Автор: Каданова Вера Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Краснооктябрьская СОШ
Населённый пункт: посёлок Ишалино Челябинской области
Наименование материала: разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
Тема: "Предлог", 7 класс
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по русскому языку, 7 класс
Тема учебного занятия: викторина о теме «Предлог».
Дата проведения: 18.04.2022г.
Класс: 7-ые.
Учитель: Каданова Вера Викторовна.
Тип учебного занятия: итоговая проверка знаний.
Цель учебного занятия:
развитие умения находить предлоги;
определять грамотное написание и использование в устной речи предлогов;
формирование УУД.
Задачи учебного занятия:
обучающие: организовать деятельность учащихся для проверки полученных знаний по теме «Предлог»;
развивающие: развитие умения работать в команде и индивидуально;
воспитывающие: создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства (ученик-ученик, ученик-учитель,
ученик-коллектив).
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
проверка умения находить предлоги в тексте;
проверка классификации предлогов;
проверка умения отличать предлоги от других частей речи.
Метапредметные:
познавательные: учащиеся смогут в игровой форме проверить свои знания о предлоге;
регулятивные: редактирование текста, разгадывание шарад о предлоге;
коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе, способность обосновывать собственное мнение, уважение к иной точке зре-
ния.
Личностные:
сохраняют мотивацию к учебной деятельности;
проявляют интерес к пройденному учебному материалу;
выражают положительное отношение к процессу познания;
адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, формировать нравственную культуру.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Используемая технология: критическое мышление.
Использованная литература.
1.
Александрова Г. В., Санкт-Петербург: Тригон, 1998.
2.
Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. М.: «Просвещение». 2018.
3.
Баранов. М.Т. , Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы по русскому языку. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык.
5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012.
4.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 7 классе, М.: "Просвещение", 2018.
5.
Журавлева Л. И. Моя методика, Челябинск: Взгляд, 2022.
Технологическая карта урока русскому языку в 7-х классах по теме «Предлог. Проверочная работа»
Этапы урока
Задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД
1.Мотивация к
учебной деятельно-
сти
Включение в
учебную деятель-
ность.
1.Приветствует учащихся.
2. О какой части речи мы говорили на последних уроках
русского языка?
3.Назовите определение этой части речи.
4. Какие еще служебные части речи мы знаем?
5. Сегодня у нас заключительный урок, на котором мы
сможем проверить, как вы усвоили материал по этой ча-
Отвечают на вопросы.
- Предлог.
- Предлог – это служебная
часть речи, которая слу-
жит для обозначения зави-
симости одних слов от
других в словосочетании и
в предложении.
-Частицы, союзы. Междо-
метия стоят отдельной
группой.
Личностные УУД
(мотив к познавательной дея-
тельности)
Регулятивные УУД
УУД (целеполагание как поста-
новка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже из-
вестно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно, само-
регуляция как способность к
мобилизации сил и энергии).
Познавательные УУД (уме-
ние самостоятельно выделять и
формулировать познавательную
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
сти речи. Сегодня у нас викторина по теме «Предлог».
6. Я попросила на перемене вас сесть за столы по груп-
пам.
7. Представляю вашему вниманию членов жюри, кото-
рые будут сегодня проверять ваши ответы и подсчиты-
вать баллы.
8. Итак, первым заданием будет придумать название для
своей команды и выбрать капитана.
9. Вопросы – шутки.
Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном
инструменте?
Какие два предлога определяют положение тела?
Из каких двух предлогов можно создать литера-
турное (нестихотворное) произведение?
Какие два предлога помогают определить нуж-
ное количество лекарства?
10.Игра “Дешифровка”.
Представьте, что вы получили телеграмму. Как вы знае-
те, в телеграммах пропускаются предлоги и знаки пре-
пинания для экономии. Ваша задача: расшифровать
телеграмму, вставляя предлоги и расставляя знаки пре-
пинания.
Конце месяца мы мамой приедем тебе гости.
11.С какими ещё частями речи, кроме имён существи-
тельных, могут употребляться предлоги? (посмотрите в
предыдущем тексте).
12.Машинописное бюро.
А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я
В группе 5-6 человек.
Количество зависит от
числа команд. Выбираем
сильных учеников.
НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ
-ДО
-ПО-ЗА
-ПРО - ЗА
-ДО-ЗА
-
В конце месяца мы с ма-
мой приедем к тебе в го-
сти.
-Предлоги могут употреб-
ляться с существительны-
ми, местоимениями и чис-
лительными. Но никогда
не употребляются с глаго-
лами и наречиями.
цель, анализировать объект с
выделением существенных при-
знаков, умение сравнивать и
устанавливать аналогии).
расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не
любил печатать много букв, а всегда, если это было воз-
можно, заменял какое-нибудь длинное слово на более
короткое.
Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получит-
ся? От каждой команды нужен капитан команды для вы-
полнения задания.
Запишите к указанным предлогам соответствующие им
по значению предлоги, но более короткие.
1.
Вследствие
2.
Наподобие
3.
Насчёт
4.
Ввиду
Предлоги для замены: 1. Из-за, 2. По причине, 3. О,
4. Подобно, 5. Вроде.
