Напоминание

Дивергентное мышление


Автор: Кристина Николаевна Малашенко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Ковров
Наименование материала: статья
Тема: Дивергентное мышление
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дивергентное мышление

Исследователи, занимающиеся изучением процессов научного

творчества, при анализе подобных ситуаций, указывают на наличие

неэффективных моделей поведения, подразумевая под этим устоявшиеся

паттерны действий, стереотипы и рутины. Ключевая проблема человека

заключается в том, что он, как правило, следует этим шаблонам и

воспроизводит неэффективные модели поведения, что в конечном итоге

приводит к нежелательным результатам.

К неэффективным моделям поведения можно отнести действия,

совершаемые под влиянием так называемой «психологической инерции».

Под психологической инерцией понимают склонность к определённому

методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме одной,

которая была выбрана изначально.

Если человек не способен решать задачи такого рода, то можно

говорить о его неспособности «включать» своё воображение.

Эти примеры могут показаться недостаточными и неубедительными, но, к

сожалению, подобных ситуаций в жизни больше, чем достаточно.

Психологическая инерция — это не случайное, а закономерное явление,

присущее людям. А воображение — это качество, которое есть у каждого

человека от рождения, но с возрастом оно может исчезнуть, если его не

развивать.

Можно и нужно научиться преодолевать психологическую инерцию и

развивать своё творческое воображение. Но для этого нужно знать, что

преодолевать и что развивать.

Поэтому стоит задуматься о будущем нашей страны и каждого ребёнка,

которого мы воспитываем.

Ежедневные задачи, с которыми сталкиваются дети, требуют

творческого подхода, а не повторения старых решений. Это помогает

развивать творческий потенциал и противостоять стереотипам и шаблонам.

Требования к человеку становятся всё выше, так как мир меняется, меняются

социальные запросы, происходит модернизация образования. Сегодня

процесс обучения должен быть направлен не на передачу знаний, умений и

навыков, а на всестороннее, личностное и интеллектуальное развитие, на

развитие творческого потенциала школьников.

Обществу нужны люди, которые постоянно развиваются и обладают

уникальными качествами.

Понятие «дивергентное мышление» было введено Дж. Гилфордом в 1967

году. Он изучал интеллект, учитывая процессы мышления, памяти и

внимания, рассматривая дивергентное мышление как часть структуры

интеллекта. По его мнению, дивергентное мышление является общей

творческой способностью, которая влияет на развитие творческого и

интеллектуального потенциала личности.

Дж. Гилфорд считал, что дивергентное мышление — это тип

мышления, который характеризуется разнообразием конечных продуктов. В

процессе дивергентного мышления происходит поиск решений проблемы по

всем возможным направлениям. Одним из ключевых признаков

дивергентного мышления является скорость мышления, то есть количество

идей, которые генерируются за единицу времени.

Дивергентное мышление позволяет генерировать несколько ответов,

что необходимо для создания оригинальных идей самовыражения человека.

М.А. Холодная считает, что дивергентное мышление определяет

креативность в узком смысле. Она утверждает, что дивергентные

способности — это интеллектуальные способности, которые позволяют

генерировать множество идей относительно одного объекта.

Д.Б. Богоявленская рассматривает дивергентное мышление как способность

мыслить «в разных направлениях», видеть скрытые аспекты объекта. В

процессе дивергентного мышления необходимо исследовать объект со всех

сторон, что позволяет получить несколько ответов.

Т.А. Барышева и Ю.А. Жегалов считают, что дивергентное мышление

проявляется на уровне восприятия, позволяя видеть объект в многополярном

пространстве, в прошлом и будущем.

По мнению А.А. Ленковой, дивергентное мышление — это мышление,

которое характеризуется высоким уровнем внутренней свободы и приводит к

более продуктивным результатам.

Дивергентное мышление не связано с жёсткими связями между явлениями и

их причинами и следствиями.

А.А. Ленкова считает, что дивергентное мышление основано на глубоких

знаниях, широком кругозоре и высоком уровне восприятия, имеет сложную

природу, сложно развивается у учащихся и способствует формированию

таких качеств личности, как любознательность, креативность и

толерантность.

Е.П. Ильин отмечает, что дивергентное мышление связано с созданием

множества решений на основе ограниченной информации и является основой

творчества. Он рассматривает дивергентное мышление как аналитический

стиль мышления, который обеспечивает получение креативных решений.

В результате изучения и анализа понятия «дивергентное мышление»

были выявлены характеристики, определяющие его сущность:

1.

Скорость мышления, то есть количество идей, которые генерируются

за единицу времени.

2.

Оригинальность, проявляющаяся в нестандартном типе мышления и

способности генерировать нестандартные идеи, отличающиеся от

стандартных фактов.

3.

Обширность мышления, всестороннее изучение объекта как целого.

4.

Эффективность мышления, высокая результативность мыслительной

деятельности и её результатов.

5.

Гибкость, способность видеть объект под новым углом зрения.

6.

Креативность, тесная связь с творчеством.



В раздел образования