Автор: Адимова Людмила Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ п. Полетаево"
Населённый пункт: п. Полетаево, Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Хоровое народное пение
Раздел: дополнительное образование
3
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
-
Срок реализации учебного предмета;
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-
Цели и задачи учебного предмета;
-
Обоснование структуры программы учебного предмета;
-
Методы обучения;
-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
-
Сведения о затратах учебного времени;
-
Требования по годам (этапам) обучения;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-
Критерии оценки;
V. Методические рекомендации педагогическим работникам
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
-
Список рекомендуемой нотной литературы;
-
Список рекомендуемой методической литературы;
4
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хор» (народное пение) разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых
видов музыкальной деятельности.
Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и
художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.
5
2. Срок реализации учебного предмета «Хор»
Срок реализации учебного предмета « Хор» составляет 5 лет (с 1 по 5
классы). Годы обучения делятся на начальные 1-4 классы и старшие -5класс.
3. Объем учебного времени
Учебные
предметы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
Хор
2
2
2
2
2
Сольфеджио
1
1
1
1
1
Сольное
пение
1
1
1
1
1
Предмет по
выбору:
Фортепиано,баян
1
1
1
1
1
Слушание
музыки
1
1
1
1
1
Итого
6
6
6
6
6
Общая трудоемкость учебного предмета «Хор» при 5-летнем сроке
обучения составляет 1050 часов.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1
- 5 классы – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Хор» проводится в форме
групповых занятий (численностью от 10 человек) и мелкогрупповых
занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Режим занятий: продолжительность урока 40
минут с перерывами между уроками 5 минут.
6
5. Цель и задачи учебного предмета «Хор»
Цель:
дать учащимся знания о природе народной песни, её многообразии и
уникальности в доступной для детского возраста форме.
Задачи:
-
воспитывать уважительное и бережное отношение к русской культуре, как
источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы;
-
формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания
народной музыки;
-
формировать и развивать музыкальные данные учащихся, их певческие
навыки, включающие в себя певческую позицию, певческое дыхание,
дикцию, музыкальную интонацию, чувство ансамбля;
-
развить исполнительские навыки.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Хор»
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки обучающихся;
•
формы и методы контроля, система оценок;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Основой предмета является изучение русских народных песен.
7
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
•
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала;
•
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
•
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого
произведения
на
более
мелкие
части
для
подробной проработки и последующая организация целого,
репетиционные занятия);
•
прослушивание записей выдающихся исполнителей народной песни и
посещение концертов для повышения общего уровня развития
обучающихся;
•
применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках
общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных
методиках и
сложившихся
традициях хорового
исполнительства.
8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Хор»
Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы «Хор» школа располагает учебной аудиторией,
оснащённой музыкальным инструментом;
-откопированными учебными нотными материалами, методической
литературой.
8
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Сведения о затратах учебного времени
На освоение учебного предмета «Хор» предусмотрена следующая
учебная нагрузка:
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Все-
го
час-
ов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
5-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество
недель
16
19
16
19
16
19
16
19
16
19
Аудиторные
занятия
32
38
32
38
32
38
32
38
32
38
350
Самостоятельные
занятия
32
38
32
38
32
38
32
38
32
38
350
Максималь- ная
учебная нагрузка
210
210
210
210
210
1050
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
-
выполнение домашнего задания;
-
подготовка к концертным выступлениям;
-
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
-
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного
учреждения и др.
9
2. Требования по годам (этапам) обучения
1 год обучения
Задачами первого класса являются ознакомление учащихся с
правилами поведения во время занятий, с правилами пения и гигиены голоса.
Освоение правила певческой установки – положение корпуса, шеи и головы
во время занятия, сидя и стоя. Овладение правильной организацией
певческого дыхания, одновременного вдоха, вступления и окончания пения,
экономного распределения дыхания на всю фразу. Выработка активного
унисона и чистого интонирования диатонических ступеней лада, пение
легким, светлым звуком.
Репертуар 1 класса включает в себя 6 - 8 песен разных жанров,
преимущественно песни детского фольклора, календарно-обрядовые,
шуточные, игровые песни.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
-правила поведения на уроке;
-правила гигиены голоса;
-начальные сведения о строении голосового аппарата;
-строение дыхательного аппарата(трахея, бронхи, легкие); понятия
«дыхательный центр», «опора дыхания»;
-понятия «артикуляция», «артикуляционный аппарат»,
-понятия о дикции как основе ансамблевого пения;
-понятие об ансамбле (вместе);
-о чистом и фальшивом унисоне, высокой певческой позиции;
-о различных видах динамики (форте, пиано);
- о различных темпах (быстро, медленно).
