом только регулярное участие в

соревнованиях и систематическое использование дебютов соревнований при

организации тренировок могут быть постоянно активными факторами

формирования характера спортсмена.

7. "Пятьдесят повторений". Выберите 4-6 упражнений, которые

обеспечивают нагрузку на все группы мышц. Например: приседания,

тренирующая сила на прямых ногах возвышения, лежа или отжимания,

сгибание рук или подтягивание, рубцы (упражнения для трапециевидной

мышцы) или подталкивание к подбородку. Каждое упражнение выполняется

с легким весом 20-25 раз (убедитесь, что упражнение правильное), отдых 10-

15 секунд, затем повторите одно и то же или максимальное количество

повторений, а затем снова отдохните. Продолжайте упражнение, пока не

выполните 50 повторений (рядов). После выполнения упражнения отдохните

2-3 минуты и начните следующее упражнение. Такую программу тренировок

следует придерживаться в течение 2-3 недель, не больше, так как может быть

перетренированность.

8. "50%". Это метод высокой интенсивности, который использует два

подхода к упражнениям. Количество упражнений в программе тренировок

должно быть небольшим. Упражнение выполняется до полного провала 10-

12 повторений. Затем, после небольшого перерыва отдыха (45-60 секунд),

либо слегка увеличить вес, либо использовать тот же вес для второго

подхода, при котором необходимо выполнить не менее 50% повторений их

числа в первом подходе (подсчитывают только повторения, которые сделаны

с правильной техникой). Количество рядов в подходе-5-6.

9. "Увеличение результата приседания". Программа рассчитана на 14

недель. Эффективность этой программы заключается в том, что работа

должна

проводиться

с

большим

количеством

повторов

с

высокой

27

интенсивностью и с серьезным отношением к выполнению программы.

Количество

недель

программы

и

рабочая

нагрузка

варьируются

в

зависимости от уровня физической и технической подготовки участников

[27].

Для развития выдержки и самообладания:

1. Введение сенсорных и эмоциональных факторов - выполнение

конкурентных упражнений в условиях отвлекающего шума, бег в разные

стороны, приседания, прыжки на тренерской ватке в руках, на свистке.

2. Проведение обучения и обучения в присутствии зрителей, судей,

гостей. Выполнение тренировочных упражнений в присутствии незнакомцев

заставляет спортсмена мобилизоваться, преодолеть возникающее волнение,

стремиться хорошо, выполнять упражнения.

3. Раз в 2-4 недели необходимо создавать более сложные и сложные

требования и условия.

4. Упражнения для релаксации мышц создают условия для отдыха.

Расслабление-отсутствие

психического

или

физического

стресса,

внутреннего возбуждения. Как правило, нерациональное нервно-мышечное

напряжение сочетается с ненужным мышечным напряжением, которое, в

свою

очередь,

еще

больше

повышает

нервную

нагрузку.

Полное

расслабление, или расслабление, снимает мышечное напряжение. При этом

улучшается кровообращение, регулируется пульс и давление, быстро

устраняется усталость. Расслабление, снижающее поток межрецептивных

импульсов, приводит к снижению реактивности гипоталамуса и тем самым

снижает эмоциональную возбудимость [15].

Упражнения проводят перед сном в течение 15-20 минут.

Для воспитания самостоятельности:

1. Ведение журнала спортсмена с анализом выполненной тренировки.

2. Подготовка к самостоятельному выполнению подготовительной и

окончательной части обучения и обучения.

28

3.

Возможность

проводить

дополнительные

индивидуальные

мероприятия в свободное время.

4. Способность проектировать и реализовывать план разминки и

поведения в соревнованиях.

5.

Самостоятельное

изучение

истории

пауэрлифтинга,

методов

тренировки известных спортсменов.

6.

Постоянное

укрепление

функций

самообразования,

которое

подразумевает

понимание

спортсменом

сущности

его

спортивной

деятельности и самосознания. Средства и средства самообразования воли

могут быть:

- постоянное соблюдение общего режима организованной жизни в

соответствии с требованиями спортивных мероприятий;

- самомотивация при безусловном выполнении программы тренировок;

- саморегулирование эмоций, психического и общего состояния

аутогенными и подобными методами и методами;

- самоконтроль постоянный [12].

