Автор: Лошакова Елена Александровна
Должность: преподаватель по фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск ХМАО-Югра
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: " Работа над полифонией в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО « Детская школа искусств» г. Ханты-Мансийск
План-конспект
Открытого урока преподавателя Лошаковой Е.А
с обучающейся 3 класса Павловой Ульяны
Тема: «Работа над полифонией в младших классах ДШИ»
г. Ханты-Мансийск 15.12.2021 г
Открытый урок : «Работа над полифонией в младших классах ДШИ»
Тема урока: Работа над полифонией в младших классах ДШИ.
Цель урока: формирование исполнительских навыков на примере полифонической
музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании,
интонационная выразительность, четкость и соблюдение выбранной артикуляции.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать понятие «полифония»;
- изучить особенности имитационной полифонии на примере фугетты.
Развивающие:
развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения;
расширение кругозора по теме «полифония».Развитие полифонического мышления и
навыков исполнения имитационной полифонии
Воспитывающие:воспитывать творческое отношение к работе над полифонической
музыкой, формировать умение ученика работать самостоятельно. Воспитывать
способность к целостному охвату формы .
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока :закрепление полученных знаний, умений ,навыков, совершенствование
исполнительского мастерства.
Форма: индивидуальная.
Методы обучения: практические, наглядные, словесные, метод диалога, анализ.
Оборудование: два фортепиано, ноты, аудиоматериал.
План урока
1. Организационный момент ( приветствие, контроль правильности посадки за
инструментом, объявление темы урока, сообщение целей и задач, введение в тему урока).
2. Практическая часть урока ( Определение работы над полифонией как важный этап в
формировании пианиста, введение понятия имитационной полифонии, анализ темы
фугетты , определение ее структуры и формы произведения в целом, работа над
пианистическими навыками, артикуляционной точностью исполнения темы , вопрос
исполнения украшений, организация работы учащегося по осмыслению и усвоению
материала, применение знаний и умений).
3. Рефлексия и подведение итогов.. итоговое исполнение фугетты, домашнее задание. .
Ход урока. Практическая часть.
Организационный этап.
Приветствие, диалог об успеваемости ученика, сообщение темы урока. Урок проводится с
учеником 2 класса фортепианного отделения.
Практическая часть.
Исполнение Фугетты С. Павлюченко
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения
фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся
полифонична, в широком смысле этого слова .Полифоничность и многоплановость
являются типичными особенностями фортепианной фактуры
Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности
ясно и дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте
несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один
из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии
является одним из важнейших условий развития пианиста.
Полифония бывает :подголосочная, контрастная и имитационная
Уже на самых лёгких пьесах первоклассник начинает постигать музыкальную ткань всех
трех видов полифонии. Переход от одноголосных мелодий к двухголосным, являющийся
важным этапом в музыкальном развитии ребенка, должен осуществляться постепенно.
В слуховых восприятиях ребенка появление второго голоса может ассоциироваться с
подпеванием (другим человеком) нижнего голоса (это могут быть мамин и папин голоса
или голос ребёнка и голос взрослого). Надо подвести ребёнка к этой мысли.
Начальное развитие имитационного полифонического слышания осуществляется на
эпизодах с каноническим изложением и строгих двухголосных канонах . Чем контрастнее
ритмика и высотная направленность обоих голосов, чем ярче их мелодические
кульминации, тем естественнее и легче прослушиваются учеником голоса в их
одновременном изложении.
Для того чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии, полезно
прибегать к образным аналогиям.
При знакомстве с полифоническим произведением мы с учеником всегда выясняем к
какому типу полифонии относится произведение.
В нашем случае Фугетта относится к имитационному виду полифонии.
Имитационная полифония – это вид полифонии, при котором основная тема
экспонируется в одном голосе, а в дальнейшем, возможно с изменениями, появляется в
других голосах.
А что же такое фугетта? Фугетта – это маленькая фуга. относительно простая по
художественно-образному содержанию, композиционным приемам и фактуре. фуга имеет
тему, противосложение, интермедии.
В фуге так же как и в сонатной форме есть экспозиция, разработка и реприза, границы
которых определяются количеством раз, которые прошла тема во всех голосах, а так же
законами ладо-тональной организации.
В диалоге с ученицей обсудить биографическую информацию о композиторе. С.
