Автор: Коннова Алевтина Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова" Советского района
Населённый пункт: г. Казани
Наименование материала: статья
Тема: Волейбол как средство физического воспитания в школе
Раздел: среднее образование
Волейбол как средство физического воспитания в школе
Коннова Алевтина Анатольевна, учитель физической культуры
МАОУ
"Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова" Советского
района г. Казани
Главная задача учебной дисциплины «волейбол» - содействовать
формированию у школьников целостного представления к деятельности
волейболиста (техника, тактика, физическая подготовка). Это требует
системного подхода, при котором школьник получит определённый набор
знаний и умений от этой игры. Очень важна при этом интеграция с другими
дисциплинами.
Роль
объединённого
фактора
в
процессе
обучения
школьников
волейболу
призваны
сыграть
межпредметные
связи
по
анатомии, физиологии, гигиены, истории и др.
В школе игра в волейбол занимает важное место. Это объясняется не
только её доступностью и эстетической красотой, но и благотворным
влиянием на развитие жизненно-важных качеств и прежде всего, основных
свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение).
Игра в волейбол требует укрепления и развития мелких мышечных
групп. Неправильное положение кисти может привести к травме пальцев.
Поэтому опытные игроки овладевают способами приема и передачи мяча
основанием кисти, основанием соединенных вместе кистей и предплечьями.
По мнению специалистов, в волейболе сочетаются высокий динамизм и
замедленный темп, остановки, паузы, резкие мощные выпрыгивания,
требующие высокого мышечного напряжения. Постоянная смена характера
деятельности, изменчивость ситуации и условий игры, неожиданность
приемов делают игру высоко эмоциональной, обеспечивающей способность
к многократному переживанию различных стрессов, что имеет важное
значение для тренировки психических процессов.
При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно
четко определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения
между ними. Можно выделить три составные части системы подготовки
волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку
спортивных резервов и подготовку в сфере массовой физкультурно–
спортивной работы.
Игровые виды спорта, в том числе волейбол, можно рассматривать как
высшую
форму
спортивных
игр,
включенных
в
мировую
систему
спортивных
соревнований,
прежде
всего
на
уровне
спорта
высших
достижений
в
основном
его
проявлениях:
профессиональном,
некоммерческом и профессионально-коммерческом.
Игровые виды спорта, в том числе волейбол, широко представлены в
программе Олимпийских игр, а также в профессиональном спорте. Большое
количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и
многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности
соперничающих команд и определённых игроков представляет собой
захватывающее зрелище, а это в свою очередь делает игровые виды спорта
средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне.
Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах
установленных
правил
посредством
присущим
только
волейболу
соревновательных действий - приёмов игры (техники) при этом обязательном
является
наличие
соперника.
В
волейболе
цель
каждого
фрагмента
состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в
определённое место площадки соперников и не допустить этого в отношении
себя. Это определяет единицу состязания - блок действия типа «защита -
нападение», который включает также действия.
Основным средством в обучении волейболу являются физические
упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те
упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на
определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе
классификации средств. Отправным принципом классификации служит
соревновательная
деятельность
волейболистов.
В
связи
с
этим
все
упражнения
делятся
на
две
большие
группы:
-основные
или
соревновательные - вспомогательные или тренировочные.
Соревновательные
упражнения
представляют
собой
собственно
волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь
технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет
место в игровой обстановке на соревнованиях (но вне игровых условий).
Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение
основными навыками и содействовать повышению их эффективности и
надежности. Они складываются из специальных и обще-развивающих.
Специальные
делят
на
подготовительные,
главная
задача
которых
заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в
волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение
структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят
и имитационные упражнения, выполняемые без мяча. Общеразвивающие
упражнения используют для развития основных физических качеств и
совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
В массовых соревнованиях юные волейболисты начинают участвовать,
овладев первичными тактико-техническими навыками (стойки, перемещения,
подачи, приемы и передачи мяча). Обучение технике и индивидуальным
тактическим действиям начинают со стойки и перемещений на площадке;
вначале по прямой (вперед-назад, вправо-влево), а затем с изменением
направления, темпа и ритма движения. Совершенствование проводится на
основе усложнения способов перемещения и характера действий на
площадке. С этой целью широко используют имитационные упражнения,
сочетающие в себе элементы техники и тактики игровых действий
волейболиста.
Для подготовки волейболистов особое значение имеют скоростно-
силовые качества, основу которых составляет взаимосвязь быстроты и силы.
Уровень скоростно-силовых качеств начинает заметно увеличивается после
7-8 лет и достигает наибольших показателей к 17-18 годам, при этом в 12-15
лет наблюдается своеобразный скачок.
