Автор: Наталья Ивановна Сёмина
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ Озерищенская сош
Населённый пункт: д.Озерище , Дорогобужского р-на Смоленской области
Наименование материала: Презентация
Тема: "Технология РКМ как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
Технология РКМ как средство
активизации мыслительной
деятельности обучающихся
на уроках русского языка и
литературы.
«ЗНАНИЕ ТОЛЬКО ТОГДА ЗНАНИЕ,
КОГДА ОНО ОБРЕТЕНО УСИЛИЯМИ
СВОЕЙ МЫСЛИ»
Л.Н.ТОЛСТОЙ.
Основоположники технологии
развития критического
мышления - американские
педагоги Дж.Стил, К.Мередит,
Ч.Темпл, С. Уолтер .
Педагогическая технология – это
продуманная во всех деталях
МОДЕЛЬ совместной педагогической
деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного
процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий
для учащихся и учителя.
Педагогические задачи,
стоящие передо мной:
• помочь личности осознать
происходящие в ее психике
процессы развития;
• вызвать их мотивацию;
• научить ребенка осознанно
управлять ими, ставить цели
своего развития.
Признаки ТРКМ
- Продуктивность (формируется
позитивный опыт из всего, что происходит
с человеком)
-Самостоятельность (ответственность)
-Аргументированность (приводить
убедительные доводы)
-Многогранность (приводить убедительные
выводы)
-Индивидуальность (личная работа с
информацией)
-Социальность (работа осуществляется в
парах, в группах)
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИМЕЕТ 5
ХАРАКТЕРИСТИК (Д. КЛУСТЕР).
Это мышление:
●
самостоятельное
●
обобщенное
●
проблемное и оценочное
●
аргументированное
●
социальное
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
●
это осознанный, взвешенный подход к
принятию непростых решений;
●
это вид деятельности, позволяющий
ученику сформировать здравое суждение
о предложенной ему точке зрения,
модели поведения;
●
это способ взаимодействия с идеями и
информацией;
●
это отправная точка для развития
творческого мышления
Структура урока в концепции
РКМ
Этапы :
Вызов (ликвидация чистого листа)
Ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю»? по
данной теме. Возможна работа с вопросами по данной
проблеме урока.
Осмысление (реализация осмысления)
На данной стадии ученик под руководством учителя с
помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые
сам поставил перед собой на первой стадии.
Рефлексия (размышление)
Размышление, обобщение того, «что узнал» ученик на уроке
по данной проблеме.
Из опыта работы
.
Изучение нового понятия на уроке происходит в
ходе трех стадий.
1.
Стадия вызова
2.
Стадия осмысления.
3.
Стадия рефлексии.
( Мозговая атака. Заполнение таблицы.
Дальнейшее целеполагание.)
На стадии вызова использую мозговую атаку.
Учащиеся составляют список того, что они знают
или думают по теме. Возможна при этом работа в
паре. Парная мозговая атака помогает учащимся,
которым трудно высказывать своё мнение перед
большой аудиторией.
Что я знаю Что я хочу узнать Что мы уз
Цель составления таблицы –
развитие рефлексивности в процессе
познания.
Когда учащиеся работают в данной
стратегии, они учатся соотносить
известное и новое, учатся определять
свои познавательные запросы,
обосновывая их с известной им
информацией.
На этапе повторения заполняется первый
столбец. В колонку «Знаю» вносятся сведения,
известные по этой теме (результат обсуждения в
паре). На этапе наблюдения заполняется вторая
колонка «Хочу узнать», куда предлагается внести
спорные вопросы и идеи. Затем учащиеся читают
текст учебника «Теория» и пытаются найти
ответы на поставленные ими вопросы, заполняют
третью колонку. На стадии рефлексии таблица
может быть дополнена графой «Источники
информации» в том случае, когда изучаемый текст
не даёт исчерпывающей информации. Обращение
к этим источникам будет являться новым
целеполаганием. (Словари, Интернет-ресурсы и
т.д.)
Что такое «кроссворд», известно каждому. Но
данный приём приобретает свою определённую
специфику, если его перенести на ТРКМ. Кроссворд
необходимо заполнить учащимися при работе с
текстом. Данный подход позволяет использовать
этот приём на стадии осмысления и более
целенаправленно изучать информацию.
Этот приём хорошо использовать как на стадии
«Вызова», так и на стадии «Осмысления». Это даёт
возможность привлечь внимание учащихся к
изучаемой теме, наметить план занятия. При этом
параграф не объясняется учителем, а становится
результатом самостоятельного или совместного
размышления учащихся.
Технология критического
мышления достаточно успешно
может быть использована и на
уроках литературы при чтении и
изучении художественных
текстов. Она предлагает строить
урок, используя набор приёмов и
стратегий.