Уметь:
-правильно и экономно пользоваться дыханием (пение на опоре);
10
-петь естественно, свободно, без крика и напряжения (без форсирования);
-овладеть навыкам открытой подачи голоса в примарной зоне звучания в
умеренном темпе.
-уметь чисто интонировать в объеме кварты, слышать и исполнять попевки в
квартовом ладу.
- исполнять ритмические упражнения в размерах 2/4; 3/4.
Владеть навыками:
-правильного положения корпуса во время пения в позициях стоя и сидя;
-дикционными (четким, активным произношением согласных и гласных
звуков);
-устойчивого интонирования одноголосного пения в объеме кварты;
Определения на слух в музыкальных примерах размеров 2 /4, 3 /4.
Основные принципы подбора репертуара:
1.
Художественная ценность произведения.
2.
Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора
детей.
3.
Решение учебных задач.
4.
Создание художественного образа произведения, выявление идейно
эмоционального смысла.
5.
Доступность:
а) по содержанию;
б) по голосовым возможностям;
в) по техническим навыкам.
6.
Разнообразие:
а) по стилю;
б) по содержанию;
в) темпу, нюансировке;
11
г) по сложности.
Примерный репертуарный список.
1.
«Ах, вы, сени мои, сени» - русская народная песня
2.
«Калинка» - обработка В.Горячих
3.
«Как у наших у ворот» - обработка В.Калинникова
4.
«Рыбка
окунёчек» - русская народная песня
5.
«Голубчик мой Ванюшка» - русская народная песня
6.
«Ой, авсень» - русская народная песня
7.
«Таусень!» - русская народная песня
8.
«Коляда-маляда» - русская народная песня
9.
«Как на горе калина» - русская народная песня
10.
«Ходит царь» - русская народная песня
11.
«Селезень утку ловил» - русская народная песня
12.
«Жил я у пана» - русская народная песня
13.
«Комара муха любила» - русская народная песня
14.
«Долговязый журавель» - русская народная песня
15.
«Селезень утку ловил» - русская народная песня
16.
«Как у нас-то козёл» Обработка В.Смирных
17.
«Как у бабушки козёл» русская народная песня
18.
«В хороводе были мы» хороводная русская народная песня
19.
«Посмотрите как у нас-то в мастерской» русская народная песня
20.
«Земелюшка чернозём» русская народная песня
Репертуарный список дополняется и изменяется в зависимости от
индивидуальных способностей участников хора.
12
2 год обучения
Во втором классе происходит закрепление навыков, полученных в
первом классе: соблюдение певческой установки, продолжение работы над
дыханием – задержка дыхания перед началом пения, равномерное
распределение дыхания; знание основ музыкальной грамоты. Репертуар
включает в себя 6- 8 песен разных жанров.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
-резонаторы звука (грудной, головной);
-общеансамблевое дыхание;
-народную манеру исполнения;
-регистры голоса (грудной, головной);
-внутренний слух;
-пауза, штрихи;
-различные виды динамики (форте, пиано); Различные
темпы (быстро, медленно).
Уметь:
-петь вслух и про себя;
- уметь чисто интонировать в объеме кварты, слышать и исполнять попевки в
квартовом ладу;
-задерживать дыхание перед началом пения;
-выразительно исполнять песни;
-четко произносить окончания в песне (коротко, вместе);
-исполнять ритмические упражнения в размерах 4/4; 2/4; 3/4.
Владеть навыками:
-вокала сидя и стоя;
-комплексом дыхательных упражнений;
13
- ансамблевого дыхания;
-формирования гласных и согласных звуков;
-четкое проговаривания песен на нюансе p;
-четкого произношения скороговорок;
-правильной артикуляции, четкой дикции;
-активного чистого унисона;
-произношения звонких и глухих согласных;
-одновременного вдоха;
-анализа словесного текста и его содержания;
-пения песен с сопровождением и без сопровождения.
Примерный репертуарный список
1.
«Кострома» - игровая Брянской обл.
2.
«Кисель» - игровая хороводная Алтайского края 3. «У меня
квашня по избе прошла» - игровая Пермской обл.
4.
«Как у нашего соседа» - хороводная Белгородской обл.
5.
«Вдоль по бережку» - хороводная Кировской обл.
5.
«Посеяли девки лён» - хороводная Саратовской обл.
6.
«Собирайтесь, девки в круг» - хороводная Томской обл.
7.
«Прошла весна» - календарная Саратовской обл.
8.
«Весна-красна» - календарная, зап. Е. Засимовой
9.
