Автор: Осипова Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Александрова "
Населённый пункт: Владимирская область, город Александров
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: "Различение парных звонких и глухих согласных"
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема: «Различение парных звонких и глухих
согласных ».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма урока: урок – игра
Цели урока:
• формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные;
• упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими
согласными;
• развивать фонематическое восприятие на основе специальных
упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;
• воспитывать любовь к природе, повышать мотивацию к урокам русского
языка.
Коррекционно-развивающие:
Создать условия для коррекции:
• логического мышления, через операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации;
• внимания, через использование специальных упражнений;
• устной речи, путём построения полных ответов на вопросы.
Оборудование:
проектор ,экран, компьютер
• фигурка Снеговика
• учебник «Русский язык» 4 класс автор Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова
• схемы-опоры, слова-опоры
• конверты с заданиями
• «волшебный сундучок»
Ход урока
I. Организационный момент
–Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости, чтобы
посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим
гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех
хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать, тогда у
нас все получится.
– Урок у нас необычный. К нам на урок придет еще один гость.
Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.
Слепили зимой во дворе ребятишки,
Не горку слепили, не мишку.
Слепили из снега зимою парнишку.
Не нос, а морковка, не шляпа - ведро. (Снеговик)
-Он пришел с волшебным сундучком. В сундучке - задания. Для тех, кто
будет стараться на уроке, Снеговик приготовил сюрприз. Запишите в
тетрадях число и классная работа.
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы продолжим упражнения в различении и
правильном написании парных звонких и глухих согласных. Будем
писать слова и предложения с этими орфограммами.
Снеговик уже знает тему нашего урока и приготовил
задания. «Человечек» он зимний, и задания у него зимние.
III. Минутка чистописания
-Снеговик хочет посмотреть, как вы умеете красиво и правильно писать
буквы ( дети выполняют задание снеговика и записывают буквы парами).
IV. Работа по теме урока
Задание 1: Повторение понятий «Звонкий-глухой».
Открываем 1-ый конверт. Задание: «Собери буквы в пары»
Б П В Ф
Г К Д Т
Ж Ш З С
б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с ( поднесем ладошку к горлу и проверим -
звонкие с голосом, глухие с шумом)
Запишем в тетрадь.
Задание 2: «Загадки Снеговика»
Отгадки пишем на доске и в тетрадях, вначале записываем проверочное
слово, подчеркиваем звонкие и глухие согласные. Чтобы грамотно написать
слова в тетрадь, вспомните правило о написании парных согласных на
конце слова. (Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо
изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук).
Какой это мастер,
На стекла нанес,
И листья, и травы,
И заросли звезд. (МОРОЗ)
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (ЛЁД)
Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ)
С неба к нам он прилетел,
Покружился, тихо сел,
Замерзающую землю
В шубу белую одел. (СНЕГ)
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И огромный пароход! (КАРАНДАШ)
( записываем на доске и в тетрадях : морозы- мороз
льды –лёд
медведи- медведь
Снега – снег
Задание 3: Развитие речи и воображения учащихся.
Снеговик, оказывается, отличный музыкант. Он принес музыкальный
видеофрагмент, который мы сейчас прослушаем и посмотрим.
«Зима в природе»
- Какое время года вы увидели ?
- Назовите зимние месяцы.
- Можно сказать, что зима-красавица?
- Какого цвета больше зимой?
(Белого. Белый цвет- цвет чистоты. Воздух зимой чистый, холодный,
свежий. Земля, деревья, дома укрылись пушистым снегом. Снег блестит, как
серебро.
Запишем предложение, объясняя орфограммы.
Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает
ложится.
V. Физкультминутка «Весёлый снеговик»
Продолжение работы по теме урока :
Работа с учебником стр. 73 , посмотрите на картинки и назовите слова,
четко произнося первые звуки в словах , запишем и подчеркнем звонкие и
глухие согласные :
труба-дрова
спички-змея
брюки-платье
флаги-врач
шляпа-жук
груша-краб
Задание 5 - Достаем следующий конверт «Помогите сове»
Разделите слова на две корзины, в первую со звонким звуком в начале
слова, во вторую корзину с глухим звуком в начале слова ) игра на доске и у
детей индивидуально на компьютерах)
VI. Домашнее задание.
В следующем конверте домашнее задание Снеговика:
домашнее упражнение 4 , стр. 73 ( прочитаем , выберем правильное
написание, объясним)
VII. Итог урока.
– Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог.
- Что вам понравилось на уроке?
- Все ли на уроке было понятно?
- В чем испытывали затруднения?
Сейчас каждый оценит свою работу:
На парте лежат снежинки 3-х цветов. Серебристая – «На уроке мне было
всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»; голубая –
«На уроке мне почти всё было понятно, не всё получалось сразу, но я
старался»; фиолетовая – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется
помощь!» Выберите снежинку и подарим ее снеговику.
Давайте посмотрим, остались ли конверты у Снеговика. Остался
последний. Что же в нем?
Молодцы, ребята!
Вы справились с заданиями.
Всем вам дарю снежинки. Получите хорошие оценки.