Павлюченко Фугетта относится к русской полифонии. В профессиональной русской
музыке эти самобытные формы развивались в 18 в. и первой половине 19 в. Характерные
черты русской полифонии заключаются в том, что музыка строится зачастую на ладовом
принципе( системе функциональных отношений звуковысотной классификации тонов),с
характерными речевыми интонациями. А так же в тональном плане преобладает
плагальность, ладовая переменность, неквадратные стуктуры периодов.
Здесь же следует познакомить ученика с понятием комплементарной ритмики
характерной для полифонии в целом , которое ярко сформировалось еще в эпоху Барокко.
Комплементарная ритмика – это равноправие и взаимодействие голосов на всех уровнях,
сознает единое движение и единую линию развития за счет того, что голоса дополняют
друг друга. Так, например, если в теме идет линия, то противосложение написано более
крупными длительностями
Переходя к работе над произведением хотелось бы отметить, что в первую очередь
необходимо проанализировать структуру и форму произведения, еще Шуман говорил, что
если тебе не ясна форма, то тебе не ясно содержание.
В основу Фугетты заложена 5-ти тактовая тема, состоящая из двух разных по характеру и
артикуляции, компонентов. Один из них имеет кантабильную, певучую основу, а другой
более четкую, определенную артикуляцию. Тема строится по барочному принципу «ядро-
развертывание». Первые два такта составляют ядро темы, остальные три такта
развертывание. Тема сначала экспонируется в правой руке в тональности A-moll, далее по
классической структуре проходит во втором голосе в тональности доминанты, но с
русской окраской и традицией, потому что композитор выбирает натуральную доминанту
(отсутвует соль диез) . Противосложение удержанное , имеет интонационно
вопросительный характер. Интермедия небольшая,основанная на интонациях темы и
противосложения, отличается тем, что как раз в ней ярко проявляется переменная
ладовость, начинается в ми миноре, а заканчивается в ми мажоре. Разработки в данной
фугетте нет, мы уже говорили о том, что произведение будет оносительно простым по
композиционным приемам, в репризе тема возвращается в левой руке в тонике.
Сразу же стоит обратить внимание ученика на каденции, определить главную каденцию, в
них сосредоточены кульминации разного уровня, которые составляют основу формы
произведения, а так же являются узлом гармонической сложности. И всегда помнить, что
целостность музыкальной формы зависит от :1. иерархии кульминаций; 2.логики
гармонического развития, как выстраивание динамического плана; 3. единства или
соотношение темпов.
После анализа темы и формы переходим к работе над пианистическими навыками в
данном произведение. Стоит уделить особое внимание работе над интонацией и
артикуляцией , потому что это создает образ темы. По своему характеру тема имеет черты
менуэта, но отличается своей неквадратностью(отличительная черта русской полифонии).
В ядре выбираем кантабильную, выразительную как человеческий голос, манеру игры, в
развертывании - упругое стаккато близкое по своему характеру к нон легато,
сочетающееся с певучестью. Так же проблемой будет продолжение темы через паузу.
Обращаем внимание ученика на то, что это продолжение темы, и здесь особенно важна
работа слуха и слухового контроля. Сразу скажем о том, что тема всегда вступает ясно,
показывая все проведения темы в разных голосах. Уделить внимание вопросу метра и
размера. Это связано с тем, что метр указывает нам как мыслить тему, в данном случае
мыслить тему необходимо минимум четвертями, выстраивать длинную, тягучую линию.
После прохождения темы в правой руке, тема переходит в левую руку, важно сохранить
первоначально выбранную артикуляцию и придерживаться ее во всех проведениях.
Следующая сложность которая встречается нам, это появление противосложения со своим
свом воспросо-ответным характером.
Для уяснения вопросо-ответных соотношений И. Браудо предлагает следующий
педагогический прием: педагог и ученик располагаются за двумя инструментами, первый
двутакт исполняется педагогом, ученик отвечает на этот двутакт-вопрос исполнением
второго двутакта-ответа. Затем роли меняются. При этом исполнителю, задающему
вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему - чуть тише, затем
попробовать сыграть наоборот, прослушать и выбрать лучший вариант.
Отрабатываем с учеником этот приём работы над произведением, вырабатывая таким
образом, осмысленное прочтение музыки, эмоциональное отношение к ней.
