Автор: Наталья Васильевна Блинова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 8 с.Садового
Населённый пункт: с.Садовое, Ставропольский край, Арзгирский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Прощание с букварем
Раздел: начальное образование
Ведущий: Дорогие мамы! Сегодня мы проводим традиционный праздник в первом классе –
Праздник Букваря. Все наши дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой
первый школьный учебник. Поэтому у всех нас сегодня замечательное настроение!
Встречайте своих первоклассников! Дети заходят под музыку «Чему учат в школе» и
Песня «Чему учат в школе».
1.
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе-3р.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать-
Учат в школе-3р.
2.
К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе-3р.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть-
Учат в школе-3р.
3.
Знать, где север и где юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе-3р.
И не путать никогда
Острова и города-
Учат в школе-3р.
4.
Про глагол и про тире
И про дождик во дворе
Учат в школе-3р.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить-
Учат в школе-3р.
исполняют песню.
Говорят, Азбука – к мудрости ступенька. Вот вы и одолели самую трудную, самую важную первую
ступеньку на пути к знаниям!
1.Много праздников прекрасных Линда
На листках календаря,
А меж ними тоже праздник
Школьный – праздник Букваря.
2.В первый класс к нам приходите, Ислам
И улыбки захватите,
Научились мы читать.
Будем праздник отмечать!
3.За окном снежинки вьются. Марина
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе -
День прощанья с Букварём!
4.За то, что все на свете книги Магомед Абд.
Теперь сумеем прочитать,
Хотим мы на прощание
Спасибо Букварю сказать!
5.В день осенний, в день чудесный
Руслан
В класс несмело мы вошли.
Букварь – для всех подарок
На столах своих нашли.
6.Но праздники кончаются Полина
И наступают будни,
И день наш ученический,
Порой довольно трудный.
7.И папе с мамой не понять, Рустам
Как сложно было прочитать
Нам в первый раз «Ау», «Уа» -
Такие трудные слова.
8.Среди ярких толстых книжек Атикат
Неприметна и скромна,
Но зато читать - в полгода!
Научила нас она!
9.Вдоль картинок мы шагали. Шамиль
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
10.С сентября до марта Магомед Ал.
В класс ходили мы не зря.
Буквы все теперь мы знаем.
Здравствуй, праздник Букваря!
11.Был наш путь не очень долгим,
Линда
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
12.Много книг в библиотеке, Ислам
Надо их успеть прочесть
И рассказы, и загадки,
И стихи, и сказки есть.
13.Говорят, что каждый год Рустам
Разные учебники.
Как же все их изучить?
Мы же не волшебники?
14.Не волнуйся, прочитаем Полина
И расширим кругозор,
Потому что буквы знаем,
И читаем с этих пор.
Ведущий:
Молодцы ребята, читаете наизусть вы хорошо. Но чтобы хорошо учиться нужно быть очень
внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я
сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои
друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!»
Игра «Это я»!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...
Ведущий:
А сейчас...
Дети, сядьте по местам,
Вам загадки я задам.
Вы друг другу помогайте,
Хором громко отвечайте!
Загадки:
Стоит веселый, светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(Школа)
Кулик невелик
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Школьный звонок)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный ...
(Ранец)
Новый дом несу в руке.
Дверцы дома на замке,
Обитают в доме том
Книжки, ручки и альбом.
(Портфель)
Есть добрая вещица у меня.
Нельзя мне без нее
Прожить и дня.
Помогает мне во всем,
Но живет моим умом.
Я решу – она решит,
Я спешу – она спешит...
Занимательная штучка
Как зовется она?
(Ручка)
Пишет он, когда диктуют
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(Карандаш)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым...
(Краски и кисточка)
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?
(Линейка)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я ...
(Тетрадь)
Черные, кривые,
От рождения немые,
А как только станут в ряд -
Сразу все заговорят.
(Буквы)
Знаки, черточки и точки –
Если их составить в строчки,
На страницы поместить –
Начинают говорить.
Небольшой для текстов дом,
А как много мыслей в нем.
(Книга)
У стены большой и важный –
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже!
(Книжный шкаф)
У каждой девчонки,
Любого мальчишки
В портфеле есть
Эта заветная книжка.
Читают и ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку
С названьем...