«Масленица-кривошейка» - календарная Смоленской обл.
10.
«На гряной неделе» - календарная Брянской обл.
11.
«Го-го-го, коза» - колядка Белгородской обл.
12.
«Колида» - колядка Архангельской обл.
13.
«Хороша наша Татьяна» - свадебная корительная.
14.
«По лугам, лугам» - свадебная Ульяновской обл.
14
15.
«Виноград расцветает» - свадебная.
16.
«Катя маленькая» - плясовая Архангельской обл.
17.
« По мосту, мосточку» - плясовая Воронежской обл.
18.
«В нас на горе калина» - плясовая Смоленской обл.
19.
«Вышла кошка за кота» - русская народная песня
20.
«У нас нонче субботея» - плясовая.
21.
«Ой, ты, Груня» русская народная песня.
22.
«Как на дубчике» - свадебная.
23.
«Как работал я у пана» - украинская народная песня.
24.
«Во поле орешина» - свадебная Московской обл.
Репертуарный список дополняется и изменяется в зависимости от
индивидуальных способностей участников хора.
Третий год обучения
В третьем классе продолжается
развитие
подвижности
артикуляционного аппарата за счет активизации лицевых мышц, работы губ
и языка; развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах;
навыка активного и четкого произношения согласных, расширения диапазона
голоса; совершенствование ансамбля и строя; выработка чистой интонации.
Начальные навыки владения пения без сопровождения. Освоить за год 7 - 8
песен разного характера.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать понятия:
-динамики, кульминации;
-цезуры;
-твердая атака;
-a capella;
-паузы как средства выразительности;
15
Уметь:
-чисто интонировать в объеме квинты,
-владеть навыком цепного дыхания;
-исполнять несложные вокализации (распевы) на различные гласные;
-владеть приемом оголосовки;
-выразительно и интонационно грамотно произносить литературный
текст.
Владеть навыками:
-цепного дыхания;
-внутрислогового распева на гласные звуки;
-пения в высокой певческой позиции;
-правильной артикуляции, четкой дикции;
-активного чистого унисона;
-смены дыхания в процессе пения;
-одновременного вдоха;
-анализа словесного текста и его содержания;
-пения песен с сопровождением и без сопровождения (простые
варианты).
Примерный репертуарный список
1.
«Милый мой хоровод» русская народная песня
2.
«Жавората» закличка
3.
«А у нас ноне белый день» русская народная песня
4.
«Ай, спасибо, хозяюшке» календарная
5.
«Подъезжали мы под село» русская народная песня
6.
«Блины русские» Ю.Гаврилова
7.
«Пожар» русская народная песня
16
8.
«Масленица-подлизуха» календарная
9.
«Кто у нас хороший?» величальная
10.
«Собирайся, народ» муз.в.Агафонникова, сл.В.Викторова
11.
«Посеяли девки лён» русская народная песня
12.
«Посеяли лён за рекою» русская народная песня
13.
«Хожу я, гуляю» русская народная песня
14.
«Мы с подруженькой на пару» частушки
15.
«Уральский хоровод» муз. и слова Т.Волгиной
16.
«Земляничка-ягодка» русская народная песня
17.
«Если хочешь быть военным» русская народная песня
18.
«Дрёма» русская народная песня
19.
«Мы весняночку поём» украинская народная песня
20.
«Уж мы шили ковёр» русская народная песня
Репертуарный список дополняется и изменяется в зависимости от
индивидуальных способностей участников хора.
Четвертый год обучения
В четвертом классе происходит повторение и закрепление навыков,
полученных в младших классах. Воспитание выносливости стоя.
Совершенствование техники исполнения; развитие дикционных навыков в
быстрых и медленных темпах; навыка активного и четкого произношения
согласных, расширения диапазона голоса; совершенствование ансамбля и
строя; выработка чистой интонации. Исполнение песни с нарушениями
регулярного размера. Исполнять в ансамбле песни с элементами двухголосия
(с нижним бурдоном, эпизодическим сольным подголоском).
Освоить за год 7 -8 песен (в том числе две-с элементами двухголосия,
две песни с движением, одну хороводную).
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать понятия:
17
-динамики, кульминации;
-цезуры;
-твердая атака; -
a capella;
-паузы как средства выразительности;
-твердая и мягкая атака;
-кантилены и нон легато.
