Напоминание

Повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет"


Автор: Зимфира Назитовна Зарипова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 96
Населённый пункт: города Санкт-Петербурга
Наименование материала: Презентация по литературе
Тема: Повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
Раздел: полное образование





Назад




А.И. Куприн.

Рассказ «Гранатовый браслет»»

«Кто не знал любви, тот всё равно, что не

жил».

(Ж.Б.Мольер)

О любви

Творчество Куприна между двумя

революциями ознаменовано созданием

повестей о любви «Суламифь» (1908) и

«Гранатовый браслет» (1911),

отличающихся своим светлым настроением

от произведений литературы тех лет других

авторов. Третьим произведением Куприна

на эту тему был самый ранний

рассказ»Олеся».

История создания рассказа «Гранатовый

браслет»

Работа над рассказом “Гранатовый браслет” шла

осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн

часто бывал в семье одесского врача Л. Я.

Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в

исполнении его жены. Музыкальное произведение

настолько захватило Александра Ивановича, что

работа над рассказом началась с того, что он

записал эпиграф.

“L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Звуки сонаты

соединились в его воображении с историей светлой

любви, которой он был свидетелем.

Куприн воплотил в своем творении идеал

прекрасной, всемогущей, но не взаимной

любви, показал, что “маленький человек”

способен на большое, всеобъемлющее

чувство. Сам же Куприн так говорил о

любви: это “чувство, которое до сих пор

еще не нашло себе истолкования”.

Характеристика Веры

Вера Николаевна пошла в мать,

красавицу англичанку, своей

высокой гибкой фигурой,

нежным, но холодным и

гордым лицом, прекрасными,

хотя довольно большими

руками, и той очаровательной

покатостью плеч, какую можно

видеть на старинных

миниатюрах…”

иллюстрация

Характеристика Желткова

“Он был очень

бледный, с нежным

девичьим лицом, с

голубыми глазами и

упрямым детским

подбородком с

ямочкой посередине;

лет ему, должно

быть, было около

тридцати, тридцати

пяти”?

Иллюстрация героя

Символика в рассказе

Гранатовый браслет – символ любви,

благоговейной, бесконечной и

безнадежной, и трагедии в судьбе героя.

Несчастный влюбленный просил повесить

браслет – символ святой любви – на

икону.

Любовь в рассказе

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей

тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты

и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или

сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея –

это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня

вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как

любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе

истолкования”

Куприн о любви

Куприн считает, что истинная любовь –

основа всего земного. Она не должна

быть изолированной, неразделенной, она

должна основываться на высоких

искренних чувствах, стремиться к идеалу.

Любовь сильнее смерти, она возвышает

человека.

Роль музыки в рассказе

Музыка удивительно гармонирует с

переживаниями Веры, в душе которой звучат

слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных

звуках – жизнь, которая “покорно и радостно

обрекла себя на мучения, страдания и

смерть”. Последние воспоминания Желткова

овеяны сладкой грустью, мгновения счастья

становятся для него вечностью. Соната № 2

Бетховена – "исключительное, единственное

по глубине произведение".

Значение творчества Куприна

Везде, даже в ограниченном, заблудшем

человеке, Куприн раскрывал природные,

«вытесненные» порочным миропорядком

возможности. Он смотрит на своего героя

со стороны и изнутри, постоянно

переключаясь с внешних событий на

внутреннее состояние личности.



В раздел образования