Напоминание

"Способы сжатия текста"


Автор: Любовь Владимировна Картошкина
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа-интернат №1"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Урок русского языка для обучающихся с ЗПР в 9 классе
Тема: "Способы сжатия текста"
Раздел: среднее образование





Назад




ГКОУ КО «Калужская школа-интернат №1 для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

Урок русского языка

для обучающихся с ЗПР

в 9 классе на тему:

«Способы сжатия текста»

Учитель русского языка и

литературы Картошкина Л. В.

2025

Урок развития речи

Цель урока: повторить приемы сжатия текста, учить применять их на практике, научить

писать сжатое изложение,

Тип урока: повторение, закрепления знаний.

Задачи урока:

Предметные:

повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста;

научить выделять главную информацию, применять приемы сжатия текста.

Коммуникативная:

развивать письменную и устную речь;

Воспитательные:

формировать культуру речи;

воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на соседа справа, улыбнитесь, посмотрите на соседа

слева, улыбнитесь. А теперь с хорошим настроением начнем урок. Садитесь.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Учитель: французский писатель Вольтер говорил:

«Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена».

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о том,

что очень важно правильно и красиво говорить, точно формулировать свои

мысли.)

-Как данное высказывание связано с тем, чем мы будем заниматься на уроке? (Оно

призывает с уважением относиться языку.)

- Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно,

красиво.

Перед вами несколько слов: (доска)

изложение, текст, тема, сжатие, основная мысль, микротема.

Что объединяет эти слова? (Они все относятся к одному из видов работы по русскому

языку – сжатому изложению.)

-Кто догадался, какова тема нашего урока? (подготовка к сжатому изложению)

- Какую цель мы перед собой поставим?

Цели урока:

- Верно! Понять и передать тему и основную мысль исходного текста;

- отработать навыки сжатия текста;

- логично, без искажений передать в собственном высказывании содержание исходного

текста, используя приемы сжатия текста.

III. Актуализация знаний.

1) Давайте вспомним, что такое текст?

2) Я предлагаю вам верные и неверные утверждения. Ваша задача: согласиться или не

согласиться со мной. Да – поднимаем зеленую карточку, нет - красную

Утверждения

Да/нет

1

Текст состоит из предложений

+

2

К тексту нельзя придумать название

-

3

Все предложения в тексте имеют границы

+

4

Предложения в тексте не имеют последовательности

-

5

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

+

6

Текст можно разделить на части

+

7

Каждая часть текста записывается с красной строки

+

-Итак, каковы же основные признаки текста? (1.Предложения в тексте связаны по смыслу.

2.Предложения в тексте расположены в определенном порядке.

3.Текст имеет тему, основную мысль, его можно озаглавить).

IV. Работа по опорной тетради.

-Посмотрите в опорную тетрадь. Вспомните приемы сжатия текста.

V. Отработка знаний, умений, навыков.

1). РАБОТА В ПАРАХ

-Попробуем на небольших примерах применить приёмы компрессии текста.

Задание №1

1

Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль предложений.

Самое дорогое, что есть у человека,- жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь

поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое- это Время, потому что состоит из

времени, складывается из часов, минут

.(Самое дорогое-это Время, составляющее нашу жизнь.)

2

Исключите однородные члены предложения.

М.М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца»,

«Золотой луг», «Лесная капель».

( М. М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг.)

3 Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве,

желтой, мраморной листве берёз, лип, кленов.

( Бульвар тонул в опавшей листве разных деревьев.)

2) Работа с текстом.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они

всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно,

с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро.

Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте

неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души...

Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей

любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных

слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само

собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и

благодарность, доверие и помощь.

Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не

останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.

3). Беседа.

-Что хотел донести до читателя автор текста?

-Давайте попробуем сформулировать тему и основную мысль этого текста.

-Составьте план текста.

Примерный план.

1.

Любовь и доброта – ценный подарок для любого человека

2.

Не забывайте о родителях

3.

Подарить любовь и доброту легко (Записываем в тетрадь)

4) Самостоятельная работа в паре по применению приемов сжатия текста.

5) Проверка.

1 абзац. Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь

и доброта. – Самый ценный подарок для человека – любовь и

доброта. (УПРОЩЕНИЕ: слияние нескольких предложений в одно и

ИСКЛЮЧЕНИЕ фрагмента предложения, исключение риторического вопроса,

вводного слова)

Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить

бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям

уже означает добро. - Они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить

бескорыстно, отзывчивость к людям уже означает добро (УПРОЩЕНИЕ:

слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ фрагмента

предложения, однородных членов)

Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте

неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души… - Поддержите друга,

помогите ему или сделайте подарок. (ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенных членов

предложения)

2 абзац. Не забывайте и о самых близких – родителях! - Не забывайте о

родителях! (ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)

Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и

понимании. - Они не меньше других нуждаются в нашем внимании и

понимании. (ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)

Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего

наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако

родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и

помощь. - Именно родителям достается меньше всего приятных слов от нас, а

они тоже имеют право на нашу благодарность, доверие и помощь.

( УПРОЩЕНИЕ: слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ

некоторых членов предложения)

3 абзац. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела

и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь

удивительной. - Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать

добрые дела, и они сделают вашу жизнь удивительной. ( УПРОЩЕНИЕ:

слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов

предложения)

VI. Рефлексия.

Детям предлагается оценить урок и свою работу на уроке.

-Поднимите вверх тот смайлик, который вы считаете нужным. Смайлики подписаны.

VII. Домашнее задание.

Написать сжатое изложение на чистовик по данному тексту.

VIII. Оценки за урок.



В раздел образования