Уметь:
-быстро менять дыхание между фразами;
-правильно определять форму песни;
-владеть навыком цепного дыхания;
-
исполнять нужную фразировку;
-грамотно читать текст по партиям и партитурам;
Владеть навыками:
-
четкой и ясной дикции;
-чисто интонировать в двухголосных песнях;
-быстро менять дыхание между фразами в быстром темпе;
-пения в высокой певческой позиции;
-правильной артикуляции, четкой дикции;
-комбинировать гласные;
-грамотного чтения литературного и нотного текста;
-исполнения нижнего и верхнего бурдона (на простейшем материале).
Примерный репертуарный список
1.
«Это казачата» муз. и слова В.Кольяшкина
2.
«Едут казаки по родной станице» муз.Ю.Пузикова и Т.Рыжковой, слова
А.Нестерова
3.
«На Иванушке чапан» свадебная корильная
18
4.
«Идёт зима-красавица» муз.Т.Волгиной, слова Н.Андреенко
5.
«Коляда-Маляда» календарная
6.
«Марш Оренбургских казаков» Ю.Гаврилова
7.
«Ой, мальчишечка, молоденький» русская народная песня
8.
«Бульба» белорусская народная песня-танец
9.
«Комара женить мы будем» русская народная песня
10.«Я по рыночку ходила» русская народная песня
11.«Я посею ли, млада-младенька» русская народная песня
12.«Хорошо на свете жить» А.Танчука
13.«У нас нонче субботея» русская народная песня
14.«Ты, Егор, кудрявой» русская народная песня
15.«Прялица» русская народная песня
16.«Чернявая моя» казачья плясовая
17.«Тёща для зятя пирог испекла» русская народная свадебная песня
Репертуарный список дополняется и изменяется в зависимости от
индивидуальных способностей участников хора.
Пятый год обучения
В пятом классе происходит повторение и закрепление навыков, полученных
ранее, а так же их углубление и развитие. Воспитание выносливости стоя.
Совершенствование техники исполнения; уметь быстро менять дыхание
между фразами в быстром темпе. Комбинировать гласные. Исполнять
нужную фразировку. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных
темпах; навыка активного и четкого произношения согласных, расширения
диапазона голоса; совершенствование ансамбля и строя; выработка чистой
интонации. Исполнение песни с нарушениями регулярного размера. Пение
двухголосия с сопровождением и без сопровождения. Освоить за год 7-8
песен (в том числе две-с элементами двухголосия, две песни с движением,
две хороводные).
19
К концу пятого года обучения учащиеся должны знать понятия:
-термины, согласно пройденным темам;
-твердая и мягкая атака.
Уметь:
-быстро менять дыхание между фразами;
-правильно определять форму песни;
-владеть навыком цепного дыхания;
-
исполнять нужную фразировку;
-владеть четкой и ясной дикцией;
-исполнять партии по партитурам, по голосам (оценивается чистота
двухголосия в гармонии);
-использовать грудной и головной резонаторы;
-грамотно читать текст в партитуре.
Владеть навыками:
-дыхания при усилении и затихании звучности;
-равномерного
расходования
дыхания
при
исполнении
продолжительных мелодических построений;
-
дыхания на выдержанном звуке;
-
«цепного дыхания»;
-чисто интонировать в песнях с элементами двухголосия.
Примерный репертуарный список
1.
«Мы с тобой казаки» Музыка В.Захарченко, слова А.Хализова
2.
«Скажите лебеди» Музыка В.Левашова, слова М.Андронова
3.
« Как по горкам» русская народная песня
4.
«Черёмушка» Муз. и слова А.Новикова
5.
«Загоралась калинушка» русская народная песня
20
6.
«На дворе не рано» календарная
7.
«На Кузьму Демьяна» русская народная песня
8.
«Сушится грушица» русская народная песня
9.
«Туман яром» русская народная песня
10.«Завивайся, берёзынька» календарная
11.«Калиновый мост» русская народная песня
12.«Эх, казачата» муз. и слова Е.Потапова
13.«Колечко» русская народная песня
14.«Здравствуй, зимушка-сударушка» Ю.Гаврилова
15.«На горе, горе» свадебная
16.«Не ходи бел, кудреватый» русская народная песня
17.«У Ивана-молодца» русская народная песня
18.«Во поле берёза стояла» записана в Краснодарском крае
19.«За реченькой диво» русская народная песня
20.«Щадринский гусь» Ю.Гаврилова
Репертуарный список дополняется и изменяется в зависимости от
индивидуальных способностей участников хора.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы учебного предмета «Хор» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
-владеет практическими умениями и навыками по народному пению;
-владеет навыками народной манеры пения;
-владеет навыками творческого воспроизведения песенного материала;
-имеет развитые музыкально-исполнительские навыки;
-владеет навыком выразительного исполнения произведений;
-имеет развитый музыкальный, эстетический вкус;
21
-имеет развитые музыкальные, общие, творческие и коммуникативные
способности;
-имеет такие качества, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплина,
увлеченность, инициатива;
-имеет развитое чувство любви к Родине, к народу, к родной природе, к
языку;
-имеет навыки ансамблевого выступления; -имеет
навыки публичного выступления.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
высокий уровень мотивации учащихся к вокально – хоровому
исполнительству;
•
профессиональное самоопределение одарённых детей в области
музыкально-хорового образования;
•
творческая самореализация учащихся, участие вокально-хоровых
коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях и
концертно-массовых мероприятиях.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные
формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить
успешность и качество образовательного процесса. Оценка качества
реализации учебного предмета является составной частью содержания
учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию обучающихся.
