Напоминание

Профессиональное самоопределение


Авторы: Кочукова Татьяна Александровна, Климкович Наталья Гавриловна
Должность: учителя профильного труда
Учебное заведение: МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Формы и методы внеурочной деятельности для формирования профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Тема: Профессиональное самоопределение
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»

Формы и методы внеурочной деятельности для формирования

профессионального самоопределения обучающихся с

интеллектуальными нарушениями.

Климкович Наталья Гавриловна, учитель профильного труда

Кочукова Татьяна Александровна, учитель профильного труда

Кемерово 2024

В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, а также с постоянно

нарастающим темпом жизни, педагогов и родителей все больше волнует вопрос о том,

как

помочь

детям

сделать

правильный

выбор

жизненного

пути.

Будущее

подрастающего поколения во многом зависит от выбора профессии. Кем быть? Где

работать, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне?

Эти и многие другие вопросы волнуют не только выпускников массовой школы,

но и ребят с ограниченными возможностями здоровья.

В современном обществе

разработана

нормативно-правовая

база,

регулирующая

вопросы,

связанные

с

жизнедеятельностью детей с ограниченными возможностями: Конвенция ООН о

правах детей, Конвенция о правах инвалидов, закон «Об образовании», ФЗ «О

социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации». С уверенностью можно сказать, что дети с

ограниченными возможностями здоровья, имеющие различные нарушения здоровья,

хотят и могут быть полезными обществу, как и другие его граждане, но для этого

необходима специально организованная работа в этом направлении деятельности.

Важнейшей функцией школы является подготовка детей к сознательному выбору

профессии.

Проведение

профориентационной

работы

является

обязательным

компонентом в работе по профессиональному самоопределению умственно отсталых

подростков.

Особое место в профессиональном самоопределении учащихся занимает

внеурочная деятельность, которая включает в себя общественно-полезный труд,

кружковую работу, внеклассные мероприятия, профориентацию.

Общественно-полезный труд

умственно отсталых подростков играет особо

значение в профессиональном самоопределении. Как и учащиеся школы, умственно

отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек,

живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом.

В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся

должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка

труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного

развития.

Коррекционное

значение

занятия

трудом

умственно

отсталыми

школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует

воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно

отсталые подростки слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них

ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений,

приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Обучая и воспитывая таких детей, педагог корректирует недостатки трудовой

деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно

очевидно, что трудовое воспитание связано с профессиональным самоопределением, т.

к. выполняя трудовые действия, у подростка появляется интерес к той или иной

профессии.

Очень важно, чтобы дети имели определенные обязанности, отвечали за их

выполнение. В этой связи дети переживают чувство удовлетворенности, радости, у них

воспитывается ответственность.

Известны условия, при которых деятельность школьников приносит пользу и

имеет ценность в профессиональном самоопределении подростков.

1.Всякое задание должно быть конкретно, посильно для детей, оно не должно

отнимать слишком большого количества времени.

2.Выполняемая работа должна быть интересна подростку и иметь общественное

значение,

учащийся

должен

понимать,

какую

часть

работы

он

выполняет

самостоятельно, за что отвечает.

Одной из форм внеурочной деятельности, способствующей практическому и

теоретическому расширению опыта воспитанников, является кружковая работа.

Кружковая работа

–имеет большое значение в этом виде деятельности.

Учащиеся в кружковой работе используют приобретенные ими на уроках труда знания

и навыки и совершенствуют их, учатся самостоятельности и творчеству.

Также

целесообразно проводить предметные недели трудового обучения. Встречи с

представителями

разных

профессий,

выставки

работ

учащихся,

конкурсы,

викторины. Праздники труда, как массовые внеклассные мероприятия оставляют у

детей яркие и сильные впечатления. Кроме того, праздники труда хорошо помогают в

психологической подготовке учащихся к труду, т.е. в формировании личности

человека, способного к участию в коллективном труде. В процессе психологической

подготовки

формируются

положительные

мотивы

трудовой

деятельности,

целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией.

В коллективных формах трудового воспитания, в частности в Праздниках труда,

происходит

эмоциональное

обобщение

учащимися

положительного

опыта,

формируется опыт нравственных чувств. Кроме того, велика и коррекционная роль

коллективных праздников. Исправляется эмоциональная деятельность ребенка, его

внимание, память, воля, а так же речь и мышление.

Коллективные формы внеклассной работы эффективны, так как строятся на

одном

из

основных

методов

воспитательной

работы

школе

для

детей

с

интеллектуальными нарушениями – методе поощрения. Поощрение развивает

в

ребенке бодрость, уверенность в своих силах, содействует лучшей его адаптации в

социуме.

