Автор: Алина Игоревна Денисова
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Ситуационные задачи как элемент функциональной грамотности"
Раздел: среднее образование
Ситуационные задачи
Создать условия – это значит так организовать деятельность ребёнка,
чтобы он захотел и полюбил работать с задачей и работая с ней, осуществлял
необходимые
и
мыслительные,
и
материальные
операции:
извлекал
первичную и вторичную информацию, то есть когда надо – бегло, а когда
надо – внимательно читал текст, что-то подчёркивал, что-то выписывал,
копировал, обобщал, творил, наблюдал за собой, контролировал себя,
обнаруживал и исправлял ошибки и т.д.
Для и развития функциональной грамотности используют различные
типы учебных заданий:
задания, в которых имеются лишние данные;
задания с противоречивыми данными;
задания, в которых данных недостаточно для решения;
многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).
Типы задач:
предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для
решения
которой
требуется
установление
и
использование
знаний
конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его
разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию»,
представленную в разных формах; сконструировать способ решения.
межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из
предметных областей с явным или неявным использованием языка другой
предметной
области.
Для
решения
нужно
применять
знания
из
соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения
выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных,
причём решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных
(найденных) самими обучающимися.
практико-ориентированные
задачи:
в
условии
описана
такая
жизненная ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей
жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только
теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и
применить
знания,
приобретённые
из
повседневного
опыта
самого
обучающегося.
Данные
в
задачи
должны
быть
взяты
из
реальной
действительности.
Я, коллеги, остановлюсь на …
Почему? Потому что Решение ситуационных задач стимулирует развитие
познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса
знания в широкий социально-культурный контекст.
ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным
опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как
и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных
областей.
Особое внимание при формировании и развитии функциональной
грамотности уделяется ситуационным задачам. Так как это современный
инструмент
формирования
функциональной
грамотности,
всех
её
компонентов; базовым компонентом является «читательская грамотность», а
ситуационная задача «заставляет» многократно читать, работать с текстом.
Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в
процессе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать
расширение образовательного пространства ребенка. Решение ситуационных
задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению
учебных
проблем,
тождественных
реальным
жизненным,
позволяет
школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной
информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для
решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески
пользоваться своими знаниями.
1.Итак, что же такое ситуационная задача.
Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать
интеллектуальные
операции
последовательно
в
процессе
работы
с
информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез –
оценка.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко
выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения
необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание
нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не
традиционный
номер,
а
красивое
название,
отражающее
ее
смысл.
Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который
должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось
найти на него ответ.
Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и
осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель
и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся – найти решение,
соответствующее данной ситуации; для учителя – освоение учащимися
способа деятельности и осознание его сущности.
Что даёт работа с ситуационной задачей?
Помогает лучше осознать изучаемый материал
Переводит знания из пассивного в активное состояние
Способствует интеграции знаний, умений и навыков
Создаёт условия для переноса знаний, навыков, алгоритмов и способов
действий и рассуждений
Развивает читательскую грамотность – базовый навык для развития
функциональной грамотности
Структура ситуационной задачи
1
группа
заданий
–
читать,
понимать
текст,
включая
учебный,
воспроизводить и использовать информацию, представленную явно.
2 группа заданий – обобщать и интерпретировать информацию, проверять и
формулировать на её основе утверждения (суждения), делать выводы,
работать с данными, представленной в разной форме.
3 группа заданий – применять информацию, представленную в разной
форме (текст, таблица, схема, краткая запись и пр.) для решения различный
бытовых задач.
Работа с ситуационной задачей
Извлечение первичной и вторичной информации
Под извлечением первичной информации при работе с текстом понимается
задача осознанного извлечения смысла из текста с составлением списка
ключевых слов, создания краткого содержания (аннотации), краткий
пересказ и письменное изложение (первый блок заданий, беглое чтение)
Под извлечением вторичной информации при работе с текстом
понимается задача анализа и осознанного построения (создания) моделей,
схем, диаграмм или таблиц, а также любое другое преобразование формы
представления информации: создание рисунка, например, с составлением
рассказа по нему, перевод текста на другой язык, ответы на вопросы по
тексту (второй и третий блок заданий, вдумчивое, рефлексивно-оценочное
чтение).
Предлагаю Вашему вниманию ситуационную задачу которую можно
использовать на уроке закрепления информации в 5 классе
1. Вкусно! (Н.А. Нурова)
Как мы воспринимаем вкусовую информацию
Язык – это орган восприятия вкуса. Считается, что это «дом» наших
вкусовых
рецепторов.
Однако,
вкусовые
рецепторы
также
находятся
на
внутренних сторонах щёк, на губах, на небе и даже под языком. Во рту
человека приблизительно 10 тысяч вкусовых рецепторов, из которых около 8
тысяч
находятся
на
языке.
С
помощью
вкусовых
рецепторов
люди
и
животные получают вкусовую информацию.
Вкусовые
рецепторы
передают
сигналы
в
мозг,
который
их
обрабатывает.
Результат
обработки
–
вкусовая
информация.
Человек
её
анализирует и принимает решение, что делать.
Главная
проблема
нового
поколения
учеников
-
непонимание
прочитанного
текста,
а,
следовательно,
неумение
его
анализировать,
применять
знания,
полученные
в
школе,
в
повседневной
жизни.
Информатика - это как раз тот предмет школьной программы, который
непосредственно учит детей работать с информацией, извлекать ее,
анализировать, преобразовывать и хранить. Упражнения по развитию
функциональной грамотности органично вписываются в уроки.