22
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Хор» являются:
-текущий контроль успеваемости учащихся
- аттестация.
Формы текущего контроля: контрольный урок, концерт класса,
классный час, концерт для родителей, концертно-лекторская работа.
Виды промежуточного контроля: академический концерт,
переводные экзамены, выпускной экзамен.
Основными принципами проведения и организации всех видов
контроля являются: систематичность, доступность, учет индивидуальных
особенностей обучающихся. Каждый из видов контроля имеет свои цели,
задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, повышение
уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и
учитывает индивидуальные и психологические особенности обучающихся.
Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса,
выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на
отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно
прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений и
навыков стимулирует учебный труд обучающихся, способствует
своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению
общей продуктивности учебного труда.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет,
осуществляется регулярно в рамках расписания уроков обучающегося и
предполагает использование 5 –бальной системы оценки результатов
занятий, умений и навыков. На основании результатов текущего контроля
выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Текущая аттестация
23
проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении
занятий.
Текущий контроль осуществляется в форме текущих уроков.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающихся, ее корректировку и проводится с целью
определения качества реализации образовательного процесса подготовки по
учебному предмету, и уровня умений и навыков, сформированных у
обучающихся на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация
проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени.
Обязательным условием является методическое обсуждение результатов
выступления обучающихся. Оно носит аналитический, рекомендательный
характер, отмечает успехи и перспективы развития каждого ребенка.
Промежуточная аттестация отражает результаты работы обучающегося за
данный период времени, определяет степень успешности развития
обучающегося на данном этапе обучения.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме академических
концертов (в конце 2 и 4 четвертей), на которых обучающиеся исполняют
произведения,
изученные в
течение
четверти.
По
итогам
сдачи академического концерта каждому обучающемуся выставляется
оценка.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе
текущих занятий, их посещений, индивидуальной проверки знаний
изучаемой народной песни. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог,
опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого
ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного
материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его
интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
24
•
оценка годовой работы ученика;
•
оценка на зачете (академическом концерте);
•
другие выступления ученика в течение учебного года.
Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена.
Критерии оценки
1 год обучения
В критерии оценки уровня исполнения входят следующие
составляющие:
-точное знание слов песни;
-точное знание партии (чистое интонирование);
-пение с четкой дикцией и артикуляцией, ритмичное, с активной
подачей звука;
-эмоциональность исполнения;
-соответствие художественному образу песни.
5 (отлично) – выступление участников ансамбля может быть названо
концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная
вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность,
выразительность и убедительность артистического облика в целом, умение
чисто интонировать в объёме кварты.
4 (хорошо) – хорошее, крепкое исполнение, с ясным музыкально-
художественным намерением, но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых: несвободное
исполнение с напряжением, неактивное произношение гласных и согласных
звуков.
3 (удовлетворительно) – слабое выступление. Текст исполнен
неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но
очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность
артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и
25
отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на
низком уровне, не чистое интонирование в объёме кварты, слабая
артикуляция.
2 (неудовлетворительно) – очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода
ошибок, очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или
закрепощенность артикуляционного аппарата. Отсутствует ансамблевое
взаимодействие, пение не на опоре, бездыханно, вялая артикуляция.
2 год обучения
5 (отлично) – выступление участников ансамбля может быть названо
концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная
вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность,
выразительность и убедительность артистического облика в целом.
Четкое
произношение окончаний в песне (коротко, вместе), чёткая дикция,
правильная артикуляция, активный чистый унисон.
4 (хорошо) – хорошее, крепкое исполнение, с ясным музыкально-
художественным намерением, но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых: несвободное
исполнение с напряжением, слабая артикуляция, окончания в песне
произносят не вместе.
