Напоминание

Обучение ребенка, находящегося на длительном лечении, игре на гитаре с при-менением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


Автор: Кустарева Марина Геннадьевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУДО Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическое описание образовательной практики «Мост помощи»
Тема: Обучение ребенка, находящегося на длительном лечении, игре на гитаре с при-менением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое описание образовательной практики

«

Мост помощи». Обучение ребенка, находящегося на длительном лече-

нии, игре на гитаре с применением электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий»

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно

250 тысяч детей находятся в медицинской организации длительно, более 21 дня. Ми-

нистерством здравоохранения Российской Федерации определены 60 видов наиболее

часто встречающихся заболеваний или состояний, требующих длительного лечения

детей.

Ситуация длительного лечения не позволяет детям посещать образовательную

организацию по месту жительства, но многие из них могут и хотят учиться. Причем

обучение и воспитание всех без исключения детей является источниками развития

психологических функций, регуляторами физиологических и психологических про-

цессов. Обучение, как система целенаправленных, последовательных педагогических

воздействий, определяет, в значительной мере, содержание и ход психического и лич-

ностного развития, социальные перспективы и будущее ребенка. Федеральным зако-

ном от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уста-

новлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не

могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организа-

ции. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года среди

прочих ставится задача: «Обновление содержания и методов обучения при реализации

дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа до-

ступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей раз-

личных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными воз-

можностями здоровья...»

Идея обучения детей в процессе лечения с целью своевременного восстановле-

ния психического функционирования, реализации познавательного потенциала и

успешной социализации в общество была научно-обоснована выдающимися отече-

ственными учеными. Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин акцентировали вни-

мание на благополучии психического развития ребенка в зависимости от соотноше-

ния его индивидуальных свойств и особенностей, с одной стороны, и характеристик

среды, ситуации, партнеров по взаимодействию - с другой. Именно способность со-

циального окружения адаптировать свое поведение и практику воспитания к особен-

ностям ребенка определяет характер его развития. Стратегия проектирования образо-

вательной среды для детей, находящихся на длительном лечении, исходит из положе-

ний, сформулированных Л.С. Выготским о том, что обучение и воспитание ребенка

происходит в зоне его ближайшего развития, которая определяется как уровень по-

тенциального развития, достигаемого в сотрудничестве со взрослыми: родителями

ребенка, учителями, тьюторами, педагогами-психологами, психологами, учителями-

дефектологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования,

1

учителями-логопедами, врачами, медсестрами, волонтерами и др. Длительная бо-

лезнь, госпитализация, социальная изоляция, стресс, чувство неопределенности и не-

предсказуемости развития ситуации, прерывание процесса обучения в образователь-

ной организации, потеря ребенком уверенности в своем будущем определяют риски

нарушений развития, а в целом изменение качества жизни детей, подростков и их се-

мей. Специалистами системы здравоохранения отмечается, что длительная тяжелая

болезнь ребенка является одной из причин, приводящих к значительному искажению

межличностной ситуации от социального норматива.

Педагогическая практика «Мост помощи» обучения учащегося, находящегося на

длительном лечении, игре на гитаре с применением электронного обучения и дистан-

ционных образовательных технологий опирается на традиции дополнительного об-

разования: гуманизм, открытость, вариативность, гибкость, добровольность, доступ-

ность. Объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстанов-

ления здоровья представляет собой реальную реализацию комплексного взгляда на

процесс реабилитации. Современные медицинские технологии и методы применяются

для восстановления физического состояния больного ребенка. Специальные техноло-

гии и условия обучения являются необходимыми средствами восстановления психиче-

ского здоровья, источником личностного развития ребенка, даже в ситуации болезни,

благодаря чему происходит получение им знаний, усвоение социальных норм, осуще-

ствляется социальная адаптация.

Педагогическая поддержка образовательных возможностей ребенка, находяще-

гося на длительном лечении, путем организации обучения игре на гитаре с использо-

ванием дистанционных образовательных технологий включает следующие аспекты:

Психолого-педагогическое сопровождение. Оно осуществляется с учётом осо-

бых медицинских и образовательных потребностей ребёнка и членов его семьи.

Гибкая структура организации учебных занятий. При планировании учитывается

текущий график медицинских процедур, при необходимости вносятся коррективы в

расписание встреч с педагогом или участия ребёнка в общих он-лайн мероприятиях.

Индивидуальный маршрут обучения выстраивается в соответствии с особыми

образовательными потребностями и ограничениями, вызванными состоянием ребёнка,

ходом лечения, общим настроем, дополняется психологической и педагогической кор-

рекционной работой, мерами по социальной адаптации и формированию жизненных

компетенций. Планирование педагогической деятельности отражается в адаптирован-

ной карте педагогического сопровождения учащегося с особыми возможностями здо-

ровья.

Использование динамичного характера обучения. Делается акцент на актуализа-

цию творческих возможностей ребенка. Для адаптации детей используются методы

арт-педагогики, музыкальной терапии.

