Автор: Суслова Елена Валерьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование познавательной активности школьников через интеллектуальные игры
Раздел: среднее образование
Трендами образования XXI века является использование интерактивных форм,
обучение через игру, обучение через локальное и глобальное соревнование. Важным
условием учебно-познавательной деятельности для современного школьника является
эмоциональная окрашенность деятельности. Именно поэтому интеллектуальные игры
являются хорошим инструментом для реализации эффективной учебно-познавательной
деятельности современного школьника.
Важнейшей компетенцией современного человека является умение применять
знания для решения различных задач. Современные школьники, имея доступ к большому
количеству информации, нередко предпочитают готовые решения, не используя
возможности мыслительных операций, логику, командное взаимодействие.
Интеллектуальные игры - это деятельность ученика в специально созданной
ситуации, направленная на усвоение общественного опыта, развитие командного
взаимодействия. Игра - средство развития интеллекта и эрудиции учащихся, причем в
отличие от предметных олимпиад, научных конференций игры позволяют превратить
серьезную интеллектуальную деятельность в яркое, эмоционально насыщенное событие
для ученика.
Данная методическая разработка описывает опыт создания и деятельности
школьного клуба интеллектуальных игр, направленного на развитие познавательной
активности, мотивации к получению знаний. Новизна опыта состоит в том, что в школе
создается
единая
модель
развития
познавательной
активности
через
систему
интеллектуальных игр.
Деятельность клуба интеллектуальных игр на базе школы позволяет создать
сообщество активных детей, повысить интерес к интеллектуальному досугу, развивать
познавательную активность.
Создание в школе клуба интеллектуальных игр решает важные задачи не только
по развитию учебно-познавательных способностей учеников, но и созданию сообщества
заинтересованных детей, что является важным стимулом для повышения престижа
знаний.
В рамках деятельности клуба проходят ежемесячные интеллектуальные турниры,
часть из которых проводится в рамках Российских и международных турниров, участие в
которых позволяет школьникам проверить свои силы и сравнить результаты с другими
командами. Часть событий интеллектуального клуба – самостоятельно разработанные
педагогами интеллектуальные игры, учитывающие как региональный, так и школьный
компонент.
Деятельность Клуба интеллектуальных игр входит в программу воспитания и
является важной частью модуля «Ключевые школьные дела».
Для реализации предлагаемого опыта не требуется специального оборудования,
опыт может быть реализован как на уровне школы, так и в рамках воспитательной
системы отдельного класса или содружеств классов.
Предлагаемый опыт успешно реализован в МБОУ СОШ № 22 города Кирова на
протяжении пяти лет. За это время удалось сформировать единую систему работы
коллектива учителей. Проводимые в рамках деятельности клуба игры вызывают большой
интерес у учащихся, сопровождаются яркой эмоциональной окрашенностью. Разработаны
ежегодные школьные турниры для учащихся. За годы работы клуб стал площадкой для
проведения российских и международных турниров.
Участники клуба интеллектуальных игр успешно представляют учебное заведения
на интеллектуальных турнирах проводимых Всероссийским обществом «Знание»,
Информационным центром по атомной энергии.