Автор: Козловская Светлана Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 32 г.Владивостока
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Урок биологии в 5 классе
Тема: Многообразие и значение растений
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 г. Владивостока»
УРОК
Многообразие и значение растений
(5 класс. Биология.)
Учитель биологии:
Козловская
Светлана Владимировна
Владивосток 2024 г
Цель: сформировать у учащихся общие представления о растениях как о
живых организмах и их роли в природе и жизни человека.
Планируемые результаты:
1)предметные:
применять
биологические
термины
и
понятия
хлоропласты, хлорофилл, фотосинтез, определять по рисунку учебника и по
гербарному материалу различия и сходства между растениями разных
систематических групп;
2) метапредметные: сопоставлять биологический текст с иллюстрациями
учебника,
устанавливать
существенный
признак
классификации
биологических объектов; использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; осознанно использовать речевые средства для
дискуссии
и
аргументации
своей
позиции;
в
диалоге
с
учителем
совершенствовать
самостоятельно
выработанные
критерии
оценки;
3)личностные:
постепенно выстраивать собственную целостную картину
мира.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения,
развивающего обучения.
Оборудование: учебник В. В. Пасечника, гербарный материал на парту по
комплекту (водоросли, мхи, папоротники, голосеменные (сосна, пихта, ель),
цветковые (одуванчик, василек,), оборудование для проведения игры
«Госпожа Флора», проектор, экран, презентация.
Хо д у р о к а
I.
Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II.
Проверка домашнего задания
(Учитель проводит опрос с использованием 4 вопросов рубрики
«Проверьте себя» на стр. 78 учебника. Что изучает систематика? Какие
таксоны вы знаете? Что такое вид? Какие царства живых организмов вам
известны?)
III. Работа по теме урока
I. Характеристика растений
— Отгадайте загадки. А помогут вам гербарные экземпляры, которые
разложены у вас на столах. Обращаться с гербарием нужно осторожно,
так как сухие растения очень хрупкие. Как отгадаете загадку, положите
перед собой лист из гербария с растением- отгадкой. Текст загадок на
слайде презентации.
(Учитель записывает на доске ответы.)
Мягок, но не пух.
Зелен, но не трава. {Мох.)
Зеленая порода
Хранит запасы йода. (Водоросли.)
Есть в лесу трава-краса,
Листья словно паруса.
А в цвету красу-траву
Не увидишь наяву. (Папоротник.)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель или сосна.)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик.)
А как можно одним словом объединить все отгадки? Правильно. (Ра-
стения).
Тема нашего урока — «Многообразие и значение растений».
(Учитель записывает на доске тему урока, ученики в тетради).
Растения имеют особенности, которыми они отличаются от других
живых организмов.
(Рассказ учителя, ученики ведут опорные конспекты).
Особенности растений:
1.Растения зеленые, в их клетках есть хлоропласты с хлорофиллом.
2.Хлорофилл позволяет растениям поглощать энергию солнечного света.
В
процессе
фотосинтеза
образуется
кислород
и
органические
питательные вещества, сахара.
3.Растут всю жизнь.
4. Они малоподвижны.
5.У них низкая раздражимость.
6. В клетках есть клеточная стенка из целлюлозы.
Растения могут быть одноклеточными и многоклеточными. Они все в
клетках имеют ядро, то есть являются эукариотами.
Физкультминутка. Учитель предлагает показать неподвижное дерево,
дерево на ветру, распускающийся бутон, цветок подсолнечника, пальма, ель,
сосна. Задания физкультминутки на слайде презентации.
2. Игра
Ребята,
сейчас
мы
устроим
интеллектуальную
игру-викторину
и
поговорим о растениях, вспомним, как они выглядят и называются, каково их
значение для природы и человека. Наша игра называется «Госпожа Флора».
— А знаете ли вы, кто такая Флора? (Это богиня — покровительница всех
растений, поэтому и все растения вместе называются флорой.)
Игра-викторина «Госпожа Флора»
Необходимы три набора карточек с буквами для разделения на команды;
коробка с различными предметами, изготовленными из растений (карандаши,
тетради, книги, лекарства, духи, краски, конфеты, кусочки хлопковой или
льняной ткани, небольшие деревянные конструкции (спички), коробочка с
растительным кормом для домашнего питомца, горшочек с комнатным
растением; два стула; наградные жетоны с изображениями или названиями
различных растений (всего 15, береза, рожь, роза, сосна, пырей, подорожник,
осина, крапива, сирень, клевер, картофель, ландыш, яблоня, хлопчатник,
ромашка).
Ход игры
Первый тур
Инструкция.
Карточки трех цветов. На карточках написаны буквы,
составляющие названия растений. Зеленые карточки — клевер, красные —
рябина, синие — береза (названия можно менять в зависимости от
количества участников игры, каждый участник должен получить
одну
карточку с одной буквой). Ученики, получившие карточки одного цвета, —
это члены одной команды. Каждая команда должна
составить из букв
название своего растения. Побеждает команда, которая справится с заданием
быстрее других. Она получает
два
жетона с изображениями растений,
остальные — по одному.