Таким образом, развитие высшей нервной деятельности, двигательных,
физических
качеств
создаёт
благоприятные
условия
для
успешного
осуществления специализированных занятий по волейболу начиная с 10-12
лет достигает наибольших показателей к 17-18 годам.
Обучение технике игры в волейбол представляет собой педагогический
процесс, предполагающий передачу, восприятие и переработку информации.
Для обучения и совершенствования технических приемов игры применима
схема:
терминологически правильное название приема;
показ выполнения приема учителем (или на плакате, слайде, при
помощи видеотехники) с комментариями о его роли в игре;
объяснение техники выполнения приема с демонстрацией (положение
частей тела до выполнения, в момент выполнения и после выполнения
технического приема);
имитация приема в целом или по частям;
выполнение подводящих упражнений, с акцентированием внимания на
направленности каждого из них;
выполнение технического приема в самых простых условиях;
выполнение технического приема в условиях, приближенных к
игровым.
Главным критерием эффективной деятельности команды в процессе
спортивной игры является победа над командой соперника, наибольшее
количество побед, что описывает высокое положение команды в турнирной
таблице. Высокое положение в турнирной таблице говорит о высоком
физкультурном итоге. Физкультурный итог — важный аспект оценки уровня
спортивного мастерства команды и его членов, хотя в совершенной мерке не
отображает
уровня
мастерства
спортсмена
вследствие
отсутствия
объективных характеристик в количественном выражении; при одинаково
высочайшем уровне мастерства всех участвующих в соревновании команд
разное состояние их в турнирной таблице неизбежно. Теоретически и при
заранее слабых командах станет, выявлен фаворит страны, а игроки
победившей команды получат преимущество на присвоение высочайшего
спортивного звания. Необходимо введение объективных (количественно
проявленных) характеристик, на основании которых разрешено было бы
удачно планировать процесс спортивной подготовки и исполнять контроль
над ним.
Таким образом, волейбол является необычной и очень интересной
игрой, а также требующей хорошей физической подготовки, умения
реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию, массивные атакующие
удары у сетки и с задней полосы, виртуозные защитные деяния при
перекрытии и в поле, трудные тактические композиции с ролью игроков
передней и задней полосы.
Польза волейбола: Регулярная игра в волейбол оказывает закаливающее
действие на организм, повышает выносливость организма. Укрепляет
сердечно-сосудистую систему и улучшает кровообращение. Положительно
влияет на дыхательную систему. Разнообразие движений и переменная
интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все
группы мышц. Волейбол укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает
подвижность суставов. Тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения.
Волейбол положительно влияет на нервную систему, улучшает настроение,
помогает бороться со стрессами и депрессиями. Волейбол тренирует
ловкость, точность движений, подвижность и гибкость. Занятия волейболом
развивают у детей и взрослых такие качества как трудолюбие, смелость,
упорство,
настойчивость,
дисциплинированность
и
умение
быстро
реагировать
на
изменение
ситуации.
Помогают
человеку
преодолеть
комплексы, раскрепоститься, найти общий язык сверстникам и людям
разных поколений. Волейбол и другие командные виды спорта воспитывают
чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и
доверять окружающим. Развивают привычку регулярно заниматься спортом
и вести здоровый образ жизни.
Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по
истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами
методики обучения и тренировки, методами и средствами физической,
технической, тактической, психологической и другими видами подготовки.
Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике
травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье,
развивают
специальные
физические
качества,
овладевают
элементами
техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.
В Татарстане дан старт уникальному проекту «Школьная волейбольная
лига»
(ШВЛ).
Это
турнир
по
волейболу
среди
обучающихся
общеобразовательных организаций Республики Татарстан. Организаторы
проекта — Федерация волейбола Республики Татарстан (РТ), министерства
спорта и образования и науки РТ, а также администрация Казани — хотят
наладить процесс выявления одарённых детей с последующим развитием
профессионального мастерства юных спортсменов и укрепления позиций
Татарстана на арене мирового волейбола. Но соревновательная часть не
главная в проекте. Еженедельно проводятся семинары для учителей
физической культуры и тренеров команд, в ходе которых идёт обучение
методике тренировок и конкретным приёмам игры.
На теоретических уроках физической культуры очень хорошая помощь
сайт моно получит всю информацию о официально правила игр, видео уроки
(история развития волейбола), посмотреть учебно-тренировочные занятия.
Волейбол — не просто вид спорта, а образ жизни для многих учащихся и для
их семей.
Список литературы
1.
Виера Барбара Л. Волейбол. Шаги к успеху: Пер. с англ. /
Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон.- М.: ООО «Издательство
АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
2.
Педагогическое
физкультурно-спортивное
совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений/ Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под
ред. Ю.Д. Железняка. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3.
Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П.
Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001.