Авторы: Дмитриева Наталья Федоровна, Наталья Федоровна Дмитриева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Петуховская СОШ имени Героя Советского Союза Я.С.Кулишева"
Населённый пункт: Петухово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательное мероприятие "Письма с фронта"
Раздел: среднее образование
ВОСПИТАЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ПИСЬМА С ФРОНТА»
Цель: Воспитание
исторической
грамотности
и
чувства
патриотизма
у
подрастающего поколения. Масштабы трагедии Великой Отечественной войны и
величие подвига советского народа.
Задачи:
1.
Донести мысль о необходимости преемственности поколений.
2.
Отработка публичного выступления перед зрителями.
3.
Раскрытие творческих способностей обучающихся
.
Звучат слова : «Помните, через века, через года….
На слайде памятники войны.
СЛАЙД 1
-Ребята, что вы видите на экране? (памятники)
А можете их назвать? А в нашем городе есть памятники , посвящённые войне?
Верно, он расположен на площади города в центральном парке и установлен к
юбилею победы в 1985 году. В памятные даты мы приходим к этим местам, почтить
память павших в годы Вов, возложить цветы. Но есть такие вещи, которые как
ниточки к миру из войны. Посмотрите на слайд.
Что перед вами?
СЛАЙД 2
Фронтовые письма – документы особые. Тот, кто писал их, не думал, что эти письма
увидят свет. Это было что-то личное, сокровенное.
-Почему, как вы думаете?
СТИХ. На его фоне слайд.
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год
рвётся ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней
Где солдатские письма шли дорогой своей.
-Ребята, о чем мы будем с вами сегодня говорить ?
-Верно, о письмах с фронта, о письмах, написанных на фронт.
ЗВУК СИРЕНЫ
Войны преследуют человечество на протяжении всей истории. В годы Великой
Отечественной войны миллионы семей оказались разлучёнными. И только почта
могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. Бойцы писали
родным — давали знать, что живы, и радовались, получая письма из дома…
Ребята, в вашей семье были участники Великой Отечественной войны? Я уверена,
что Вы и ваша семья свято храните память о них.
-Рассмотрите копии фронтовых писем, которые лежат у вас на столах. Это письма с
фронта. Прочитайте их. Расскажите, что вы узнали их них.
Дети читают письма на фоне музыки «В землянке»
(От каждой группы выступает 1 ребенок)
-Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их
волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на
глаза наворачиваются слезы.
Инсценировка ученик сидит в форме и пишет письмо
«Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я
прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское
— воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был
осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут
брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы
выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого
делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы
снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».
Ведущий: Автор письма геройски погиб 1 мая 1945 года. Его письмо матери стало
предсмертным…
-Ребята, сегодня главные события в мире происходят рядом с нами, на Украине.
Наши народы испокон века были братские, но возник конфликт, который пришлось
решить путем проведения СВО. Посмотрите на слайд.
СЛАЙД 3
Это страницы из дневника Жумабая Раизова, участника СВО , нашего земляка,
уроженца села Актабан, награжденного орденом Героя России посмертно.
В нем Жумабай поименно вспоминает всех близких и дорогих ему людей и каждому
из них он нашел слова благодарности.
СЛАЙД 4
-Сейчас наши доблестные военные выполняют свой долг, очень ждут нашей
поддержки. Ждут весточки с родной земли. Наши письма-слова искренней
благодарности- станут маленькой частичкой неоплатного долга перед теми, кто
сохраняет для нас Родину и свободу. Ребята, вы уже неоднократно своими делами
поддерживали наших солдат. Перечислите, пожалуйста ( плели маскировочные сети,
собирали жестяные банки для изготовления окопных свечей, приносили теплые вещи
и продуктовые наборы). И солдаты вам за это благодарны.
ВИДЕО СЛОВ БЛАГОДАРНОСТИ
-И мы сегодня с вами примем участие в акции «Письмо солдату»
Ребята, вы умеете писать письма? Давайте вспомним основные правила написания
писем
1.Приветствие солдата – начало.
2.Рассказ о себе и своих пожеланиях, слова благодарности солдату это – основная
часть.
3.Прощание – концовка.
Дети пишут письмо
-Сейчас я предлагаю вам сложить письмо – треугольник. А все ли из вас знают,
почему именно треугольник?
Письма-треугольники были стандартной формой переписки солдат во время
Великой Отечественной войны. При помощи их поддерживалась связь между
солдатами, воюющими на фронте, и их родными. Треугольники сообщали о том, что
солдат живой, но могло дойти и страшное известие — такие письма часто заменяли
"похоронку". Откуда же взялась необычная форма писем? Во время войны письма
солдат с фронта доставляли их родным бесплатно. Однако в первые же недели войны
почтовые работники столкнулись с тем, что попросту не хватало конвертов. Так и
появились треугольники. Треугольник – это обычный лист из тетради, который
сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги
вставляли внутрь треугольника . Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его
всё равно должна была прочитать цензура; адрес писали на наружной стороне листа,
почтовая
марка
была
не
нужна. Чаще
всего
письма
с
фронта
писали
простым "химическим карандашом" – при смачивании водой или слюной, карандаш
оставлял чёткий фиолетовый след, который не стирался. Еще был "командирский
карандаш", он двусторонний: красный с одной стороны и синий с другой. Если
позволяли условия, то писали чернилами при помощи перьевой ручки из госпиталя
(многие школьники приходили помогать раненым бойцам письма писать) или писарь
части был "компанейский" парень и позволял использовать реквизит.
Дети делают конверты, подписывают.
-Сегодня мы пригласили сотрудника Петуховского исторического музея Бутакову
Ксению Вячеславовну. Сейчас вы, ребята, отдадите ей ваши письма, для того, чтобы
Ксения Вячеславовна отдала их нашему земляку, который на днях придет в отпуск.
-Ребята, спасибо вам большое за ваши письма!