В основе использования в обучении дистанционных образовательных техноло-

гий для ребенка, который в силу особенностей своего развития и состояния здоровья

не может посещать образовательную организацию, нуждается в обучении на дому, по-

2

ложены Методические рекомендации Минобрнауки России по организации обучения

на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных техноло-

гий.

Эффективными являются такие способы обучения ребенка, которые дают ему

возможность расширить в условиях домашней изоляции или госпитализации общение

и взаимодействие со сверстниками:

включение ребенка в работу группы детей творческого объединения;

онлайн-участие в различных творческих концертных мероприятиях и другие

формы взаимодействия на основе дистанционных образовательных технологий.

Выбор технологий обучения основывается на принципах здоровьесбережения,

производится с учетом индивидуальных физических и психических особенностей ре-

бенка, находящегося на длительном лечении.

Дистанционные образовательные технологии реализуются с применением ин-

формационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоя-

нии) взаимодействии учащегося и педагога.

Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в

субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка; педагог и обучающийся и

родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в

состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология продуктивного музицирования способствует формированию глубо-

кого понимания процесса исполнения музыкальных произведений: осознание

принципов звукоизвлечения, применение специфических приемов исполнения в

соответствии с композиторским замыслом и программой произведения.

Технология музыкотерапии - улучшение психоэмоционального состояния ребен-

ка пассивным способом (прослушиванием музыкальных произведений) и актив-

ным способом (исполнением музыкальных произведений).

За период обучения с использованием электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий учащийся:

освоил исполнение двух программных произведений;

изучил теоретический материал по межпредметным темам: «Гитара в мировой

живописи и графике», «Образ гитары в литературе и поэзии»;

закрепил навыки самостоятельной учебной деятельности: планирования, коорди-

нирования и анализа учебных результатов;

приобрел опыт позитивной продуктивной жизнедеятельности в непростой жиз-

ненной ситуации.

В основе методов оценки эффективности образовательной практики положен

принцип бережного, но адекватного оценивания образовательных результатов. Педаго-

гом использовались адаптированные к ситуации оценочные средства ДОП «Обучение

игре на гитаре». В соответствии с разработанными критериями производится:

педагогический анализ онлайн исполнения учащимся двух программных пьес,

педагогическое наблюдение за развитием метапредметных навыков: способно-

стью постановки краткосрочной и среднесрочной цели учебной деятельности,

3

умением выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму-

никации, умением работать с цифровыми источниками информации, способно-

стью при педагогическом сопровождении оценивать качество освоения исполни-

тельских навыков и теоретических знаний;

педагогический анализ личностного продвижения учащегося.

При использовании дистанционных образовательных технологий педагогом

соблюдаются этические нормы по отношению к ребенку и согласовывются такие фор-

мы взаимодействия с его родителями (законными представителями). Во многих случа-

ях по этическим соображениям возможно использование только аудиовключения ре-

бенка при коммуникации с педагогами или другими детьми.

Болезнь является фактором, изолирующим ребенка от повседневной жизни, при-

водит к сокращению естественных коммуникаций и углублению осознанного одиноче-

ства. Именно поэтому электронное обучение и дистанционные образовательные техно-

логии являются эффективным инструментом преодоления проблем, возникающих

вследствие длительной вынужденной социальной изоляции ребенка. Цифровые техно-

логии помогают сохранять включение изолированного ребенка в обучение в группе

детей путем налаживания онлайн общения, что помогает сохранять социальные связи

со сверстниками и внешним миром.

Ребенок в период болезни и реабилитации окружен встроенными в его жизнедея-

тельность элементами привычной жизни, позволяющими снизить тревожность, от-

влечь от мыслей о лечении и болезни, осуществлять коммуникацию со сверстниками,

поддерживать познавательную активность, сохранять уверенность в себе и ощущение

ритма повседневности.

Поддержание атмосферы творческой коммуникации, смягчает последствия

сложного опыта угнетающей атмосферы изоляции от внешнего мира, смягчает стрес-

сообразующие факторы внутрисемейной коммуникации, помогает поддерживать ин-

терес к гитарному исполнительству, путем творческого самовыражения развивать ар-

тистичность, смелость, эмоциональность, выразительность, раскрепощенность, фанта-

зию, воображение, концентрацию внимания, психологическую устойчивость, воспиты-

вать волевые качества, целеустремленность.

Президент НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева, академиком РАН, доктор ме-

дицинских наук, профессор А.Г. Румянцев утверждает: «Врачи делают всё необходи-

мое для выздоровления ребёнка. А кто ставит перед ним высшую в жизни цель? Учи-

тель!».

Список использованной литературы

1.

Выготский Л.С. Вопросы детской возрастной психологии. Собр. соч.: в 6 т.

Т.4. М: Педагогика, 1984.

2.

Буслаева А.С., Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Задачи психологической помо-

щи тяжело больному ребенку и его родителям // Культурно-историческая психология

2016. Т. 12. № 1.

4



В раздел образования