Автор: Кузнецова Алена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №66
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья "Педагогическая диагностика"
Тема: Педагогическая диагностика как средство дифференциации в начальной школе
Раздел: начальное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Подлинный смысл педагогики
заключается в том, чтобы даже
человек, которому трудно то,
что посильно другим, не чувствовал
себя неполноценным, испытывал
высокую человеческую радость,
радость познания, радость
интеллектуального труда,
радость творчества».
Сухомлинский В.А. « Трудные дети»
Современные
концепции
начального
образования
исходят
из
приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на
о с н о в е
ф о р м и р о в а н и я
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью
реализовать
себя,
свои
индивидуальные
особенности,
стал
подлинным
с у б ъ е к т о м
у ч е н и я ,
ж е л а ю щ и м
и
у м е ю щ и м
у ч и т ь с я .
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью
подготовленности,
разным отношением к учению и разными интересами.
Зачастую
учитель
вынужден
вести
обучение
применительно
к
среднему
уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что
«сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют
интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто
относится к
средним,
тоже очень разные,
с разными интересами и
склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил,
чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно
и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
Для
дифференциации
обучения,
чтобы
этот
процесс
был
индивидуализирован
в
гетерогенном
классе,
необходимо
вести
педагогическую диагностику.
Понятие «Педагогическая диагностика».
Педагогическая
диагностика
–
это
совокупность
специально
подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,
умений и навыков;
выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
установить уровень овладения учебной деятельностью;
оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Диагностика
позволяет
выявить
характер
трудностей
ученика
и
установить
их
причины.
Это
обеспечивает
поступательность
процесса
обучения,
которая
предусматривает
корректировку
деятельности
как
школьника, так и учителя.
Актуальность проблемы оценки качества образовательного процесса и
его
результатов
в
последние
годы
резко
возросла.
Это
обусловлено
социальным
заказом
и
переходом
образования
на
субъект-субъектные
отношения, ориентацией на индивидуальные достижения учащихся. Одним
из перспективных подходов оценивания образовательной области является
педагогическая диагностика.
В педагогической диагностике интересны задания, которые проверяют
сформированность
компонентов
учебной
деятельности,
в
частности,
контроля и самоконтроля,
Каждая
диагностическая
работа
включает
в
себя
разные
по
форме
задания: задания с выбором ответов, задания с кратким ответом, задания на
классификацию, задания на установление соответствия.
Систематически проводимая диагностика, постоянное обращение к ее
результатам позволяют мне работать не вслепую, а каждый раз точно знать,
над чем и в каком направлении надо работать с определенным учеником.
Обладая разным инструментарием для определения динамики усвоения
учениками класса знаний, умений и навыков, динамики их продвижения в
учебной деятельности, в математическом и языковом развитии произошло
реальное изменение процесса обучения.
Сопоставление результатов педагогической диагностики, проведенной
в
разные
периоды
обучения
–
важнейшая
сторона
педагогической
деятельности учителя.
Основная
цель
проверки
выполнения
задания
педагогической
диагностики
является
не
констатация
факта
«верно-неверно»,
а
установление
причин
(методического
и
педагогического
характера),
не
позволивших
отдельным
ученикам
успешно
справиться
с
предложенным
заданием.
Результаты
выполнения
диагностических
заданий
по
предмету
используются
для
организации
дифференцированной
работы.
В
основе
дифференциации
–
характер
трудностей
ученика.
Одни
трудности
из-за
несформированности базовых знаний и умений, другие – из-за неумения
применять знания в нестандартной ситуации, третьи – из-за недостаточного
развития общеучебных умений.
Педагогическая диагностика позволяет:
знать уровень овладения учащимися знаниями и умениями на
каждом этапе обучения;
сравнивать ожидаемый результат обучения с действительным;
определить качество усвоения учебного материала;
установить
динамику
успеваемости
и
степень
развития
мыслительных операций у учащихся;
помочь ученику в самостоятельном определении конкретных
результатов своей учебной деятельности.
Диагностические
работы
позволяют
определить
у р о ве н ь
самоконтроля и самооценки: умеет ли ученик планировать свои действия
до начала работы (планирующий самоконтроль), проверяет ли он себя в
процессе работы (пошаговый самоконтроль), проверяет себя по окончании
работы (итоговый самоконтроль).
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл,
чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее
только констатирует результаты, не объясняя их происхождения. В то время
как диагностирование включает контроль, проверку, оценивание,
накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с
учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику
дидактического процесса.
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что
обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Наука выделяет
следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую и
воспитывающую.
