Автор: Шиманова Наталья Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсии"
Населённый пункт: г.о.г. Бор
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Занятие объединения "Робототехника" на базе электронного конструктора "Знаток" на тему "Громкоговорители"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
Занятие объединения «Робототехника»
на базе электронного конструктора «Знаток»
на тему «Громкоговорители»
Составитель:
Шиманова Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного
образования
Бор 2023
Сценарий открытого урока «Громкоговорители»
Приветствие
2 мин.
Рупор
5 мин.
Телефон. Фонограф
10 мин.
Динамик. Пьезоизлучатель
10 мин.
Сборка схем
18 мин.
Перемена
10 мин.
Сборка схем
22 мин.
Азбука Морзе
20 мин.
Завершение урока, подведение итогов
3 мин.
1ч. 40 мин.
Здравствуйте! Сегодня я рада приветствовать всех ребят и наших гостей на
занятии объединения «Робототехника» по теме «Громкоговорители».
Цель занятия:
закрепление изученного материала учащимися по разделу
«Электротехника» на базе электронного конструктора «Знаток».
Задачи:
- повысить интерес учащихся к техническому творчеству.
- стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся.
- продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных
задач.
- формировать у учащихся коммуникативные навыки.
Педагог:
Когда мы разговариваем или поем, мы произносим звуки по-разному: то
громко, то тихо. Увеличивая и уменьшая громкость голоса, мы стараемся
передать смысл сказанного, создать настроение. Дело будет обстоять плохо,
если повествующий повернётся к вам спиной или вам не будет слышен его
шёпот, или тот, кто читает, будет находиться в нескольких сот метрах от вас.
Так вы его не услышите. И как быть?
В 1670 году Сэмюэль Морланд мог немного исправить эту ситуацию,
изобретя рупор. Да, тот самый pyпop, который часто можно было видеть в
фильмах, и которым пользовались режиссёры и моряки.
Картинка:
Pyпop - труба в форме усечённого конуса, предназначенная для
направленной передачи звука.
Подобными конструкциями можно было передавать голосом слова на
расстояние до пяти километров. И чем больше был рупор, тем дальше
слышны были звуки речи.
А через 200 лет Александр Белл изобрел телефон.
Как это было?
«
Если я могу заставить говорить глухонемых, можно заставить говорить и
железо»,- этими словами американец Александр Белл начал свою работу над
созданием «говорящего железа» - телефона.
Белл работал прежде в школе для глухонемых в Бостоне. Он учил
глухонемых говорить. Его отец придумал систему «видимой речи».
Он
показывал глухонемым, которые никогда не слышали звука человеческой
речи, как нужно действовать ртом, губами, горлом и языком, чтобы
издавать звуки. Они подражали говорящим людям и выучивались
говорить. Александр Белл с детства присмотрелся ко всему этому.
Неудивительно, что именно он изобрел телефон.
Белл занялся работой. Он хотел устроить такой прибор, чтобы у
одного конца проволока говорить, а у другого слышать независимо от
расстояния. Но друзья Белла нашли эту идею более, чем странной.
Однажды,
когда
Белл
испытывал
одно
из
многочисленных
приспособлений, по проволоке донесся слабый звук. Белл ворвался в
комнату, из которой его помощник пытался посылать ему сигналы.
«Как вы это сделали? Не трогайте ничего, я посмотрю сам!» - крикнул
он.
Сорок недель работал Белл над телефоном. Наконец, помощник, сидящий в
подвальном этаже, услышал Белла, говорящего в свой прибор:
-
Мистер Уотсон, приходите сюда, пожалуйста. Вы мне нужны.
Первый телефон поистине имел вид говорящего железа.
В Филадельфии была открыта большая выставка. Под изобретение Белла
отвели маленький стол в самом углу. Никто телефоном не интересовался.
Наконец подошли дон Педро, юный бразильский принц. С ним императрица.
Дон Педро увидел изобретателя и поспешил к нему. Тот показал ему свой
прибор и подал одну из трубок. Дон Педро стоял с трубкой в руке, а свита
смотрели на него. Белл отошел в сторону с трубкой и тихо говорил в нее.
-
Боже мой, она говорит! ; воскликнул принц.
Прибор вынесли из темного угла и поставили в центре выставки, чтобы
посетители могли видеть необычайную новинку. Телефон добился должного
внимания.
Картинка:
Педагог:
Однажды (1877 г.) ученый Томас Эдисон пытался улучшить работу
телефона, который годом ранее изобрел его коллега Александр Белл.
Эдисон прикладывал к диафрагме телефона стальную иглу, и запел. Игла
задрожала и уколола его палец. Так родилась идея, если записать колебания
иглы на какой-нибудь поверхности, а потом провести иглой по оставленной
ею дорожке, эта поверхность «запоёт». Потом Эдисон воплотил свою идею в
фонографе.
Картинка:
Их изобретения подтолкнули конструкторов на разработку различных
громкоговорителей.
Громкоговоритель — устройство для преобразования электрических
колебаний в звуковые колебания.
Электродинамический громкоговоритель (динамик) - состоит из
конического диффузора, к которому приклеен каркас звуковой катушки.
Картинка:
Пьезоэлектрический громкоговоритель (пьезоизлучатель)
—
представляет собой два металлическях контакта, между которыми помещена
пьезоэлектрическая пластина. Если к контактам приложить ток, то пластина
будет колебаться в издавать звук.
Педагог:
В тетрадях зарисовываем принципиальную схему из пособия к
конструктору «Знаток» № 23 «Музыкальный дверной звонок».
Практическая часть:
Чтобы убедиться, что схемы действительно «рабочие», дети на местах
собирают их. Схема 23-28, 44-48. Демонстрируют то, что собрали.
Педагог:
Для передачи информации на большие расстояния был разработан код,
использующий телеграф и последовательность точек и тире (коротких и
длинных сигналов). Этот код был назван Азбукой Морзе в честь
изобретателя. Американец Морзе Бриз изобрел телеграфный аппарат.
Каждая
буква или знак представлены комбинацией коротких и длинных электрических
сигналов, звуков или вспышек. Самый известный в мире сигнал азбуки Морзе –
это сигнал о помощи
SOS.
Практическая часть:
На заранее подготовленной схеме «Сигнал Морзе» из конструктора Знаток
«Альтернативные источники энергии» учащиеся отрабатывают различные
слова, используя азбуку Морзе.
Педагог:
Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Мы с вами справились с
поставленной задачей- закрепили полученные знания и продемонстрировали
свои навыки и умения. Все молодцы!
Материально-техническое обеспечение:
1. Инструкция к конструктору «Электронный конструктор «Знаток» 180
схем».
2. Электронный конструктор «Знаток» 180 схем на каждого учащегося.
3. Аккумуляторы АА – 4 шт. на 1 комплект.
4. Электронный конструктор «Знатиок» «Альтернативные источники
энергии» - 1 комплект.