Второй тур
В коробке находятся различные предметы, изготовленные из растений
(например, карандаши, тетради, книги, лекарства, духи, краски, конфеты).
Представители команд по очереди подходят к коробке, выбирают один из
предметов и, не доставая его, рассказывают своим товарищам о его
применении человеком. Команда должна отгадать название растения, из
которого
изготовлен
этот
предмет.
Побеждает
команда,
отгадавшая
наибольшее количество предметов за минуту. Она получает два жетона,
остальные — по одному.
Третий тур
Подвижная игра на знание деревьев. От команды выделяются по одному
игроку. Они по очереди говорят названия деревьев, делая шаг по кабинету.
Побеждает тот, кто назовет слово последним. Все участники получают по
одному жетону, победитель — два жетона. Деревья на слайдах презентации.
Четвертый тур
Ведущий (учитель) задает вопросы, используя перечень интересных фактов о
растениях.
Вопросы
Какое растение растет быстрее всех? (Бамбук.)
Правда ли, что в Австралии растут такие огромные баобабы, что их
использовали в качестве городской остановки, которая вмещала до 30
человек? (Да).
Побеждает команда, которая даст наибольшее количество правильных
ответов. Она получает два жетона, остальные — по одному.
Интересные факты о растениях
из рубрики «Это интересно»
стенда «Биология для всех»
1.
Бамбук растет быстрее всех растений — 90 см в сутки.
2.
В Австралии были случаи, когда стволы баобабов использовали дли
городской тюрьмы или в качестве автобусной остановки. Такой ствол
вмещал до 30 человек.
3.
В Индии произрастает дерево кеппел. У съевшего плод этого дерева
человека пот начинает пахнуть фиалками.
4.
В Новой Зеландии есть капустное дерево.
5.
В Полинезии имеется шпинатное дерево со съедобными листьями.
6.
Диаметр ствола самого большого дерева в мире - 8 м. Оно же самое
высокое. Это секвойя, растущая на территории штата Калифорния.
7.
За всю свою жизнь одно дерево перерабатывает более тонны уг-
лекислого газа.
8.
Из среднего дерева можно изготовить 170 тыс. карандашей.
9.
Крупнейшее хищное растение непентес, способное переваривать
крупную добычу, растет в тропических лесах Азии. Птицы, лягушки,
мыши попадаются в его ловушки и перевариваются с помошью
ферментов.
10.
Молния чаще всего ударяет в дуб, сосну и ель, почти никогда не
поражает орешник, вяз и тополь.
11.
На Аравийском полуострове и в Юго-Западной Азии есть растение,
которое называют «цветком смеха». Его семечко размером с горошину
способно вызвать у человека беспричинный смех на полчаса, после
чего человек спокойно и безмятежно засыпает. Врачи-стоматологи
дают «зерна смеха» пациентам, страдающим аллергией на новокаин.
12.
На Земле насчитывается около 375 тыс. видов растений. Из них
цветковых видов — 250 тыс.
13.
Наиопаснейшее жалящее растение — новозеландское крапивное
дерево. Оно способно убить собаку и даже лошадь, впрыскивая под
шкуру жертвы смесь сильных ядов, среди которых гистамин и
муравьиная кислота.
14.
Некоторые дикие смоковницы, растущие в Южной Африке, уходят
корнями на глубину более 120 м. Это высота 30-этажного дома!
15.
Обыкновенная береза дает миллион семян ежегодно.
16.
Один гектар леса дает более 6 т дерева каждый год.
17.
Папуасы Новой Гвинеи бреются травой путянг — настолько тверды и
остры ее листья.
18.
Самое «отдельно стоящее» дерево росло в гордом одиночестве, а
вокруг на расстоянии 200 км не было больше ни одного другого дерева.
Недавно оно было сломано врезавшимся в него автомобилем.
19.
Самое большое водное растение в мире — виктория амазонская,
произрастающее в Южной Америке. Диаметр ее листа около 2 м, он
выдерживает груз до 50 кг.
20.
Самое непривередливое растение в мире — вельвичия, произра-
стающая в пустыне в Намибии. Оно закручивает листья вокруг самого
себя и использует их для поглощения влаги из туманов, прилетающих с
Атлантики, а затем по капле передает ее корням.
Пятый тур
Используются полученные жетоны. Нужно составить небольшой рассказ о
значении всех растений, изображенных на полученных жетонах.
IV Рефлексивно-оценочный этап
Сегодня на уроке мы говорили о наших добрых друзьях — растениях,
вспомнили,
как
много
хорошего
они
дают
людям.
Игра-викторина
закончилась, но наше общение с растениями продолжается и на уроках
биологии, и в быту. Будьте к растениям добры и благодарны и не давайте их
никому в обиду. Как настроение? Всё ли было понятно? Что больше всего
запомнилось? Активисты викторины получают оценки.
Домашнее задание
1.
Прочитать § 13, ответить на вопрос 2 рубрики «Проверьте себя».
2.
По желанию подготовить рассказ о необыкновенном растении в виде
коротких зарисовок. К выступлению сделать иллюстрацию растения,
используя инструкцию «Основные правила выполнения биологического
рисунка» на стр. 69 учебника.
Задание на слайде презентации.