Напоминание

«Цвет и колорит. Психофизиологическое воздействие цвета и его символика».


Автор: Пантелеева Любовь Михайловна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" с. Михайловка
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: «Цвет и колорит. Психофизиологическое воздействие цвета и его символика».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» с. Михайловка

«Цвет и колорит. Психофизиологическое воздействие

цвета и его символика».

Выполнила: преподаватель

художественного отделения

Пантелеева Л.М.

с.Михайловка

2024г.

1

Цвета действуют на душу, цвет пробуждает фантазию. Каким образом

цвет связан с нашими эмоциями? Определенного ответа нет до сих пор.

Начало исследований в этой области уходит в глубь веков. Авиценна одним

из первых занимался цветовой терапией. Он придумал определенные цвета с

конституцией

и

рекомендовал

соответствующие

цветные

лекарства,

изготовленные из высушенных растений. Современные психологи подняли

бы на смех такого коллегу – они уверены, что цвета могут действовать

только оптически. Но кто знает, может быть, древние ученые глубже

смотрели в суть вещей?

Проблемы

цвета

под

различными

углами

зрения

изучаются

в

настоящее время в целом ряде наук и научных дисциплин. Физика изучает

энергетическую

природу

цвета,

физиология

процесс

восприятия

человеческим глазом волн определенной длины и превращая их в цвет,

психология – проблемы восприятия цвета и воздействия его на психику,

биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и

растительных организмов, математика разрабатывает методики измерения

цвета.

Совокупность перечисленных наук является научное цветоведение.

В теории живописи и живописной практики изучаются главным

образом художественные, эстетические свойства цвета, закономерности

создания

цветового

строя,

колорита

картины,

различные

приемы

использования контрастов, соотношение цвета с другими компонентами

художественной формы, такими как, линия, пластика, светотень, роль цвета в

композиции живописного произведения.

Ньютон впервые сформировал мысль о сложном составе белого

солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную

трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная

полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре

располагаются

в

определенном

порядке

к.о.ж.з.г.с.ф.

Каждый

цвет

постепенно, без резких границ, посредством множества промежуточных

цветов переходит в другой цвет. Те же чистые, яркие, спектральные цвета

можно увидеть в радуге. Цвета отличающиеся различной цветностью

к.о.ж.з.г.с.ф. называют хроматическими (цветами). В спектре нет белых,

серых цветов, а также черного цвета. Эти цвета, отсутствующие в спектре,

можно отличить лишь по светлоте. Группу б.с.г. цветов называют

ахроматическими (бесцветными). Хроматические цвета отличаются друг от

друга по трем признакам: цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Основные цвета к.с.ж. при смешении получаются дополнительные цвета.

Цветовая гармония, колорит, светотень в живописи построены зачастую по

принципу контраста. Светлое пятно на темном фоне кажется светлее,

называется контраст положительным, а темное на светлом кажется темнее –

называется

контраст

отрицательным.

Противопоставление

теплых

и

холодных цветов – один из важнейших приемов организации колорита в

живописи и декоративно-прикладном искусстве. Холодная гамма цветов

2

создает впечатление успокоенности, теплая гамма-впечатление радости,

активности, иногда драматизма.

Условно пятно, окруженное более светлым или тёмным тоном,

называют «реагирующим полем», а фон – «индуктирующим полем». При

равной яркости большая площадь реагирующего поля всегда кажется темнее

меньшей площади индуктирующего поля. При восприятии различные цвета

обозначают как «легкие» и «тяжелые». К легким или воздушным цветом

обычно относят светлые, холодные, малонасыщенные цвета, особенно синие

и голубые, напоминающие цвет неба, воздушного пространства и дали. К

тяжелым цветам относят теплые, темные, плотные цвета – коричневые,

оливковые, черные, темно-серые и др. Тяжелые цвета обычно ассоциируются

с цветом земли.

Художники часто называют различные цвета глухими и звонкими, что

зависит от насыщенности цвета. Например, ярко-красный насыщенный цвет

называют звонким по сравнению с глухим коричневым цветом. Для передачи

воздушного пространства, передний план картины изображены в тепло-

коричневой гамме, средний – в нейтрально-зелёной гамме и дальний – в

голубоватой колористической гамме.

Цветовая

гармония

важнейшее

средство

художественной

выразительности

в

живописи,

наряду

с

композицией,

рисунком,

перспективной, светотенью, фактурой и т.д. Термин «гармония» происходит

от греческого слова – что означает созвучие, согласие, противоположность

хаосу и является философско-этической категорией, означающем высокий

уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие

различного

в

составе

целого,

отвечающее

эстетическим

критерием

совершенства, красоты.

Цветовая гармония в живописи – это согласованность цветов между

собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их

равновесия и созвучания, основного оттенка каждого цвета.

Колорист в живописи – важнейший элемент художественной формы,

служащий раскрытию образного содержания произведений искусства.

Термин «колорит» происходит от латинского слова «color», что

означает цвет, краска. Колорит в живописи – это «характер взаимосвязи всех

цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств

правдивого и выразительного изображения действительности».