2.2. Методика формирования нравственно-волевых качеств у старших

школьников в процессе занятий пауэрлифтингом

Решение поставленных задач определило выбор следующих методов

исследования:

1. Анализ и обобщение литературных источников.

2. Психологическое тестирование.

3. Опытно-экспериментальная работа.

4. Методы математической статистики.

1. Выбор литературных источников был определен в связи с проблемой

исследования. Анализировались работы, освещающие как психологическую

подготовку старших школьников, в общем, так и развитие нравственно-

волевых

качеств,

в

частности.

Теоретический

анализ

литературных

29

источников позволил нам выделить основные понятия, касающиеся воли и

нравственности,

а

также

определить

пути

оценки

уровня

развития

нравственно-волевых качеств у старших школьников.

2. Методы психологического тестирования были использованы для

выявления

уровня

развития

нравственно-волевых

качеств

у

старших

школьников в процессе занятий пауэрлифтингом.

Психологический

анализ

развития

нравственно-волевых

качеств

старших школьников. Цель теста – оценка развития нравственно-волевых

качеств у школьника по степени сформированности нравственно-волевых

умений. Тест содержит 15 вопросов. Каждое волевое качество оценивается

суммой

трех

признаков

проявления

нравственно-волевых

умений.

Оценивание происходило в баллах от 0 до 18 (0-4,9 – качество не выражено;

5,0-9,9 – слабо выражено; 10,0-14,9 – хорошо выражено; 15,0-18 – очень

хорошо выражено).

3. В процессе опытно-экспериментальной работы нами был изучен

уровень

развития

нравственно-волевых

качеств

старших

школьников,

занимающихся пауэрлифтингом. В учебно-тренировочный процесс внедрены

разработанные, подобранные средства и методы по развитию нравственно-

волевых качеств.

4. Исследование проводилось на базе. В исследовании приняли участие

13 юношей 16 - 17 лет.

Принимавшие в исследовании школьники посещали тренировочные

занятия 6 раз в неделю.

Организация исследования

Исследование проходило в период с 2017 по 2018 год и включало в

себя следующие этапы:

На первом этапе исследования (сентябрь 2017 - май 2018 года),

осуществлялся теоретический анализ состояния проблемы, проводился сбор

и

анализ

литературных

источников,

разрабатывались

теоретическое

обоснование и методология исследования.

30

На втором этапе (сентябрь - декабрь 2017 года) продолжается сбор,

анализ и обработка литературных источников, отражающих современное

состояние изучаемой проблемы. А также было организовано и проведено

пилотажное исследование уровня развития волевых качеств юношей,

занимающихся пауэрлифтингом.

Третий этап (январь - апрель 2018 года) был связан с проведением

опытно-экспериментальной работы, включающей: подбор средств и методов

для развития нравственно-волевых качеств старших школьников в процессе

занятий пауэрлифтингом и внедрение этих средств и методов в учебно-

тренировочный процесс.

На четвертом этапе исследования (май 2018 года), мы подвергли

обработке результаты исследования, а также произвели теоретическую

интерпретацию результатов исследования и оформили их в дипломной

работе.

Результаты изучения развития нравственно-волевых качеств у

старших школьников, занимающихся пауэрлифтингом

С

целью

получения

более

качественных

результатов

опытно-

экспериментальной

работы

было

проведено

исследование

типов

темперамента юношей, занимающихся в контрольной и экспериментальной

группах (рис. 1).

Рис. 1. Типы темперамента юношей старшего школьного возраста

контрольной и экспериментальной групп

31

Анализируя рисунок можно сделать вывод, что в обеих группах

наблюдается одинаковое количество юношей, имеющих сангвинистический

– 38% и холерический – 38% тип темперамента. В контрольной группе

меланхолический тип темперамента имеют 9% юношей, а флегматический –

15%, в то время как в экспериментальной группе меланхоликов 15%,

флегматиков – 9% занимающихся. По данным литературных источников

холерики

обидчивы,

чувствительны,

беспокойны,

агрессивны,

легко

возбудимы, импульсивны, оптимистичны и активны, а также поддаются

изменению настроения. В то время как сангвиники – общительны,

контактны,

разговорчивы,

доступны,

отзывчивы

жизнерадостны

и

беззаботны, инициативны. Флегматики – пассивные, спокойные, надежные,

ровные, управляемые, миролюбивые, рассудительные, осмотрительные,

доброжелательные.

