Напоминание

"Развитие фонематического слуха у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством перфокарт"


Автор: Илютаева Алина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №47 "Гусельки"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие фонематического слуха у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством перфокарт"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие фонематического слуха у дошкольников

с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством перфокарт

Среди актуальных проблем логопедической

практики последних лет

является

увеличение

количества

детей

с

различными

речевыми

нарушениями.

Самое многочисленное речевое нарушение, возникающее у детей старшего

дошкольного возраста, является фонетико-фонематическое недоразвитие

речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение

процессов формирования произносительной системы родного языка и

фонематических

процессов,

такие

как:

фонематический

слух

и

фонематическое восприятие.[1]

В области преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в

отечественной логопедии занимались такие специалисты: Г.А. Каше, Р.Е.

Левина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, В.И. Бельтюков, Г.В. Чиркина и

многие другие.[5]

Одним из основных симптомов при фонетико-фонематическом недоразвитии

речи является несформированность фонематического слуха у детей.

В связи с тем, что у детей дошкольного возраста с недоразвитием фонетико-

фонематического недоразвития речи нарушен фонематический слух, то

возникают проблемы в неправильном распознавании слов, сложности

восприятии информации и общения, ошибки при чтении и письме.[2]

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться крайне рано. При

появлении на свет слух детей не адаптирован к тонкому различению речевых

звуков. Лишь через пару недель малыш начинает различать именно

речевые звуки.[4]

С возрастом фонематические процессы только улучшаются и закрепляются.

Дошкольник четко и верно различает фонемы близкие по акустическим и

артикуляционным

признакам.

Уже

к

4

годам

ребенок

должен

дифференцировать все фонемы и к тому же времени заканчивается

формирование правильного звукопроизношения. [3]

Важным

направлением

логопедической

работы

является

развитие

фонематического слуха, которое осуществляется ежедневно учителем-

логопедом на индивидуальных занятиях. Для развития фонематического

слуха предлагается использовать перфокарты.

Перфокарта по развитию фонематического слуха представляет собой папку с

листами А4. На каждом листе изображены предметные картинка, под

которыми вырезано окошко. Под этот лист в папку закладывается чистый

листок бумаги такого же формата. Предметные картинки подобраны так, что

часть из них содержит в названиях заданный звук (например, [ш]), а в

названиях других картинках данной фонемы нет.

Целью работы с перфокартой считается, нахождение заданной фонемы на

основе четкого, громкого проговаривания названия предметной картинка.

Для выполнения этой игры, дошкольнику старшего возраста нужно назвать

четко и внятно картинки, отыскать все предметные картинки, имеющие в

наименовании данный звук, и закрасить под ними окошко. В последствие

этого листок вынимается из перфокарты. Все пометки соединяются линиями.

Если рисунки определены верно, должна получится буква, обозначающая

данный звук.

В процессе работы с перфокартой у ребенка старшего дошкольного возраста

развивается фонематический слух, мышление, память, мелкая моторика,

обогащается

словарный

запас,

формируются

навыки

графического

изображения фонемы, то есть дошкольник знакомиться с буквой.

Работать с перфокартой нужно в свободном тихом помещении. Перед

дошкольником не должно быть отвлекающих предметов.

Длительность

всего

занятия

по

развитию

фонематического

слуха

с

использованием перфокарты составляет 15-20 минут.

Пример работы по перфокарте на звук [н].

Рисунок 1. Работа с перфокартой на звук [н]

Рисунок 2. Графическое изображение звука [н]

После этого учитель-логопед снимает с листа перфокарту и просит ребенка

соединить последовательно значки так, чтобы получилось графическое

изображение фонемы [н], то есть буква –"Н".

Для наиболее эффективного проведения логопедической работы было

составлено примерное перспективное планирование по развитию

фонематического слуха детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи с использованием перфокарт для учителя-логопеда.

Перспективное планирование представлено в таблице 1.

Таблица 1. Перспективное планирование коррекционной работы по

развитию фонематического слуха старших дошкольников с фонетико-

фонематическим недоразвитием речи

Меся

Неде

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятниц

ц

л

я

а

Октя

брь

1

Работа с перф

окартой на

звук [с].

Работа с пе

рфокарто

й на звук

[з].

Работа с пе

рфокартой

на звук [ц].

Работа с пер

фокартой [с],

[з], [ц].

Работа с

перфока

ртой на

звук [ш]

2

Работа с перф

окартой на

звук [ж].

Работа с

перфокарто

й на звук

[ч].

Работа с пе

рфокартой

на звук [ш],

[ж], [ч].

Работа с пер

фокартой на

звук [л].

Работа с

перфока

ртой на

звук [р].

3

Работа с перф

окартой на

звук [л] [р].

Работа с

перфокарто

й на звук

[п].

Работа с пе

рфокартой

на звук [б].

Работа с пер

фокартой на

звук [т].

Работа с

перфока

ртой на

звук [д].

Таким образом, при работе с перфокартой у дошкольника 5-6 лет с фонетико-

фонематическим

недоразвитием

речи

развивается

слуховое

внимание,

ребенок дифференцирует на слух звуки речи в названии слов, формируются

графомоторные

навыки.

Необходимо

отметить,

что

только

при

систематической

целенаправленной

логопедической

работы

с

использованием перфокарт по развитию фонематического слуха у детей 5-

6 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи повышается качества

речевого развития, письма и чтения.

Литература

Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематических

процессов у детей фошкольного возраста. М.: Просвещение 1963.

Ковшиков

В.А.

Исправлениенарушений

различия

звуков.

Методы

и

дидактические материалы. С.-Пб.: САТИС,1995.

Филичива Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. М.:

Просвещение, 2008.

Корнеев

А.Н.

О

медико-псхологических

принципах

предупреждения

дислексии у детей. Л.: изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена.1988.

Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в

дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. Тамбовская

типография: Пролетарский светоч,2010.

Статью подготовил учитель-логопед: Илютаева Алина Анатольевна

МБДОУ№47 «Гусельки»



В раздел образования