Напоминание

"Использование симуляционных технологий в обучении слушателей практическим навыкам сердечно-легочной реанимации"


Автор: Орлова Кристина Геннадьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАУ ДПО РБ Центр повышения квалификации
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование симуляционных технологий в обучении слушателей практическим навыкам сердечно-легочной реанимации"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Орлова К.Г.

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального

образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации»

Россия, Уфа

Использование симуляционных технологий в обучении слушателей

практическим навыкам сердечно-легочной реанимации

Аннотация

В статье рассмотрена важная роль использования симуляционных технологий

в формировании у обучающихся практических навыков сердечно-легочной

реанимации.

Рассмотрен анализ эффективности методики симуляционного обучения

базовой сердечно-легочной реанимации. При отработке навыков сердечно-

легочной реанимации проводился 4-х ступенчатый имитационный тренинг с

медицинскими

сестрами/братьями

на

циклах

профессиональной

переподготовки в системе последипломного образования. В качестве

симуляционного

оборудования

использовался

манекен

для

отработки

навыков сердечно-легочной реанимации.

Ключевые слова

Постдипломное образование, сердечно-легочная реанимация, медицинская

сестра, симуляционное обучение, симуляционные технологии, практические

навыки.

Актуальность

С  патологией развития терминального состояния у человека может

столкнуться любой специалист. Закончится ли жизнь человека в этот момент,

или останется ли он жив – зависит от своевременности проведения сердечно-

легочной реанимации. Однако даже в таких сложных ситуациях одним из

факторов, который возможно контролировать, является качество

проведения сердечно - лёгочной реанимации (СЛР).

Актуальность отработки практических навыков с применением

симуляционных технологий позволяет увеличить скорость и качество

оказываемой помощи в экстренных ситуациях.

Выявленные погрешности у слушателей при проведении сердечно-легочной

реанимации обосновывают необходимость отработки навыков с применением

симуляционного оборудования, что способствует своевременности

и правильности проведения сердечно-легочной реанимации пострадавшему,

позволяющее спасти жизнь человеку.

Цель

Провести оценку эффективности применения симуляционных технологий в

обучении слушателей сердечно-легочной реанимации.

Материалы и методы

Опытно-экспериментальная

работа

проводилась

на

базе

Центра

аккредитации и симуляционного обучения ГАУ ДПО РБ «Центр повышения

квалификации».

Объектом исследования являлись слушатели циклов профессиональной

переподготовки,

имеющие базовое среднее профессиональное медицинское

образование

по

специальности

«Лечебное

дело»,

«Сестринское

дело»,

«Акушерское дело», или имеющие перерыв в профессиональной деятельности

более 5 лет по данной специальности.

Группы

подразделялись

на

контрольную

и

экспериментальную,

приблизительно равные по возрастному составу.

Контрольная группа включала 43 человека, экспериментальная - 46 человек

(Таблица 1).

Таблица 1

Возрастной состав слушателей

Возрастные категории

Контрольная группа, чел.

Экспериментальная

группа, чел.

20-29 лет

23

24

30-39 лет

14

14

40-49 лет

6

8

Всего

43

46

В обеих группах возраст большей части слушателей составлял 20-29 лет (в

контрольной группе – 23 человека, в экспериментальной – 24 человек), число

слушателей старше 40 лет составляло соответственно 6 и 8 человек, остальные

слушатели были 30-39 лет (по 14 человек в каждой группе).

Для отработки навыка был взят алгоритм «Базовая

сердечно-легочная

реанимация», содержащий перечень действий для выполнения манипуляций.

Степень овладения навыком определялась на основе чек-листа.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в рамках симуляционного

тренинга,

методологической

основой

которого

являлся

стандартный

имитационный

модуль,

представляющий

единицу

учебного

процесса

имитационного обучения, равной трем часам (180 минутам) рабочего времени

симуляционного

обучающего

центра,

отведенного

на

непосредственное

взаимодействие

обучающихся

со

средствами

обучения

(практическую

подготовку), сопровождаемую педагогическим контролем [1].

