Напоминание

"Предлог", 7 класс


Автор: Каданова Вера Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Краснооктябрьская СОШ
Населённый пункт: посёлок Ишалино Челябинской области
Наименование материала: разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
Тема: "Предлог", 7 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока по русскому языку, 7 класс

Тема учебного занятия: викторина о теме «Предлог».

Дата проведения: 18.04.2022г.

Класс: 7-ые.

Учитель: Каданова Вера Викторовна.

Тип учебного занятия: итоговая проверка знаний.

Цель учебного занятия:

развитие умения находить предлоги;

определять грамотное написание и использование в устной речи предлогов;

формирование УУД.

Задачи учебного занятия:

обучающие: организовать деятельность учащихся для проверки полученных знаний по теме «Предлог»;

развивающие: развитие умения работать в команде и индивидуально;

воспитывающие: создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства (ученик-ученик, ученик-учитель,

ученик-коллектив).

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

проверка умения находить предлоги в тексте;

проверка классификации предлогов;

проверка умения отличать предлоги от других частей речи.

Метапредметные:

познавательные: учащиеся смогут в игровой форме проверить свои знания о предлоге;

регулятивные: редактирование текста, разгадывание шарад о предлоге;

коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе, способность обосновывать собственное мнение, уважение к иной точке зре-

ния.

Личностные:

сохраняют мотивацию к учебной деятельности;

проявляют интерес к пройденному учебному материалу;

выражают положительное отношение к процессу познания;

адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, формировать нравственную культуру.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Используемая технология: критическое мышление.

Использованная литература.

1.

Александрова Г. В., Санкт-Петербург: Тригон, 1998.

2.

Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. М.: «Просвещение». 2018.

3.

Баранов. М.Т. , Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы по русскому языку. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык.

5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012.

4.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 7 классе, М.: "Просвещение", 2018.

5.

Журавлева Л. И. Моя методика, Челябинск: Взгляд, 2022.

Технологическая карта урока русскому языку в 7-х классах по теме «Предлог. Проверочная работа»

Этапы урока

Задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.Мотивация к

учебной деятельно-

сти

Включение в

учебную деятель-

ность.

1.Приветствует учащихся.

2. О какой части речи мы говорили на последних уроках

русского языка?

3.Назовите определение этой части речи.

4. Какие еще служебные части речи мы знаем?

5. Сегодня у нас заключительный урок, на котором мы

сможем проверить, как вы усвоили материал по этой ча-

Отвечают на вопросы.

- Предлог.

- Предлог – это служебная

часть речи, которая слу-

жит для обозначения зави-

симости одних слов от

других в словосочетании и

в предложении.

-Частицы, союзы. Междо-

метия стоят отдельной

группой.

Личностные УУД

(мотив к познавательной дея-

тельности)

Регулятивные УУД

УУД (целеполагание как поста-

новка учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже из-

вестно и усвоено учащимися, и

того, что ещё неизвестно, само-

регуляция как способность к

мобилизации сил и энергии).

Познавательные УУД (уме-

ние самостоятельно выделять и

формулировать познавательную

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

сти речи. Сегодня у нас викторина по теме «Предлог».

6. Я попросила на перемене вас сесть за столы по груп-

пам.

7. Представляю вашему вниманию членов жюри, кото-

рые будут сегодня проверять ваши ответы и подсчиты-

вать баллы.

8. Итак, первым заданием будет придумать название для

своей команды и выбрать капитана.

9. Вопросы – шутки.

Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном

инструменте?

Какие два предлога определяют положение тела?

Из каких двух предлогов можно создать литера-

турное (нестихотворное) произведение?

Какие два предлога помогают определить нуж-

ное количество лекарства?

10.Игра “Дешифровка”.

Представьте, что вы получили телеграмму. Как вы знае-

те, в телеграммах пропускаются предлоги и знаки пре-

пинания для экономии. Ваша задача: расшифровать

телеграмму, вставляя предлоги и расставляя знаки пре-

пинания.

Конце месяца мы мамой приедем тебе гости.

11.С какими ещё частями речи, кроме имён существи-

тельных, могут употребляться предлоги? (посмотрите в

предыдущем тексте).

12.Машинописное бюро.

А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я

В группе 5-6 человек.

Количество зависит от

числа команд. Выбираем

сильных учеников.

НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ

-ДО

-ПО-ЗА

-ПРО - ЗА

-ДО-ЗА

-

В конце месяца мы с ма-

мой приедем к тебе в го-

сти.

-Предлоги могут употреб-

ляться с существительны-

ми, местоимениями и чис-

лительными. Но никогда

не употребляются с глаго-

лами и наречиями.

цель, анализировать объект с

выделением существенных при-

знаков, умение сравнивать и

устанавливать аналогии).

расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не

любил печатать много букв, а всегда, если это было воз-

можно, заменял какое-нибудь длинное слово на более

короткое.

Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получит-

ся? От каждой команды нужен капитан команды для вы-

полнения задания.

Запишите к указанным предлогам соответствующие им

по значению предлоги, но более короткие.

1.

Вследствие

2.

Наподобие

3.

Насчёт

4.

