Напоминание

Волейбол как средство физического воспитания в школе


Автор: Коннова Алевтина Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова" Советского района
Населённый пункт: г. Казани
Наименование материала: статья
Тема: Волейбол как средство физического воспитания в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Волейбол как средство физического воспитания в школе

Коннова Алевтина Анатольевна, учитель физической культуры

МАОУ

"Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова" Советского

района г. Казани

Главная задача учебной дисциплины «волейбол» - содействовать

формированию у школьников целостного представления к деятельности

волейболиста (техника, тактика, физическая подготовка). Это требует

системного подхода, при котором школьник получит определённый набор

знаний и умений от этой игры. Очень важна при этом интеграция с другими

дисциплинами.

Роль

объединённого

фактора

в

процессе

обучения

школьников

волейболу

призваны

сыграть

межпредметные

связи

по

анатомии, физиологии, гигиены, истории и др.

В школе игра в волейбол занимает важное место. Это объясняется не

только её доступностью и эстетической красотой, но и благотворным

влиянием на развитие жизненно-важных качеств и прежде всего, основных

свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение).

Игра в волейбол требует укрепления и развития мелких мышечных

групп. Неправильное положение кисти может привести к травме пальцев.

Поэтому опытные игроки овладевают способами приема и передачи мяча

основанием кисти, основанием соединенных вместе кистей и предплечьями.

По мнению специалистов, в волейболе сочетаются высокий динамизм и

замедленный темп, остановки, паузы, резкие мощные выпрыгивания,

требующие высокого мышечного напряжения. Постоянная смена характера

деятельности, изменчивость ситуации и условий игры, неожиданность

приемов делают игру высоко эмоциональной, обеспечивающей способность

к многократному переживанию различных стрессов, что имеет важное

значение для тренировки психических процессов.

При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно

четко определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения

между ними. Можно выделить три составные части системы подготовки

волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку

спортивных резервов и подготовку в сфере массовой физкультурно–

спортивной работы.

Игровые виды спорта, в том числе волейбол, можно рассматривать как

высшую

форму

спортивных

игр,

включенных

в

мировую

систему

спортивных

соревнований,

прежде

всего

на

уровне

спорта

высших

достижений

в

основном

его

проявлениях:

профессиональном,

некоммерческом и профессионально-коммерческом.

Игровые виды спорта, в том числе волейбол, широко представлены в

программе Олимпийских игр, а также в профессиональном спорте. Большое

количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и

многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности

соперничающих команд и определённых игроков представляет собой

захватывающее зрелище, а это в свою очередь делает игровые виды спорта

средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне.

Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах

установленных

правил

посредством

присущим

только

волейболу

соревновательных действий - приёмов игры (техники) при этом обязательном

является

наличие

соперника.

В

волейболе

цель

каждого

фрагмента

состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в

определённое место площадки соперников и не допустить этого в отношении

себя. Это определяет единицу состязания - блок действия типа «защита -

нападение», который включает также действия.

Основным средством в обучении волейболу являются физические

упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те

упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на

определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе

классификации средств. Отправным принципом классификации служит

соревновательная

деятельность

волейболистов.

В

связи

с

этим

все

упражнения

делятся

на

две

большие

группы:

-основные

или

соревновательные - вспомогательные или тренировочные.

Соревновательные

упражнения

представляют

собой

собственно

волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь

технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет

место в игровой обстановке на соревнованиях (но вне игровых условий).

Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение

основными навыками и содействовать повышению их эффективности и

надежности. Они складываются из специальных и обще-развивающих.

Специальные

делят

на

подготовительные,

главная

задача

которых

заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в

волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение

структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят

и имитационные упражнения, выполняемые без мяча. Общеразвивающие

упражнения используют для развития основных физических качеств и

совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.

В массовых соревнованиях юные волейболисты начинают участвовать,

овладев первичными тактико-техническими навыками (стойки, перемещения,

подачи, приемы и передачи мяча). Обучение технике и индивидуальным

тактическим действиям начинают со стойки и перемещений на площадке;

вначале по прямой (вперед-назад, вправо-влево), а затем с изменением

направления, темпа и ритма движения. Совершенствование проводится на

основе усложнения способов перемещения и характера действий на

площадке. С этой целью широко используют имитационные упражнения,

сочетающие в себе элементы техники и тактики игровых действий

волейболиста.

Для подготовки волейболистов особое значение имеют скоростно-

силовые качества, основу которых составляет взаимосвязь быстроты и силы.

Уровень скоростно-силовых качеств начинает заметно увеличивается после

7-8 лет и достигает наибольших показателей к 17-18 годам, при этом в 12-15

лет наблюдается своеобразный скачок.