-Первая состоит в получении данных и корректировке процесса обучения;
-вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в
развитии учащихся в будущем;
- третья состоит в том, что в процессе диагностирования и связи с ним
педагог имеет возможность оказывать воздействия на учащихся.
В качестве предмета педагогической диагностики выступают три области:
результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения
учащихся); результаты обучения и воспитания в виде социальных,
эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и
новообразований личности. Иными словами, диагностированию, т.е.
периодическому изучению, подлежат уровень знаний учащихся, степень
социального и психического развития, что соответствует трем функциям
учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и
развивающей.
К диагностике обучающихся можно свести сбор демографических данных
об учащемся и его семье, о здоровье и физическом развитии ребенка,
познавательных способностях (особенностях внимания, памяти,
воображения, мышления), эмоционально-волевой и потребностно-
мотивационной сферах, направленности личности, а также поведении,
поступках учащегося. Кроме того, изучаются межличностные отношения в
группе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, среди которых
можно выделить наблюдение, анкетирование, беседы, анализ документов и
творческих работ учащихся.
Важным компонентом диагностирования является контроль.
Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и
навыков.
Составной частью контроля является проверка – система действий и
операций для оценки усвоения знаний, умений и навыков. Контроль
обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о
результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие и
в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой
информации. Кроме того, контроль позволяет получить сведения о характере
самостоятельной учебной деятельности обучаемого и показывает
обучающему, насколько его собственная работа была эффективной, удачно
ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.
Контроль бывает разных видов, форм и может осуществляться с
помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется
несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический,
тематический, итоговый и отсроченный.
Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи.
Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков
учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года
или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет
обучающемуся выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.
Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность
определить степень сформированности знаний, умений и навыков, а также
их глубину и прочность. Он проводится с помощью систематического
наблюдения педагога за работой учащихся на всех этапах обучения.
Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период
времени, осуществляется в конце четверти (семестра).
Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для
определения степени усвоенности данного материала.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.
Он охватывает всю систему знаний, умений, навыков по предмету.
Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и
сам обучаемый, что помогает ему оценить уровень своих достижений и
увидеть пробелы в знаниях.
Отсроченный контроль – определение остаточных знаний, умений спустя
какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может
колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль
позволяет судить об эффективности процесса по конечному результату.
Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль
подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
При контроле используются различные методы. Методы контроля – это
способы, с помощью которых определяется результативность учебно-
познавательной и других видов деятельности учащихся и педагогической
деятельности преподавателя. В учебном процессе в различных сочетаниях
используются методы устного, письменного, практического, машинного
контроля и самоконтроля.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса учащихся. Он
позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими
материала, умение использовать знания для описания или объяснения
процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей
точки зрения, опровержения неверного мнения и т.д.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий
(упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.п.) Такой метод
контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но
требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.
С развитием информационных технологий широкое распространение
получил контроль с использованием компьютеров. Машинный контроль
экономит время, с помощью контролирующих машин легко установить
единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты
контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется
субъективизм преподавателя при оценивании знаний. Применение данного
вида контроля позволяет успешно осуществлять самоконтроль.
В последнее время все большее распространение получает тестовый
контроль, основным инструментом которого является тест. Педагогическое
тестирование обладает определенными преимуществами перед
традиционными методами контроля: объективность,
дифференцированность, эффективность.
Сочетание различных методов контроля называется комбинированным
(уплотненным) контролем.
Цель
данной
работы: разработать
и
апробировать
программу
педагогической
диагностики
как
условия
дифференциации
в
начальной
школе.
Объект работы: процесс наблюдения, управления и контроля качества
усвоения
предметных
знаний
учащихся
через
осуществление
педагогической диагностики.
Предмет
работы:
механизм
создания
программы
педагогической
диагностики как условия дифференциации в начальной школе.
В
соответствии
с
объектом,
предметом
и
целью
работы
были
поставлены следующие задачи:
1.
Определить
степень
теоретической
разработанности
проблемы
педагогической
диагностики
как
условия
дифференциации
в
начальной
школе.
2.
Разработать
систему
заданий
педагогической
диагностики
по
русскому языку и математике.
3. Выявить возможности УМК «Школа России» в связи с исследуемой
проблемой.
4.
Апробировать
систему
заданий
педагогической
диагностики
на
разных предметах.
Диагностику на каждой ступени обучения в начальной школе провожу в три
этапа:
вводный
контроль,
промежуточный
и
итоговый.
В
качестве
инструментов
диагностики
использую
контрольные
работы,
проверочные
работы, тесты, собеседование.
