Автор: Пантелеева Любовь Михайловна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" с. Михайловка
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: «Цвет и колорит. Психофизиологическое воздействие цвета и его символика».
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Михайловка
«Цвет и колорит. Психофизиологическое воздействие
цвета и его символика».
Выполнила: преподаватель
художественного отделения
Пантелеева Л.М.
с.Михайловка
2024г.
1
Цвета действуют на душу, цвет пробуждает фантазию. Каким образом
цвет связан с нашими эмоциями? Определенного ответа нет до сих пор.
Начало исследований в этой области уходит в глубь веков. Авиценна одним
из первых занимался цветовой терапией. Он придумал определенные цвета с
конституцией
и
рекомендовал
соответствующие
цветные
лекарства,
изготовленные из высушенных растений. Современные психологи подняли
бы на смех такого коллегу – они уверены, что цвета могут действовать
только оптически. Но кто знает, может быть, древние ученые глубже
смотрели в суть вещей?
Проблемы
цвета
под
различными
углами
зрения
изучаются
в
настоящее время в целом ряде наук и научных дисциплин. Физика изучает
энергетическую
природу
цвета,
физиология
–
процесс
восприятия
человеческим глазом волн определенной длины и превращая их в цвет,
психология – проблемы восприятия цвета и воздействия его на психику,
биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и
растительных организмов, математика разрабатывает методики измерения
цвета.
Совокупность перечисленных наук является научное цветоведение.
В теории живописи и живописной практики изучаются главным
образом художественные, эстетические свойства цвета, закономерности
создания
цветового
строя,
колорита
картины,
различные
приемы
использования контрастов, соотношение цвета с другими компонентами
художественной формы, такими как, линия, пластика, светотень, роль цвета в
композиции живописного произведения.
Ньютон впервые сформировал мысль о сложном составе белого
солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную
трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная
полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре
располагаются
в
определенном
порядке
к.о.ж.з.г.с.ф.
Каждый
цвет
постепенно, без резких границ, посредством множества промежуточных
цветов переходит в другой цвет. Те же чистые, яркие, спектральные цвета
можно увидеть в радуге. Цвета отличающиеся различной цветностью
к.о.ж.з.г.с.ф. называют хроматическими (цветами). В спектре нет белых,
серых цветов, а также черного цвета. Эти цвета, отсутствующие в спектре,
можно отличить лишь по светлоте. Группу б.с.г. цветов называют
ахроматическими (бесцветными). Хроматические цвета отличаются друг от
друга по трем признакам: цветовому тону, насыщенности и светлоте.
Основные цвета к.с.ж. при смешении получаются дополнительные цвета.
Цветовая гармония, колорит, светотень в живописи построены зачастую по
принципу контраста. Светлое пятно на темном фоне кажется светлее,
называется контраст положительным, а темное на светлом кажется темнее –
называется
контраст
отрицательным.
Противопоставление
теплых
и
холодных цветов – один из важнейших приемов организации колорита в
живописи и декоративно-прикладном искусстве. Холодная гамма цветов
2
создает впечатление успокоенности, теплая гамма-впечатление радости,
активности, иногда драматизма.
Условно пятно, окруженное более светлым или тёмным тоном,
называют «реагирующим полем», а фон – «индуктирующим полем». При
равной яркости большая площадь реагирующего поля всегда кажется темнее
меньшей площади индуктирующего поля. При восприятии различные цвета
обозначают как «легкие» и «тяжелые». К легким или воздушным цветом
обычно относят светлые, холодные, малонасыщенные цвета, особенно синие
и голубые, напоминающие цвет неба, воздушного пространства и дали. К
тяжелым цветам относят теплые, темные, плотные цвета – коричневые,
оливковые, черные, темно-серые и др. Тяжелые цвета обычно ассоциируются
с цветом земли.
Художники часто называют различные цвета глухими и звонкими, что
зависит от насыщенности цвета. Например, ярко-красный насыщенный цвет
называют звонким по сравнению с глухим коричневым цветом. Для передачи
воздушного пространства, передний план картины изображены в тепло-
коричневой гамме, средний – в нейтрально-зелёной гамме и дальний – в
голубоватой колористической гамме.
Цветовая
гармония
–
важнейшее
средство
художественной
выразительности
в
живописи,
наряду
с
композицией,
рисунком,
перспективной, светотенью, фактурой и т.д. Термин «гармония» происходит
от греческого слова – что означает созвучие, согласие, противоположность
хаосу и является философско-этической категорией, означающем высокий
уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие
различного
в
составе
целого,
отвечающее
эстетическим
критерием
совершенства, красоты.
Цветовая гармония в живописи – это согласованность цветов между
собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их
равновесия и созвучания, основного оттенка каждого цвета.
Колорист в живописи – важнейший элемент художественной формы,
служащий раскрытию образного содержания произведений искусства.
Термин «колорит» происходит от латинского слова «color», что
означает цвет, краска. Колорит в живописи – это «характер взаимосвязи всех
цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств
правдивого и выразительного изображения действительности».
