Автор: Матвеева Надежда Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ «Гимназия №65 «Триумф» г.о. Горловка
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика, г. Горловка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы
Раздел: среднее образование
Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности
учащихся на уроках литературы"
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески,
самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих
уроках. "Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство
направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить
их к образцам ответственной и мировой художествен-ной культуры, к духовным исканиям
выдающихся писателей, воспитать по-требность в чтении, интерес к литературе, научить понимать
художественное слово, но и развивать литератуно-художественные задатки, речевое творчество,
потребность и умение владеть богатствами родной речи.
В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной
силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это
проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных
творческих работ. От класса к классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве
индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного
опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные
художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а
также исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов.
Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному
произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают
ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально
откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать
и сопоставлять литературные явления.
Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению
литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его
экранизации.
Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые
предполагают как бы продолжение авторской мысли.
Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту
его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет и хорошее владение
устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное
проникновение в содержание художественного произведения. И я согласна с теми, кто утверждает,
что этот практически бесконечный процесс в школе не завершается, а только начинается и
продолжается в течение всей жизни человека.
Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает, когда в осмысление
созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного читателя, когда художественное
восприятие и познание опираются на эмоциональную, нравственную, общеобразовательную
подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим фактором, в свою очередь активно
развивающим культуру чувств, поэтическую наблюдательность, читательский интеллект.
Непрерывно меняющийся опыт человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому
воссоздает нарисованные писателем картины, - от-сюда ощущение новизны, углубление
впечатлений при повторном и последующих обращениях к произведению.
Для глубокого понимания изображенного в искусстве слова необходимо, с одной стороны,
мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой - творчески
трансформировать их на основе ориентиров, намеченных писателем, довести до состояния образа,
приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта
звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного постижения искусства, а
следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение,
развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень
эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на
искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от нечего делать
или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее размышления,
развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения
искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-
видимому, находится совершенно вне сферы искусства".
Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе трех каналов
связи: при помощи непосредственного общения к произведениям, посредством получения
информации об искусстве, в процессе собственной творческой деятельности.
На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной требованиями
программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим количеством литературно-
художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке искусства слова и
закономерностях его развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но
не репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы,
связанные с постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная,
в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.
Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в этом случае
рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет целенаправленно воздействовать на
сознание учащихся своими специфическими свойствами, среди которых наиболее характерно и
сильно эмоциональное воздействие. Вот почему изучение художественной литературы нельзя
обособить от системы формирования образного мышления, которое является условием и создания,
и постижения искусства.
Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении предметы, явления,
события, людей, остро воспринимать их чувства - качества, развиваемые опытом. Увидеть
созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками, звуками, запахами, биением жизни
может научить опыт деятелей искусства.
Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и воображение,
увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность, осязаемость,
написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах.
Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с литературой может стать
мощным средством познания запечатленного в произведении. Выработка способности
самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное содержание - на мой
взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного развития учащихся. Без чувственного
восприятия не может быть сопереживания, сотворчества, искусство исчезает, в сознании
запечатлевается лишь его перевод на язык литературотворческих понятий. Успешное решение
задачи неразрывно связано с совершенствованием постижения литературно-творческих текстов,
созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в представлении
учащихся всем богатством красок, когда, не ограничиваясь восприятием сюжетной канвы, юные
читатели волшебством воображения, усиленного теоретико- и историко-литературной
подготовленностью, сумеют максимально проникнуть в богатство идейно-художественного
содержания.
В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и упражнений
мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей,
поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные
неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении художественных
произведений, все этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию,
вдохновляют на собственное творчество. Так возникает двуединая по своему существу задача -
вооружение учащихся методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их
специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним
возвратиться, формирование высокого художественного вкуса и эстетических потребностей,
нравственное воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.
Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является
повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников.
Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их
самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных
литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.