Автор: Стрюченко Ольга Валентиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1861"Загорье"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социально-значимая роль развития проектного мышления у учащихся
Раздел: среднее образование
Стрюченко Ольга Валентиновна
учитель информатики
руководитель Научного Общества учащихся
ГБОУ Школа №1861 «Загорье»
город Москва
«Социально-значимая роль развития проектного мышления у
учащихся»
Аннотация: Успех в современном мире во многом определяется
способностью человека организовать свою жизнь как проект:
определить дальнюю и ближайшую перспективу
найти и привлечь необходимые ресурсы
наметить план действий и, осуществить его
оценить, удалось ли достичь поставленных целей
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране,
так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в
политике, бизнесе, искусстве, спорте это люди, обладающие проектным
типом мышления.
Ключевые слова: проект, проектное мышление, проектная работа
На сегодня в нашей школе есть все возможности для развития
проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся —
проектной деятельности.
Проектом называют работу самого различного жанра: от обычного
реферата и нестандартного выполнения стандартного задания такого как
ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой
страны или эпохи до действительно серьезного исследования с
последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для
учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Автор проекта
определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает
необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы
серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее
дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях
обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к
источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию
второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка
делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к
асоциальной рекламе.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит
постепенно. Согласно современным психологическим представлениям,
интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних
этапах становления личности. Так к шести годам это развитие
осуществляется более чем на треть, к восьми — наполовину, а к двенадцати
годам на три четверти. Дети младшего школьного возраста, как отмечали
многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом
они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда
новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание
экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все
сферы деятельности.
Проектная работа с младшими школьниками рассматривается как
особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа
ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников
знаний, умений и навыков, но перспективная цель этих учебных
исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей.
Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми
детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые
познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.
Очень правильным в проектной работе с младшими школьниками является
мотивация учащихся и мотивация их родителей, которые становятся
отличными помощниками и первыми экспертами для детей. Родители
учащихся - это наши союзники. Задача учителя на данном этапе: создать
ситуацию сотрудничества, в которой каждый занимает активную субъектную
позицию, чувствует комфортность, сопричастность, а деятельность строится
на основе партнерств
В нашей школе детям предлагается участие в Научном Обществе
Учащихся уже в младшем школьном возрасте. Но чтобы этот процесс был
гармоничным и доступным подготовку необходимо начинать
заблаговременно и выстраивать ступенчато, по принципу «от простого к
сложному». В этом велика роль педагога, который в свою очередь должен не
занимать жестких позиций, а непринужденно информировать детей об
исследовательской деятельности, мотивировать на проектирование.
Учительская функция здесь заключается в сопровождении, помощи и
поддержке, консультировании и организации ситуации успеха и развития.
Интерес же к самостоятельной работе появляется в основном звене
школы. Здесь подростки уже обладают достаточными знаниями, опытом
исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера
для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они
обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать
возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе,
способны не терять из поля зрения значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные
потребности подростков, учесть их психологические особенности и
минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
• Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства
взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в
несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная
деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя
взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности.
• Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не
находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого
подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою
привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет
склонность подростка к фантазированию, когда результат действия
становится второстепенным по сравнению с собственным авторским
замыслом.
• Если подросток не получает приемлемых форм для реализации
потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей
внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь
проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое
проявляется в попытках определить границы своих возможностей,
физических и интеллектуальных.
Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный
опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное
творческое видение процесса и результата работы, создать проектный
продукт, которым смогут воспользоваться другие, например новое учебное
пособие.
Статистики подсчитали, что учащиеся удерживают в памяти:
10 % от того, что они читают
26 % от того, что они слышат
30 % от того, что они видят
50 % от того, что они видят и слышат
70 % от того, что они обсуждают с другими
80 % от того, что основано на личном опыте
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда
делают
95 % от того, чему они обучают сами
Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной
деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения»
других людей.
Самым важным и на первых порах самым трудным является
постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в
проектной деятельности хорошим опытом является работа над учебным
проектом.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их
тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя
здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет
самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе
осмысления проблемы и постановки цели. Этот проект — прекрасный способ
проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной
теме вполне может проводиться в форме защиты проекта.
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая
учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего
учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или
с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо
ли говорить, насколько важно старшекласснику научиться планировать и
работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и
социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо
упомянуть.
Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в
полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со
своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.
Одной из особенностей работы над персональным проектом является
самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись
назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка
собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с
информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их
и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к
сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым
людям.
Серьезные требования сейчас предъявляются и к письменной части
проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение
иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с
требованиями в вузе.
Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты
проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и
3–5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию
своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об
оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов,
видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п.
Итак, какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного: проектная
деятельность учит наших детей:
• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и
разбить ее на тактические шаги;
• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время,
распределить их;
• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по
значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники
информации;
• планировать свою работу;
• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было
заявлено в качестве цели работы;
• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции.
• развитию коммуникативной и информационной компетентности и других
социальных навыков;
• решению профориентационных задач.
В заключении хочется отметить, что проектную деятельность можно
рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей
преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже
житейский опыт учащихся.
Литература
1.
Рекомендации
Министерства
образования
РФ
№
14-51-140/13
от
21.05.2004
//
Школьный
психолог.
2004.
№
30.
2.
Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др.
Международный Бакалавриат и
российская школа. Нормативно-методическая документация для российских
образовательных
учреждений.
—
М.,
2007.
3. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый
старый
подход
//
Здоровье
детей.
2013.
№
17.
4.
Ступницкая М.А.
Проектная деятельность как средство повышения
учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков
учащихся
/
Материалы
городской
научно-практической
конференции
«Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников».
М., 2014