За основу своей педагогической деятельности беру предметный
мониторинг, в ходе которого диагностирую и отслеживаю индивидуальные
учебные достижения каждого учащегося. Строю его с учётом возрастных и
психологических особенностей детей и представляю в виде совокупностей
двух видов деятельности: деятельности того, кто обучает (учитель),
деятельности того, кто учится (ученики).
Для того, чтобы видеть продвижение каждого ученика, я завела
портфолио всего класса, где отражаю результаты учебно-воспитательной
деятельности.
Основной педагогической идеей моей работы является организация
педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика , как
субъекта образовательного процесса через диагностическое
сопровождение, а также технологию деятельностного метода и
определения своей собственной позиции и самооценки.
Сущность работы заключается в том, чтобы создать условия для развития
индивидуальности каждого ребенка, оказания педагогической поддержки
учащимся средствами педагогической диагностики, психологического
комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей,
педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных
обязательств;
-обеспечение условий для индивидуальной траектории развития каждого
школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
-формирование системы опорных базовых знаний и умений, составляющих
основу при последующем обучении;
-формирование системы оценки и самооценки, адекватной реальным
достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия
ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той
иной образовательной траектории.
Новизна работы проявляется в применении диагностики с целью
отслеживания планируемых результатов образования
( личностных, коммуникативных, предметных, метапредметных).
Основой моей педагогической работы является технология
деятельностного метода, метод проектов и проблемно –диалогическое
обучение . Они не являются принципиально новыми в педагогической
практике, но вместе с тем, их сегодня относят к педагогическим технологиям
ХХI века, как предусматривающие умение адаптироваться в стремительно
изменяющемся мире.
Трудоемкость реализации заключается в том, для достижения
результативности необходимо иметь богатый набор диагностик (тесты,
проективные методики, анкеты, проверочные работы, карточки –задания
по темам и пр.) 2-3 раза в год для установления владения основными
компонентами УУД, или почти каждый день, для выявления характера и
причин трудностей ученика, используя дифференцированный и
индивидуальный подходы.
Доступность работы заключается в том, что она может быть успешно
использован учителями начальных классов в общеобразовательных
школах.
( портфолио и папок личных достижений учащихся)
Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по
педагогическому сопровождению обучения в начальной школе средствами
инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный
результат можно достигнуть только при условии:
1. Высокой мотивации учащихся, огромного желания и терпения родителей,
квалифицированном руководстве педагога;
2. Грамотного использования диагностического инструментария;
3. Развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
4. Системного применения самостоятельных работ на уроках;
5. Отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
6.Мониторинг качества знаний должен быть на всех этапах педагогической
деятельности;
Выявлены проблемы:
1. В связи с введением ФГОС необходимо подобрать инструментарий для
отслеживания УУД. Диагностика результативности образовательного
процесса не может ограничиваться лишь отслеживанием становления
предметных знаний и умений у младших школьников. Важную роль
приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка, ведь
предметные знания нужны ребенку не сами по себе, а как инструмент его
адаптации к окружающему миру.
2. Проблема несоответствия требований учителя и родителей;
3. Отсутствие правильной дозированной помощи при работе с литературой
(легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
4. Слабая материальная обеспеченность семей;
5. Недостаточная заинтересованность родителей.
Литература.
1. Беспалько В. М. Мониторинг качества обучения - средство управления
образованием. - М., 2006
2. Вовна В. И., Короченцев В. В. и др. Мониторинг качества обучения как
важнейший инструмент управления образованием // Инновации в
образовании, 2005, № 5
3. Горб В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как
фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг,
2000, № 5
4. Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном
обучении. - СПб., 2005
5. Гузеев В. В. Характерные черты образовательных технологий разных
поколений // Научно-практический журнал «Завуч», 2004, №3
6. Гузеев В. В. Исследовательские проекты в практике школы // Библиотека
журнала «Директор школы».-1998,№7
7. Кайнова Э. Б. Критерии качества образования: основные характеристики и
способы измерения. - М., 2005
8. Каменский А. М.Внеурочные технологии как альтернативные формы
образования // Библиотека журнала «Директор школы».-2006, №2
9. Лизинский В. М. Критерии оценки и стимулирование педагогической
деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным
процессом // Завуч, 2005, № 5
10. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб.,
11. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы
образования. - М., 2001
12. Масленникова А. В. Исследовательская деятельность учащихся //
Практика административной работы в школе, 2004, №5.
13. Поташник М. М. Управление качеством образования в школе. - М., 1996
14. Мишарина М. И. Система оценки обучения и развития, учащихся 1
класса. – Тверь.,2007