Меланхолики

тихие,

тревожные,

сдержанные,

необщительные и пессимистичные, склонны к рассуждениям.

В

рамках

исследования

был

проведен

тест

оценки

развития

нравственно-волевых качеств у старших школьников, позволяющий выявить

развитие таких нравственно-волевых качеств как целеустремленность,

настойчивость

и

упорство,

решительность

и

смелость,

выдержка

и

самообладание, самостоятельность и инициативность.

Исходные среднегрупповые показатели уровня развития нравственно-

волевых качеств старших школьников, занимающихся пауэрлифтингом

представлены на рисунке 2.

Показатели:

1 – целеустремленность

32

2 - настойчивость и упорство

3 - решительность и смелость

4 - выдержка и самообладание

5 - самостоятельность и инициативность

Рис. 2. Исходные среднегрупповые показатели развития нравственно-

волевых качеств юношей старшего школьного возраста, занимающихся

пауэрлифтингом.

Данные рисунка свидетельствуют о том, что у обеих групп все

исследуемые показатели хорошо выражены (количество баллов от 10,0 до

14,9). При этом контрольная группа превосходит экспериментальную группу

по показателям развития целеустремленности, настойчивости и упорства,

решительности и смелости (11,6 и 10,8; 11,4 и 10,5; 11,5 и 10,9 баллов,

соответственно). В то время как показатели развития таких волевых качеств

как выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность

практически равны.

Таким образом, анализируя полученные результаты можно утверждать,

что тренировочная деятельность влияет на развитие нравственно-волевых

качеств, однако для достижения спортивных и жизненных целей необходимо

целенаправленное формирование нравственно-волевых качеств.

Экспериментальное обоснование средств и методов развития

нравственно-волевых качеств у старших школьников, занимающихся

пауэрлифтингом

После

проведения

опытно-экспериментальной

работы

по

формированию

нравственно-волевых

качеств

у

старших

школьников,

занимающихся пауэрлифтингом, мы получили следующие результаты: в

обеих группах наблюдалась положительная динамика во всех показателях

развития волевых качеств (рис. 3). Но уровень прироста в контрольной и

экспериментальной группах оказался разным (табл. 1). Также следует

отметить, что исследуемые показатели остались на хорошо выраженном

уровне (сумма баллов от 10,0 до 14,9).

33

Показатели:

1 – целеустремленность

2 - настойчивость и упорство

3 - решительность и смелость

4 - выдержка и самообладание

5 - самостоятельность и инициативность

Рис. 3. Конечные среднегрупповые показатели развития нравственно-

волевых качеств старших школьников, занимающихся пауэрлифтингом

Таблица 1

Динамика

изменения

показателей

развития

нравственно-волевых

качеств у старших школьников, занимающихся пауэрлифтингом

Показатели

Группы

Р

Контрольная

(М+\-m)

Экспериментальна

я (М+\-m)

Целеустремленность

До

эксп.

11,6+\-0,40

10,8+\-0,38

После

эксп

12,1+\-0,49

13,6+\-0,43

Прирост в %

4,3

2,9

p≤0,05

34

Настойчивость и

упорство

До

эксп

11,4+\-0,51

10,5+\-0,48

После

эксп.

11,7+\-0,57

14,2+\-0,52

Прирост в %

2,6

3,2

p≤0,05

Решительность и

смелость

До

эксп.

11,5+\-0,31

10,9+\-0,35

После

эксп.

11,7+\-0,36

13,0+\-0,42

Прирост в %

1,7

1,7

p≤0,05

Выдержка и

самообладание

До

эксп.