Символика
цвета
в
изобразительном
искусстве
базируется
на
объективных особенностях психики, подразумевая использование всем
привычных ассоциаций: синий – небо, зеленый – трава, листва, желтый –
солнечный луг, красный – огонь, кровь, черный – темнота и ужас. Цвет таким
образом не только фиксирует наше представление о мире, но и отражает
способность человеческого организма этот мир познать.
Для художников, работающих в области живописи и декоративно-
прикладного
искусства,
большое
значение
имеет
знание,
3
психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного
законами его восприятия.
В Америке в газетах есть такой раздел: советы медиков покупателям. В
них подробно говорится о цвете. Итак, желтый цвет положительно влияет на
двигательные центры и печень, кожу, вызывает состояние радости и
удовлетворения. Зелёный – препятствует спазму кровеносных сосудов и
понижает давление.
Красный – как заряд энергии стимулируем левое полушарие мозга,
предметы красного цвета незаменимы при меланхолии и апатии. Осторожно
стоит относится к синему цвету: считается, что при длительном воздействии
он поднимает давление и плохо влияет на страдающих сердечными
заболеваниям, хотя, с другой стороны, его наделяют противомикробным
действием. Фиолетовый цвет целительно воздействует на тех, у кого
проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Психологи, занимающиеся рекламой, утверждают: мы воспринимаем
фиолетовый
как
очень
близкий,
холодный,
агрессивно-тревожный
и
обескураживающий. А чем замечательны составляющие фиолетового цвета –
красный и синий? С точки зрения физиологии это означает, что состояние
возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжево-красного
цвета, а состояние замедления и успокоения – частоте колебаний темно-
синего цвета.
Швейцарский психолог Макс Люшер, выделявший психологию цвета в
отдельную науку, писал, что красный цвет по своей сути означает
революцию, переворот. Он подавляет слабых людей. Пурпурный, с его
солидной дозой холодного синего, воздействует ещё более впечатляюще и
одновременно
сдерживающе;
его
можно
охарактеризовать
словами
«роскошный» и «великолепный». Не потому ли одеяние королей, кардиналов
и сенаторов были пурпурные?
Французский поэт Рембо считал, что женщину, одевающуюся в
красное, легко соблазнить. В зелёном заложена жизненная возможность,
которая совершенно отсутствует в сером.
Серый цвет свободен от какой-либо психологической тенденции, серый
– это нейтралитет, граница, а не территория, на которой можно жить.
Мрачному, тусклому коричневому, нередко отдают предпочтение люди,
которым кажется, что их конфликты неразрешимы, а также большинство
наркоманов. Коричневый – сложный цвет, который получается при
смешении красного и черного. Он теряет жизненную силу красного, и в нем
остаются
только
пассивные
телесно-чувственные
ощущения.
Отсюда
понятно, почему к коричневому с предпочтением относятся крестьянское
население. Тем более что он характерен для почвы, земли.
Черный или белый символизирует окончательное решение, когда
человек находится в кризисе. Черный – агрессивное упорство, белый –
бегство. Белый цвет – разрешение, бегство и освобождение. Белый цвет – это
чистая доска, разрешение проблем и новое начало, не потому ли платье
4
невесты – белое? Если белый символизирует начало, то черный – это
граница, за которой прекращается «цветовая жизнь», черный – это
абсолютный отказ, он выражает идею, «ничто» или «нет» в боевом протесте.
Но все-таки почему же нигилизм ассоциируется с черным цветом, синий
означает покой, а красный – опасность?
До сих пор остается загадкой психологические механизмы, создающие
подобную ассоциативную связь. Может быть, начало связи - в физиологии?
Например, на языке племени «ндембу» белый означает благо, здоровье,
чистоту и счастье, силу, радость, власть, жизнь и смех. Красный – кровь,
добро и зло, силу; черный – зло, нечистое, страдание, колдовство, тьму и
холод.
В течении длительного времени исторического развития в сознании
людей закреплялись определенные ассоциативные связи различных цветов
или цветовых сочетаний с разными жизненными явлениями. Различные цвета
и их сочетания в искусстве разных народов символизировали радость и горе,
жизнь и смерть. Однако одни и те же цвета у разных народов олицетворяли
часто различные эмоциональные и жизненные ситуации. Например, если у
славянских народов цвет траура черный, то у некоторых восточных народов
цвет траура белый и т.д.
Известно символическое значение цвета в народном искусстве, которое
в значительной степени складывалось под воздействием красок окружающей
среды. У многих народов красный цвет символизирует солнце и любовь,
зеленый цвет – символ надежды, белый цвет – символ чистоты и невинности.
В произведениях живописи отдельные цвета в различные периоды надеялись
определенной символикой смысловой нагрузкой, но она оказывалась
неустойчивой даже в одну и ту же историческую эпоху. Итак цвет
определяется изменчивым сочетанием нескольких факторов: физиологии,
психологии,
социальной
среды,
национального
характера,
текущей
ситуации…
До сих пор остается загадкой психологические механизмы, создающие
подобную ассоциативную связь . Может быть, начало этой связи – в
физиологии?
Гармония цвета – великая сила. Такое ощущение, словно здесь есть
какая-то тайна, над которой должен думать, человек.
5