Кроме

того,

у

подростков

необходимо

формировать

представления

о

профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора

профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в

соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать подросткам

индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае

необходимости определить стратегию действий по освоению запасного варианта.

Необходимо сосредоточить внимание подростков на формировании профессионально

важных

качеств

в

избранном

виде

деятельности,

оценке

и

коррекции

профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов

в профессиональной деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и

саморазвития в ней. В этом направлении деятельности большую роль играет

профориентационная работа.

Профориентация – это целостная система, состоящая из ряда компонентов,

каждый из которых реализуется на разных уровнях обучения.

Информирование о мире профессий в школе для детей с интеллектуальными

нарушениями нужно начинать с первой ступени обучения (классные часы, часы

общения,

информационные

занятия,

оформление

классных

стендов),

профинформирование нужно продолжать и на второй ступени, вводя различные курсы

и проводя экскурсии на предприятия города. На второй ступени обучения начинается

реализация таких компонентов, как профессиональная диагностика, профессиональное

консультирование. Поэтому в тесной взаимосвязи с педагогами должен работать

педагог-психолог.

Профориентационная работа,

проводимая педагогом-психологом, является

естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися. Полноценная

помощь в выборе профессии помогает школьнику оценить свои возможности в

овладении специальностью, осознать необходимость обучения профессии. В работе

психолога,

как

одно

из

направлений

деятельности,

является

работа

по

профориентации, которая включает в себя: беседы с учащимися по планированию

профессиональных и жизненных перспектив; индивидуальную работу с учащимися,

где обсуждаются конкретные проблемы школьников; индивидуальная работа с

подростками, требующими особого отношения и внимания.

Профориентационное направление в работе психолога включает в себя:

диагностику, при которой выявляются не только личностные особенности ребенка, но

и

реальные

возможности,

которые

можно

использовать

для

достижения

профессиональных целей; коррекцию личностного развития в плане подготовки к

будущей профессиональной деятельности; оценку возможных внешних препятствий на

пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; морально-

эмоциональную поддержку подростков; помощь в конкретных профессиональных

выборах и планирование жизненных и профессиональных перспектив.

Это осуществляется через диагностику личности учащегося, направленности

личностных притязаний. Обязательными элементами являются профессиональные

пробы, моделирование профессионально- значимых ситуаций. Очень важна работа

педагога-психолога и социального педагога, которые помогают учителю трудового

обучения внедрять новые формы и способы обучения, использования элементов

психотехник. Для этого с педагогами проводится цикл социально-психологических

тренингов,

которые

дают

им

возможность

сопровождать

готовность

к

профессиональному сопровождению ученика. Обязательным элементом этого этапа

является профориентационная работа с учащимися с умственной отсталостью.

Основная задача этапа – организация профессиональных проб, прогнозирующих

соответствие личностной заинтересованности требованиям избираемой профессии.

Организация профессиональных проб – это прохождение практики на базе

учреждений начального и среднего профессионального образования, участие в

подготовке проектов, в формировании портфолио обучающегося и технических

олимпиад, которые по содержательным аспектам могут быть технологического или

ситуативного характера, это– составление проблемных заданий типа: «Если ты –

маляр-штукатур,

обувщик,

швея…»;–

написание

резюме,

составление

профессиограмм: «Как пройти собеседование при устройстве на работу», «Требования

профессии к работнику…» и т. д.; – разработка проекта изготовления изделия; –

участие в ярмарках трудовых поделок; – презентация себя при устройстве на работу.

Итогом

профессиональной

ориентации

должно

стать

профессиональное

самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности выпускника к

реальному и осознанному выбору профессии.

Показатели готовности к выбору

профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях

к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая

работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.

Таким образом, первоочередная задача педагогов, состоит в том, чтобы на

основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной

работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с учётом их

индивидуальных особенностей.

Заключительным

этапом

в

этой

работе

выступает

создание

системы

сопровождения умственно отсталых подростков, которая бы предусматривала

оказание помощи в сложных жизненных ситуациях связанных с потерей работы,

конфликтов в трудовых коллективах, возможность получения дополнительной

профессиональной подготовки и т.д.

Таким образом, применение разнообразных форм и методов внеурочной

деятельности

по

профессиональному

самоопределению

умственно

отсталых

подростков помогают наиболее эффективно и комплексно решать важные задачи

подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду в условиях современного

общества.



В раздел образования