Напоминание

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "В царстве славного поэта"


Автор: Оксана Александровна Тронина
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Коломна
Наименование материала: сценарий
Тема: Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "В царстве славного поэта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина

«В царстве славного поэта»

Подготовила педагог-организатор: Тронина О.А.

Тема: Игра – викторина по сказкам А.С.Пушкина

«В царстве славного поэта»

Длительность:

45 минут

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина

посредством игры - викторины; прививать интерес детей к творчеству русских

поэтов. воспитывать чувство любви, уважения к творчеству А.С. Пушкина

показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

Задачи:

1. Формировать связную речь детей, обогащать словарь: развивать у детей

умение выразительно читать отрывки из сказок, грамотно и аргументированно

отвечать на вопросы.

2. Расширить кругозор детей, поощрять любознательность и познавательную

активность.

3. Развивать внимание, память и мышление, слуховое и зрительное восприятие.

4. Учить передавать эмоции в движении, находить средства выражения образа в

мимике и жестах, чувствовать взаимосвязь стихов, музыки и танца.

5. Учить инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические, творческие

способности.

6. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе. умение детей

работать в команде,

Оборудование:

1. Портрет А. С. Пушкина.

2. Выставка книг.

3. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, разрезанные на части, для двух

команд.

8. Два конверта со словами – архаизмами и картинки к ним.

9. Презентация - викторина «Что за прелесть, эти сказки…»

Ход игры

1.

Орг. момент: (слайд 1)

Ведущий: Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок,

великого русского поэта, А. С. Пушкина. Давайте сначала вспомним немного

фактов о писателе из его биографии:

слайд 2

-

Александр Сергеевич Пушкин - один из самых любимых писателей

в нашей стране. Родился он 6 июня 1799 года в Москве.

слайд 3 - Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому

роду. Мать, Надежда Осиповна, была начитана, прекрасно владела французским

языком.

слайд 4 - В детстве Саша Пушкин был любознательным ребёнком. Он быстро

научился читать. Изучал русский, французский, немецкий и английский языки.

Александр Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть.

Память у него с рождения была феноменальной. Одним из его преподавателей

был священник А. И. Беликов, Занимался с Александром и его дядя Василий

Львович.

слайд 5 - В детстве воспитанием маленького Саши занималась няня Арина

Родионовна. Она рассказывала ему много сказок. Маленький Пушкин их

слушал с удовольствием.

слайд 6 - Уже в раннем возрасте Александр Пушкин начал писать стихи. Когда

ему исполнилось 12 лет, его отдали учиться в Царскосельский лицей.

Там писатель нашёл друзей на всю жизнь.

слайд 7- Произведения Александра Сергеевича Пушкина переведены на разные

языки, известны во всём мире. Это поэт, сказочник.

Он прожил недолгую жизнь. 10 февраля 1837 года был убит Ж. Дантесом на

дуэли. Пушкину тогда было 37 лет.

Ведущий: В период своего творчества он написал 7 сказок и много

стихотворений. И сейчас мы с вами Вспомним его сказки и проведем

викторину по этим сказкам.

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт”.

Объяснение правил игры:

Ведущий: прежде чем начать игру, вам надо разделится на две команды.

Сегодняшняя игра будет проходить между двумя командами: "Золотая рыбка" и

командой "Золотой петушок".

За каждый правильный ответ команда получает призовые жетоны - очки, а в

конце викторины мы подсчитаем, полученные вами в ходе игры очки и

определим победителей – настоящих знатоков сказок А.С. Пушкина

Начало игры:

Ведущий: итак, первый конкурс-разминка!

1 конкурс «Сказка за сказкой». - Слайд 8

Ведущий: По условию следующего конкурса вспомните, и назовите как можно

больше сказок, которые написал А.С.Пушкина. Победит команда, за которой

останется последнее слово.

- «Сказка о попе и о работнике его Балде»,

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

- «Сказка о рыбаке и рыбке»,

- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,

- «Сказка о золотом петушке»,

- «Сказка о медведихе».

2. Конкурс «Вопросы ученого кота – слайд 9

Ведущий: Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является учёный

кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас

несколько вопросов.

1. С какими словами обращалась Царица к своему зеркальцу в сказке о Мертвой

Царевне и семи богатырях? («свет, мой, зеркальце, скажи…»)

2. Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)

3.Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В

землянке

4. За какую плату работал Балда у Попа? За три щелчка по лбу.

5. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? Золотого

петушка

6. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? У 7

богатырей

7. В каких насекомых превращался князь Гвидон? В комара, шмеля, муху

8.

Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане» (33 богатыря)

9. У какого персонажа пушкинской сказки был "толоконный лоб"? У попа.

10. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? Поцелуя

3. Конкурс «Там, на неведомых дорожках». - слайд 10

Ведущий: если бы вы вдруг попали в сказку и встретились с его

героями, смогли бы вы их узнать? Сейчас вам предстоит узнать героев сказок

по портрету или картинке. (На доске висят картинки с изображениями героев

сказок. Один участник из команды выходит, слушает описание и угадывает о

ком идет речь)

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать.

