Автор: Марина Александровна Дробижева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ 6 с Спицевка
Населённый пункт: Спицевка
Наименование материала: урок географии в 6 классе
Тема: Температура
Раздел: среднее образование
Урок 48 Температура воздуха.
Цель: ответить на вопрос: как и почему меняется температура воздуха?
Задачи: сформировать понятия «суточный ход температур», «амплитуда температур»,
«средняя температура воздуха»; познакомить с особенностями температуры воздуха,
изменением ее во времени и пространстве, приборами для измерения температуры
воздуха; научить определять среднюю температуру, амплитуду температур, строить
график суточного хода температур; осуществлять межпредметные связи с математикой,
воспитывать аккуратность, собранность.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь объяснять зависимость температуры
воздуха от угла падения солнечных лучей, определять температуру воздуха при помощи
термометра, по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, суточную
амплитуду температур.
Оборудование: термометры, календари погоды, физическая карта полушарий, тексты
задач.
Ход урока.
Вводная беседа:
1. Какую оболочку Земли мы начали изучать?
2. Что такое атмосфера?
3. Расскажите об атмосфере по плану:
а) границы
б) состав
в) строение
г) значение.
4. Проверочная работа.
а) в атмосфере содержится 78%;
б) самый нижний слой атмосферы;
в) наука о погоде;
г) защищает организмы от вредного ультрафиолетового излучения Солнца;
д) слой атмосферы, расположенный выше тропосферы;
е) прибор для определения направления ветра;
ж) самый большой материк;
з) прибор, прикрепляемый к воздушным шарам, передающий данные о состоянии
атмосферы;
и) воздушная оболочка Земли.
Ключ:
а) азот;
б) тропосфера;
в) метеорология;
г) озон;
д) стратосфера;
е) флюгер;
ж) Евразия;
з) радиозонд;
и) атмосфера.
Новый материал.
1. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из главных характеристик погоды –
температурой воздуха. Послушайте рассказ о том, как был совершен один из первых
полетов на воздушном шаре. Ответьте на вопрос: как изменялась температура воздуха с
высотой?
Почему с поднятием вверх температура понижается?
Решение задач.
1 вариант: какую температуру должны ожидать альпинисты при подъеме на Эльбрус на
высоте 4000 м ,если у подножия горы в это время t = +20
o
C?
2 вариант: какая температура воздуха будет за бортом самолета на высоте 10000 м, если
внизу в это время t = +10
o
C?
2. Как нагреваются суша и вода? Почему?
3. Измерение температуры с помощью термометра. Устройство, принцип действия.
Определить температуру воздуха в классе, на улице.
4. Как изменяется температура воздуха в течение суток? Причины: с.109 рис. 69.
5. Амплитуда температур. Почему самая низкая температура в 6 час., а самая высокая в 14
час.
6. Средняя суточная температура.
Задача: определить амплитуду температур, среднюю суточную температуру, построить
график.
1ч - -4
о
7ч - -1
о
13ч - +3
о
19ч - +1
о
7. Выполнить индивидуальные задания на определение средней температуры, амплитуды,
построение графика.
Задание 1. Определить среднюю температуру воздуха, амплитуду температур; построить
график по следующим данным:
1 час - +3
о
С
7 час - +2
о
С
13 час- +10
о
С
19 час - +5
о
С
Задание 2. Определить среднюю температуру воздуха, амплитуду температур; построить
график по следующим данным:
1 час - -3
о
С
7 час - -4
о
С
13 час – 0
о
С
19 час - -1
о
С
8. Тест
1. Температура воздуха с высотой:
а) понижается
б) повышается
в) не изменяется
2. Суша в отличие от воды нагревается:
а) медленнее
б) быстрее
3. Температуру воздуха измеряют:
а) барометром
б) термометром
в) гигрометром
4. Самая высокая температура воздуха наблюдается:
а) в 7 часов
б) в 12 часов
в) в 14 часов
5. Колебания температуры в течение суток зависят от:
а) облачности
б) угла падения солнечных лучей
в) ветра
6. Амплитуда – это:
а) сумма всех температур в течение суток
б) разность между самой высокой температурой и самой низкой
7. Средняя температура (+2
о
; +4
о
; +3
о
; -1
о
) равна:
а) 2
о
б) 10
о
в) 2,5
о
Взаимопроверка теста, выставление оценок.
Подведение итогов урока: что узнали? Чему научились?
Домашнее задание:
Тест.
1. Температура с высотой:
а) понижается
б) повышается
в) не изменяется.
2. Суша в отличие от воды нагревается:
а) медленнее б) быстрее
3. Температуру воздуха измеряют:
а) барометром в) гигрометром
б) термометром
4. Самая высокая температура наблюдается:
а) в 7 час утра
б) в 12 час
в) в 14 час.
5. Колебания температуры в течение суток зависят:
а) от облачности в) от ветра
б) от угла падения солнечных лучей
6. Амплитуда – это:
а) сумма всех температур в течение суток
б) разность между самой высокой и самой низкой температурами.
7. Средняя температура (+2
о
; +4
о
; +3
о
; -1
о
) равна:
а) 2
о
б) 10
о
в) 2,5
о
.
Тест.
1. Температура с высотой:
а) понижается
б) повышается
в) не изменяется.
2. Суша в отличие от воды нагревается:
а) медленнее
б) быстрее.
3. Температуру воздуха измеряют:
а) барометром
б) термометром
в) гигрометром.
4. Самая высокая температура наблюдается:
а) в 7 час утра
б) в 12 час
в) в 14 час.
5. Колебания температуры в течение суток зависят:
а) от облачности в) от ветра
б) от угла падения солнечных лучей
6. Амплитуда – это:
а) сумма всех температур в течение суток
б) разность между самой высокой и самой низкой температурами.
7. Средняя температура (+2
о
; +4
о
; +3
о
; -1
о
) равна:
а) 2
о
б) 10
о
в) 2,5
о
.