Авторы: Кочукова Татьяна Александровна, Климкович Наталья Гавриловна
Должность: учителя профильного труда
Учебное заведение: МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Формы и методы внеурочной деятельности для формирования профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Тема: Профессиональное самоопределение
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»
Формы и методы внеурочной деятельности для формирования
профессионального самоопределения обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
Климкович Наталья Гавриловна, учитель профильного труда
Кочукова Татьяна Александровна, учитель профильного труда
Кемерово 2024
В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, а также с постоянно
нарастающим темпом жизни, педагогов и родителей все больше волнует вопрос о том,
как
помочь
детям
сделать
правильный
выбор
жизненного
пути.
Будущее
подрастающего поколения во многом зависит от выбора профессии. Кем быть? Где
работать, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне?
Эти и многие другие вопросы волнуют не только выпускников массовой школы,
но и ребят с ограниченными возможностями здоровья.
В современном обществе
разработана
нормативно-правовая
база,
регулирующая
вопросы,
связанные
с
жизнедеятельностью детей с ограниченными возможностями: Конвенция ООН о
правах детей, Конвенция о правах инвалидов, закон «Об образовании», ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации». С уверенностью можно сказать, что дети с
ограниченными возможностями здоровья, имеющие различные нарушения здоровья,
хотят и могут быть полезными обществу, как и другие его граждане, но для этого
необходима специально организованная работа в этом направлении деятельности.
Важнейшей функцией школы является подготовка детей к сознательному выбору
профессии.
Проведение
профориентационной
работы
является
обязательным
компонентом в работе по профессиональному самоопределению умственно отсталых
подростков.
Особое место в профессиональном самоопределении учащихся занимает
внеурочная деятельность, которая включает в себя общественно-полезный труд,
кружковую работу, внеклассные мероприятия, профориентацию.
Общественно-полезный труд
умственно отсталых подростков играет особо
значение в профессиональном самоопределении. Как и учащиеся школы, умственно
отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек,
живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом.
В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся
должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка
труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного
развития.
Коррекционное
значение
занятия
трудом
умственно
отсталыми
школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует
воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно
отсталые подростки слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них
ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений,
приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Обучая и воспитывая таких детей, педагог корректирует недостатки трудовой
деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно
очевидно, что трудовое воспитание связано с профессиональным самоопределением, т.
к. выполняя трудовые действия, у подростка появляется интерес к той или иной
профессии.
Очень важно, чтобы дети имели определенные обязанности, отвечали за их
выполнение. В этой связи дети переживают чувство удовлетворенности, радости, у них
воспитывается ответственность.
Известны условия, при которых деятельность школьников приносит пользу и
имеет ценность в профессиональном самоопределении подростков.
1.Всякое задание должно быть конкретно, посильно для детей, оно не должно
отнимать слишком большого количества времени.
2.Выполняемая работа должна быть интересна подростку и иметь общественное
значение,
учащийся
должен
понимать,
какую
часть
работы
он
выполняет
самостоятельно, за что отвечает.
Одной из форм внеурочной деятельности, способствующей практическому и
теоретическому расширению опыта воспитанников, является кружковая работа.
Кружковая работа
–имеет большое значение в этом виде деятельности.
Учащиеся в кружковой работе используют приобретенные ими на уроках труда знания
и навыки и совершенствуют их, учатся самостоятельности и творчеству.
Также
целесообразно проводить предметные недели трудового обучения. Встречи с
представителями
разных
профессий,
выставки
работ
учащихся,
конкурсы,
викторины. Праздники труда, как массовые внеклассные мероприятия оставляют у
детей яркие и сильные впечатления. Кроме того, праздники труда хорошо помогают в
психологической подготовке учащихся к труду, т.е. в формировании личности
человека, способного к участию в коллективном труде. В процессе психологической
подготовки
формируются
положительные
мотивы
трудовой
деятельности,
целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией.
В коллективных формах трудового воспитания, в частности в Праздниках труда,
происходит
эмоциональное
обобщение
учащимися
положительного
опыта,
формируется опыт нравственных чувств. Кроме того, велика и коррекционная роль
коллективных праздников. Исправляется эмоциональная деятельность ребенка, его
внимание, память, воля, а так же речь и мышление.
Коллективные формы внеклассной работы эффективны, так как строятся на
одном
из
основных
методов
воспитательной
работы
школе
для
детей
с
интеллектуальными нарушениями – методе поощрения. Поощрение развивает
в
ребенке бодрость, уверенность в своих силах, содействует лучшей его адаптации в
социуме.