3 (удовлетворительно) – слабое выступление. Текст исполнен
неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но
очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность
артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и
отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на
низком уровне: не чистый унисон, вялая дикция, слабая работа с
концертмейстером, присутствует пение «в нос».
26
2 (неудовлетворительно) – очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода
ошибок, очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или
закрепощенность артикуляционного аппарата. Отсутствует ансамблевое
взаимодействие, пение не на опоре, бездыханно, вялая артикуляция,
неэмоциональное исполнение, отсутствие художественного образа в
произведении.
3 год обучения
5 (отлично) – выступление участников ансамбля может быть названо
концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная
вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность,
выразительность и убедительность артистического облика в целом.
Четкое
произношение окончаний в песне (коротко, вместе), чёткая дикция,
правильная артикуляция, активный чистый унисон, чистое интонирование в
объёме квинты. Выразительно и интонационно грамотно исполнен текст
песни, правильно сделаны внутрислоговые распевы на гласные звуки. Пение
на опоре, ровным дыханием.
4 (хорошо) – хорошее, крепкое исполнение, с ясным музыкально-
художественным намерением, но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых: несвободное
исполнение с напряжением, слабая артикуляция, окончания в песне
произносят не вместе, неровное дыхание, невыразительное исполнение
песни.
3 (удовлетворительно) – слабое выступление. Текст исполнен неточно
– недостаточно выразительно и эмоционально. Удовлетворительные
музыкальные и технические данные, но очевидны серьезные недостатки
звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата.
27
Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного
слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне: не
чистый унисон, вялая дикция, присутствует пение «в нос», участники
ансамбля не делают одновременный вдох в начале пения.
2 (неудовлетворительно) – очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода
ошибок, очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или
закрепощенность артикуляционного аппарата. Отсутствует ансамблевое
взаимодействие, пение не на опоре, бездыханно, вялая артикуляция,
неэмоциональное исполнение, отсутствие художественного образа в
произведении, нечистое интонирование в объёме квинты, отсутствие
унисона.
4 год обучения
5 (отлично) – выступление участников ансамбля может быть названо
концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная
вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность,
выразительность и убедительность артистического облика в целом.
Четкое
произношение окончаний в песне (коротко, вместе), чёткая дикция,
правильная артикуляция, активный чистый унисон, чистое интонирование.
Выразительно и интонационно грамотно исполнен текст песни, правильно
сделаны внутрислоговые распевы на гласные звуки. Пение на опоре, ровным
дыханием. В песнях с элементами двухголосия чисто интонируют, быстро
меняют дыхание между фразами,
равномерно расходуют дыхание при
исполнении продолжительных мелодических построений.
4 (хорошо) – хорошее, крепкое исполнение, с ясным музыкально-
художественным намерением, но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых: несвободное
исполнение с напряжением, слабая артикуляция, окончания в песне
28
произносят не вместе, неровное дыхание, невыразительное исполнение
песни, слабое дыхание, неравномерно расходуют дыхание при исполнении
продолжительных мелодических построений. В песнях с элементами
двухголосия чисто интонируют не на протяжении всей песни.
3 (удовлетворительно) – слабое выступление. Текст исполнен неточно
– недостаточно выразительно и эмоционально. Удовлетворительные
музыкальные и технические данные, но очевидны серьезные недостатки
звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата.
Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного
слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне: не
чистый унисон, вялая дикция, присутствует пение «в нос», участники
ансамбля не делают одновременный вдох в начале пения. В песнях с
элементами двухголосия не чисто интонируют.
2 (неудовлетворительно) – очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода
ошибок, очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или
закрепощенность артикуляционного аппарата. Отсутствует ансамблевое
взаимодействие, пение не на опоре, крикливо, бездыханно, вялая
артикуляция, неэмоциональное исполнение, отсутствие художественного
образа в произведении, отсутствие унисона, нечистое интонирование в
песнях с элементами двухголосия, нет строя и ансамбля.
5 год обучения
5 (отлично) – выступление участников ансамбля может быть названо
концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная
вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность,
выразительность и убедительность артистического облика в целом.
Четкое
произношение окончаний в песне (коротко, вместе), чёткая дикция,
правильная артикуляция, активный чистый унисон, чистое интонирование.
29
Выразительно и интонационно грамотно исполнен текст песни, правильно
сделаны внутрислоговые распевы на гласные звуки. Пение на опоре, ровным
дыханием. Быстро меняют дыхание между фразами,
равномерно расходуют
дыхание при исполнении продолжительных мелодических построений, могут
пользоваться дыханием при усилении и затихании звучания. Чисто
интонируют в двухголосных песнях, каждый держит свою партию.
