Напоминание

"Песочные фантазии"


Автор: Бельтюкова Наталья Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Солнечный"
Населённый пункт: п. Перекоп Кировской области
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Песочные фантазии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

СОГЛАСОВАНО:

Протокол

медико-педагогического совета

КОГБУЗ «Санаторий для детей

с родителями «Солнечный» № 1

«_17_»_мая___2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач

КОГБУЗ «Санаторий для детей

с родителями «Солнечный»

______________Е.Г.Береснева

«_17_»_мая___2021 г.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Песочные фантазии»

Возраст: от 4 до 7 лет

Срок реализации: 19 дней

Составитель: Бельтюкова Н.И.,

воспитатель

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………….

3

Актуальность, педагогическая целесообразность программы…....

3

Концептуальные основы программы.................................................

4

Основные направления программы программы...............................

5

Цели, задачи программы………………………………………….....

7

Условия реализации программы…………………………………… 7

Возраст детей…………………………………………………...........

8

Срок реализации программы……………………………………......

8

Принципы организации образовательного процесса……………...

8

Основные формы и методы организации образовательного

процесса

9

Режим занятий………………………………………………….........

10

Прогнозимые результаты……………………………………….....

10

Формы фиксации результатов реализации программы…………...

11

2. Учебно-тематический план…………………………………………

3. Содержание программы…………………………………………..... 3

11

11

4. Литература…………………………………………………………… 14

3

1. П.ояснительная записка

При разработке программы дополнительного образования «Песочные

фантазии» использовались следующие нормативно - правовые документы: 

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; (с изменениями на 28.11.2015);

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья

граждан в Российской Федерации";

Национальный стандарт РФ

«Услуги детям в учреждениях отдыха и

оздоровления» ГОСТ Р 52887-2007 (приказ от 27.12.2007 № 565-ст);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации работы детских санаториев 2.4.2.2843-11.

нормативные документы Правительства Кировской области,

нормативные документы Министерства здравоохранения Кировской области,

локальные документы КОГБУЗ «Санаторий для детей с родителями

«Солнечный»

Актуальность, педагогическая целесообразноть программы

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!

К.Д. Ушинский

Игры с песком популярны с давних времен и являются одним из самых

любимых

занятий

детей.

Но

игра

с

песком

-

это

не

простое

времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок

сам

тянется

к

песку,

и

надо

только

придать

этой

тяге

творческую

4

составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный

процесс. Внедрение занятий с песком в работу с детьми считается наиболее

легкодоступным,

естественным

и

безопасным

средством

развития

и

самотерапии.

Главное достоинство занятий с песком заключается в том, что ребенок

простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом

себя творцом этого мира. Это прекрасная возможность для самовыражения,

развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный

способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия

по

песочной

терапии

обеспечивают

гармонизацию

психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют

на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта,

воображения.

Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в

песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его

проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Концепцептаульные основы программы

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности

А.С.Выготский

называл

единство

формирования

эмоциональной

и

интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно

по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается

конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции

поведения».

А.В.Запорожец:

«Особенности

личностного

развития

в

эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать

возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так

и в развитии речевых функций».

5

Программа

«Песочные

фантазиии»

комплексно

решает

задачи,

направленные

на

ознакомление

с

окружающим,

коррекцию

психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики. Программа направлена

на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за

принятое решение и его последствия.

Программа

разработана

на

основе

методических

разработок

авторов

-

Н.Ф.Бережной «Песочная терапия в коррекции эмоционально - волевой и

социальной

сфер

детей

раннего

и

младшего

дошкольного

возраста»,

А.В.Валиева

«Игры

на

песке.

Программа

по

песочной

терапии

для

дошкольников», Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко «Чудеса на песке».

Данные программы имеют узкую направленность, то есть решают задачи узкого

круга

специалистов:

психологической,

коррекционной,

логопедической

направленности или просто обучение рисованию и творчеству в песке.

Новизна программы состоит в том, что педагогическая технология –

песочная игротерапия расширяет и дополняет

программу дополнительного

образования

Клуб

«Содружество»».

Тематическая

направленность

и

организационная вариативность занятий способствует формированию у детей

устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает

положительное эмоциональное состояние детей в условиях санатория.

Основные направления программы

Игровая деятельность

- формировать желание действовать с различным игровым материалом,

развивать игровые умения;

- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым

литературным произведениям в театре на песке;

6

-

в

сюжетных

играх

в

песочнице

воспитывать

творческую

самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя занятия с песком позитивно влиять на эмоциональное

проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать

навыки игрового взаимодействия.

Сенсомоторное

- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды

восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные

свойства и отношения;

- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и

различия;

- развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

Развитие речи

Работу

по

развитию

речи

осуществлять

через

специально

организованную среду, с использованием песочницы, по следующим

направлениям:

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному

изложению отрывков из знакомых сказок;

- используя игры – инсценировки в создании песочной картины,

формировать диалогическую и монологическую речь;

7

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор,

поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

Цель программы: развить творческие, коммуникативные способности

детей, улучшение

эмоционально-волевой сферы в условиях пребывания

санатория.

Задачи:

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-

логическое мышление, пространственное воображение, речь);

- развитие процессов саморегуляции;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

- формирование творческого потенциала ребенка;

- тренировать мелкую моторику рук;

- формировать установку на положительное отношение к себе;

- снижение тревожности и психофизического напряжения.

Условия реализации программы

1. Материально-технические условия.

Оснащение кабинета песочной терапии:

1.Стол с подсветкой, наполненный песком

Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым,

просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно

светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

2. Технические устройства: фотоаппарат,ноутбук.

