Автор: Бирючкова Анна Леонидовна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская СОШ"
Населённый пункт: Село Первомайское Бийский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные направления инклюзивного образования в школе"
Раздел: полное образование
Основные направления инклюзивного образования в школе
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
начального общего образования для обучающихся с ОВЗ прописано, что
необходима
работа
по
выявлению
индивидуальных
особенностей
обучающихся с ОВЗ и понимание зон их ближайшего развития, создание
особых условий, способствующих развитию, социализации и раскрытию
потенциала, организация пространственной среды. Такие направления
деятельности
необходимо
включать
в
общеобразовательную
среду,
влияющую и способствующую комплексному развитию.
В
коррекционной
образовательной
среде
одним
из
основных
направлений работы является адаптация и социализация обучающихся с
ОВЗ. Процесс обучения и воспитания инклюзивной среды строится на тех же
принципах: осознание ценности человека, социализация обучающихся,
воспитание культуры общения, поведения.
В общеобразовательную среду при помощи технологии создания
организационно-педагогических
условий
инклюзивного
образования
включены занятия, имеющие направленность на адаптацию в социум,
развитие творческого потенциала и самостоятельности. При такой форме
организации занятий все ученики получают необходимый социальный опыт,
который не даётся в общеобразовательной системе. Одной из важнейших
особенностей
инклюзивного
образования
является
положительное
воздействие на всех обучающихся. Организация и включение их в различные
формы
деятельности
способствуют
тому,
что
помимо
саморазвития,
увеличения
мотивации
к
процессу
обучения
они
начинают
взаимодействовать со сверстниками, имеющими ОВЗ, на равных.
Независимо от представленной программы важно применять в работе
учителя
различные
формы
деятельности
–
театральные
постановки,
различные ремесла, спортивную деятельность, танцевально-двигательные
терапии (пассивное и активное участие).
Организация занятий с обучающимися: структура построения занятий в
общеобразовательных организациях и организациях, реализующих АООП
примерно схожая, но в процессе урока имеются специфичные особенности,
присутствующие в конкретном типе организации. Часто на занятиях в
общеобразовательных организациях учитель даёт материал из учебника и
задание изученного параграфа по теме, которую проходили на уроке.
Ориентация в таком случае идёт больше на теоретическую часть, которую
учащийся должен усвоить самостоятельно и закрепить при выполнении
домашнего
задания.
В
организациях,
реализующих
АООП,
учителя
ориентированы больше на практическую деятельность. При объяснении
материала приводятся примеры из жизненного опыта детей и оценивается
актуальность предмета и изучаемой темы.
Проанализировав структуру построения учебных занятий, можно
сделать вывод, что в общеобразовательных организациях из-за ориентации
на теоретическую часть обращается недостаточно внимания на практические
навыки и представления (без учёта уроков физической культуры и
технологии). Исходя из этого, синтезировав материал, можно предположить,
что применение практических заданий и способов подачи материала в
общеобразовательных организациях будут способствовать всестороннему
развитию и обучению детей с ОВЗ.
Выбор типа урока и использования различных форм деятельности
зависит
от
педагога.
При
применении
различных
теоретических
и
практических способов подачи материала учителю важно определить, что
необходимо показать учащимся, что вывести на первый план и что должно
закрепиться в умениях, а после перейти в навык.
Во время учебных занятий, при подаче материала наглядно-образным
способом,
происходит
плавный
переход
в
словесно-логический
тип
мышления – в сознании откладывается представление об определённом
принципе деятельности в том или ином предмете, явлении.
Другая сторона такого способа подачи материала – неготовность
учителей
подбирать
наглядный
материал,
выстраивать
урок
через
практическую деятельность и применять инновационные методы и способы
обучения.
Таким образом, обучение проходит в виде представлений и ассоциаций
изучаемой темы, другими словами – это переход теории в практику через
показ и пробы полученных знаний от учителя и из учебника. При
использовании описываемого способа обучения отмечается повышение
активности учащихся в классе, улучшается работоспособность и создается
мотивация к учению.
Создание особых условий как важного компонента в инклюзивном
образовании связано с учетом особенностей развития каждого обучающегося
конкретной образовательной организации. Но нельзя забывать и о том, что
внедрение инклюзивного образования сложно осуществить без комплексной
и налаженной работы группы специалистов, создающих эти необходимые
дополнительные
условия.
В
работе
образовательных
организаций,
реализующих
АООП,
наличие
специалистов,
сопровождающих
обучающихся, является одним из обязательных требований в организации
образовательной
деятельности.