4 (хорошо) – хорошее, крепкое исполнение, с ясным музыкально-
художественным намерением, но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых: несвободное
исполнение с напряжением, слабая артикуляция, окончания в песне
произносят не вместе, неровное дыхание, невыразительное исполнение
песни, слабое дыхание, неравномерно расходуют дыхание при исполнении
продолжительных мелодических построений. В двухголосных песнях
интонируют не всегда на протяжении всей песни.
3 (удовлетворительно) – слабое выступление. Текст исполнен неточно
– недостаточно выразительно и эмоционально. Удовлетворительные
музыкальные и технические данные, но очевидны серьезные недостатки
звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата.
Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного
слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне: не
чистый унисон, вялая дикция, присутствует пение «в нос», участники
ансамбля не делают одновременный вдох в начале пения. В двухголосных
песнях не чисто интонируют. При затихании звука в песне неровное дыхание,
слабая артикуляция.
2 (неудовлетворительно) – очень слабое исполнение, без стремления
петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода
ошибок, очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или
закрепощенность артикуляционного аппарата. Отсутствует ансамблевое
30
взаимодействие, пение не на опоре, крикливо, бездыханно, вялая
артикуляция, неэмоциональное исполнение, отсутствие художественного
образа в произведении, отсутствие унисона, нет строя и ансамбля, отсутствие
унисона в пении.
Не чисто интонируют в двухголосных песнях, не держат
свою партию.
V. Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа учебного предмета «Хор» основана на следующих педагогических
принципах:
-соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню
психофизиологического развития учащихся;
-комплексность решения задач обучения и воспитания;
-постоянство требований и систематическое повторение действий;
-гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого
ученика;
-единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и
личностной индивидуальности каждого ребенка;
-художественная ценность исполняемых произведений;
-создание художественного образа произведения, выявление идейного и
эмоционального смысла; доступность используемого музыкального
материала:
а) по содержанию,
б) по голосовым возможностям,
в) по техническим навыкам;
разнообразие:
а) по стилю,
б) по содержанию,
в) темпу, нюансировке,
31
г) по сложности.
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, включающий в
себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и
учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов
самостоятельной работы учащихся.
Урок имеет различную форму:
-работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
-постановка дыхания;
-разбор музыкального материала;
-работа над песней;
-постановка концертных номеров.
Уроки носят комплексный характер, на них дети приобретают теоретические
знания и практические умения и навыки.
Работа в классе, как правило,
сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых
фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников.
В данной программе главное место принадлежит песне. Благодаря
исключительной задушевности, искренности, народная песня глубоко
эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается. Песня отражает
жизнь человека в разных ее проявлениях, раскрывает его духовную красоту и
богатство, его думы и чаяния. Заложенные в песне эстетические, этические,
нравственные идеалы оказывают благотворное влияние на воспитание
личности, способствует укреплению чувства патриотизма,
гражданственности, любви к Родине, национального самосознания. Песня
способствует развитию музыкальных, творческих способностей,
эмоциональной сферы. Народная песня включает в себя разные жанры:
календарно-обрядовые песни, протяжные лирические, плясовые, хороводные,
частушки, колыбельные, игровые, трудовые, свадебные и др.
32
Освоение всех этих жанров начинается с наиболее простых и понятных
детям русских народных игр с напевом, игровых песен, календарно –
обрядовых песен, считалок, пестушек, потешек, колыбельных песен,
дразнилок, плясовых, хороводных, частушек – первый, второй год обучения.
Далее происходит изучение вечёрочных припевок, свадебных припевок,
трудовых припевок и песен, плясовых, хороводных песен – третий,
четвертый, пятый год обучения.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности
в изучении материала требуют от преподавателя применения различных
подходов к учащимся, исходящих из оценки интеллектуальных, физических,
музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.
На репетициях хора преподавателем решается целый ряд задач:
-формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;
-воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести
звучания;
-работа над важнейшими средствами музыкально-художественного
исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность
интонации, ритмическая чёткость, соблюдение динамики, фразировки,
диалекта, особенностей формообразования).
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара.
Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового
коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные
экскурсии по культурно-историческим местам, участие в творческих школах
и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим,
проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных
33
композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в
мастер-классах.
2.Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Объём самостоятельной работы учащихся определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе
хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она заключается в
систематической проработке своей хоровой партии в произведениях,
изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к
контрольной сдаче партий произведений.
34
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
1.
Л. Антипова. «Зоренька – зарница», Москва, ВМО, 1989 г.
2.