Ввиду

Предлоги для замены: 1. Из-за, 2. По причине, 3. О,

4. Подобно, 5. Вроде.

13. Важное спецзадание.

Мы продолжаем наше сотрудничество.

Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на

спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хоро-

ший журналист знает, как лучше сформулировать во-

прос, в совершенстве владеет не только письменной и

устной речью, но и орфоэпическими нормами.

Списать начало словосочетания с предлогом и продол-

жить его, поставив зависимое слово в нужном падеже:

Выросла благодаря

Зазеленела благодаря

Поспешили вопреки

Сделал наперекор

Посеяли наперекор

= по причине

= подобно, вроде

= о

= из-за

- (кому?) (маме, бабуш-

ке…)

-

(чему?) (дождям, сол-

нышку, теплу…)

- (чему?) (традициям, обы-

чаям, привычкам…)

- (кому?) (маме, бабушке,

брату…)

Шёл навстречу

В каком стиле речи чаще всего используются предлоги,

с которыми мы сейчас работали?

А теперь поработаем корректорами.

14.Поработаем корректорами.

На карточках написан текст - отрывок из рассказа начи-

нающего журналиста. В нём допущены некоторые

ошибки. Будьте внимательны! (Задание выполняется 5

мин.) (Взаимопроверка по листкам с ответами).

Спишите текст, указывая над словами со

скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частя-

ми речи могут употребляться предлоги, а с какими их

употребление невозможно?

Одна кошка в (первые) по (шла) (поулице). Про

(йдя) немного, она за (метила) дом и за (глянула) (вок-

но), (вкотором) только что за (горелся) свет. (Вкомнате)

кошка у (видела) (устола) пятерых детей. (Наодном)

был маскарадный костюм. Кошка за (бралась) (надере-

во) и стала на (блюдать) (задетьми).

- (чему?) (погоде, прогно-

зам, предсказаниям).

- (кому?) (маме, бабушке,

папе, сестре…).

- В официально – деловом.

- Одна кошка впервые шла

по улице. Пройдя

немного, она заметила дом

и заглянула в окно, в кото-

ром только что загорелся

свет. В комнате кошла

увидела у стола пятерых

детей. На одном был мас-

карадный костюм. Кошка

забралась на дерево и ста-

ла наблюдать за детьми.

Проверка: 17 ошибок.

1. Впервые – наречие,

2. Пошла – глагол,

3. По улице - предлог +

имя существительное,

4. Пройдя

дееприча-

стие,

5. Заметила – глагол,

6. Заглянула – глагол,

Сделайте вывод: с какими частями речи могут упо-

требляться предлоги, а с какими их употребление не-

возможно?

14.Составить фразу, верно употребляя предлог. По-

строиться группой, держа в руках карточки с фразой.

Оценивается скорость и правильность ответа.

15.Разделить карточки с союзами и предлогами.

7. В окно - предлог + имя

существительное,

8. В котором - предлог +

местоимение,

9. Загорелся – глагол,

10. В комнате - предлог +

имя существительное,

11. Увидела – глагол,

12. У стола - предлог +

имя существительное,

13. На одном - предлог +

имя числительное.

14. Забралась – глагол,

15. На дерево - предлог +

имя существительное,

16. Наблюдать – глагол,

17. За детьми - предлог +

имя существительное.

- Вывод: предлоги могут

употребляться с существи-

тельными, местоимениями

и числительными. Но ни-

когда не употребляются с

глаголами и наречиями.

-Оплатить билет.

-Заплатить за билет.

-Лосьон для растяжки обу-

ви.

-Средство для защиты от

комаров.

2.Динамическая па-

Формирование

Выполняют движения на

Коммуникативные УУД.

уза

ответственного

отношения к сво-

ему здоровью.

внимательность под руко-

водством учителя.

Личностные УУД.

3.Выводы урока.

Подведение итогов.

4. Рефлексия учеб-

ной деятельности

на уроке

.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

Оценивает учащихся.

Самооценка, взаимооцен-

ка.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Карточка №1

ЗАПЛАТИТЬ

ЗА

БИЛЕТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Карточка №2

ОПЛАТИТЬ

БИЛЕТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Карточка №3

ЖИДКОСТЬ

ОТ

ДЛЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

РАСТЯЖКИ

ОБУВИ

1

2

3

Карточка №4

ЛОСЬОН ДЛЯ

ОТ ЗАЩИТЫ

1

2

3

4

5

УКУСОВ ОТ

КОМАРОВ

1

2

3

4

Карточка №6

ИЗ

ДО

ДА

НАД

ИЗ-ПОД

С

ОТ

А

ПО

ОТ

НА

НО

ИЛИ

ЗА

ОБ

И

ЗА

ПОД

ИЗ-ЗА

О

ИЗ

ДО

ДА

НАД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

С

ОТ

А

ПО

НА

НО

ИЛИ

ЗА

И

ЗА

ПОД

ИЗ-ЗА

ИЗ

ДО

ДА

НАД

С

ОТ

А

ПО

НА

НО

ИЛИ

ЗА

И

ЗА

ПОД

ИЗ-ЗА

1

2

3



В раздел образования