Автор: Макарюк Римма Фаниловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: г. Киселёвск, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Театральная смена "Летние гастроли"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Описание образовательной практики
Театральная смена «Летние гастроли»
Автор:
Макарюк Римма Фаниловна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦРТДЮ
Киселёвский городской округ, 2024
1
В эпоху цифровых технологий и социальных сетей, когда внимание детей
всё чаще привлекают экраны компьютеров и телефонов, театральное искусство
остается оазисом творчества и воображения. Именно поэтому в современном
мире особую актуальность приобретает развитие детского театрального
творчества. Занимаясь в театральном коллективе, дети осваивают навыки
актёрского мастерства, учатся взаимодействовать друг с другом, обмениваться
идеями и работать в команде. Это способствует развитию уверенности в себе и
умению чётко и ясно выражать свои мысли.
С 2021 года в России реализуется программа развития школьных театров
в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 25
августа 2021 года «По проведению на регулярной основе Всероссийских
театральных, спортивных и технологических конкурсов для обучающихся по
основным общеобразовательным программам». Систему школьных театров и
детских театральных конкурсов в Министерстве просвещения называют
важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным
лифтом для талантливой молодёжи из регионов.
Большую роль в развитии детского театрального творчества играют
профильные смены. Они привлекают внимание и интерес детей к театру,
знакомят с театральными профессиями, формируют навыки творческого
самовыражения.
В летний период 2023 года в загородном оздоровительном лагере
«Совёнок» г. Киселёвска состоялась первая городская театральная смена
«Летние гастроли», деятельность которой осуществлялась руководителями и
педагогами школьных театров. Участниками смены стали 116 учащихся школ
города в возрасте от 12 до 17 лет.
Реализация целей и задач профильной смены осуществлялась по
модифицированной
краткосрочной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Театр и дети», разработанной на основе
программы «Театральное искусство» (составитель Макарюк Римма Фаниловна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦРТДЮ г. Киселевск, 2021 г.)
Программа
актуальна,
так как
способствует приобщению детей к
театральному искусству, которое открывает большие возможности для их
творческого развития, способствует глубокому воздействию на внутренний
мир, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Она
развивает у учащихся качества, которые помогут в будущем конструктивно
общаться с самыми разными категориями людей, быть интересными в общении
и быть лидерами во многих начинаниях.
Цель профильной смены
- создание оптимальных и благоприятных
условий для интересного и познавательного досуга детей, сохранение и
2
укрепление здоровья, полноценного отдыха, способствующего развитию
творческих
и
интеллектуальных
способностей
средствами
театральной
деятельности.
Задачи:
Создать
образовательное
пространство,
позволяющее
расширить
кругозор детей и подростков в области театрального искусства.
Формировать у детей умение работать в команде: навыки партнерского
общения с разными людьми и умение учитывать интересы других при
совместной деятельности.
Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей
учащихся,
развития
коммуникативных
умений,
нравственных
и
эстетических чувств.
Способствовать оздоровлению и активному отдыху детей.
Основной идеей смены стала организация такой площадки, где каждый
день проходили практические мастер-классы и мероприятия, помогающие
раскрыть
творческий
потенциал
ребят
и
познакомить
их
с
разными
театральными профессиями.
Программа
смены
состоит
из
трёх
модулей:
подготовительный,
образовательный и досуговый. Подготовительный модуль заключался в
организации
работы
педагогического
состава
(совещания,
подготовка
документов, формирование списков отрядов) и составлении сметы расходов на
содержательную часть профильной смены, приобретение дополнительного
инвентаря, расходных материалов.
Образовательный
модуль
был
построен
в
технологии
творческих
мастерских и включал в себя мастер-классы по темам:
«Основы сценической речи» - занятия по развитию правильного речевого
дыхания, голоса, дикции, артикуляционного аппарата.
«Пение как процесс актёрского перевоплощения» - работа по созданию
вокально-сценического образа на примере детских песен.
«Сценические этюды» - постановка сценок и миниатюр для творческих
показов.
«Актёрский тренинг» - освоение умений и навыков актёрского мастерства
через упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов и
театральные этюды.
«Бутафория в театральном искусстве» - создание декораций для
театральных фотозон.
