Напоминание

"Ситуационные задачи как элемент функциональной грамотности"


Автор: Алина Игоревна Денисова
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Ситуационные задачи как элемент функциональной грамотности"
Раздел: среднее образование





Назад




Ситуационные задачи

Создать условия – это значит так организовать деятельность ребёнка,

чтобы он захотел и полюбил работать с задачей и работая с ней, осуществлял

необходимые

и

мыслительные,

и

материальные

операции:

извлекал

первичную и вторичную информацию, то есть когда надо – бегло, а когда

надо – внимательно читал текст, что-то подчёркивал, что-то выписывал,

копировал, обобщал, творил, наблюдал за собой, контролировал себя,

обнаруживал и исправлял ошибки и т.д.

Для и развития функциональной грамотности используют различные

типы учебных заданий:



задания, в которых имеются лишние данные;



задания с противоречивыми данными;



задания, в которых данных недостаточно для решения;



многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

Типы задач:



предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для

решения

которой

требуется

установление

и

использование

знаний

конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его

разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию»,

представленную в разных формах; сконструировать способ решения.



межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из

предметных областей с явным или неявным использованием языка другой

предметной

области.

Для

решения

нужно

применять

знания

из

соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения

выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных,

причём решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных

(найденных) самими обучающимися.



практико-ориентированные

задачи:

в

условии

описана

такая

жизненная ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей

жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только

теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и

применить

знания,

приобретённые

из

повседневного

опыта

самого

обучающегося.

Данные

в

задачи

должны

быть

взяты

из

реальной

действительности.

Я, коллеги, остановлюсь на …

Почему? Потому что Решение ситуационных задач стимулирует развитие

познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса

знания в широкий социально-культурный контекст.



ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным

опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как

и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных

областей.

Особое внимание при формировании и развитии функциональной

грамотности уделяется ситуационным задачам. Так как это современный

инструмент

формирования

функциональной

грамотности,

всех

её

компонентов; базовым компонентом является «читательская грамотность», а

ситуационная задача «заставляет» многократно читать, работать с текстом.

Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в

процессе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать

расширение образовательного пространства ребенка. Решение ситуационных

задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению

учебных

проблем,

тождественных

реальным

жизненным,

позволяет

школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной

информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для

решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески

пользоваться своими знаниями.

1.Итак, что же такое ситуационная задача.

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать

интеллектуальные

операции

последовательно

в

процессе

работы

с

информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез –

оценка.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко

выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения

необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание

нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не

традиционный

номер,

а

красивое

название,

отражающее

ее

смысл.

Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который

должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось

найти на него ответ.

Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и

осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель

и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся – найти решение,

соответствующее данной ситуации; для учителя – освоение учащимися

способа деятельности и осознание его сущности.

Что даёт работа с ситуационной задачей?



Помогает лучше осознать изучаемый материал



Переводит знания из пассивного в активное состояние



Способствует интеграции знаний, умений и навыков



Создаёт условия для переноса знаний, навыков, алгоритмов и способов

действий и рассуждений



Развивает читательскую грамотность – базовый навык для развития

функциональной грамотности

Структура ситуационной задачи

1

группа

заданий

читать,

понимать

текст,

включая

учебный,

воспроизводить и использовать информацию, представленную явно.

2 группа заданий – обобщать и интерпретировать информацию, проверять и

формулировать на её основе утверждения (суждения), делать выводы,

работать с данными, представленной в разной форме.

3 группа заданий – применять информацию, представленную в разной

форме (текст, таблица, схема, краткая запись и пр.) для решения различный

бытовых задач.

Работа с ситуационной задачей

Извлечение первичной и вторичной информации

Под извлечением первичной информации при работе с текстом понимается

задача осознанного извлечения смысла из текста с составлением списка

ключевых слов, создания краткого содержания (аннотации), краткий

пересказ и письменное изложение (первый блок заданий, беглое чтение)

Под извлечением вторичной информации при работе с текстом

понимается задача анализа и осознанного построения (создания) моделей,

схем, диаграмм или таблиц, а также любое другое преобразование формы

представления информации: создание рисунка, например, с составлением

рассказа по нему, перевод текста на другой язык, ответы на вопросы по

тексту (второй и третий блок заданий, вдумчивое, рефлексивно-оценочное

чтение).

Предлагаю Вашему вниманию ситуационную задачу которую можно

использовать на уроке закрепления информации в 5 классе

1. Вкусно! (Н.А. Нурова)

Как мы воспринимаем вкусовую информацию

Язык – это орган восприятия вкуса. Считается, что это «дом» наших

вкусовых

рецепторов.

Однако,

вкусовые

рецепторы

также

находятся

на

внутренних сторонах щёк, на губах, на небе и даже под языком. Во рту

человека приблизительно 10 тысяч вкусовых рецепторов, из которых около 8

тысяч

находятся

на

языке.

С

помощью

вкусовых

рецепторов

люди

и

животные получают вкусовую информацию.

Вкусовые

рецепторы

передают

сигналы

в

мозг,

который

их

обрабатывает.

Результат

обработки

вкусовая

информация.

Человек

её

анализирует и принимает решение, что делать.

Главная

проблема

нового

поколения

учеников

-

непонимание

прочитанного

текста,

а,

следовательно,

неумение

его

анализировать,

применять

знания,

полученные

в

школе,

в

повседневной

жизни.

Информатика - это как раз тот предмет школьной программы, который

непосредственно учит детей работать с информацией, извлекать ее,

анализировать, преобразовывать и хранить. Упражнения по развитию

функциональной грамотности органично вписываются в уроки.



В раздел образования