Кроме
того,
у
подростков
необходимо
формировать
представления
о
профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора
профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в
соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать подросткам
индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае
необходимости определить стратегию действий по освоению запасного варианта.
Необходимо сосредоточить внимание подростков на формировании профессионально
важных
качеств
в
избранном
виде
деятельности,
оценке
и
коррекции
профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов
в профессиональной деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и
саморазвития в ней. В этом направлении деятельности большую роль играет
профориентационная работа.
Профориентация – это целостная система, состоящая из ряда компонентов,
каждый из которых реализуется на разных уровнях обучения.
Информирование о мире профессий в школе для детей с интеллектуальными
нарушениями нужно начинать с первой ступени обучения (классные часы, часы
общения,
информационные
занятия,
оформление
классных
стендов),
профинформирование нужно продолжать и на второй ступени, вводя различные курсы
и проводя экскурсии на предприятия города. На второй ступени обучения начинается
реализация таких компонентов, как профессиональная диагностика, профессиональное
консультирование. Поэтому в тесной взаимосвязи с педагогами должен работать
педагог-психолог.
Профориентационная работа,
проводимая педагогом-психологом, является
естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися. Полноценная
помощь в выборе профессии помогает школьнику оценить свои возможности в
овладении специальностью, осознать необходимость обучения профессии. В работе
психолога,
как
одно
из
направлений
деятельности,
является
работа
по
профориентации, которая включает в себя: беседы с учащимися по планированию
профессиональных и жизненных перспектив; индивидуальную работу с учащимися,
где обсуждаются конкретные проблемы школьников; индивидуальная работа с
подростками, требующими особого отношения и внимания.
Профориентационное направление в работе психолога включает в себя:
диагностику, при которой выявляются не только личностные особенности ребенка, но
и
реальные
возможности,
которые
можно
использовать
для
достижения
профессиональных целей; коррекцию личностного развития в плане подготовки к
будущей профессиональной деятельности; оценку возможных внешних препятствий на
пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; морально-
эмоциональную поддержку подростков; помощь в конкретных профессиональных
выборах и планирование жизненных и профессиональных перспектив.
Это осуществляется через диагностику личности учащегося, направленности
личностных притязаний. Обязательными элементами являются профессиональные
пробы, моделирование профессионально- значимых ситуаций. Очень важна работа
педагога-психолога и социального педагога, которые помогают учителю трудового
обучения внедрять новые формы и способы обучения, использования элементов
психотехник. Для этого с педагогами проводится цикл социально-психологических
тренингов,
которые
дают
им
возможность
сопровождать
готовность
к
профессиональному сопровождению ученика. Обязательным элементом этого этапа
является профориентационная работа с учащимися с умственной отсталостью.
Основная задача этапа – организация профессиональных проб, прогнозирующих
соответствие личностной заинтересованности требованиям избираемой профессии.
Организация профессиональных проб – это прохождение практики на базе
учреждений начального и среднего профессионального образования, участие в
подготовке проектов, в формировании портфолио обучающегося и технических
олимпиад, которые по содержательным аспектам могут быть технологического или
ситуативного характера, это– составление проблемных заданий типа: «Если ты –
маляр-штукатур,
обувщик,
швея…»;–
написание
резюме,
составление
профессиограмм: «Как пройти собеседование при устройстве на работу», «Требования
профессии к работнику…» и т. д.; – разработка проекта изготовления изделия; –
участие в ярмарках трудовых поделок; – презентация себя при устройстве на работу.
Итогом
профессиональной
ориентации
должно
стать
профессиональное
самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности выпускника к
реальному и осознанному выбору профессии.
Показатели готовности к выбору
профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях
к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая
работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.
Таким образом, первоочередная задача педагогов, состоит в том, чтобы на
основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной
работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с учётом их
индивидуальных особенностей.
Заключительным
этапом
в
этой
работе
выступает
создание
системы
сопровождения умственно отсталых подростков, которая бы предусматривала
оказание помощи в сложных жизненных ситуациях связанных с потерей работы,
конфликтов в трудовых коллективах, возможность получения дополнительной
профессиональной подготовки и т.д.
Таким образом, применение разнообразных форм и методов внеурочной
деятельности
по
профессиональному
самоопределению
умственно
отсталых
подростков помогают наиболее эффективно и комплексно решать важные задачи
подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду в условиях современного
общества.