13. Важное спецзадание.
Мы продолжаем наше сотрудничество.
Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на
спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хоро-
ший журналист знает, как лучше сформулировать во-
прос, в совершенстве владеет не только письменной и
устной речью, но и орфоэпическими нормами.
Списать начало словосочетания с предлогом и продол-
жить его, поставив зависимое слово в нужном падеже:
Выросла благодаря
Зазеленела благодаря
Поспешили вопреки
Сделал наперекор
Посеяли наперекор
= по причине
= подобно, вроде
= о
= из-за
- (кому?) (маме, бабуш-
ке…)
-
(чему?) (дождям, сол-
нышку, теплу…)
- (чему?) (традициям, обы-
чаям, привычкам…)
- (кому?) (маме, бабушке,
брату…)
Шёл навстречу
В каком стиле речи чаще всего используются предлоги,
с которыми мы сейчас работали?
А теперь поработаем корректорами.
14.Поработаем корректорами.
На карточках написан текст - отрывок из рассказа начи-
нающего журналиста. В нём допущены некоторые
ошибки. Будьте внимательны! (Задание выполняется 5
мин.) (Взаимопроверка по листкам с ответами).
Спишите текст, указывая над словами со
скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частя-
ми речи могут употребляться предлоги, а с какими их
употребление невозможно?
Одна кошка в (первые) по (шла) (поулице). Про
(йдя) немного, она за (метила) дом и за (глянула) (вок-
но), (вкотором) только что за (горелся) свет. (Вкомнате)
кошка у (видела) (устола) пятерых детей. (Наодном)
был маскарадный костюм. Кошка за (бралась) (надере-
во) и стала на (блюдать) (задетьми).
- (чему?) (погоде, прогно-
зам, предсказаниям).
- (кому?) (маме, бабушке,
папе, сестре…).
- В официально – деловом.
- Одна кошка впервые шла
по улице. Пройдя
немного, она заметила дом
и заглянула в окно, в кото-
ром только что загорелся
свет. В комнате кошла
увидела у стола пятерых
детей. На одном был мас-
карадный костюм. Кошка
забралась на дерево и ста-
ла наблюдать за детьми.
Проверка: 17 ошибок.
1. Впервые – наречие,
2. Пошла – глагол,
3. По улице - предлог +
имя существительное,
4. Пройдя
– дееприча-
стие,
5. Заметила – глагол,
6. Заглянула – глагол,
Сделайте вывод: с какими частями речи могут упо-
требляться предлоги, а с какими их употребление не-
возможно?
14.Составить фразу, верно употребляя предлог. По-
строиться группой, держа в руках карточки с фразой.
Оценивается скорость и правильность ответа.
15.Разделить карточки с союзами и предлогами.
7. В окно - предлог + имя
существительное,
8. В котором - предлог +
местоимение,
9. Загорелся – глагол,
10. В комнате - предлог +
имя существительное,
11. Увидела – глагол,
12. У стола - предлог +
имя существительное,
13. На одном - предлог +
имя числительное.
14. Забралась – глагол,
15. На дерево - предлог +
имя существительное,
16. Наблюдать – глагол,
17. За детьми - предлог +
имя существительное.
- Вывод: предлоги могут
употребляться с существи-
тельными, местоимениями
и числительными. Но ни-
когда не употребляются с
глаголами и наречиями.
-Оплатить билет.
-Заплатить за билет.
-Лосьон для растяжки обу-
ви.
-Средство для защиты от
комаров.
2.Динамическая па-
Формирование
Выполняют движения на
Коммуникативные УУД.
уза
ответственного
отношения к сво-
ему здоровью.
внимательность под руко-
водством учителя.
Личностные УУД.
3.Выводы урока.
Подведение итогов.
4. Рефлексия учеб-
ной деятельности
на уроке
.
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.
Оценивает учащихся.
Самооценка, взаимооцен-
ка.
Регулятивные УУД.
Личностные УУД.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Карточка №1
ЗАПЛАТИТЬ
ЗА
БИЛЕТ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Карточка №2
ОПЛАТИТЬ
БИЛЕТ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Карточка №3
ЖИДКОСТЬ
ОТ
ДЛЯ
1
2
3
4
5
6
7
8
РАСТЯЖКИ
ОБУВИ
1
2
3
Карточка №4
ЛОСЬОН ДЛЯ
ОТ ЗАЩИТЫ
1
2
3
4
5
УКУСОВ ОТ
КОМАРОВ
1
2
3
4
Карточка №6
ИЗ
ДО
ДА
НАД
ИЗ-ПОД
С
ОТ
А
ПО
ОТ
НА
НО
ИЛИ
ЗА
ОБ
И
ЗА
ПОД
ИЗ-ЗА
О
ИЗ
ДО
ДА
НАД
1
2
3
4
5
6
7
8
9
С
ОТ
А
ПО
НА
НО
ИЛИ
ЗА
И
ЗА
ПОД
ИЗ-ЗА
ИЗ
ДО
ДА
НАД
С
ОТ
А
ПО
НА
НО
ИЛИ
ЗА
И
ЗА
ПОД
ИЗ-ЗА
1
2
3