Напоминание

Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста


Автор: Пылаева Марина Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ средняя школа №89
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

"НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-

ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

1. Введение

Нейропсихология

изучает

связи

между

функциональной

деятельностью головного мозга и поведением человека. В последние

годы

нейропсихологический

подход

активно

используется

в

педагогической

практике,

поскольку

помогает

эффективно

решать

задачи коррекции и развития у детей младшего школьного возраста.

На

этом

этапе

происходит

активное

развитие

когнитивных,

эмоциональных

и

социальных

навыков,

а

значит,

внимание

к

нейропсихологическим аспектам очень важно.

2. Теоретические основы нейропсихологического подхода

Нейропсихологический

подход

основывается

на

принципах

нейропсихологии, которые включают:

Локализация

функций:

каждая

область

мозга

отвечает

за

определённые функции, такие как внимание, память, речь, восприятие

и мышление.

Мозговая пластичность: мозг младших школьников имеет высокую

способность

к

восстановлению

и

перестройке,

что

позволяет

использовать

нейропсихологические

методы

для

коррекции

и

развития.

Интеграция

процессов:

для

успешного

обучения

необходимо

учитывать взаимосвязь между различными когнитивными процессами

и функциями мозга.

3. Задачи нейропсихологического подхода в работе с детьми

младшего школьного возраста

Развитие когнитивных процессов: внимание, память, восприятие,

мышление.

Коррекция нарушений, вызванных задержкой психического развития

или недостатками в обучении.

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Помощь в адаптации детей к школьному процессу.

4. Методы нейропсихологического подхода

Нейропсихологическое

обследование:

диагностика

различных

аспектов

когнитивных

и

эмоциональных

процессов.

Для

этого

используют как стандартные методы (например, тесты на внимание,

память,

восприятие),

так

и

методы,

которые

позволяют

оценить

поведенческие реакции и межполушарную асимметрию.

Коррекционные

занятия:

на

основе

результатов

обследования

разрабатываются индивидуальные или групповые занятия. Например,

для развития памяти можно использовать игры на запоминание, а для

улучшения внимания — задания, требующие концентрации.

Нейропсихологическая

тренировка:

включение

различных

упражнений и заданий для тренировки мозга, таких как простые и

сложные задачи на внимание, запоминание, зрительное восприятие.

Методика

когнитивной

реабилитации:

направлена

на

восстановление

нарушенных

когнитивных

функций,

таких

как

внимание

и

память,

через

специальные

упражнения,

которые

стимулируют нейропластичность.

Использование

нейропсихологических

упражнений

в

игровой

форме: для детей младшего школьного возраста важно использовать

игровые

методики,

чтобы

занятия

были

увлекательными

и

эффективными.

5. Роль педагога-психолога в нейропсихологическом подходе

Педагог-психолог

в

рамках

нейропсихологического

подхода

выполняет несколько ключевых ролей:

Диагностическая

роль:

проведении

нейропсихологического

обследования для выявления особенностей развития ребенка.

Коррекционная роль: использование нейропсихологических методов

для устранения или минимизации выявленных нарушений.

Развивающая

роль:

стимулирование

интеллектуальных

и

эмоциональных

способностей

через

специально

подобранные

упражнения и задания.

Консультативная

роль:

работа

с

учителями

и

родителями

по

вопросам нейропсихологического развития ребенка.

6. Пример работы с детьми

На примере конкретного ребенка с трудностями в обучении можно

рассмотреть

использование

нейропсихологических

методов.

Например,

если

ребенок

имеет

проблемы

с

запоминанием

информации,

педагог-психолог

может

предложить

ему

методику,

направленную на развитие рабочей памяти. Это могут быть игры и

задания,

требующие

концентрации,

или

использование

стратегий

запоминания (например, метод визуализации).

7. Заключение

Нейропсихологический подход является мощным инструментом в

работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста.

Он

позволяет

не

только

выявлять

и

диагностировать

различные

особенности развития детей,

но и эффективно корректировать

их

поведение

и

учебные

успехи,

что

способствует

гармоничному

развитию личности ребенка. Важно, чтобы педагог-психолог обладал

необходимыми

знаниями

и

навыками

для

применения

нейропсихологических

методов,

а

также

мог

взаимодействовать

с

учителями

и

родителями

для

создания

благоприятной

образовательной среды.



В раздел образования