11,1+\-0,33

10,9+\-0,21

После

эксп

11,5+\-0,35

13,2+\-0,39

Прирост в %

3,6

2,1

p≤0,05

Самостоятельность

и

инициативность

До

эксп

11,1+\-0,31

11,1+\-0,29

После

эксп

11,3+\-0,35

13,2+\-0,39

Прирост в %

1,8

1,8

p≤0,05

Рассмотрим

итоговые

показатели

развития

нравственно-волевых

качеств у старших школьников, входящих в состав контрольной группы.

Наибольший прирост наблюдался в показателе целеустремленности (4,3%),

на наш взгляд, это может говорить о том, тренер правильно ставит

тренировочные и соревновательные цели, а также правильно определяет

задачи, которые должны быть решены в учебно-тренировочном процессе.

Наименьший прирост у старших школьников экспериментальной группы

наблюдался в показателях решительности и смелости, самостоятельности и

инициативности (1,7% и 1,8%, соответственно). Эти результаты могут быть

35

итогом

неправильного

подбора

средств

и

методов

в

процессе

психологической подготовки старших школьников.

Анализируя конечные показатели развития волевых качеств у юношей,

входящих в экспериментальную группу, мы видим, что наименьший прирост

наблюдался в показателях решительности и смелости (1,7%). Наибольшие

изменения наблюдались в показателе настойчивости и упорства (3,2%).

Проведя

анализ

прироста

уровня

волевых

качеств

школьников

экспериментальной группы за период опытно-экспериментальной работы,

мы видим, что достоверные различия (p≤0,05) наблюдались во всех

показателях.

Исходя

из

вышеизложенного,

можно

сделать

вывод,

что

для

формирования нравственно-волевых качеств старших школьников, мы

разработали

комплекс

мероприятий

в

пауэрлифтинге,

включающий

необходимые психорегулирующие средства и методы из набора следующих

методик: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и

смелость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами был изучен

уровень

развития

нравственно-волевых

качеств

старших

школьников,

занимающихся пауэрлифтингом. В учебно-тренировочный процесс внедрены

разработанные, подобранные средства и методы по развитию нравственно-

волевых качеств. Из проведенного исследования нами сделан вывод, что

применяемые средства и методы на занятиях в экспериментальной группе,

оказывают позитивное влияние на развитие нравственно-волевых качеств,

что

впоследствии

сказывается

на

результативности

тренировочной

деятельности.

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития нравственно-волевых качеств рассматривается как

одна из главных, но наименее развитых проблем личностного развития.

Определение психолого-педагогических аспектов формирования указанных

качеств личности требует, прежде всего, рассмотрения этих понятий в более

широком аспекте. Возрастные особенности старшеклассников оказывают

существенное влияние на определение содержания учебной деятельности,

объема нравственных знаний, которые могут осмыслить и усвоить учащиеся,

а также на выбор форм организации их нравственно-познавательной

деятельности. Одним из наиболее эффективных способов формирования

нравственно-волевых

качеств

является

использование

физического

воспитания. Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и

спорта дает возможность в формировании нравственно-волевых качеств

старшеклассников и гармонично развитой личности.

Пауэрлифтинг как вид спорта предъявляет достаточно высокие

требования к психике спортсмена. Это гораздо легче достичь определенного

уровня физической, технической и тактической готовности к турниру, чем

готовности психологической.

Положительное влияние пауэрлифтинга на развитие психических

функций, воспитание и совершенствование моральных и волевых качеств

позволяет рассматривать его не только как спорт, но и как мощное средство

физического воспитания и систему развития и совершенствования личности.

Анализ литературных источников показывает, что для успешной

спортивной деятельности старшеклассников в пауэрлифтинге необходимо

развивать нравственно-волевые качества, однако практических рекомендаций

по развитию таких нравственно-волевых качеств, как решительность,

смелость,

настойчивость,

инициативность,

самоконтроль

в

доступной

литературе не найдено.

37

Для

формирования

морально-волевых

качеств

старшеклассников

разработан

комплекс

мероприятий

в

пауэрлифтинге,

включающий

необходимые

психорегуляторные

средства

и

методы

из

комплекса

следующих методов: целеустремленность, настойчивость и настойчивость,

решительность

и

мужество,

выносливость

и

самоконтроль,

самостоятельность и инициативность.