Направляем внимание ученика на разные артикуляции и противоположную динамику в
обоих голосах. При этом, противосложение дополняет интонации темы. Следует быть
особо внимательным к выходу из длинных нот, слышать с какой динамикой закончился
звук, для правильного выхода в следующий звук без акцента. Для понимания звуковой
целостности темы и противосложения следует проучить их отдельно, а уже потом
соединять. Помнить о протяженности звука, слышать длинные ноты на трех уровнях : 1.на
крещендо 2. На диминуендо 3.на том же уровне. Одним из вариантов проучивания
голосов может быть совместное исполнение с педагогом, используя разную динамику,
практикуя слышание на всех трех уровнях, а потом меняясь ролями. В дальнейшем ставим
ученику эту задачу для самостоятельного выполнения, с целью развития внешнего слуха и
самоконтроля, формируя умения слышать несколько голосов одновременно с разными
интонациями, артикуляциями и динамикой..
Так же важно слышать тембральную окраску каждого голоса. Все это связано с
образностью, характером звучания ,ладо-гармоническим развитием и формированием
целостности формы, а так же с задачей заставить ученика услышать диалог. Вообще роль
гармонии важна в полифонии, поэтому проучиваем не только по горизонтали, но и по
вертикали, собирая гармонию и вслушиваясь в нее.
Интермедия построена на диалоговом соотношении голосов. Здесь сохраняются задачи
поставленные ранее. Яркий пример того, как темы меняются местами поочередно, и как
важен слуховой контроль для дифференцированного исполнения.
Говоря об украшениях в полифонии стоит отметить, что украшения расшифровываются
либо в долю, либо за счет предыдущей. В Фугетте у нас используется трель в двух
последних коденциях. Помним о том, что трель организованна ровными длительностями и
имеет четкую ритмическую организацию. При расшифровке украшение играется в два
раза короче, чем самая короткая длительность в тексте, т.е в нашем случае трель будет
исполняться тридцатьвторыми. Обычно трель играется с верхнего вспомогательного тона,
но в нашем случае она попадает под исключение из правил, потому что в голосе до этого
присутствует звук, являющийся для нас верхним вспомогательным. Украшение стоит
рассматривать как часть голоса, поэтому не нельзя проскальзывать мимо него,
необходимо пропеть и прослушать на инструменте. Трель создает дополнительное
напряжение , которое приводит нас к репризному проведению темы на форте. Важно
проучить стык последнего такта интермедии и начала темы, чтобы трель прозвучала
равномерно, прослушать выход из длинных нот с пунктиром на cresc, в чем нам поможет
обращение к слуху и понимание того, что cresc. для нашего инструмента понятие
иллюзорное, и как мы сами услышим звук, так же его поймет слушатель.
Все это приводит нас в кульминационному проведению темы в тонике. Здесь сохраняются
принципы работы над темой и слегка измененным противосложением. В самом последнем
такте появляется трехголосие.. Два голоса в одной руке требуют особенного внимания,
потому что это всегда сложно для работы слуха. Важно выстроить голоса так, чтобы
слышны были длинные крайние ноты, а на фоне играл средний голос.
Только постоянный слуховой контроль, внимание ученика к поставленным задачам могут
помочь в достижении цели: научиться понимать, слышать и полюбить полифоническую
музыку. Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается
работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью голосов.
В чем эта самостоятельность?
-- В различном характере звучания голосов.
-- В несовпадении штрихов.
-- В разной, почти нигде не совпадающей интонации
-- В несовпадении кульминаций.
-- В разной ритмике.
-- В несовпадении динамического развития.
Способы работы над полифоническим произведением:
1. Отдельно каждой рукой, по голосам
2. Один голос играет учитель, другой – ученик.
3. Один голос петь, а другой одновременно играть.
4. Петь на два голоса. Один поет учитель, другой – ученик.
5. Сосредоточить внимание на одном голосе.
6. Знать наизусть каждый голос.
7. Играть один голос на f, другой на p
8. Игра голосов «вслух» и «про себя».
9. Игра с разных мест «вразброс».
10. Играть в разных регистрах и на разных инструментах.
Рефлексия и подведение итогов, задание на дом.
1. Ученику необходимо отработать выразительность интонаций каждого голоса.
2. Научиться контролировать одновременное звучание двух голосов, чтобы каждый голос
сохранил свой образ.
3.Слушать динамическое развитие и кульминации в каждом голосе.
4. Слышать украшение как часть мелодии
Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения
полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку,
понимать её, с удовольствием работать над ней.
Список использованной методической литературы
Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.
Б. Милич “Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ”.
А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”.
Н. Любомудрова “Методика обучения игре на фортепиано”.
Н. Калинина “Клавирная музыка Баха в фортепианном классе”.
А. Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано”.
С.С. Скребков Теория имитационной полифонии