Автор: Илютаева Алина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №47 "Гусельки"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие фонематического слуха у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством перфокарт"
Раздел: дошкольное образование
Развитие фонематического слуха у дошкольников
с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством перфокарт
Среди актуальных проблем логопедической
практики последних лет
является
увеличение
количества
детей
с
различными
речевыми
нарушениями.
Самое многочисленное речевое нарушение, возникающее у детей старшего
дошкольного возраста, является фонетико-фонематическое недоразвитие
речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка и
фонематических
процессов,
такие
как:
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие.[1]
В области преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в
отечественной логопедии занимались такие специалисты: Г.А. Каше, Р.Е.
Левина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, В.И. Бельтюков, Г.В. Чиркина и
многие другие.[5]
Одним из основных симптомов при фонетико-фонематическом недоразвитии
речи является несформированность фонематического слуха у детей.
В связи с тем, что у детей дошкольного возраста с недоразвитием фонетико-
фонематического недоразвития речи нарушен фонематический слух, то
возникают проблемы в неправильном распознавании слов, сложности
восприятии информации и общения, ошибки при чтении и письме.[2]
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться крайне рано. При
появлении на свет слух детей не адаптирован к тонкому различению речевых
звуков. Лишь через пару недель малыш начинает различать именно
речевые звуки.[4]
С возрастом фонематические процессы только улучшаются и закрепляются.
Дошкольник четко и верно различает фонемы близкие по акустическим и
артикуляционным
признакам.
Уже
к
4
годам
ребенок
должен
дифференцировать все фонемы и к тому же времени заканчивается
формирование правильного звукопроизношения. [3]
Важным
направлением
логопедической
работы
является
развитие
фонематического слуха, которое осуществляется ежедневно учителем-
логопедом на индивидуальных занятиях. Для развития фонематического
слуха предлагается использовать перфокарты.
Перфокарта по развитию фонематического слуха представляет собой папку с
листами А4. На каждом листе изображены предметные картинка, под
которыми вырезано окошко. Под этот лист в папку закладывается чистый
листок бумаги такого же формата. Предметные картинки подобраны так, что
часть из них содержит в названиях заданный звук (например, [ш]), а в
названиях других картинках данной фонемы нет.
Целью работы с перфокартой считается, нахождение заданной фонемы на
основе четкого, громкого проговаривания названия предметной картинка.
Для выполнения этой игры, дошкольнику старшего возраста нужно назвать
четко и внятно картинки, отыскать все предметные картинки, имеющие в
наименовании данный звук, и закрасить под ними окошко. В последствие
этого листок вынимается из перфокарты. Все пометки соединяются линиями.
Если рисунки определены верно, должна получится буква, обозначающая
данный звук.
В процессе работы с перфокартой у ребенка старшего дошкольного возраста
развивается фонематический слух, мышление, память, мелкая моторика,
обогащается
словарный
запас,
формируются
навыки
графического
изображения фонемы, то есть дошкольник знакомиться с буквой.
Работать с перфокартой нужно в свободном тихом помещении. Перед
дошкольником не должно быть отвлекающих предметов.
Длительность
всего
занятия
по
развитию
фонематического
слуха
с
использованием перфокарты составляет 15-20 минут.
Пример работы по перфокарте на звук [н].
Рисунок 1. Работа с перфокартой на звук [н]
Рисунок 2. Графическое изображение звука [н]
После этого учитель-логопед снимает с листа перфокарту и просит ребенка
соединить последовательно значки так, чтобы получилось графическое
изображение фонемы [н], то есть буква –"Н".
Для наиболее эффективного проведения логопедической работы было
составлено примерное перспективное планирование по развитию
фонематического слуха детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи с использованием перфокарт для учителя-логопеда.
Перспективное планирование представлено в таблице 1.
Таблица 1. Перспективное планирование коррекционной работы по
развитию фонематического слуха старших дошкольников с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи
Меся
Неде
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятниц
ц
л
я
а
Октя
брь
1
Работа с перф
окартой на
звук [с].
Работа с пе
рфокарто
й на звук
[з].
Работа с пе
рфокартой
на звук [ц].
Работа с пер
фокартой [с],
[з], [ц].
Работа с
перфока
ртой на
звук [ш]
2
Работа с перф
окартой на
звук [ж].
Работа с
перфокарто
й на звук
[ч].
Работа с пе
рфокартой
на звук [ш],
[ж], [ч].
Работа с пер
фокартой на
звук [л].
Работа с
перфока
ртой на
звук [р].
3
Работа с перф
окартой на
звук [л] [р].
Работа с
перфокарто
й на звук
[п].
Работа с пе
рфокартой
на звук [б].
Работа с пер
фокартой на
звук [т].
Работа с
перфока
ртой на
звук [д].
Таким образом, при работе с перфокартой у дошкольника 5-6 лет с фонетико-
фонематическим
недоразвитием
речи
развивается
слуховое
внимание,
ребенок дифференцирует на слух звуки речи в названии слов, формируются
графомоторные
навыки.
Необходимо
отметить,
что
только
при
систематической
целенаправленной
логопедической
работы
с
использованием перфокарт по развитию фонематического слуха у детей 5-
6 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи повышается качества
речевого развития, письма и чтения.
Литература
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематических
процессов у детей фошкольного возраста. М.: Просвещение 1963.
Ковшиков
В.А.
Исправлениенарушений
различия
звуков.
Методы
и
дидактические материалы. С.-Пб.: САТИС,1995.
Филичива Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. М.:
Просвещение, 2008.
Корнеев
А.Н.
О
медико-псхологических
принципах
предупреждения
дислексии у детей. Л.: изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена.1988.
Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в
дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. Тамбовская
типография: Пролетарский светоч,2010.
Статью подготовил учитель-логопед: Илютаева Алина Анатольевна
МБДОУ№47 «Гусельки»