В процессе экспериментальной работы изучен уровень развития

морально-волевых качеств школьников старших классов, занимающихся

пауэрлифтингом.

В

процессе

обучения

реализуются

разработанные,

подобранные инструменты и методы развития нравственно-волевых качеств.

Исследование показало, что в конце экспериментальной работы у

школьников, занимающихся пауэрлифтингом, обеих групп наблюдалась

положительная динамика в развитии нравственно-волевых качеств. Но

увеличение всех изучаемых показателей было выше у старшеклассников

экспериментальной группы, чем в контрольной.

Из проведенного исследования сделан вывод о том, что инструменты и

методы, применяемые на занятиях в экспериментальной группе, оказывают

положительное влияние на развитие нравственно-волевых качеств, что в

дальнейшем влияет на эффективность тренировочной деятельности.

Пауэрлифтинг является эффективным средством воспитания физически

и духовно здорового ученика. Наше исследование показало, что упражнения

пауэрлифтинг оказывают положительное влияние практически на все

функции и системы организма, являются мощным средством профилактики

заболеваний, способствуют формированию нравственно-волевых качеств

личности старшего школьника.

Один из способов воспитания нравственных и волевых качеств,

постепенное усложнение задач, решаемых в процессе обучения. Волевой

спортсмен

характеризуется

целеустремленностью,

настойчивостью

и

упорством в достижении цели, самостоятельностью и инициативностью,

38

решимостью

и

мужеством,

выносливостью

и

выдержкой,

дисциплинированностью и трудолюбием.

Воспитание нравственно-волевых качеств личности - важнейшая часть

психологической подготовки юных спортсменов. Основу нравственно-

волевой

подготовки

является

постоянное

преодоление

трудностей.

Воспитание нравственно-волевых качеств личности предполагает, с одной

стороны, активная позиция тренера, с другой - правильно организовать

процесс самообразования.

39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Авсиевич, В. Н. Анализ современных научных исследований

российских и казахстанских ученых по методическому обеспечению и

организации системы подготовки спортсменов в пауэрлифтинге [Текст] /

В.Н. Авсиевич // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 121-133.

2.

Авсиевич, В. Н. Управление тренировочным процессом юношей,

занимающихся пауэрлифтингом: дис. ... док. PhD. [Текст] / В.Н. Авсиевич. –

Алматы, 2016. – 162 с.

3.

Антропов, Ю.А. Человековедение [Текст] / Ю. А. Антропов. - М.:

ГЭОТАР-Медиа, 2015. ― 256 с.

4.

Барчуков, И. С. Физическая культура [Текст] : учеб. для высш.

проф. образования / И. С. Барчуков ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 5-е изд.,

стер. - Москва : Академия, 2012. - 526 с.

5.

Береснев, М. В. Формирование нравственно-волевых качеств

старших школьников в процессе занятий самбо [Электронный ресурс] :

выпуск. квалификац. работа по направлению подготовки "44.03.01 Пед.

образование (профиль "Физ. культура")" / авт. М. В. Береснев ; науч. рук. И.

С. Осипова ; рец. Н. И. Постникова ; Шадр. гос. пед. ун-т, каф. теорет. основ

физ. воспитания и безопасности жизнедеятельности. - Электрон. текстовые

дан. (1 файл в формате PDF). - Шадринск: [s. n.], 2018. – 45 с.

6.

Божович, Л.И. Что такое воля? [Текст] / Л.И. Божович // Семья и

школа. - М., 1991. - №1. - С. 32-35.

7.

Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в

спорте [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: Издательство «Советский Спорт»,

2013. – 216 c.

8.

Виноградов, Г.П. Атлетизм: Теория и методика, технология

спортив. тренировки : учеб. по направлению подгот. 49.03.01 : рек. умс

ФГБОУ ВО "Нац. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,

40

С.-Петербург" [Текст] / Г.П. Виноградов, И.Г. Виноградов. - М.: Спорт, 2017.

– 406 с.

9.