Прием «толстых» и «тонких»
вопросов помогает научить ребят
думать над прочитанным, понимать
произведение. Он может быть
использован на любой из трех фаз
урока: на стадии вызова - это вопросы
до изучения темы, на стадии
осмысления – способ активной
фиксации вопросов по ходу чтения,
слушания, при размышлении –
демонстрация понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых»
вопросов.
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
-Кто? -Согласны ли вы?
-Что? -Верно ли?
-Когда? -Объясните, почему..?
- Может…? -Почему вы считаете..?
-Будет…? -В чём различие..?
-Мог ли…? -Предположите, что будет,
Было ли..? если..?
Например, при изучении в 5 классе произведения
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» беседа начинается с
«тонких» вопросов, таких как: - «Кто является главными
героями произведения?» - «Когда происходит действие
рассказа?» - «Что случилось с этими героями»? - «Как вели
себя герои в плену?» - «Верно ли поступил Жилин,
отказавшись писать письмо матери и просить у нее денег?» -
«Кто помог героям бежать?» и т.п. После воспроизведения
событий рассказа наступает очередь «толстых» вопросов.
Например, - В чем различие в поведении пленников: Жилина
и Костылина?» - Предположите, что будет, если татары
узнают, что Жилин так и не отправил письмо матери?» -
«Объясните, почему Дина стала помогать пленникам?» -
«Предположите, что хотел сказать нам писатель, рассказывая
о дружбе Дины и Жилина?»
Чтение с остановками.
( Заинтересовать ребенка книгой , привлечь его к осмысленному
чтению)
1 стадия – вызов: Почему именно так называется произведение?
(Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким
названием?)
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с
обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
Учитель заранее выделяет в тексте две-три остановки – в
зависимости от размера текста. Во время этих остановок учитель
задает вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому
мышлению. Акцент нужно сделать на вопросах высокого уровня,
наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как
дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал
этот отрывок текста?»
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии
текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися
могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор
пословиц, творческие работы.
Синквейн – один из приемов технологии развития
критического мышления через чтение и письмо. Эта
технология исходит из признания чтения оптимальным
способом вхождения человека в культуру, письмо же
рассматривается как наиболее эффективное средство
обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда
активен. Синквейн является быстрым, эффективным
инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и
информации. Он учит осмысленно использовать понятия и
определять свое отношение к рассматриваемой проблеме,
используя всего пять строк. Опыт показывает, что наиболее
удачными работами являются те, которые созданы на
свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций,
не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не
обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает
художественный текст.
Правила написания синквейнов.
1.
В первой строчке тема называется одним словом
(существительным)
2.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах
(прилагательными)
3.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой
темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
4.
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов,
выражающая отношение автора к теме.
5.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из
одного слова, которое передаёт суть темы на
эмоционально-образцовом или философско-обобщённом
уровне. Строгие правила синквейна закрепляют за
каждую строкой не только количество слов, но и части
речи, которыми может воспользоваться автор.
Пример синквейна
Существительное
.
Осень.
Прилагательные.
Золотая, разноцветная.
Глаголы
. Чарует, удивляет, завораживает.
Предложение - отношение к теме.
Я восхищаюсь красками осени.
Синоним к первой строке
. Очарование.
-
Теперь прочитайте стихи поэтов, посвященных
осени и попробуйте сравнить их содержание и
ваши воспоминания.
-
О чём ещё помогли вам вспомнить поэты?
-
Какими эпитетами, сравнениями, красками вы
можете дополнить свою работу?
-
Когда закончите писать, прочитайте про себя
созданный текст.
-
Как вы думаете, что может сказать о вас
посторонний человек, прочитавший эту запись?
Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств,
отношения к увиденному?
-
Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или
поправьте, что считаете нужным.
А теперь поработайте в парах.
-
Ваша задача – сделать текст красивым:
выразительным, эмоционально наполненным,
ярким, красочно богатым, логично
выстроенным.
-
Помогите друг другу в совершенствовании
написанного.( Дети работают в парах, читая
текст вслух друг другу, задают вопросы и
отвечают на них. Дети пишут улучшенные
варианты сочинения.
Стадия рефлексии.
Публичное чтение вслух.
(На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно
читают своё сочинение, а всем остальным
предлагается найти в тесте то, что им особенно
понравилось, заинтересовало.
-
Что на уроке показалось вам
интересным, необычным?
-Что вызвало затруднения?
- Какие предположения подтвердились?
-Над чем стоит поразмышлять в
дальнейшем?
Сущность применения элементов ТРКМ
заключается в создании условий для творческой
самореализации учащихся. В основе этого
педагогического опыта лежат идеи А.С.Макаренко,
И.П.Волкова, Н.Е.Щурковой.
Результативность опыта включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих способностей;
умения критически мыслить и принимать
взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и
групповой работ;
интерактивное включение учащихся в учебно-
воспитательный процесс.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА
СЁМИНА Н.И.,
УЧИТЕЛЬ МКОУ ОЗЕРИЩЕНСКАЯ
СОШ.
Спасибо за внимание!