Автор: Савенкова Лидия Владимировна
Должность: учитель (олигофренопедагог)
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 19
Населённый пункт: п. Березовый Солнечного района Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Проблема выявления специфических нарушений письма у учащихся коррекционной школы
Раздел: среднее профессиональное
Проблема выявления специфических нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы
остается из наиболее актуальных в современной логопедии. Доказательством этого может
служить огромное число научных исследований, проводимых во всех странах мира.
Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у
учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками
грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного
языка. В основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: такие как
несформированность фонетико-фонематичной и лексико-грамматической сторон речи.
Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. Дети не
чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, не умеют выражать мысли,
не понимают причинно-следственные связи, словарный запас беден. Все это приводит к тому, что
учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.
Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфий – явление нередкое в
начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев
сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.
Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов –
коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших
психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы
письма.
При анализе дисграфий педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в основе
которых лежат такие механизмы, как трудности фонематического анализа, смешение близких по
артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких
по написанию и другие. В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности
языкового анализа, речевого внимания.
Трудности овладения навыком письма учащимся начальных классов выявляются довольно часто.
Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных
школ, таких авторов и ученых как И.Н. Садовникова, А.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. В отдельных
исследованиях таких авторов как О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина представлен анализ
некоторых механизмов нарушения письма. В тоже время многие теоретические вопросы
трудностей обучения письму остаются малоизученными.