Напоминание

"Основные направления инклюзивного образования в школе"


Автор: Бирючкова Анна Леонидовна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская СОШ"
Населённый пункт: Село Первомайское Бийский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные направления инклюзивного образования в школе"
Раздел: полное образование





Назад




Основные направления инклюзивного образования в школе

В

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

начального общего образования для обучающихся с ОВЗ прописано, что

необходима

работа

по

выявлению

индивидуальных

особенностей

обучающихся с ОВЗ и понимание зон их ближайшего развития, создание

особых условий, способствующих развитию, социализации и раскрытию

потенциала, организация пространственной среды. Такие направления

деятельности

необходимо

включать

в

общеобразовательную

среду,

влияющую и способствующую комплексному развитию.

В

коррекционной

образовательной

среде

одним

из

основных

направлений работы является адаптация и социализация обучающихся с

ОВЗ. Процесс обучения и воспитания инклюзивной среды строится на тех же

принципах: осознание ценности человека, социализация обучающихся,

воспитание культуры общения, поведения.

В общеобразовательную среду при помощи технологии создания

организационно-педагогических

условий

инклюзивного

образования

включены занятия, имеющие направленность на адаптацию в социум,

развитие творческого потенциала и самостоятельности. При такой форме

организации занятий все ученики получают необходимый социальный опыт,

который не даётся в общеобразовательной системе. Одной из важнейших

особенностей

инклюзивного

образования

является

положительное

воздействие на всех обучающихся. Организация и включение их в различные

формы

деятельности

способствуют

тому,

что

помимо

саморазвития,

увеличения

мотивации

к

процессу

обучения

они

начинают

взаимодействовать со сверстниками, имеющими ОВЗ, на равных.

Независимо от представленной программы важно применять в работе

учителя

различные

формы

деятельности

театральные

постановки,

различные ремесла, спортивную деятельность, танцевально-двигательные

терапии (пассивное и активное участие).

Организация занятий с обучающимися: структура построения занятий в

общеобразовательных организациях и организациях, реализующих АООП

примерно схожая, но в процессе урока имеются специфичные особенности,

присутствующие в конкретном типе организации. Часто на занятиях в

общеобразовательных организациях учитель даёт материал из учебника и

задание изученного параграфа по теме, которую проходили на уроке.

Ориентация в таком случае идёт больше на теоретическую часть, которую

учащийся должен усвоить самостоятельно и закрепить при выполнении

домашнего

задания.

В

организациях,

реализующих

АООП,

учителя

ориентированы больше на практическую деятельность. При объяснении

материала приводятся примеры из жизненного опыта детей и оценивается

актуальность предмета и изучаемой темы.

Проанализировав структуру построения учебных занятий, можно

сделать вывод, что в общеобразовательных организациях из-за ориентации

на теоретическую часть обращается недостаточно внимания на практические

навыки и представления (без учёта уроков физической культуры и

технологии). Исходя из этого, синтезировав материал, можно предположить,

что применение практических заданий и способов подачи материала в

общеобразовательных организациях будут способствовать всестороннему

развитию и обучению детей с ОВЗ.

Выбор типа урока и использования различных форм деятельности

зависит

от

педагога.

При

применении

различных

теоретических

и

практических способов подачи материала учителю важно определить, что

необходимо показать учащимся, что вывести на первый план и что должно

закрепиться в умениях, а после перейти в навык.

Во время учебных занятий, при подаче материала наглядно-образным

способом,

происходит

плавный

переход

в

словесно-логический

тип

мышления – в сознании откладывается представление об определённом

принципе деятельности в том или ином предмете, явлении.

Другая сторона такого способа подачи материала – неготовность

учителей

подбирать

наглядный

материал,

выстраивать

урок

через

практическую деятельность и применять инновационные методы и способы

обучения.

Таким образом, обучение проходит в виде представлений и ассоциаций

изучаемой темы, другими словами – это переход теории в практику через

показ и пробы полученных знаний от учителя и из учебника. При

использовании описываемого способа обучения отмечается повышение

активности учащихся в классе, улучшается работоспособность и создается

мотивация к учению.

Создание особых условий как важного компонента в инклюзивном

образовании связано с учетом особенностей развития каждого обучающегося

конкретной образовательной организации. Но нельзя забывать и о том, что

внедрение инклюзивного образования сложно осуществить без комплексной

и налаженной работы группы специалистов, создающих эти необходимые

дополнительные

условия.

В

работе

образовательных

организаций,

реализующих

АООП,

наличие

специалистов,

сопровождающих

обучающихся, является одним из обязательных требований в организации

образовательной

деятельности.

