Автор: Любовь Владимировна Картошкина
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа-интернат №1"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Урок русского языка для обучающихся с ЗПР в 9 классе
Тема: "Способы сжатия текста"
Раздел: среднее образование
ГКОУ КО «Калужская школа-интернат №1 для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
Урок русского языка
для обучающихся с ЗПР
в 9 классе на тему:
«Способы сжатия текста»
Учитель русского языка и
литературы Картошкина Л. В.
2025
Урок развития речи
Цель урока: повторить приемы сжатия текста, учить применять их на практике, научить
писать сжатое изложение,
Тип урока: повторение, закрепления знаний.
Задачи урока:
Предметные:
повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста;
научить выделять главную информацию, применять приемы сжатия текста.
Коммуникативная:
развивать письменную и устную речь;
Воспитательные:
формировать культуру речи;
воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите на соседа справа, улыбнитесь, посмотрите на соседа
слева, улыбнитесь. А теперь с хорошим настроением начнем урок. Садитесь.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
Учитель: французский писатель Вольтер говорил:
«Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена».
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о том,
что очень важно правильно и красиво говорить, точно формулировать свои
мысли.)
-Как данное высказывание связано с тем, чем мы будем заниматься на уроке? (Оно
призывает с уважением относиться языку.)
- Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно,
красиво.
Перед вами несколько слов: (доска)
изложение, текст, тема, сжатие, основная мысль, микротема.
Что объединяет эти слова? (Они все относятся к одному из видов работы по русскому
языку – сжатому изложению.)
-Кто догадался, какова тема нашего урока? (подготовка к сжатому изложению)
- Какую цель мы перед собой поставим?
Цели урока:
- Верно! Понять и передать тему и основную мысль исходного текста;
- отработать навыки сжатия текста;
- логично, без искажений передать в собственном высказывании содержание исходного
текста, используя приемы сжатия текста.
III. Актуализация знаний.
1) Давайте вспомним, что такое текст?
2) Я предлагаю вам верные и неверные утверждения. Ваша задача: согласиться или не
согласиться со мной. Да – поднимаем зеленую карточку, нет - красную
№
Утверждения
Да/нет
1
Текст состоит из предложений
+
2
К тексту нельзя придумать название
-
3
Все предложения в тексте имеют границы
+
4
Предложения в тексте не имеют последовательности
-
5
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
+
6
Текст можно разделить на части
+
7
Каждая часть текста записывается с красной строки
+
-Итак, каковы же основные признаки текста? (1.Предложения в тексте связаны по смыслу.
2.Предложения в тексте расположены в определенном порядке.
3.Текст имеет тему, основную мысль, его можно озаглавить).
IV. Работа по опорной тетради.
-Посмотрите в опорную тетрадь. Вспомните приемы сжатия текста.
V. Отработка знаний, умений, навыков.
1). РАБОТА В ПАРАХ
-Попробуем на небольших примерах применить приёмы компрессии текста.
Задание №1
1
Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль предложений.
Самое дорогое, что есть у человека,- жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь
поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое- это Время, потому что состоит из
времени, складывается из часов, минут
.(Самое дорогое-это Время, составляющее нашу жизнь.)
2
Исключите однородные члены предложения.
М.М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца»,
«Золотой луг», «Лесная капель».
( М. М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг.)
3 Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве,
желтой, мраморной листве берёз, лип, кленов.
( Бульвар тонул в опавшей листве разных деревьев.)
2) Работа с текстом.
Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они
всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно,
с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро.
Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте
неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души...
Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей
любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных
слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само
собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и
благодарность, доверие и помощь.
Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не
останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.
3). Беседа.
-Что хотел донести до читателя автор текста?
-Давайте попробуем сформулировать тему и основную мысль этого текста.
-Составьте план текста.
Примерный план.
1.
Любовь и доброта – ценный подарок для любого человека
2.
Не забывайте о родителях
3.
Подарить любовь и доброту легко (Записываем в тетрадь)
4) Самостоятельная работа в паре по применению приемов сжатия текста.
5) Проверка.
1 абзац. Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь
и доброта. – Самый ценный подарок для человека – любовь и
доброта. (УПРОЩЕНИЕ: слияние нескольких предложений в одно и
ИСКЛЮЧЕНИЕ фрагмента предложения, исключение риторического вопроса,
вводного слова)
Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить
бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям
уже означает добро. - Они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить
бескорыстно, отзывчивость к людям уже означает добро (УПРОЩЕНИЕ:
слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ фрагмента
предложения, однородных членов)
Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте
неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души… - Поддержите друга,
помогите ему или сделайте подарок. (ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенных членов
предложения)
2 абзац. Не забывайте и о самых близких – родителях! - Не забывайте о
родителях! (ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)
Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и
понимании. - Они не меньше других нуждаются в нашем внимании и
понимании. (ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)
Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего
наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако
родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и
помощь. - Именно родителям достается меньше всего приятных слов от нас, а
они тоже имеют право на нашу благодарность, доверие и помощь.
( УПРОЩЕНИЕ: слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ
некоторых членов предложения)
3 абзац. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела
и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь
удивительной. - Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать
добрые дела, и они сделают вашу жизнь удивительной. ( УПРОЩЕНИЕ:
слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов
предложения)
VI. Рефлексия.
Детям предлагается оценить урок и свою работу на уроке.
-Поднимите вверх тот смайлик, который вы считаете нужным. Смайлики подписаны.
VII. Домашнее задание.
Написать сжатое изложение на чистовик по данному тексту.
VIII. Оценки за урок.