Требования
же
к
профессиональной
деятельности этих специалистов нуждаются в дополнительных разъяснениях,
поскольку в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обращается внимание лишь на
уровень профессиональной подготовки специалистов.
Создание
специальных
условий
для
детей
с
особыми
образовательными потребностями связано с диагностикой имеющихся у них
отклонений и с последующим определением необходимой индивидуальной
коррекционной помощи. Так как форм и видов нарушений много, то
существует многообразие в вариативности предоставления специальных
условий.
В работе делается акцент на трёх участников образовательного
процесса: педагогов, обучающихся и родителей. Педагог, в первую очередь,
занимается организацией деятельности ребёнка, его взаимоотношениями со
сверстниками, а также включением родителей в образовательную среду. Он
является инициатором по включению, социализации и адаптации всех
участников образовательного процесса. В результате правильно выстроенной
работы деятельность педагога уменьшается, далее инициатива исходит от
обучающихся и родителей.
При определении векторов развития для педагога важно выходить за
рамки образовательной программы, учитывая индивидуальные особенности
каждого обучающегося. Должна присутствовать готовность применять в
работе инновационные методы и подходы в подаче материала, организации
занятий и воспитании отдельных социальных норм.
Педагогу важно предлагать родителям определять окружающую среду
своего ребенка и создавать её вариативность (дополнительные занятия,
секции, кружки, ресурсы библиотеки, электронные ресурсы). Для работы с
обучающимися необходимо непрерывно организовывать процесс обучения и
воспитания, который должен быть последователен и цикличен. Особенно
этот критерий важен для обучающихся с ОВЗ. Педагог должен быть гибким и
поддерживать инициативу других педагогов, обучающихся и родителей в
иных формах, темпах и выборе способов получения образования.
Как и в коррекционной образовательной среде, индивидуальный
подход остаётся одним из главных в инклюзивной сфере обучения. И
индивидуализация обучения способствует тому, что каждый обучающийся
сможет
получить
качественное
образование
на
основе
своего
образовательного
маршрута.
Принципы,
на
которые
педагог
должен
основывается в своей работе: принцип социализации, принцип воспитания
норм культуры и антропологический принцип.
Для работы с обучающимися педагоги предлагают вести портфолио.
На самом деле результаты портфолио не анализируются и на их основе не
делаются заключения по возможным вариантам развития обучающихся и
выстраивания работы с ними. Портфолио необходимо для анализа изменений
качества выполнения работ, деятельности обучающихся, их активности,
мотивации и стремления к отдельным образовательным предметам. Учитель
должен научить обучающихся работать с портфолио, вносить необходимые
данные, выстраивать определенную структуру и сопоставлять результаты
работы в разных видах деятельности.
Педагогу необходимо вести дневник учителя для создания особой базы
знаний о классе и учащихся в нём. Учитель, который ведёт такой дневник,
знает особенности своих учеников, составляет характеристики на каждого
обучающегося, видит изменения в процессе обучения, способен на основе
данных
анализировать
различные
действия
каждого
отдельного
обучающегося и на основе этой информации выстраивать работу по
коррекции и развитию детей.
В результате эксперимента выявлено, что родители готовы работать с
ребёнком и заниматься с ним, но нужно предлагать те направления в работе с
ребёнком, которые заинтересуют его и будут направлены на улучшение
внутрисемейных
отношений,
развитие
самого
ребёнка,
повышение
мотивации к обучению и снижению негативных реакций. Родители –
полноправные участники образовательного процесса и должны активно
включаться в него. Педагог должен организовать правильное включение и
родителей и обучающихся.
Выводы
Инклюзивная среда способствует развитию коммуникативных навыков
у обучающихся с ОВЗ, их адаптации, социализации, получению знаний,
усвоению правил и норм общения в коллективе. В инклюзивной среде у
обучающихся, развивающихся в онтогенезе, воспитывается толерантность,
умение заботиться о других людях, основой инклюзии для «обычных
школьников» является воспитание гуманистических ценностей. Вся работа в
инклюзивной среде направлена на развитие творческого потенциала всех
обучающихся. В связи с всесторонним развитием каждого обучающегося и
плюсами для всех категорий учащихся, тема остается актуальной. Ведутся
разработки по созданию инклюзивной среды в общеобразовательных
организациях. Образование имеет большую значимость для обучающихся с
ОВЗ,
чем
для
«обычных»
детей.
Обучающиеся,
имеющие
особые
образовательные потребности, получают не только знания, умения и навыки
в преподаваемых предметах, но и адаптируются для жизни и взаимодействия
в социуме.