Напоминание

Социально-значимая роль развития проектного мышления у учащихся


Автор: Стрюченко Ольга Валентиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1861"Загорье"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социально-значимая роль развития проектного мышления у учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Стрюченко Ольга Валентиновна

учитель информатики

руководитель Научного Общества учащихся

ГБОУ Школа №1861 «Загорье»

город Москва

«Социально-значимая роль развития проектного мышления у

учащихся»

Аннотация: Успех в современном мире во многом определяется

способностью человека организовать свою жизнь как проект:

определить дальнюю и ближайшую перспективу

найти и привлечь необходимые ресурсы

наметить план действий и, осуществить его

оценить, удалось ли достичь поставленных целей

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране,

так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в

политике, бизнесе, искусстве, спорте это люди, обладающие проектным

типом мышления.

Ключевые слова: проект, проектное мышление, проектная работа

На сегодня в нашей школе есть все возможности для развития

проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся —

проектной деятельности.

Проектом называют работу самого различного жанра: от обычного

реферата и нестандартного выполнения стандартного задания такого как

ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой

страны или эпохи до действительно серьезного исследования с

последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для

учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Автор проекта

определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает

необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы

серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее

дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях

обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к

источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию

второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка

делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к

асоциальной рекламе.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит

постепенно. Согласно современным психологическим представлениям,

интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних

этапах становления личности. Так к шести годам это развитие

осуществляется более чем на треть, к восьми — наполовину, а к двенадцати

годам на три четверти. Дети младшего школьного возраста, как отмечали

многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом

они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда

новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание

экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все

сферы деятельности.

Проектная работа с младшими школьниками рассматривается как

особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа

ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников

знаний, умений и навыков, но перспективная цель этих учебных

исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей.

Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми

детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые

познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

Очень правильным в проектной работе с младшими школьниками является

мотивация учащихся и мотивация их родителей, которые становятся

отличными помощниками и первыми экспертами для детей. Родители

учащихся - это наши союзники. Задача учителя на данном этапе: создать

ситуацию сотрудничества, в которой каждый занимает активную субъектную

позицию, чувствует комфортность, сопричастность, а деятельность строится

на основе партнерств

В нашей школе детям предлагается участие в Научном Обществе

Учащихся уже в младшем школьном возрасте. Но чтобы этот процесс был

гармоничным и доступным подготовку необходимо начинать

заблаговременно и выстраивать ступенчато, по принципу «от простого к

сложному». В этом велика роль педагога, который в свою очередь должен не

занимать жестких позиций, а непринужденно информировать детей об

исследовательской деятельности, мотивировать на проектирование.

Учительская функция здесь заключается в сопровождении, помощи и

поддержке, консультировании и организации ситуации успеха и развития.

Интерес же к самостоятельной работе появляется в основном звене

школы. Здесь подростки уже обладают достаточными знаниями, опытом

исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера

для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они

обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать

возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе,

способны не терять из поля зрения значимую цель.

Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные

потребности подростков, учесть их психологические особенности и

минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

• Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства

взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в

несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная

деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя

взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности.

• Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не

находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого

подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою

привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет

склонность подростка к фантазированию, когда результат действия

становится второстепенным по сравнению с собственным авторским

замыслом.

• Если подросток не получает приемлемых форм для реализации

потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей

внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь

проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое

проявляется в попытках определить границы своих возможностей,

физических и интеллектуальных.

Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный

опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное

творческое видение процесса и результата работы, создать проектный

продукт, которым смогут воспользоваться другие, например новое учебное

пособие.

Статистики подсчитали, что учащиеся удерживают в памяти:

10 % от того, что они читают

26 % от того, что они слышат

30 % от того, что они видят

50 % от того, что они видят и слышат

70 % от того, что они обсуждают с другими

80 % от того, что основано на личном опыте

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда

делают

95 % от того, чему они обучают сами

Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной

деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения»

других людей.

Самым важным и на первых порах самым трудным является

постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в

проектной деятельности хорошим опытом является работа над учебным

проектом.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их

тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя

здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет

самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе

осмысления проблемы и постановки цели. Этот проект — прекрасный способ

проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной

теме вполне может проводиться в форме защиты проекта.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая

учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего

учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или

с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо

ли говорить, насколько важно старшекласснику научиться планировать и

работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и

социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо

упомянуть.

Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в

полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со

своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.

Одной из особенностей работы над персональным проектом является

самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись

назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка

собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с

информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их

и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к

сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым

людям.

Серьезные требования сейчас предъявляются и к письменной части

проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение

иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с

требованиями в вузе.

Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты

проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и

3–5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию

своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об

оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов,

видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п.

Итак, какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного: проектная

деятельность учит наших детей:

• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и

разбить ее на тактические шаги;

• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время,

распределить их;

• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по

значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники

информации;

• планировать свою работу;

• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было

заявлено в качестве цели работы;

• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции.

• развитию коммуникативной и информационной компетентности и других

социальных навыков;

• решению профориентационных задач.

В заключении хочется отметить, что проектную деятельность можно

рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей

преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже

житейский опыт учащихся.

Литература

1.

Рекомендации

Министерства

образования

РФ

14-51-140/13

от

21.05.2004

//

Школьный

психолог.

2004.

30.

2.

Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др.

Международный Бакалавриат и

российская школа. Нормативно-методическая документация для российских

образовательных

учреждений.

М.,

2007.

3. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый

старый

подход

//

Здоровье

детей.

2013.

17.

4.

Ступницкая М.А.

Проектная деятельность как средство повышения

учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков

учащихся

/

Материалы

городской

научно-практической

конференции

«Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников».

М., 2014



В раздел образования