Таким образом, развитие высшей нервной деятельности, двигательных,

физических

качеств

создаёт

благоприятные

условия

для

успешного

осуществления специализированных занятий по волейболу начиная с 10-12

лет достигает наибольших показателей к 17-18 годам.

Обучение технике игры в волейбол представляет собой педагогический

процесс, предполагающий передачу, восприятие и переработку информации.

Для обучения и совершенствования технических приемов игры применима

схема:

терминологически правильное название приема;

показ выполнения приема учителем (или на плакате, слайде, при

помощи видеотехники) с комментариями о его роли в игре;

объяснение техники выполнения приема с демонстрацией (положение

частей тела до выполнения, в момент выполнения и после выполнения

технического приема);

имитация приема в целом или по частям;

выполнение подводящих упражнений, с акцентированием внимания на

направленности каждого из них;

выполнение технического приема в самых простых условиях;

выполнение технического приема в условиях, приближенных к

игровым.

Главным критерием эффективной деятельности команды в процессе

спортивной игры является победа над командой соперника, наибольшее

количество побед, что описывает высокое положение команды в турнирной

таблице. Высокое положение в турнирной таблице говорит о высоком

физкультурном итоге. Физкультурный итог — важный аспект оценки уровня

спортивного мастерства команды и его членов, хотя в совершенной мерке не

отображает

уровня

мастерства

спортсмена

вследствие

отсутствия

объективных характеристик в количественном выражении; при одинаково

высочайшем уровне мастерства всех участвующих в соревновании команд

разное состояние их в турнирной таблице неизбежно. Теоретически и при

заранее слабых командах станет, выявлен фаворит страны, а игроки

победившей команды получат преимущество на присвоение высочайшего

спортивного звания. Необходимо введение объективных (количественно

проявленных) характеристик, на основании которых разрешено было бы

удачно планировать процесс спортивной подготовки и исполнять контроль

над ним.

Таким образом, волейбол является необычной и очень интересной

игрой, а также требующей хорошей физической подготовки, умения

реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию, массивные атакующие

удары у сетки и с задней полосы, виртуозные защитные деяния при

перекрытии и в поле, трудные тактические композиции с ролью игроков

передней и задней полосы.

Польза волейбола: Регулярная игра в волейбол оказывает закаливающее

действие на организм, повышает выносливость организма. Укрепляет

сердечно-сосудистую систему и улучшает кровообращение. Положительно

влияет на дыхательную систему. Разнообразие движений и переменная

интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все

группы мышц. Волейбол укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает

подвижность суставов. Тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения.

Волейбол положительно влияет на нервную систему, улучшает настроение,

помогает бороться со стрессами и депрессиями. Волейбол тренирует

ловкость, точность движений, подвижность и гибкость. Занятия волейболом

развивают у детей и взрослых такие качества как трудолюбие, смелость,

упорство,

настойчивость,

дисциплинированность

и

умение

быстро

реагировать

на

изменение

ситуации.

Помогают

человеку

преодолеть

комплексы, раскрепоститься, найти общий язык сверстникам и людям

разных поколений. Волейбол и другие командные виды спорта воспитывают

чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и

доверять окружающим. Развивают привычку регулярно заниматься спортом

и вести здоровый образ жизни.

Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по

истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами

методики обучения и тренировки, методами и средствами физической,

технической, тактической, психологической и другими видами подготовки.

Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике

травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье,

развивают

специальные

физические

качества,

овладевают

элементами

техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.

В Татарстане дан старт уникальному проекту «Школьная волейбольная

лига»

(ШВЛ).

Это

турнир

по

волейболу

среди

обучающихся

общеобразовательных организаций Республики Татарстан. Организаторы

проекта — Федерация волейбола Республики Татарстан (РТ), министерства

спорта и образования и науки РТ, а также администрация Казани — хотят

наладить процесс выявления одарённых детей с последующим развитием

профессионального мастерства юных спортсменов и укрепления позиций

Татарстана на арене мирового волейбола. Но соревновательная часть не

главная в проекте. Еженедельно проводятся семинары для учителей

физической культуры и тренеров команд, в ходе которых идёт обучение

методике тренировок и конкретным приёмам игры.

На теоретических уроках физической культуры очень хорошая помощь

сайт моно получит всю информацию о официально правила игр, видео уроки

(история развития волейбола), посмотреть учебно-тренировочные занятия.

Волейбол — не просто вид спорта, а образ жизни для многих учащихся и для

их семей.

Список литературы

1.

Виера Барбара Л. Волейбол. Шаги к успеху: Пер. с англ. /

Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон.- М.: ООО «Издательство

АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.

2.

Педагогическое

физкультурно-спортивное

совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений/ Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под

ред. Ю.Д. Железняка. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3.

Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для

студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П.

Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова. – М.:

Издательский центр «Академия», 2001.



В раздел образования