Символика

цвета

в

изобразительном

искусстве

базируется

на

объективных особенностях психики, подразумевая использование всем

привычных ассоциаций: синий – небо, зеленый – трава, листва, желтый –

солнечный луг, красный – огонь, кровь, черный – темнота и ужас. Цвет таким

образом не только фиксирует наше представление о мире, но и отражает

способность человеческого организма этот мир познать.

Для художников, работающих в области живописи и декоративно-

прикладного

искусства,

большое

значение

имеет

знание,

3

психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного

законами его восприятия.

В Америке в газетах есть такой раздел: советы медиков покупателям. В

них подробно говорится о цвете. Итак, желтый цвет положительно влияет на

двигательные центры и печень, кожу, вызывает состояние радости и

удовлетворения. Зелёный – препятствует спазму кровеносных сосудов и

понижает давление.

Красный – как заряд энергии стимулируем левое полушарие мозга,

предметы красного цвета незаменимы при меланхолии и апатии. Осторожно

стоит относится к синему цвету: считается, что при длительном воздействии

он поднимает давление и плохо влияет на страдающих сердечными

заболеваниям, хотя, с другой стороны, его наделяют противомикробным

действием. Фиолетовый цвет целительно воздействует на тех, у кого

проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Психологи, занимающиеся рекламой, утверждают: мы воспринимаем

фиолетовый

как

очень

близкий,

холодный,

агрессивно-тревожный

и

обескураживающий. А чем замечательны составляющие фиолетового цвета –

красный и синий? С точки зрения физиологии это означает, что состояние

возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжево-красного

цвета, а состояние замедления и успокоения – частоте колебаний темно-

синего цвета.

Швейцарский психолог Макс Люшер, выделявший психологию цвета в

отдельную науку, писал, что красный цвет по своей сути означает

революцию, переворот. Он подавляет слабых людей. Пурпурный, с его

солидной дозой холодного синего, воздействует ещё более впечатляюще и

одновременно

сдерживающе;

его

можно

охарактеризовать

словами

«роскошный» и «великолепный». Не потому ли одеяние королей, кардиналов

и сенаторов были пурпурные?

Французский поэт Рембо считал, что женщину, одевающуюся в

красное, легко соблазнить. В зелёном заложена жизненная возможность,

которая совершенно отсутствует в сером.

Серый цвет свободен от какой-либо психологической тенденции, серый

– это нейтралитет, граница, а не территория, на которой можно жить.

Мрачному, тусклому коричневому, нередко отдают предпочтение люди,

которым кажется, что их конфликты неразрешимы, а также большинство

наркоманов. Коричневый – сложный цвет, который получается при

смешении красного и черного. Он теряет жизненную силу красного, и в нем

остаются

только

пассивные

телесно-чувственные

ощущения.

Отсюда

понятно, почему к коричневому с предпочтением относятся крестьянское

население. Тем более что он характерен для почвы, земли.

Черный или белый символизирует окончательное решение, когда

человек находится в кризисе. Черный – агрессивное упорство, белый –

бегство. Белый цвет – разрешение, бегство и освобождение. Белый цвет – это

чистая доска, разрешение проблем и новое начало, не потому ли платье

4

невесты – белое? Если белый символизирует начало, то черный – это

граница, за которой прекращается «цветовая жизнь», черный – это

абсолютный отказ, он выражает идею, «ничто» или «нет» в боевом протесте.

Но все-таки почему же нигилизм ассоциируется с черным цветом, синий

означает покой, а красный – опасность?

До сих пор остается загадкой психологические механизмы, создающие

подобную ассоциативную связь. Может быть, начало связи - в физиологии?

Например, на языке племени «ндембу» белый означает благо, здоровье,

чистоту и счастье, силу, радость, власть, жизнь и смех. Красный – кровь,

добро и зло, силу; черный – зло, нечистое, страдание, колдовство, тьму и

холод.

В течении длительного времени исторического развития в сознании

людей закреплялись определенные ассоциативные связи различных цветов

или цветовых сочетаний с разными жизненными явлениями. Различные цвета

и их сочетания в искусстве разных народов символизировали радость и горе,

жизнь и смерть. Однако одни и те же цвета у разных народов олицетворяли

часто различные эмоциональные и жизненные ситуации. Например, если у

славянских народов цвет траура черный, то у некоторых восточных народов

цвет траура белый и т.д.

Известно символическое значение цвета в народном искусстве, которое

в значительной степени складывалось под воздействием красок окружающей

среды. У многих народов красный цвет символизирует солнце и любовь,

зеленый цвет – символ надежды, белый цвет – символ чистоты и невинности.

В произведениях живописи отдельные цвета в различные периоды надеялись

определенной символикой смысловой нагрузкой, но она оказывалась

неустойчивой даже в одну и ту же историческую эпоху. Итак цвет

определяется изменчивым сочетанием нескольких факторов: физиологии,

психологии,

социальной

среды,

национального

характера,

текущей

ситуации…

До сих пор остается загадкой психологические механизмы, создающие

подобную ассоциативную связь . Может быть, начало этой связи – в

физиологии?

Гармония цвета – великая сила. Такое ощущение, словно здесь есть

какая-то тайна, над которой должен думать, человек.

5



В раздел образования