Ю.Батрий. «Песни Северного Подмосковья», Москва, Сов. Композитор,
1988 г.
3.
С.Браз. «Вятские напевы», Москва, ВМО, 1985 г.
4.
Н.Калугина. «Ты воспой, жаворонушка», Москва, Сов. Композитор,
1988 г.
5.
О.Коваленко. «Поет Орловский русский народный хор», Москва, Сов.
Композитор, 1989 г.
6.
Л. Лейченко. «Над Россией, над полями», Москва, ВМО,1988 г.
7.
С.Мерзлякова. «Гармошечка – говорушечка», Москва, Музыка, 1987 г.
8.
Г.Науменко. «Дождик, дождик, перестань», Москва, Сов.композитор,
1986 г.
9.
Г.Науменко. «Дождик, дождик, перестань», Москва, Сов.композитор,
1987 г.
10.
Г.Новикова. «Гори, гори ясно», Москва, ВМО, 1989 г.
11.
С.Пушкина. «Кот мурлыка», Москва, Музыка, 1990 г.
12.
В.Позднеев. «Частушки», Москва, ВМО,1988 г.
13.
П.Сорокин. «Песенные узоры», М., Музыка, 1989 г.
14.
П.Сорокин. «Плыла лебедь», М.,МВО, 1988 г.
15.
И.Смирнова. «Девочка-весна», Санкт – Петербург, «Колокольчик»,
2000 г.
16.
Е.Яковишина. «Русская народная песня для детей», Санкт-Петербург,
Детство – пресс, 1990 г.
17.
М.Яковлева. «Масленица. Детские праздники», Санкт-Петербург,
Композитор, 1996 г.
18.
Н.И.Алпарова. музыкально-игровой материал «На лугу», Москва, изд.
35
«Владос», 2003 г.
19.
И.Шутов. «Наша Родина-Урал», Челябинск, 2006 г.
20.
Н.И.Алпарева. музыкально-игровой материал «Весна идет», Москва,изд.
«Владос», 2004 г.
21.
С. Павлова. «Гамаюнье мое» Екатеринбург, 2011 г.
22.
И.Каплунова. Игры, аттракционы, сюрпризы. Санкт-Петербург,
изд.Композитор, 2008 г.
23.
С.И.Мерзлякова. «Наш веселый хоровод», Москва, изд. «Владос», 2002
г.
24.
Ю.Гаврилов. «Я люблю зауралье», Шадринск, 20011 г.
25.
И.В.Анухина. «Детям к пасхе», Санкт-Петербург, изд. Композитор, 1998
г.
26.
И.В. Анухина. «Детям к рождеству», Санкт – Петербург, изд.
Композитор, 1998 г.
27.
З.Яковлева. Русское народное музыкальное творчество. (Хрестоматия),
Москва, «ООО Престо», 2004 г.
28.
Е.И.Яковишина. Русские народные песни для детей, Санкт-Петербург,
изд.«Детство-Пресс», 1990 г.
29.
Г.М.Науменко. «Русские народные игры с напевами», Москва, изд.
«Либерия», 2003 г.
30.
Обработки русских народных песен и песни Ю.Гаврилова, Шадринск,
ПО «Исеть», 1997 г.
31.
Обработки русских народных песен и песни Ю.Гаврилова, выпуск 2,
Шадринск, ПО «Исеть», 2006 г.
32.
Л.И.Шутова. «Живые источники», Челябинск, 2011 г.
33.
Н.И.Гилярова. Хрестоматия по русскому народному творчеству, 1-2
часть.
36
34.
И.Каплунова. «Как у наших у ворот», Санкт-Петербург, изд.
Композитор, 2003 г.
35.
Храмышкин. «Русские народные песни».
36.
А.В.Питько. «Идет коза рогатая», Санкт-Петербург, изд. Композитор,
2007 г.
37.И
Каплунова.
«Пойди
туда,
не
знаю
куда»,
Санкт-Петербург,
изд.
Композитор, 2005 г.
38.
А.В.Глинкин
«Любовь
– песня» (нар. песни Южного Урала),
Челябинск,1999.
39.
Н.И.Гилярова. Хрестоматия по русскому народному творчеству, 1-2 часть.
Русские народные песни. «Раз-ступенька, два-ступенька – будут
песенки». г. Ростов на Дону , Издательство дом, «Проф-пресс» 2010 г.
Методическая литература
1.А.С.Каргин «Народное творчество», Москва ООО «Группа Море» 2006
2.Ю.Канаева «Весна – красна» Москва 1982 г.
3.В.Хоменко «Народные песни и наигрыши» танцы Челябинской области,
Челябинск, 1981 г.