3
«Театральная игра» - освоение техники «предлагаемые обстоятельства»
через игру.
«Художественное оформление спектакля» - мастерская по работе с
театральным гримом и изготовлению эскизов костюмов.
«Танцевальный
спектакль»
-
создание
театрально-танцевальных
постановок по песенному репертуару.
Цель каждого занятия - создание творческого проекта (номер, фотозона,
костюм, эскиз, этюд) и представление его программе мероприятий смены.
Для
проведения
мастер-классов
были
приглашены
руководители
театральных,
вокальных
и
хореографических
коллективов
учреждений
дополнительного образования города, в том числе была приглашена артистка
прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола Казаева
Екатерина Сергеевна.
Каждый педагог подготовил и провёл мастер-класс по одной из заданных
тем. С учетом того, что на профильной смене были сформированы четыре
отряда по тридцать человек, мастер-классы по прикладному творчеству и
актёрскому мастерству проводились по сорок минут для пятнадцати человек
каждого отряда. Для всего отряда один мастер-класс проводился дважды. В
полном составе отряды посещали мастер-классы по хореографии и вокалу. В
итоге каждый участник смены посетил восемь мастер-классов.
Техническое обеспечение мастер-классов включало в себя организацию
восьми
площадок
для
ежедневных
занятий
с
детьми,
использование
музыкальной аппаратуры, микрофонов, экрана, слайд-проектора, колонок для
компьютера, ноутбука, принтера.
Досуговый модуль театральной профильной смены был насыщен
мероприятиями, направленными на ознакомление учащихся с театральными
профессиями и миром театра:
конкурс «Открытый занавес» - для участия в мероприятии отряды
подготовили рекламу спектаклей в разных жанрах;
конкурс
«Карнавал-шоу»
-
создание
оригинального
костюма
и
представление дефиле участников в костюмах;
конкурс индивидуального мастерства «Я - актёр!» - в конкурсной
программе приняли участие по 3 человека от каждого отряда, в
результате был выбран один победитель, остальные участники были
награждены в различных номинациях;
конкурс «Лучшая театральная фотозона» стал результатом участия
отрядов в мастер-классе «Бутафория в театральном искусстве»;
4
конкурс «Театрализация песни» - отрядные творческие проекты по
итогам участия детей в мастер-классе «Танцевальный спектакль»;
конкурс «Театр+вокал» - творческие проекты отрядов по результатам
мастер-класса «Пение как процесс актёрского перевоплощения»;
конкурс художественного чтения - педагоги-воспитатели предварительно
до начала профильной смены проинформировали ребят о предстоящем
конкурсе. В конкурсной программе приняли участие все желающие;
конкурс этюдов - отряды выбрали репертуар и подготовили для
выступления небольшие театральные постановки;
конкурс гримёров - отрядам были выданы схемы рисунков с наборами
аквагрима и поставлена творческая задача создать образ любого
персонажа и подготовить презентацию этого образа;
викторина
«Кузбасс
театральный»
-
ребята
решали
филворд
«Театральные
термины»,
отгадывали
ребусы
с
зашифрованными
адресами театров Кузбасса, делились знаниями о театрах нашей области;
выставка «Эскизы театральных костюмов» - конкурс индивидуального
творчества;
киногостиная «Театр у микрофона» - встреча с руководителем музея
ЦРТДЮ
Шипиловой
Людмилой
Александровной.
Ребята
стали
наблюдателями и соучастниками действий, разворачивающихся в трёх
аудиоспектаклях: «Как подсказывает сердце», «Ладонь в ладонь», «Как
дом построить».
Участвуя в мероприятиях, ребята смогли попробовать себя в роли
режиссёра, костюмера, гримёра, сценографа и актёра.
Итогом профильной смены стали Галерея Мастерства и фестиваль «Шоу
талантов!»,
где
были
представлены
лучшие
творческие
проекты,
подготовленные педагогами и детьми на протяжении всего сезона: эскизы
театральных костюмов, театральные фотозоны, чтецкие номера, танцы к
спектаклям, театрализация песни и этюды.
Опыт проведения театральной профильной смены «Летние гастроли» был
представлен в 2023 году на августовской педагогической конференции и
международной научно-практической конференции «Инновации в образовании:
концепции, проблемы, перспективы».
5