Требования

же

к

профессиональной

деятельности этих специалистов нуждаются в дополнительных разъяснениях,

поскольку в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обращается внимание лишь на

уровень профессиональной подготовки специалистов.

Создание

специальных

условий

для

детей

с

особыми

образовательными потребностями связано с диагностикой имеющихся у них

отклонений и с последующим определением необходимой индивидуальной

коррекционной помощи. Так как форм и видов нарушений много, то

существует многообразие в вариативности предоставления специальных

условий.

В работе делается акцент на трёх участников образовательного

процесса: педагогов, обучающихся и родителей. Педагог, в первую очередь,

занимается организацией деятельности ребёнка, его взаимоотношениями со

сверстниками, а также включением родителей в образовательную среду. Он

является инициатором по включению, социализации и адаптации всех

участников образовательного процесса. В результате правильно выстроенной

работы деятельность педагога уменьшается, далее инициатива исходит от

обучающихся и родителей.

При определении векторов развития для педагога важно выходить за

рамки образовательной программы, учитывая индивидуальные особенности

каждого обучающегося. Должна присутствовать готовность применять в

работе инновационные методы и подходы в подаче материала, организации

занятий и воспитании отдельных социальных норм.

Педагогу важно предлагать родителям определять окружающую среду

своего ребенка и создавать её вариативность (дополнительные занятия,

секции, кружки, ресурсы библиотеки, электронные ресурсы). Для работы с

обучающимися необходимо непрерывно организовывать процесс обучения и

воспитания, который должен быть последователен и цикличен. Особенно

этот критерий важен для обучающихся с ОВЗ. Педагог должен быть гибким и

поддерживать инициативу других педагогов, обучающихся и родителей в

иных формах, темпах и выборе способов получения образования.

Как и в коррекционной образовательной среде, индивидуальный

подход остаётся одним из главных в инклюзивной сфере обучения. И

индивидуализация обучения способствует тому, что каждый обучающийся

сможет

получить

качественное

образование

на

основе

своего

образовательного

маршрута.

Принципы,

на

которые

педагог

должен

основывается в своей работе: принцип социализации, принцип воспитания

норм культуры и антропологический принцип.

Для работы с обучающимися педагоги предлагают вести портфолио.

На самом деле результаты портфолио не анализируются и на их основе не

делаются заключения по возможным вариантам развития обучающихся и

выстраивания работы с ними. Портфолио необходимо для анализа изменений

качества выполнения работ, деятельности обучающихся, их активности,

мотивации и стремления к отдельным образовательным предметам. Учитель

должен научить обучающихся работать с портфолио, вносить необходимые

данные, выстраивать определенную структуру и сопоставлять результаты

работы в разных видах деятельности.

Педагогу необходимо вести дневник учителя для создания особой базы

знаний о классе и учащихся в нём. Учитель, который ведёт такой дневник,

знает особенности своих учеников, составляет характеристики на каждого

обучающегося, видит изменения в процессе обучения, способен на основе

данных

анализировать

различные

действия

каждого

отдельного

обучающегося и на основе этой информации выстраивать работу по

коррекции и развитию детей.

В результате эксперимента выявлено, что родители готовы работать с

ребёнком и заниматься с ним, но нужно предлагать те направления в работе с

ребёнком, которые заинтересуют его и будут направлены на улучшение

внутрисемейных

отношений,

развитие

самого

ребёнка,

повышение

мотивации к обучению и снижению негативных реакций. Родители –

полноправные участники образовательного процесса и должны активно

включаться в него. Педагог должен организовать правильное включение и

родителей и обучающихся.

Выводы

Инклюзивная среда способствует развитию коммуникативных навыков

у обучающихся с ОВЗ, их адаптации, социализации, получению знаний,

усвоению правил и норм общения в коллективе. В инклюзивной среде у

обучающихся, развивающихся в онтогенезе, воспитывается толерантность,

умение заботиться о других людях, основой инклюзии для «обычных

школьников» является воспитание гуманистических ценностей. Вся работа в

инклюзивной среде направлена на развитие творческого потенциала всех

обучающихся. В связи с всесторонним развитием каждого обучающегося и

плюсами для всех категорий учащихся, тема остается актуальной. Ведутся

разработки по созданию инклюзивной среды в общеобразовательных

организациях. Образование имеет большую значимость для обучающихся с

ОВЗ,

чем

для

«обычных»

детей.

Обучающиеся,

имеющие

особые

образовательные потребности, получают не только знания, умения и навыки

в преподаваемых предметах, но и адаптируются для жизни и взаимодействия

в социуме.



В раздел образования