1.Живёт он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает - за семерых. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

1.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает. ( Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане…».)

2.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся. ( Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке.»

3.

Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор. ( Тридцать три богатыря. «Сказка о царе Салтане».)

4.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. ( Царевна. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

5.

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. ( Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

4. Конкурс «Собери картинку». – слайд 11 (музыка)

Ведущий: Следующий конкурс называется «Собери картинку»

У вас на

столах лежит разрезанная картинка – это иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, а

вам

необходимо

разрезанные

фрагменты

собрать

и

назвать

героев,

изображенных на иллюстрации и определить из какой они сказки. Та команда,

которая быстрее всех справиться с заданием получит балл.

Задание 1 команде

Задание 2 команде

«Сказка о царе Салтане, о сыне его

славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

царевне лебеди».

«Сказка о мёртвой царевне и семи

богатырях»

ФИЗМИНУТКА

Правила игры: ведущий называет героев сказок, дети хлопают в ладоши, если

названный персонаж не является героем сказки А.С. Пушкина, то стоят

ровно. (Например: козлята, белка, братья- богатыри, комар, колобок, месяц,

Конек- горбунок, корыто, мышка-норушка, золотая рыбка,)

5. Конкурс «Так всё начиналось». – слайд 12

Ведущий: Вам нужно угадать сказку по словам….

1.Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание

.

(Сказка о попе и его работнике Балде) -слайд13

2 . Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто (Золотая рыбка) –

слайд 14

Белочка, девицы , князь ,пир, богатырь. (сказка о Царе Салтане)- слайд 15

3.Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба (сказка о

мертвой Царевне и семи Богатырях)- слайд 16

4.Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок

(Сказка о Золотом Петушке)- слайд 17

6.

Конкурс «Скажи по-другому» - слайд 18 (музыка)

Ведущий: Следующее задание называется «Скажи по-другому» В сказках

А.С. Пушкина часто встречаются странные слова – мы их называем

устаревшими, потому что эти слова не употребляются сейчас в современном

языке.

Ведущий: Ребята, а почему эти слова называют устаревшими? (ответы детей)

Ведущий: Да, правильно - жизнь людей постоянно меняется и со временем

уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они

обозначали, постепенно забываются, устаревают. А.С. Пушкин жил в 19 веке –

очень давно и не удивительно, что в его произведениях часто встречаются

слова – архаизмы, устаревшие слова и выражения. В данном задании командам

буду предложены несколько устаревших слов – а вам необходимо будет

прочитать их и подобрать картинку – объясняющую их значение.

НЕВОД

ПЕРСТ

СТАРЧЕ

УСТА

ЧЕЛО

ОЧИ

7 конкурс «Волшебный мешочек» (слайд 19)

Ведущий: итак, наше следующее задание «Волшебный мешочек».

Ведущий: Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного мешочка» по

одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.

Предметы:

Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Бочка («Сказка о царе Салтане»)

Белочка («Сказка о царе Салтане»)

Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Лебедь («Сказка о царе Салтане»)

Невод (сетка) («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Орешки («Сказка о царе Салтане»)

8

Конкурс «Криптограммы» (слайд 20)

Задание: А.С. Пушкин оставил нам свою тайнопись. Расшифруйте ее и

прочтите зашифрованные строки из сказки А.С. Пушкина.

Конкурс, если остается время.

- Все вы сейчас тоже превратитесь в поэтов. Ваша задача продолжить

стихотворение записанное на карточке.

1.Шла собака по роялю, говоря примерно так…

2.Вы слыхали на базаре, чудо – птицу продавали…

3. В зоопарке плачет слон, увидал мышонка он…

4. Царь издал такой указ, всем боярам в тот же час….

Подведение итогов.

Ведущий: О Пушкине можно говорить вечно. Он всегда в нашей душе. Что

можно сказать в заключении.

ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, УЧИТЕ ПУШКИНА, А ГЛАВНОЕ ЛЮБИТЕ ПУШКИНА!

КОНКУРС БУРИМЕ.

- Все вы сейчас тоже превратитесь в поэтов. Ваша задача продолжить

стихотворение записанное на карточке.

1.Шла собака по роялю, говоря примерно так…

2.Вы слыхали на базаре, чудо – птицу продавали…

3. В зоопарке плачет слон, увидал мышонка он…

4. Царь издал такой указ, всем боярам в тот же час….

1.

Шла собака по роялю, говоря примерно так…

2. Вы слыхали на базаре, чудо – птицу продавали…

3. В зоопарке плачет слон, увидал мышонка он…

4. Царь издал такой указ, всем боярам в тот же час….

НЕВОД

ПЕРСТ

СТАРЧЕ

УСТА

ЧЕЛО

ОЧИ



В раздел образования