Напоминание

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы


Автор: Матвеева Надежда Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ «Гимназия №65 «Триумф» г.о. Горловка
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика, г. Горловка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности

учащихся на уроках литературы"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески,

самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих

уроках. "Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство

направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)

На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить

их к образцам ответственной и мировой художествен-ной культуры, к духовным исканиям

выдающихся писателей, воспитать по-требность в чтении, интерес к литературе, научить понимать

художественное слово, но и развивать литератуно-художественные задатки, речевое творчество,

потребность и умение владеть богатствами родной речи.

В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной

силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это

проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных

творческих работ. От класса к классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве

индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного

опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные

художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а

также исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов.

Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному

произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают

ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально

откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать

и сопоставлять литературные явления.

Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению

литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его

экранизации.

Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые

предполагают как бы продолжение авторской мысли.

Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту

его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет и хорошее владение

устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное

проникновение в содержание художественного произведения. И я согласна с теми, кто утверждает,

что этот практически бесконечный процесс в школе не завершается, а только начинается и

продолжается в течение всей жизни человека.

Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает, когда в осмысление

созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного читателя, когда художественное

восприятие и познание опираются на эмоциональную, нравственную, общеобразовательную

подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим фактором, в свою очередь активно

развивающим культуру чувств, поэтическую наблюдательность, читательский интеллект.

Непрерывно меняющийся опыт человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому

воссоздает нарисованные писателем картины, - от-сюда ощущение новизны, углубление

впечатлений при повторном и последующих обращениях к произведению.

Для глубокого понимания изображенного в искусстве слова необходимо, с одной стороны,

мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой - творчески

трансформировать их на основе ориентиров, намеченных писателем, довести до состояния образа,

приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта

звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного постижения искусства, а

следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение,

развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень

эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на

искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от нечего делать

или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее размышления,

развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения

искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-

видимому, находится совершенно вне сферы искусства".

Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе трех каналов

связи: при помощи непосредственного общения к произведениям, посредством получения

информации об искусстве, в процессе собственной творческой деятельности.

На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной требованиями

программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим количеством литературно-

художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке искусства слова и

закономерностях его развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но

не репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы,

связанные с постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная,

в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.

Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в этом случае

рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет целенаправленно воздействовать на

сознание учащихся своими специфическими свойствами, среди которых наиболее характерно и

сильно эмоциональное воздействие. Вот почему изучение художественной литературы нельзя

обособить от системы формирования образного мышления, которое является условием и создания,

и постижения искусства.

Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении предметы, явления,

события, людей, остро воспринимать их чувства - качества, развиваемые опытом. Увидеть

созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками, звуками, запахами, биением жизни

может научить опыт деятелей искусства.

Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и воображение,

увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность, осязаемость,

написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах.

Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с литературой может стать

мощным средством познания запечатленного в произведении. Выработка способности

самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное содержание - на мой

взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного развития учащихся. Без чувственного

восприятия не может быть сопереживания, сотворчества, искусство исчезает, в сознании

запечатлевается лишь его перевод на язык литературотворческих понятий. Успешное решение

задачи неразрывно связано с совершенствованием постижения литературно-творческих текстов,

созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в представлении

учащихся всем богатством красок, когда, не ограничиваясь восприятием сюжетной канвы, юные

читатели волшебством воображения, усиленного теоретико- и историко-литературной

подготовленностью, сумеют максимально проникнуть в богатство идейно-художественного

содержания.

В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и упражнений

мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей,

поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные

неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении художественных

произведений, все этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию,

вдохновляют на собственное творчество. Так возникает двуединая по своему существу задача -

вооружение учащихся методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их

специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним

возвратиться, формирование высокого художественного вкуса и эстетических потребностей,

нравственное воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.

Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является

повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников.

Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их

самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных

литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.



В раздел образования