В начале тренинга слушателям предлагалась профессиональная задача: «Вы

медицинская сестра поликлиники. Вы увидели в холле поликлиники, что человек

лежит на полу без признаков жизни. Продемонстрируйте алгоритм Ваших

действий в данной ситуации».

Отработка

практического

навыка

сердечно-легочной

реанимации

у

слушателей контрольной группы проводилась традиционными способами в

соответствии

с

предложенным

алгоритмом

и

последующей

оценкой

его

выполнения на основе чек-листа.

Отработка

навыка

в

экспериментальной

группе

проводилась

с

использованием симуляционных технологий на основе 4-х ступенчатого тренинга

с последующей оценкой выполнения навыка на основе чек-листа.

Четырехступенчатый тренинг представлен этапами [1]:

a)

демонстрация эталонного выполнения задания преподавателем;

b)

демонстрация эталонного выполнения с пояснениями преподавателя;

c)

демонстрация эталонного выполнения с пояснениями обучаемых;

d)

выполнение упражнения обучаемыми с оценкой на основе чек-листа.

В качестве симуляционного оборудования использовался манекен для

отработки навыков сердечно-легочной реанимации. Обязательным условием во

время проведения симуляционного занятия являлась видео-фиксация всех шагов

тренинга [2].

Результаты

Слушатели экспериментальной группы показали более высокие результаты

по сравнению со слушателями контрольной группы (Таблицы 2).

Таблица 2

Оценка выполнения критериев алгоритма

«Базовая сердечно-легочная реанимация»

Действие

Контрольная

группа, чел.

Экспериментальная

группа, чел.

Убедиться в отсутствии

опасности для себя и пострадавшего

24

42

Осторожно встряхнуть

пострадавшего за плечи.

Громко

обратиться к нему: «Вам нужна

помощь?»

26

44

Призвать на помощь: «Помогите,

человеку плохо!»

Освободить

грудную клетку пострадавшего от

одежды

24

41

Ладонь одной руки положить на лоб

пострадавшего.

Поднять подбородок

двумя пальцами другой руки

подхватить нижнюю челюсть

пострадавшего.

27

44

Умеренно запрокинуть голову

пострадавшего, открывая

дыхательные пути.

23

44

Приблизить ухо к губам

25

46

пострадавшего. Глазами наблюдать

экскурсию грудной клетки

пострадавшего

Оценить наличие нормального

дыхания в течение 10 секунд.

Отсчитывать вслух до 10-ти

25

44

Вызвать специалистов (СМП) по

алгоритму (факт вызова бригады,

координаты места происшествия

,

количество пострадавших, пол,

примерный возраст, состояние

пострадавшего, объем Вашей

помощи)

32

46

Встать на колени сбоку от

пострадавшего лицом к нему.

Основание ладони одной руки

положить на центр грудной клетки

пострадавшего.

Вторую ладонь

положить на первую, соединив

пальцы обеих рук в замок.

35

46

Совершить 30 компрессий

подряд

35

46

Держать руки перпендикулярно

плоскости грудины. Не сгибать руки

в локтях.

34

44

Пальцами верхней кисти

оттягивать вверх пальцы нижней

кисти

34

44

Компрессии отсчитывать вслух

35

46

Провести искусственную

вентиляцию легких.

Использовать собственную

специальную лицевую маску или

лицевую пленку

35

46

Ладонь одной руки положить на

лоб пострадавшего.

Поднять

35

44

подбородок пострадавшего двумя

пальцами другой руки

Запрокинуть голову

пострадавшего, освобождая

дыхательные пути, и сделать свой

нормальный вдох.

Двумя пальцами

руки, расположенной на лбу, зажать

нос пострадавшего

35

44

Герметично обхватить рот

пострадавшего своими губами.

Произвести выдох в

дыхательные пути пострадавшего до

видимого подъема грудной клетки.