3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов

4.

Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев,

ракушки.

2. Кадровые условия

Реализацию программы обспечивают воспитатели.

8

3.Методические условия

- наличие необходимой литературы, программы, плана;

-

проведение

тематических

заседаний

методического

объединения

«Мастерская успеха».

Возраст детей, участвующих в реализации программы, от 4 до 7 лет.

Противопоказания:

- наличие клинического диагноза «бронхиальная астма»;

- инфекционные кожные заболевания и раны на руках;

- а лергия на пыль и мелкие частицы.

Срок реализации программы

Программа является краткосрочной. Срок реализации программы рассчитан

на курс санаторно-курортного лечения и составляет 19 дней.

Принципы организации образовательного процесса

1. Принцип развития предполагает решение тех задач, которые находятся в зоне

ближайшего развития ребенка.

2. Принцип доступности предполагает построение занятия на уровне реальных

познавательных возможностей детей. Конкретность и доступность обеспечиваются

подбором занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными

нормами.

3.

Принцип последовательности усвоения знаний предполагает такой подбор

материала, когда между составными частями его существует логическая связь,

последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного

содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.

4. Принцип наглядности.

Занятия строятся с максимальным использованием

наглядности и включет в себя практический показ действий, показ наглядных

пособий, тематических минисюжетов.

Основные формы и методы организации образовательного процесса

9

Форма работы - групповая. Численность группы – не более 5 человек.

Ребенок находится в сопровождении взрослого.

Формы работы:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для

мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием

бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду

искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и

сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а

потом показываем детям и читаем стихотворение.

7.Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в

ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому

контуру картинку.

Методы и приемы:

1.

Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя

работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы

экспериментирования, наблюдения.

2. Игровая

деятельность

(обыгрывание

ситуаций

(«песочная

буря»,

«проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений

литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,

прибаутки).

10

4. Наглядные

методы

(показ

игрушек,

рассматривание

картин

и

иллюстраций, моделирование).

5. Релаксация.

6. Музыкотерапия

7. Сказкотерапия.

Режим занятий

Программа включает 10 занятий и ориентирована на работу с детьми 4- 7 лет

в сопровождении взрослого. Занятия проводятся с детьми согласно календарно-

тематическому плану на заезд

с

небольшой подгруппой 3-5 человек.

Продолжительность занятия 20-25 минут.

Методы и приемы используются в

зависимости от возраста ребенка, его практических умений.

Прогнозируемые результаты:

гармонизация

общего

эмоционального

состояния

ребенка,

снижение

тревожности,

страхов,

негативных

переживаний,

агрессивных

проявлений;развитие

моторных

способностей

детей,

через

овладение

ручными

многообразными

операциями,

влияющими

на

их

психофизиологические функции;

снижение эмоциональной тревожности;

повышение самооценки;

развитие коммуникативных навыков;

развитие самосознания;

улучшение детско-родительских отношений;

закрепление положительных поведенческих реакций.

Формы фиксации результатов реализации программы:

определение эффективности лечения по каждому ребенку с фиксацией

результатов в истории болезни;

летопись (видео- и фотоматериалы) различных занятий с детьми

11

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Перечень разделов

Количество

часов

1

Подготовительный этап.

Инструктаж по охране и безопасности при работе с песком

1

2

Занятия с песком

9

2.1

Занятие по знакомству с песочницей и способами игры с

песком

1

2.2

Занятие по знакомству со свойствами песка

7

2.3

Опыты и эксперименты с песком

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (10 часов)

Раздел 1. Подготовительный этап (1 час)

Теоретическая часть.

Знакомство с организацией работы занятий с песком.

Презентация

фотоматериалов занятий с песком прошлых заездов. Инструктаж по охране и

безопасности при работе с песком.

Индивидуальное консультирование детей по интересующим их вопросам.

Раздел 2. Занятия с песком (9 часов)

2.1. Занятие по знакомству с песочницей и способами игры с песком (1

час)

2.1.1.Занятие «Здравствуй, песок!»

Теоретическая часть.

Беседа об истории возникновения занятий с песком. Отличительные

особенности песочницы. Использование песка при создании картин из песка.

Знакомство с играми в песочнице.

Практическая часть.

12

Организация разнообразных игр в песке.

2.2. Занятие по знакомству со свойствами песка (7 часов)

Теоретическая часть.

Беседа об алгоритме работы с песком. Знакомство со свойствами песка,

техникой рисования песком в соответствии с заданной темой занятия.

Отличительные особенности работы с песком. Использование песка

при

создании картин или сюжетных зарисовок из песка.

Практическая часть.

Рисование песком по показу или замылу автора.

2.1.1.Занятие «В Песочной стране»

2.1.2. Занятие «Мы создаем песочный мир»

2.1.3. «Морская прогулка»

2.1.4. «Лесная сказка»

2.1.5. «Песочная анимация»

2.1.6. Необыкновенные следы»

2.1.7. «Песочные приключения»

2.3. Опыты и эксперименты с песком (1 час)

2.3.1.Занятие «Узоры на песке»

Теоретическая часть.

Знакомство со свойствами мокрого песка, техникой рисования узоров

мокрым песком в соответствии с заданной темой занятия.

Практическая часть.

Рисование мокрым песком по показу или замылу автора.

13

Список литературы

1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-

волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная

педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

14

2. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная

педагогика. – 2004. - №5. – с. 26

3. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13

4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной

сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010

5. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. –

с. 65

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.:

«Речь», 2005

8. Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация

педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник

практической психологии образования - №1/2006

9. Санкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Питер,

2001г.

1.



В раздел образования