(Букварь)
Сценка «Марина учится»
-Девочка сидит, читает Азбуку. (Приходит собака).
- Марина, поиграй со мной!
- Некогда, мне, Дружок, я уроки учу!
- Какие уроки? Ты же маленькая. Тебе только семь лет!
- Ты, что, Дружок, я же в первом классе учусь!
(Приходит кошка).
- Марина, пойдем поиграем!
- Ты что, Мурка, мне некогда!
Я бросила куклы,
Сижу и молчу!
Идите, играйте –
Я буквы учу!
- А сколько ты уже выучила?
- 33 буквы, весь алфавит.
- А можно мне узнать, какие бывают буквы?
- Конечно, садись и слушай!
Ведущий: А что вы нам расскажете о своем первом учебнике?
На свете много книжек разных.
В честь Букваря отдельный праздник.
Вы спросите, наверное, почему
Такая честь досталась вдруг ему?
Ну что такого в этом Букваре?
Его мы открываем в сентябре,
Когда мы только начали учиться,
И видим в нем картинку на странице.
Вот на столе лежит арбуз –
Как сладок и приятен он на вкус.
А рядом с ним три черточки видны.
Затем здесь нарисованы они?
Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву А.
Но для того, чтоб эту книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из разных букв.
Они - основа всех наук.
И вот вперед мы двигались упрямо
И вскоре прочитали слово «мама».
Прочесть любой из нас был по слогам готов.
И вот все буквы нам известны стали.
Мы выучили целый алфавит!
И уйму слов уже мы прочитали.
А сколько прочитать ещё нам предстоит!
Наверное, вовек не сосчитать
Всех слов, что нам придется прочитать.
С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.
Тридцать три родные буквы
Мы узнали к февралю
И за это все ребята
Благодарны букварю!
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.
Ведущий: Да ребята, без букв вам не обойтись.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все –
Дети (хором): Алфавит!
Ведущий: В «Букваре» живет семья:
Буквы все от А до Я.
Две команды у них есть,
Кажется, они уж здесь.
Представляю вам, друзья,
Первую команду я.
Под музыку входят гласные буквы. У каждого учащегося на голове «корона»
с обозначением гласной буквы.
Буква А: Все мы вместе собрались,
Петь готовы и «на бис»,
Ведь мы буквы гласные –
Все певцы прекрасные.
Гласные исполняют песню «Голубой вагон».
ПЕСНЯ
Время наше быстро улетело вдаль.
Очень жаль, что быстро всё прошло.
Повстречались с Букварём недавно мы,
А теперь прощание пришло.
Припев.
Скатертью, скатертью
Знаний путь стелется
И упирается прямо в небосвод.
Многое, многое нам узнать хочется,
Получать знания будем каждый год.
Выходят парные согласные.
Ведущий: Вот ещё одна команда,
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые,
И совсем-совсем глухие.
Встаньте парами, друзья,
Посмотрю на всех вас я.
Выходят буквы Й, Н, Л, М, Р.
Ведущий: Буквы Й, Н, Л, М, Р
Подают нам всем пример.
Хоть живут они без пары,
Мы всегда их видеть рады.
Появляются буквы Ц, Ч, Х, Щ.
Буратино: Ц, Ч, Х и буква Щ
Уважаемы всегда.
Говорят, они глухие,
Но беды ведь в этом нет.
И в словах таких красивых
Шлют они нам свой привет.
Выходят буквы Ъ и Ь.
Ведущий: Вот остались два братишки,
И без них не будет книжки,
Ъ и Ь,
Нам без них нельзя никак.
Ведущий
:
Вот такие наши буквы-
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
Согласные исполняют танец «Утята»
Библиотекарь: А теперь я предлагаю вам встречу со старыми знакомыми.
Мы проведем викторину
«Знаете ли вы героев и авторов детских книг?»
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
О ком эта сказка? (о Буратино)
Кто её автор? (Алексей Толстой)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется...
(Чиполлино, а не Буратино,
а написал книгу «Приключения Чиполлино»
Джанни Родари)
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?
(Дюймовочка из сказки Г.-Х.Андерсена)
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
(Красная Шапочка и серый волк
из сказки Шарля Перро)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам, того не ведая
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки …
(“Маша и медведь” –
русская народная сказка)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор...
(Айболит из сказки К.Чуковского)
Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
До сих пор лицо горит!