35

46

Продолжая поддерживать

проходимость дыхательных путей,

разжать нос. Убрать свои губы ото

рта пострадавшего и дать ему

совершить пассивный выдох

35

44

Повторить выдох в

дыхательные пути пострадавшего

35

46

Использование

симуляционного

обучения

базовой

сердечно-легочной

реанимации

при

отработке

навыков

сердечно-легочной

реанимации

с

применением 4-х ступенчатого имитационного тренинга привело к более высоким

результатам, значительно превышающим аналогичные у слушателей контрольной

группы.

Это

свидетельствует

о

высокой

эффективности

симуляционных

технологий при отработке навыков

сердечно-легочной реанимации.

Проведен анализ оценки выполнения алгоритма в зависимости от возрастной

категории слушателей (Таблица 3), который показал, что в контрольной группе

уровень выполнения алгоритма значительно выше в возрастной группе от 20 до

29 лет (20 человек из 23) по сравнению с старшей возрастной группой (3 человек

из 6).

Таблица 3

Оценка выполнения алгоритма

«Базовая сердечно-легочная реанимация»

в зависимости от возрастной категории слушателей

Возрастные

категории

Контрольная группа,

чел.

Экспериментальная

группа, чел.

20-29 лет

20

24

30-39 лет

12

14

40 лет и выше

3

6

В экспериментальной группе слушатели всех возрастных категорий показали

результаты, значительно превышающие аналогичные в контрольной группе.

Обучающиеся успешно демонстрировали навыки применительно к ситуации.[2].

Обсуждение

Использование

современных

методик

симуляционного

обучения

при

отработке практических навыков сердечно-легочной реанимации медицинских

сестер/братьев на этапе постдипломного образования обеспечит высокий уровень

усвоения навыков вследствие непосредственной задействованности слушателей

при выполнении заданий, а также их высокой заинтересованности в достижении

цели, поставленной перед ними преподавателем.

Очевидно, что сформировать навык сердечно-легочной реанимации можно

только в условиях симуляционного центра, позволяющего в полной мере

отработать практические навыки с применением симуляционных технологий.

Выводы

Использование

симуляционных

технологий

в

обучении

слушателей

практическим

навыкам

при

проведении

4-х

ступенчатого

тренинга

с

обучающимися при отработке навыка базовой сердечно-легочной реанимации

показало высокую эффективность.

Изучив статистику проведенных анализов применения методики

симуляционного обучения базовой сердечно-легочной реанимации у

обучающихся можно сделать вывод, что уровень усвоения слушателями

алгоритма проведения сердечно-легочной реанимации имеет высокую

эффективность. Исследование показало, что практические навыки намного

точнее отрабатываются на симуляционном оборудовании, которое повышает

качество оказываемой процедуры.

Формирование устойчивого навыка выполнения СЛР, а не просто умения, с

последующей поддержкой в условиях применения симуляционного

оснащения –условие способствующее профессиональному успеху

специалиста и залог положительного исхода для пострадавшего.

Симуляционные технологии - это наиболее приемлемая форма учебного

процесса, позволяющая получить теоретические знания и сформировать

мышечную память.

Развитие применения методики симуляционного обучения базовой сердечно-

легочной реанимации у обучающихся является обязательным и

необходимым направлением учебного процесса, поскольку оно определяет

привитие уверенности и ответственности у слушателей при отработке

практических навыков сердечно-легочной реанимации, а также способствует

профессиональному росту специалиста.

Список источников информации

1.

Симуляционное обучение в медицине /Под ред. Свистунова А.А.

Сост. Горшков М.Д. – М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. –

288 с., ил.

2.

Юдаева Ю.А., Лыскина М.Е., Негодяева О.А., Снасапова Д.М.,

Виноградова Г.Ф. РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОТРАБОТКЕ НАВЫКОВ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ //

Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.

3. Лашина, Г.В. Методика «слушатель-симулированный пациент», как

субъектно-деятельностный подход в развитии коммуникативных

компетенций специалистов со средним медицинским образованием

//Виртуальные технологии в медицине. 2022. №3 (33). С. 205-207.



В раздел образования