Гарипова, А.З. Потенциал пауэрлифтинга в формировании

физических и личностных качеств [Текст] // Наука и спорт: современные

тенденции / А.З. Гарипова. - 2014. - №4. – С. 53-57.

10.

Дворкин,

Л.

С.

Методика

тренировки

троеборцев

(пауэрлифтеров) [Текст] / Л. С. Дворкин // Дворкин Л. С. Тяжелая атлетика :

учеб. для вузов / Л. С. Дворкин. – М., 2005. - С. 313-326.

11.

Дворкин, Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм,

пауэрлифтинг, гиревой спорт [Текст] / Л.С. Дворкин. - Ростов на Дону:

Феникс, 2003. - 383 с.

12.

Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю. И. Евсеев. - Изд.

9-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 444, [1] с.

13.

Железняк,

Ю.Д.

Методика

обучения

физической

культуре

[Текст]: учеб. для вузов / Ю.Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина. -

М.: Академия, 2014. - 256 с.

14.

Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры [Текст]:

учебник / Б.А. Карпушин - М.: Советский спорт, 2013. – 300 с.

15.

Керимов, Ф. Я.

Формирование духовно-нравственных качеств

личности в процессе физического воспитания [Текст] / Ф. Я. Керимов, Э. А.

Сейтхалилов // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 2. - С. 96-

100.

16.

Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории

психологии [Текст] / В.А. Кольцова. - М.: Изд-во "Институт психологии

РАН", 2004. - 416 с.

17.

Кузнецов, В.С. Физическая культура [Текст]: учебник / В.С.

Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КНОРУС, 2016. – 256 с.

18.

Кузнецов, В.С. Практикум по теории и методике физического

воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. С.

41

Кузнецов, Ж. К. Холодов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2014. -

208 с.

19.

Кузьменко, Г.А. Развитие личностных качеств обучающихся в

учебной и спортивной деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие /

под ред. Г.А. Кузьменко. - М. : Прометей, 2013. – 560 с.

20.

Луценко, А. А.

Дифференцированный подход к подготовке

пауэрлифтеров 15-16 лет группы начальной подготовки [Текст] / А. А.

Луценко // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. -

2009. - № 1. - С. 44-46.

21.

Лущик, И.В. Пауэрлифтинг [Текст] / И.В. Лущик // Физическая

культура. Все для учителя! - 2018. - № 2. - С. 1-8.

22.

Муллер, А.Б. Физическая культура [Текст] : учебник для вузов /

А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2016. – 424 с.

23.

Остапенко, Л.Н. Пауэрлифтинг [Текст] / Л.Н. Остапенко. - М.:

Спортивная Россия, 2003. – 280 с.

24.

Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры [Текст]:

учебник / М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, Б. Синюхин. – М.: Альянс, 2016. –

292 с.

25.

Спатаева,

М.

Х.

Стратегия

подготовки

спортсменов

в

пауэрлифтинге [Текст] / М. Х. Спатаева, Т. П. Замчий. - Омск : Омский

государственный университет, 2013. - 112 с.

26.

Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта

[Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот.

"Пед. образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 10-е изд., испр. -

Москва : Академия, 2012. - 479 с.

27.

Хорунжий, К. А. Эффективность методики начальной подготовки

в пауэрлифтинге на основе сочетания разных режимов упражнения [Текст] :

дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Хорунжий Кирилл Анатольевич; Место

защиты : [Тульский гос. ун-т]. – Тула: СГУ, 2014. – 145 с.

42

28.

Шейко, Б.И. Пауэрлифтинг: настольная книга тренера [Текст] /

Б.И. Шейко. - М.: Издательский центр «Спорт сервис», 2004. - 540 с.

29.

Шейко, Б.И. Пауэрлифтинг. От новичка до мастера [Текст] / Б.И.

Шейко, Горулев П.С., Э.Р. Румянцева, Р.А. Цедов - М.: Медиа групп

«Актиформула», 2013. - 560 с.

30.

Яковлева, Н.Ф. Воспитание и самовоспитание

нравственно-

волевых черт характера подростков [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Яковлева,

М.И. Шилова. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. – 212 с.

43



В раздел образования