Кто он?...
(Мойдодыр, а не Айболит,
но тоже из сказки К.Чуковского)
Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Этот плюшевый проказник,
Медвежонок...
(Винни-Пух из сказки Александра Милна)
Был он тучкой грозовой,
С Пятачком ходил домой.
Больше всех любил он мёд,
Крошка маленький ...
(не Енот, а Винни Пух)
Он дружок зверям и детям.
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся...
(Чебурашка. О нём написал Эдуард Успенский)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…
(Крокодил из книги Эдуарда Успенского)
Он сыграет на гармошке
Для прохожих на дорожке.
Не возьму я как-то в толк:
Заяц это или …
(Не волк, а крокодил Гена)
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.
Перед волком не дрожал.
От медведя убежал.
Но лисице на зубок
Все ж попался …
(Колобок – герой русской народной сказки)
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает.
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка из сказки Шарля Перро)
В этой книжке – именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(Комарик из сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно -
Этот дом сгорел дотла
(«Кошкин дом» автор – Самуил Маршак)
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги,
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Дяди Степы каждый шаг
Описал поэт...
( Сергей Михалков, а не Маршак)
Прокатиться мы решили
С ветерком в автомобиле
Правду в сказке Вам сказали
Сами мы его создали.
Ведь такого нет нигде:
Ездит он на газ-воде,
И сироп в нем вместо смазки
Из какой, друзья, мы сказки?
(Винтик и Шпунтик из «Приключений
Незнайки и его друзей» Н.Носова)
В школе – Праздник букваря.
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению – Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что мы букварь
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Ученикам выдается свидетельство
Библиотекарь: Я надеюсь с книжками вы будете обращаться бережно и аккуратно и мы не
услышим от них таких жалоб:
Cтихотворение «Книжкины жалобы»:
Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Ведущий: Что же мы ответим книге?
Заболела эта книжка.
Изорвал ее братишка.
Если книжка заболела,
Не пойду я к докторам –
Сам прошью её, подклею.
Книгу вылечу я сам.
Снова станет книга «новой»
И красивой и здоровой.
Библиотекарь: Какие вы молодцы! Все умеете! Я приглашаю Вас приходить к нам в библиотеку
читать интересные книги. Библиотека – это чудесный книжный город, а я хозяйка этого города и
зовут меня Оксана Владимировна
Ребята! Находясь в этом городе, вы становитесь умнее, сильнее, добрее. Но для того, чтобы попасть
в книжный город, нужно дать обещание читателей.
/Читает обещание:/
Брать книги только чистыми руками.
- Обещаем!
Обернуть книгу, вложить в нее закладку.
- Обещаем!
Не перегибать книгу при чтении.
- Обещаем!
Вовремя возвращать книгу в библиотеку.
- Обещаем!
Ведущий: Сегодня вас пригласили в чудесный мир книг. Будьте же достойными жителями в этом
городе. Не обижайте книги и не задерживайте их слишком долго у себя. Им будет скучно без своих
друзей на книжной полке.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
И вот за это говорю
Спасибо книге – Букварю!
Дети поют частушки.
Мы собрали пап и мам, Линда
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых, Марина
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Разбудите меня ночью, Атикат
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Буквы гласные мы любим, Руслан
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Тыщу слов в минуту нынче,
Полина
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
Мы простимся с Букварём, Шамиль
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Праздник наш сегодня завершается,
С букварем простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Солнышко ласково в небе улыбается,
Детские песенки слышим там и тут.
Дружные, дружные девочки, мальчики
Радостно учатся, весело живут.
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать
Ученик: Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Грамоте спасибо –
Расставаться нам пора!
Ученик: Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Нужных знаний нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья.
Ученик: Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Ученик: Прощай, Букварь, прощай
И здравствуй, новый день.
Мир городов больших
И малых деревень,
Мир самых разных стран
И мир других планет,
Ты нам открыл большой,
Большой, большой секрет.
И в космос и в моря
Отправим корабли,
Чтоб завтра и вчера
Осталось у Земли.
Уходит добрый год,
Торопит календарь.
Прощай, наш добрый друг,
Наш лучший друг Букварь.
До свиданья, до свиданья!
А на следующий год
Наш букварь читать научит
Тех, кто в первый класс придёт.